ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 2785
Скачиваний: 10
недовольство рабочих. В католической стране продолжался острый конфликт церкви с государством. За
пять лет у власти сменилось 29 кабинетов. На таком фоне в феврале 1936 г. выборы в Кортесы принесли
победу коалиции левых партий, выступавших за проведение реформ снизу - методами "прямого действия".
Победившие партии, включая коммунистов, объединились в Народный фронт, который сформировал
правительство.
Политика "прямых действий" дала обычные для революционных методов результаты: развал хозяйства и
рост социальной напряженности. Обещанные радикальные реформы нельзя было провести немедленно, без
подготовки. Ожидания масс, подогретые перед выборами агитацией левых, были чрезмерны. Правительство
Народного фронта убедилось, что оно само не в состоянии контролировать только что проголосовавших за
него избирателей. С марта по июль 1936 г. в Испании состоялось 133 всеобщих и около 250 обычных стачек.
В стране было сожжено и разрушено около 420 церквей. Было закрыто 69 политических клубов и газет.
Нарастала анархия.
В это время потерпевшие на выборах поражение правые партии вступили в контакты с представителями
Гитлера и Муссолини, обратившись к ним за военной помощью. Просьба испанской оппозиции встретила
понимание. Немецкое и итальянское оружие стало тайно перебрасываться на территорию Испанского
Марокко, где возник центр антиправительственного заговора. В июле 1936 г. заговорщики, которых
возглавил генерал Франсиско Франко, подняли мятеж. К середине месяца на юге и западе Испании
ситуацию контролировали франкисты, на севере и востоке - сторонники Народного фронта. Большая часть
военных поддержала Франко, хотя значительная часть руководства военно-морских и военно-воздушных
сил сохранила верность правительству. Ни одна из сторон не могла одержать победу сразу. Страна
оказалась в состоянии гражданской войны.
22. Новые тенденции в политике великих держав в связи с испанской проблемой
Наиболее трудным в связи с развитием событий в Испании было положение Франции. В мае 1936 г. на
выборах во французский парламент победили радикалы, социалисты и коммунисты, которые по аналогии с
Испанией объединились в Народный фронт. Новое правительство возглавил Леон Блюм - первый в истории
Франции социалист на посту главы правительства. Париж беспокоили испанские события, где у власти
находился режим, близкий новому правительству Франции в идейно-политическом смысле. Анархия и
бессилие испанского правительства угнетающе действовали на политическую обстановку во Франции. В
общественном мнении возникали аналогии между событиями в Испании и тем, что могло произойти в самой
Франции.
Париж был заинтересован иметь в Мадриде дружественное правительство. Между тем победа
оппозиционеров-франкистов означала бы для Франции появление на ее южных границах режима, уже
вступившего в дружеские отношения с историческими соперниками Франции - Германией и Италией.
Поэтому поражение республиканцев противоречило французским интересам.
В целом мировое общественное мнение воспринимало испанский конфликт как столкновение
революционеров, коммунистических доктринеров и анархистов с традиционалистами и консерваторами,
объединившимися вокруг армии и церкви ради восстановления порядка. Порядок, который обещал
Ф.Франко, не нравился ни США, ни Великобритании, ни самой Франции. Но анархия и хаос, которые
оказались связанными с правлением испанского Народного фронта, пугали больше.
Блюм не мог осудить испанских левых, не ставя под угрозу союз со своими собственными
коммунистами, которые были солидарны с испанскими. Но он не мог поддержать их, поскольку
правительство французского Народного фронта сделало партнерство с Великобританией основой внешней
политики Франции, а британские консерваторы не симпатизировали испанским революционерам.
Победа Народного фронта во Франции осложнила франко-британские отношения. Хотя Блюм стремился
продемонстрировать свою лояльность Лондону, большинство британских политиков относились к нему с
недоверием. На страницах британских газет и журналов Францию вообще называли
"полукоммунистической" державой. Во всяком случае, две подряд победы "народных фронтов" в Испании и
Франции испугали британскую элиту. "Революционная опасность", которая до того воспринималась на
Британских островах как нечто отдаленное, теперь оказалась ближе и реальнее. Великобритания не хотела
победы Франко. Она понимала, что это может привести к созданию испано-итальянского союза, который
нанесет удар по британскому влиянию на Средиземном море и создаст угрозу британскому присутствию в
Гибралтаре. Но и закрепления левых в Мадриде британское правительство опасалось.
