ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 2788
Скачиваний: 10
агрессии на Юго-Восточную Азию. Мир окончательно раскололся на две противостоящие коалиции, и
война приняла общемировой характер.
7. Декларация Объединенных Наций
Логическим продолжением Атлантической хартии была Декларация Объединенных Наций, подписанная
1 января 1942 г. во время визита Черчилля в США. Находясь в самом начале борьбы с державами оси, США
и Великобритания уже пытались предвидеть контуры послевоенного мироустройства. Проект был
выработан на основе британско-американских предложений. Декларация была подписана в кабинете
американского президента Рузвельтом, Черчиллем, послом СССР Литвиновым и министром иностранных
дел Китая Суном.
Госдепартамент США должен был собрать подписи еще 22 наций, так или иначе сотрудничавших в
антифашистской коалиции. Декларация говорила о приверженности подписавших ее стран Атлантической
хартии. Полная победа над противником объявлялась необходимым условием защиты жизни, свободы,
независимости и религиозной свободы, а также прав человека и справедливости. Правительства,
подписавшие декларацию, заявляли о том, что употребят все свои военные и экономические ресурсы на
борьбу против Германии, Италии, Японии и их союзников, будут сотрудничать друг с другом и не будут
заключать сепаратного перемирия или мира с противником.
Оставшийся на дипломатической службе после своей отставки с поста наркома иностранных дел
М.М.Литвинов возражал против упоминания "религиозной свободы", однако Сталин, считавший, что январь
1942 г. был не лучшим временем для дискуссий о существе демократии, принял западную трактовку.
8. Визит А.Идена в Москву
Антони Иден встретился со Сталиным и Молотовым 16 декабря 1941 г. Военная ситуация складывалась
парадоксальным образом. С одной стороны, вступление США и Великобритании в войну с Японией сводило
к нулю возможность их высадки на европейском континенте в ближайшем будущем. С другой стороны, то,
что США все же вступили в войну, означало окончательное разделение мира на две группировки и обещало
более тесное взаимодействие между Москвой, Лондоном и Вашингтоном в будущем. К этому моменту
германское наступление под Москвой было остановлено, и Сталин обрел некоторую уверенность в своих
силах: именно его армия остановила гитлеровский вермахт. Поэтому Сталин решил обсудить с Иденом
принципиальный вопрос послевоенного мироустройства. Реальное противодействие германской и японской
агрессии только начиналось, но Сталин хотел добиться от западных партнеров признания легитимности его
территориальных завоеваний и вообще предложить план послевоенного устройства Европы. Сталина
беспокоила Атлантическая хартия, которая противоречила его планам послевоенного урегулирования.
Успехи советской армии давали Сталину основания наступать и в дипломатическом взаимодействии.
Однако, принимая во внимание тот факт, что, несмотря на недавние победы, положение СССР оставалось
катастрофическим, заботы о послевоенном мироустройстве могли показаться, мягко говоря,
преждевременными. Но Сталин упорно давил на Идена: если западные партнеры не могли предложить
реального военного сотрудничества, они должны согласиться хотя бы на политическое.
Сталин предложил следующее послевоенное урегулирование. Восточная Пруссия передается Польше,
Тильзит и германская территория к северу от Немана - Литовской ССР. Рейнская область отделяется от
Германии. Австрия и, возможно, Бавария обретают независимость. Если Франция теряет статус великой
державы, то Великобритания занимает Булонь и Дюнкерк как военные базы, а также опорные пункты в
Бельгии и Нидерландах. Сталин не возражал и против британских баз в Норвегии и Швеции. Советская
западная граница должна была проходить по состоянию на 22 июня 1941 г. Это подразумевало британское
согласие на аннексию СССР Прибалтики, Бессарабии и признание новой советско-финляндской границы.
Румыния к тому же должна была предоставить СССР военно-воздушные базы. Иными словами, Сталин
приглашал Лондон разделить Европу, все еще видя в Британии гегемона западного мира. Он предложил
подписать соответствующий секретный протокол.
Иден осторожно заметил, что без консультации с кабинетом он не готов подписывать протокол и что
британское правительство еще не пришло к окончательному мнению о послевоенных границах. Сталин и
Молотов, тем не менее, настаивали на признании новых советских границ. Иден сослался, как того и
опасался Сталин, на Атлантическую хартию. Сталин задал прямой вопрос: уж не считает ли Иден, что
Атлантическая хартия направлена против Советского Союза? Не собирается ли Великобритания расчленить
СССР? Иден поспешил заверить Сталина, что отказ его правительства признать новые советские границы
вовсе не объясняется тем, что оно полагает, будто это противоречит Атлантической хартии. Иден пообещал
проконсультироваться с Вашингтоном и британскими доминионами.