Страхи относительно "революционной опасности" усугублял Советский Союз. СССР не имел
непосредственных интересов на Пиренейском полуострове. Да и идея мировой революции в 1935 г. уже
вызывала в Москве сомнения. Но испанская ситуация позволяла рассчитывать на возникновение конфликта
из-за Испании между Францией и Великобританией, с одной стороны, и Германией и Италией, с другой.
Москве было выгодно, чтобы внимание "империалистических держав" переключилось с востока на запад
Европы. Советский Союз мог выиграть время, необходимое для устройства внутренних дел (политических и
хозяйственных) и укрепления стратегических позиций на Дальнем Востоке. Япония наращивала натиск в
Китае, и японская угроза казалась в Москве реальнее европейской.
Сталин не хотел победы Франко. Но он и не стремился к слишком быстрому прекращению войны в
Испании. В Москве знали, что в испанском левом движении было сильным влияние троцкизма и
поддерживающих Л.Д.Троцкого групп. Эти силы конфликтовали с "твердыми коминтерновцами", которые
следовали указаниям Москвы. Не было исключено, что победа испанских революционеров укрепит позиции
не коминтерновского, а троцкистского крыла комдвижения. Поэтому линия СССР определялась оказанием
помощи мадридскому правительству в размерах, достаточных для поддержания его боеспособности, но
недостаточных для победы над франкистами.
Италия поддерживала Ф.Франко из прагматических соображений. Рим надеялся сохранить дружеские
отношения, которые он установил с мятежниками. Вместе Испания и Италия могли успешно
уравновешивать присутствие Франции и Великобритании на Средиземном море так, чтобы Италия, наконец,
могла иметь более безопасный доступ к Африке, Балканам и островам Восточного Средиземноморья,
которые входили в сферу итальянских притязаний. Муссолини также рассчитывал приобрести в аренду
военные базы на принадлежащих Испании Балеарских островах в Средиземном море.
Наконец, Германия, подобно СССР, была заинтересована просто в затяжном конфликте, за время
которого она могла бы спокойно подготовиться к реализации своих планов в Центральной и Восточной
Европе. Гитлера не очень интересовал генерал Франко. Но Берлин был не прочь поддержать режим,
который, если и не станет явно враждебным Франции, то, по крайней мере, не будет ей дружественным.
В августе 1936 г. Великобритания и Франция обменом нот оформили свое соглашение о проведении
линии "невмешательства" в испанские дела. Вслед за тем о поддержке этой политики заявили Советский
Союз, Германия и Италия. В сентябре 1936 г. в Лондоне был создан Международный комитет по
соблюдению политики невмешательства в испанские дела. В него вошли представители Великобритании,
Франции, Италии, Германии и СССР. Было принято решение о введении эмбарго на поставки оружия обеим
воюющим сторонам. В августе американская администрация также рекомендовала компаниям США
воздержаться от поставок оружия в зону конфликта.
Но на деле эмбарго нарушалось. Италия и Германия продолжали помогать франкистам, переправляя
оружие в португальские порты, а оттуда сухим путем в Испанию. Опасаясь, что мадридское правительство
падет под давлением мятежников, СССР предложил комитету по невмешательству рассмотреть вопрос об
установлении международного контроля над портами Португалии. Великобритания традиционно была
чувствительна к безопасности Португалии, побережье которой имело стратегическое значение для ее
собственной безопасности. Попытка обсуждения вопроса о Португалии на четырехсторонней основе
вызвала негативную реакцию Лондона. Обстановка внутри комитета по невмешательству накалилась. 23
октября 1936 г. советское правительство заявило о своем отказе соблюдать соглашение о невмешательстве и
отменило эмбарго на поставки оружия мадридскому правительству. На коммерческой основе с оплатой в
валюте СССР стал экспортировать в Испанию морским путем и по воздуху вооружения, самолеты и
технику. В Испанию были направлены советские инструкторы и добровольцы численностью около 500
человек. Действия СССР дали повод Германии и Италии резко активизировать помощь Франко.
23. Формирование блока агрессивных держав и активизация войны в Испании
Поддержка франкистов была первым случаем партнерства Италии с Германией. Оно способствовало их
сближению. Однако полное примирение было невозможно в отрыве от компромисса по вопросу об Австрии.