Иден уехал, но ответа на советские требования не поступало. В то же время Лондон беспокоился, что
советская армия, в случае военного успеха, остановится на границах СССР, предоставив Великобритании
разбираться с Германией без помощи советских сил. Рузвельт высказывал мнение, что вопрос о границах
должна решать послевоенная мирная конференция. Для Черчилля участие СССР в освобождении Европы
было жизненно важно, и он информировал Рузвельта, что Великобритания вынуждена будет вести
переговоры с СССР о подписании договора, подразумевающего признание границ СССР за исключением
польско-советской границы.
9. Визит Молотова в Великобританию и США
Молотов прибыл в Лондон 20 мая 1942 г., совершив рискованный перелет через территорию,
оккупированную Германией. Черчилль объяснил советскому наркому, что Великобритания не может
принять советские предложения в полном объеме. Однако, добавил он, после войны СССР, Великобритания
и США будут сотрудничать в послевоенном мироустройстве. Молотову пришлось удовлетвориться этим и
подписать 26 мая советско-английский договор. В нем содержались обязательства по взаимопомощи, а
также обязательство не заключать сепаратного мира. Вторая часть договора, которая должна была
оставаться в силе 20 лет, закладывала основы для послевоенного сотрудничества как в предотвращении
возможной агрессии, так и в послевоенном урегулировании. Обе стороны обязались не стремиться к
территориальным приобретениям и не вмешиваться в дела других стран. Этот договор стал формальной
основой для сотрудничества между Великобританией и СССР. Партнеры стали союзниками.
Молотов, тем не менее, заявил Черчиллю, что он считает вопрос о втором фронте более важным, чем
договор.
Следующей остановкой на пути Молотова был Вашингтон. Рузвельт, на которого произвели впечатление
зловещие пророчества Молотова о том, что Советский Союз может отступить за Волгу, оставив
экономически богатые районы Германии, если второй фронт не будет открыт, просил передать Сталину, что
союзники планируют открыть второй фронт в 1942 г. Но Рузвельт не уточнил, где именно - в Северной
Европе, как того хотела Москва, или в каком-то другом месте.
Кроме того, Рузвельт развернул перед Молотовым блестящие перспективы послевоенного
сотрудничества. Нынешние агрессоры должны быть разоружены и остаться разоруженными. Подобный
контроль должен распространяться и на других нарушителей спокойствия, может быть, даже на Францию.
Этот контроль должны осуществлять США, СССР, Великобритания и, возможно, Китай.
Молотов заявил, что советское правительство полностью поддерживает эти предложения. Рузвельт
перешел к колониальным владениям, принадлежащим слабым державам. Ради всеобщей безопасности они
должны быть переданы под международную опеку. Молотов снова с энтузиазмом поддержал президента.
Уклонившись от опасной темы признания новых границ СССР, американский президент открыл перед
советскими лидерами головокружительные перспективы. СССР превращался в одного из трех мировых
полицейских. Эта идея глубоко запала в голову Сталину, и дальнейшее взаимодействие с союзниками он
будет строить на этой основе, все более переориентируясь на США как на главного партнера.
Молотов вернулся в Лондон с коммюнике, требующим британского одобрения и констатирующим
полное понимание в вопросе о необходимости открытия второго фронта в Европе в 1942 году. Иден сказал
Молотову, что это коммюнике поможет напугать и обмануть немцев. Молотов согласился, ядовито добавив
при этом, что между друзьями обмана быть не должно.
По возвращении Молотова в Москву выяснилось, что Сталин намерен трактовать коммюнике как
обязательство союзников действительно открыть второй фронт. Как ни важно для него было
взаимопонимание с Рузвельтом относительно будущего мироустройства, сначала надо было выиграть
войну, а летом 1942 г. германские войска рвались к Волге и Кавказу. Второй фронт был первоочередной
задачей.
Между тем Черчилль снова посетил Вашингтон в июне 1942 г. Он обсудил с Рузвельтом атомный
проект, предпринимаемый совместными усилиями США и Великобритании. Рузвельт согласился
сосредоточить материальную базу проекта на территории Соединенных Штатов. Сталин об атомном
проекте информирован не был. Было решено осуществлять наступательную британо-американскую
стратегию в 1942 г. Союзники склонялись к операции во французской Северной Африке.
Черчилль решил приехать в Москву и объясниться со Сталиным на этот счет. Летом 1942 года военное
положение СССР резко ухудшилось. Германское наступление на юге поставило Советский Союз в самое
трудное положение за весь год войны. Черчиллю надо было поддержать союзника и в то же время убедить
его, что второй фронт был невозможен.
10. Визит Черчилля в Москву
К этому времени США согласились на высадку в Северной Африке. Это было не то, чего хотел Сталин,
и все понимали это. Но это было значительной активизацией военных действий в районе Средиземноморья.
12-16 августа Черчилль провел со Сталиным. Переговоры не сняли принципиальных требований
Сталина, но, как и надеялся Черчилль, установили личный контакт и ослабили взаимную подозрительность.
Вместе с тем, Сталин укрепился в мысли, что союзники ждут, пока Германия будет измотана в борьбе с
Советским Союзом, чтобы затем вступить в войну на европейском континенте на последнем этапе.
Собственно говоря, так оно и было.
Черчилль пообещал второй фронт в 1943 г. и разрушительные бомбардировки Германии уже в 1942 г.
Сталин оживился и, как доносил Рузвельту присутствовавший на встрече Гарриман, "скоро они вдвоем
уничтожили почти все крупные промышленные центры Германии". Черчилль перешел к планируемой
экспедиции в Северной Африке, которая, по его словам, должна была представлять серьезную угрозу
Германии. Вся Северная Африка должна была оказаться под британско-американским контролем к концу
1942 г., что в сочетании с высадкой во Франции в 1943 г. обещало нанести тяжелый удар по рейху.
Британский премьер назвал Северную Африку мягким подбрюшьем гитлеровской Европы. Черчилль заявил,
что Великобритания, самостоятельно или вместе с США, может послать военно-воздушные силы на южную
оконечность советско-германского фронта. Сталин принял разъяснения Черчилля с воодушевлением.
Однако на другой день Сталин, следуя своей излюбленной тактике контрастных переговоров, когда он
сбивал с толку партнеров, переходя от любезностей к оскорблениям, резко атаковал союзников за отказ
открыть второй фронт немедленно. Сталин отказался рассматривать высадку в Северной Африке как
открытие второго фронта. Сталин не замедлил также посетовать на то, что поставки из США и
Великобритании зачастую бывали сорваны, и СССР так и не получил того, в чем так нуждался и что ему
было обещано. Черчилль отвечал, что никто не гарантировал Сталину доставку грузов, гарантировалось
лишь их поступление в британские порты. Северные конвои, циркулировавшие между Великобританией и
СССР, подвергались жестоким атакам германских подлодок и авиации; из последнего, 17-го, конвоя,
напомнил Черчилль, только треть кораблей дошла до советских берегов. Сталин этого объяснения не принял
и намекнул, что союзники, вероятно, недостаточно ценят значимость советских военных усилий и слишком
боятся потерь.
Тем не менее, встреча закончилась на дружественной ноте. Разговор зашел о необходимости встречи
Рузвельта и Сталина или всей Большой Тройки. Однако ни к какому окончательному решению Сталин и
Черчилль не пришли.
Источники и литература
Документы международных отношений и внешней политики СССР (1917-1945) / Сост.
И.А.Ахтамзян. М.: МГИМО МИД РФ, 1996.
Churchill W.S. The Second World War. Vol. 5-6. Cambridge (Mass.): Riverside Press, 1953.
Feis H. Between War and Peace. The Potsdam Conference. Princeton: Princeton University Press, 1960.
Feis H. Churchill. Roosevelt. Stalin. The War They waged and the Peace They Sought. Princeton:
Princeton University Press, 1957.
Woodward L. British Foreign Policy in the Second World War. London: H.M.Stationary Office, 1962.
Глава 16. ВОПРОСЫ СОГЛАСОВАННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В АНТИФАШИСТСКОЙ КОАЛИЦИИ (1943 - 1945)
На конец 1942 - начало 1943 г. положение в антифашистской коалиции оставалось противоречивым.