Ситуация упростилась, когда в июле 1936 г. Германия и Австрия подписали договор, в соответствии с
которым Берлин обещал уважать суверенитет Австрии, а австрийское правительство подтвердило, что
Австрия признает себя немецким государством. Итальянское правительство выразило удовлетворение
найденной формулой. Германо-австрийское соглашение устранило важное препятствие для итало-
германского сближения.
Через два дня после отказа СССР соблюдать эмбарго на поставки оружия мадридскому правительству,
25 октября 1936 г., в Берлин прибыл зять Муссолини граф Галеаццо Чиано, только что назначенный
министром иностранных дел. В тот же день был подписан германо-итальянский протокол о
взаимопонимании. Германия признала существующее положение в Эфиопии, стороны оговорили линии
разграничения их экономических интересов в бассейне Дуная, и, самое главное, Германия и Италия
договорились о проведении согласованной линии в испанском вопросе - по сути дела, речь шла о
согласованном военном вмешательстве. Берлинский протокол оформил партнерские отношения между
Германией и Италией без установления между ними формального союза. Была создана "ось Берлин - Рим".
В ноябре 1936 г. в Испанию стали прибывать итальянские и немецкие воинские контингенты. Это были
не регулярные войска, а так называемые легионеры. Одновременно для оказания помощи мадридскому
правительству из числа сочувствовавших ему добровольцев разных национальностей были сформированы
интербригады, которые также приняли участие в гражданской войне.
В ноябре 1936 г. Германия и Италия, а в декабре - Япония признали правительство Франко. С
появлением в Испании итальянских и немецких солдат соотношение сил стало меняться в пользу
франкистов. Ни СССР, ни евроатлантические державы не были готовы пойти на риск противодействия
итало-германской интервенции силой. К концу 1937 г. Франко имел явное военное преобладание.
Республиканские силы продолжали сопротивление. Но они были расколоты. В Мадриде ситуацию
удерживали коммунисты, которым помогал СССР. В Барселоне и во всей Каталонии франкистов
сдерживали анархисты и троцкисты, которые сами призывали к свержению правительства в Мадриде. В
марте 1939 г. антифранкистские силы потерпели в Испании окончательное поражение. В стране была
восстановлена диктатура.
24. Значение испанских событий для международных отношений
Испанская война серьезно изменила расстановку сил в мире. Германии было важно сковать Францию с
юга и насадить в Мадриде дружественный Гитлеру режим. Италия стремилась к гегемонии на Средиземном
море и была заинтересована в ослаблении французского влияния. Идеологический компонент в политике
Германии и Италии тоже присутствовал. Но он дополнял, а не определял стремление Берлина и Рима иметь
в лице Испании партнера.
Франция была очень уязвима перед угрозой противостояния одновременно с Германией и Испанией. В
случае победы франкистов шансы такого противостояния возрастали. В идейном смысле французское
правительство было нейтрально по отношению к испанским событиям. Оно не хотело акцентировать
идеологический аспект происходящего, так как это спровоцировало бы внутренний конфликт социалистов и
радикалов с коммунистами.
Однако в Лондоне преобладало именно идеологизированное восприятие. Именно Великобританию, а не
уже покончивших с внутренней левой оппозицией Германию и Италию, в тот момент беспокоила угроза
революции.
Советская пропаганда, следуя своей логике, тоже старалась придать испанскому конфликту значение
всемирного противостояния "сил мира и прогресса" (коммунизма и революции) "мировому империализму"
(буржуазным демократам и фашистам). Это способствовало укреплению предубеждений против СССР как
страны, "экспортирующей революцию". Доверие демократических стран к Москве падало. Более того, в
Европе складывались предпосылки для создания неформальной коалиции всех правых сил (как
демократических, так и тоталитарных) на "антилевой", антисоветской основе. Снова возникла опасность
изоляции Советского Союза.
25. "Антикоминтерновский пакт"
На уровне практической политики создание "оси Берлин - Рим" только наметило антисоветскую линию -
в той мере как именно СССР на деле противостоял в Испании Германии и Италии. Антисоветский
компонент присутствовал и в последовавшем вскоре за германо-итальянским протоколом от 25 октября
японо-германском соглашении.
25 ноября 1936 г. Германия и Япония заключили "антикоминтерновский пакт", направленный на
координацию действий в вопросах противодействия коммунизму. Пакт предусматривал обмен информацией
о деятельности Коминтерна (ст. 1), и к участию в нем приглашались все страны, считавшие угрожающей для
себя деятельность Коминтерна (ст. 2). Договор заключался сроком на пять лет (продлен в 1941 г.). Согласно
секретному приложению к договору Германия и Япония обязывались в случае войны одной из них с СССР
не принимать мер, способных облегчить положение Советского Союза и не заключать с ним соглашений,
противоречащих духу "антикоминтерновского пакта". Фактически это означало, что Германия и Япония
заключили соглашение о взаимном нейтралитете на случай войны с СССР.
Хотя прежде всего он был антисоветским, пакт одновременно косвенно был направленным против
Франции и Великобритании. Поскольку в правительстве Франции участвовали коммунисты, условия
"антикоминтерновского пакта" можно было при желании распространить и на нее. К Великобритании это не
относилось, но германо-японское сближение объективно сковывало возможности Лондона свободно
действовать в Европе в момент, когда в Азии именно от Японии могла исходить угроза для британских
владений.
В результате германо-итальянского и германо-японского соглашений в мире стала складываться
структура политической координации трех из четырех существовавших к тому времени тоталитарных
государств. Эта структура окрепла, когда в ноябре 1937 г. Италия присоединилась к
"антикоминтерновскому пакту".
26. Восприятие Советского Союза мировым общественным мнением
Испанская война совпала с нарастанием политического террора в СССР. В 1937 г. на февральско-
мартовском пленуме центрального комитета ВКП(б) было принято сталинское теоретическое положение о
том, что по мере упрочения позиций социализма в СССР классовая борьба в стране будет обостряться. Этот
тезис послужил концептуальным обрамлением линии на использование насилия для устранения
политических противников Сталина. В стране стали уничтожаться любые социальные и интеллектуальные
силы, способные стать носителями инакомыслия. Начало войны Японии против Китая в июле 1937 г.
усугубило ситуацию, усилив в советском обществе атмосферу чрезвычайщины и страха перед "близкой
войной".
В 1936-1938 годах в СССР прошли показательные процессы по обвинениям в преступлениях против
"социализма". Они проходили с грубейшими нарушениями законности. Материалы дел, как это было
установлено в конце 80-х годов, были полностью сфабрикованы. Практически все обвиняемые по делам тех
лет были физически уничтожены. Из-за опасений Сталина в отношении возможной оппозиции со стороны
военных были уничтожены лучшие военные кадры высшего (маршалы М.Н.Тухачевский и В.К.Блюхер) и
среднего звена. Это нанесло колоссальный удар по боеспособности Красной Армии (это название
сохранялось до 1946 г.). Из 733 высших командиров и политработников Красной Армии от маршала до
комбрига было расстреляно 579. Всего в армии репрессии коснулись 35 тыс. человек. В стране возникла
нехватка квалифицированных военных специалистов. Некомплект комсостава (начиная от лейтенантов)
составил 34,7%.
Репрессии и террор распространялись на представителей коммунистической элиты других стран,
которые годами и десятилетиями жили в Москве за счет СССР, работая в аппарате Коминтерна или
выполняя иные функции по руководству компартиями своих стран из Москвы. В эти годы в СССР были
расстреляны руководители компартий Австрии, Венгрии, Германии, Латвии, Польши, Румынии,
Финляндии, Эстонии, Югославии. Они были обвинены в антисоветской деятельности и работе на
иностранные разведки.
Все это имело, с международной точки зрения, как минимум два последствия. Во-первых, за Советским
Союзом закрепилась репутация нестабильного государства. В евроатлантических странах сложился
консенсус в отношении невозможности поддерживать дружеские отношения с советским режимом. Во-
вторых, в зарубежных оценках боеспособности СССР установились скептические мнения о ценности
Советского Союза как военного союзника. После разгрома военных и военно-инженерных кадров в СССР в
Великобритании союз с СССР считался бессмысленным и непосильным бременем. С учетом ее мнения
Франция продолжала колебаться в вопросе заключения военной конвенции с Советским Союзом. Низкого
мнения о возможностях Красной Армии были и германские специалисты.
27. Вопрос о боеготовности евроатлантических держав
Образ кровавой диктатуры в СССР и его линия на разжигание революционной войны в Испании
заставляли дистанцироваться от Москвы. Но для нерешительности Франции и Великобритании в отношении
Германии были и другие основания. Дело было в недостаточности средств, которые обе страны могли
выделять на сохранение того уровня военного преобладания над Германией, который был принят военными
экспертами каждой из стран за достаточный.