Основной удар германских войск по-прежнему принимал на себя Советский Союз. Вопрос о втором фронте
продолжал вызывать взаимное раздражение. О послевоенном урегулировании было сказано много, но
решено не было ничего. Атлантическая хартия оставалась прекраснодушным документом, под которым
решил подписаться даже Сталин. Она ни в коей мере не могла лечь в основу послевоенного миропорядка,
как и Декларация Объединенных Наций. Англо-американское сотрудничество было интенсивным и хорошо
отлаженным; все же прямые контакты со Сталиным были ограничены. До сих пор Сталин не имел случая
встретиться с Рузвельтом. Черчиллю же Сталин абсолютно не доверял. Наконец, произошел важный сдвиг:
США решились напрямую вмешаться в европейскую войну.
1. Высадка союзников в Северной Африке
8 ноября 1942 г. американские силы высадились в Северной Африке на побережье Марокко. Им надо
было спешить на восток. К этому времени военная ситуация в Северной Африке несколько улучшилась для
Великобритании. Стремительное наступление германских танковых войск под командованием "лиса
пустыни" германского фельдмаршала Эрвина Роммеля удалось остановить у самого Каира. Однако угроза
британским владениям на Ближнем Востоке сохранялась. Коммуникации между Великобританией и
Северной Африкой были затруднены: Италия контролировала Средиземное море, и приходилось посылать
войска на Ближний Восток кружным путем через мыс Доброй Надежды. Однако, при всей серьезности
положения на этом театре военных действий, по сравнению с Европой он оставался второстепенным.
Главная ценность военных операций здесь, целью которых было очистить Северную Африку от германских
и итальянских войск, состояла в том, чтобы обеспечить плацдарм для вторжения в Южную Европу.
Однако здесь перед союзниками стояла сложная дипломатическая задача. В Северной Африке были
дислоцированы французские войска, подчинявшиеся коллаборационистскому правительству Виши. На
стороне союзников был генерал де Голль с его движением "Сражающаяся Франция". Однако в Северной
Африке у него не было значительной поддержки, и его имя могло, скорее, спровоцировать французские
войска оказать сопротивление союзникам. С другой стороны, полностью исключить де Голля из операции
представлялось неблагоразумным: это подрывало его престиж, а другого антифашистского лидера с именем
и многочисленными сторонниками у союзников не было.
Черчилль, у которого и так было много хлопот с несговорчивым и сварливым де Голлем, предоставил
американцам решать эту проблему самим. Чтобы по возможности поставить всю сложную проблему
легитимности власти во Франции и ее колониях в чисто военный контекст, переговоры вели американские
генералы. В конце концов была достигнута договоренность, что адмирал Жан Луи Дарлан из зоны Виши
будет политическим главой французской "миссии" в Северной Африке, а генерал Анри Жиро, бежавший из
германского плена, не связанный с пораженчеством Виши, но и непереваривавший де Голля, будет военным
главой. Однако эти назначения не распространялись на другие французские колонии, поддерживавшие де
Голля. Лондон, однако, заявил Вашингтону, что назначение Дарлана будет крайне непопулярно, и что в
искупление прошлых грехов он должен хотя бы привести с собой в Алжир французский флот из Тулона.
Однако американцы настаивали, что только Дарлан может представлять правительство Виши в Северной
Африке. Черчилль уступил, оговорившись, что не считает решение проблемы постоянным и правильным.
Между тем случай с Дарланом имел чрезвычайно важное значение: коллаборационистские режимы,
существовавшие в нескольких странах Европы, могли теперь полагать, что если им удастся сохранить
контроль над своими вооруженными силами на момент прибытия союзников, то они сохранят легитимность
своей власти. Был здесь и еще один аспект: США встревали в европейские дела, идя наперекор
Великобритании.
Неожиданно в дипломатию вмешался случай: Дарлан был убит группой французских роялистов 24
декабря 1942 г. Лидер ушел, а проблема оставалась.
Черчилль хотел сказать де Голлю о высадке в Северной Африке непосредственно накануне ее. Но
Рузвельт, питавший к генералу, как, впрочем, и к Франции вообще, сильную антипатию, настоял на том,
чтобы информировать его post factum. В результате Черчиллю пришлось объяснять де Голлю, узнавшему о
десантной операции по радио, что американское командование уже договорилось с другими лидерами и что
теперь де Голлю надо добиваться с последними единства. Де Голль не спорил о необходимости единства и
счел, что генерал Жиро - меньшее из зол. Однако ничего общего с Дарланом де Голль иметь не хотел.