И Великобритания, и Франция с конца 20-х годов испытывали постоянное давление со стороны
избирателей, которые либо под пацифистскими, либо под социально-политическими лозунгами требовали
ограничения военных расходов. Правительства были вынуждены учитывать настроения масс.
Экономическая депрессия закрепила эту тенденцию. В итоге Франция и Великобритания в начале 30-х
годов сокращали военные расходы как раз в то время, когда Германия и Италия их наращивали.
В начале 30-х годов Франция имела вторую после СССР по численности армию в Европе. Но, как уже
отмечалось, экономический кризис охватил Францию именно в 1933 г. - как раз в тот момента, когда в
Германии начались опасные перемены. Попытки радикалов взять экономическую ситуацию под контроль
провоцировали непопулярные меры. Победа же Народного фронта в 1936 г. хотя и нейтрализовала
потенциал социального протеста путем повышения зарплаты и введением 40-часовой рабочей недели,
подорвала стабилизационные меры прежних кабинетов. В итоге экономическое положение страны во
второй половине 30-х годов было худшим в Европе. В 1938 г. ВНП Франции был на 18% меньше, чем в 1929
г. Только в 1937 г. военные расходы Франции превысили уровень 1930 г. Франция стала тратить на оборону
до 30% госбюджета, но все же средств было недостаточно, чтобы переоснастить вооруженные силы.
Промышленное производство было слабее германского и британского. В 1937 г. Франция могла выпускать
370 самолетов, тогда как Германия - 5 600.
Положение Великобритании тоже было сложным. Только в 1936 г., уже после войны в Эфиопии и
ремилитаризации Рейнской зоны, британское правительство впервые предусмотрело существенное
увеличение военного бюджета. Но в абсолютных цифрах он уступал итальянскому и составлял всего треть
германского. Но и это увеличение сопровождалось возражениями министерства финансов (Н.Чемберлен),
указывавшего на негативную реакцию парламента и общественного мнения. Перевооружение британской
армии фактически началось только в 1938 году. Кроме того, британские эксперты находились под
впечатлением от мощи ВВС Германии и признавали уязвимость Британских островов с точки зрения
возможных воздушных ударов из Германии. Использование сухопутной армии для действий на материке
было проблематично. И даже при помощи флота Британия не могла контролировать ситуацию на
европейском побережье, так как одновременно ей было необходимо держать огромный флот в Сингапуре
для защиты колониальных владений. Размеры империи переросли возможности метрополии.
28. Становление доктрины и политики "умиротворения" Германии
Британская дипломатия на протяжении почти всего послевоенного периода сохраняла за собой роль
балансира, который мог корректировать соотношение влияний между главными игроками на европейской
сцене. Лондон имел собственное видение условий обеспечения равновесия сил в Европе. И СССР, и
Германии в той картине оптимального соотношения возможностей материковых держав, которая рисовалась
британским политикам, отводилась строго определенная роль. Британия не хотела изгонять Советский Союз
из Европы, где он был нужен, чтобы умерять амбиции Германии. Но она была и против изоляции нацистов
(на чем настаивала Франция). Идея взаимного противопоставления континентальных стран при сохранении
преобладающего влияния Лондона на состояние политических отношений между ними оставалась
краеугольной для британской дипломатии. Однако под влиянием побед левых сил в Испании и Франции в
1936 г., спровоцировавших расширение прямого вмешательства СССР в западноевропейские дела, в
Великобритании возобладало мнение о том, что на обозримую перспективу опасность революции и
коммунизма перевешивает для Европы угрозу со стороны Германии и нацизма.
Соответственно, "баланс равноудаленности" Британии от СССР и Германии изменился: со второй
половины 30-х годов в политической элите Британии начинает усиливаться влияние сил, выступающих за
превращение Германии в противовес не просто Советскому Союзу, а общей левой, революционной
опасности.
Франция, сознавая свою слабость, все больше полагалась на партнерство с Британией. От нее
французское руководство восприняло идею неизбежности компромисса с Германией за счет третьих стран с
целью выиграть время для перевооружения. В этом заключалась суть линии умиротворения Германии.
Самыми слабыми в Европе были новые государства. И именно на них фокусировались германские
претензии. Политика умиротворения сама по себе не была специфически направлена против СССР. Ее
смысл для западных держав состоял в отсрочке, если не предотвращении, конфликта с Германией.