Де Голль перешел в наступление. Он выступил с заявлением, в котором отмежевался от переговоров с
представителями режима Виши. В разговоре с Иденом он сослался на тяжелые последствия сделки для
движения Сопротивления во Франции. Он настаивал на едином французском руководстве, в то время как
американцы склонялись к созданию федерации нескольких движений. Де Голль начал переписку с Жиро.
Жиро от встречи уклонялся.
Лондон настаивал на создании единого французского руководства, которое бы было признано союзной
державой, но не временным правительством Франции. Вашингтон стоял на своем. Кандидатура де Голля его
абсолютно не устраивала. Только на встрече Рузвельта и Черчилля в Касабланке 16 января 1943 г. было
решено пригласить двух генералов для переговоров. Де Голль заявил, что встречаться с Жиро под
присмотром союзников не будет. Черчиллю пришлось припугнуть его реакцией Рузвельта. 22 января де
Голль прибыл в Касабланку. Однако ничего, кроме коммюнике, провозглашавшего общую цель, -
освобождение Франции, - из встречи не последовало. Рузвельт попытался в одностороннем порядке
провозгласить Жиро главным представителем французских интересов. Это вызвало яростное
противодействие Лондона.
Дипломатическая борьба Великобритании и США шла параллельно с переговорами между де Голлем и
Жиро. Рузвельт не хотел видеть Францию сильной. В частном порядке он предлагал передать французский
Индокитай и острова в Тихом океане под контроль Объединенных Наций, Дакар и Бизерту - США и
Великобритании в качестве военных баз и создать буферное государство между Францией и Германией за
счет Эльзас-Лотарингии. Великобритания, начинавшая ужасаться новому влиянию Соединенных Штатов,
хотела видеть хотя бы еще одну сильную державу в Западной Европе помимо себя. Де Голль, как ни был он
настроен независимо по отношению к Великобритании, был именно тем лидером, который был способен
восстановить французское влияние, - насколько это было можно сделать вообще.
3 июня де Голлю и Жиро удалось достичь соглашения. Было провозглашено создание Комитета
Национального Освобождения, в котором де Голль и Жиро были сопрезидентами. После очередного тура
яростной борьбы генерал Жиро стал главнокомандующим в Северной и Западной Африке, а генерал де
Голль - в остальных частях французской империи. Только 26 августа 1943 г. Комитет Национального
Освобождения был признан союзниками. Но главный вопрос - о восстановлении роли Франции в Европе -
должен был решаться позднее.
2. Высадка союзного десанта в Италии
Победа над державами оси в Северной Африке имела одно крупное последствие: выход из войны
Италии. Очистив южное побережье Средиземного моря, союзники высадились на Сицилии и приступили к
бомбардировкам итальянских городов. 25 июля 1943 г. в Италии произошел государственный переворот,
устранивший Муссолини от власти. Новым главой правительства стал маршал Пьетро Бадольо, еще ранее
зондировавший союзников на предмет соглашения. Однако проблема заключалась в том, что Гитлер, не
переоценивавший решимости итальянцев воевать, заблаговременно наводнил Италию германскими
войсками. Король Италии и Бадольо заявили, что будут сражаться вместе с германскими союзниками, в
глубине души желая скорейшей победы англо-американских войск. Представители Бадольо стали осаждать
британских дипломатов в третьих странах. Черчилль и Рузвельт обсуждали, как принимать капитуляцию
Италии.
"Безоговорочная капитуляция" как провозглашенный принцип противоречил их желанию найти более
мягкие формы для Италии, обеспечивающие сдачу без кровопролития. Наконец, генерал Кастельяно
передал официальное послание Бадольо, в котором тот объяснял, что замирение с союзниками невозможно
до их высадки на материковой Италии в силу германского присутствия; он обещал совместную с
союзниками войну против Германии. Рузвельт и Черчилль решили пойти навстречу этой интриге, и 19-20
августа 1943 г. представители союзников встретились с Кастельяно в Лиссабоне. Там ему было заявлено,
что вопрос об итальянском участии в войне против Германии будет решаться потом; сейчас надо
договариваться о военной капитуляции. 3 сентября на Сицилии Кастельяно подписал по поручению Бадольо
военные условия капитуляции. Американский генерал Дуайт Эйзенхауэр должен был при этом дать
заверения, что в Риме будет высажен десант, если итальянская сторона нейтрализует самолеты и
противовоздушную оборону и будет готова сражаться с германскими войсками в районе Рима. Однако 8
сентября итальянцы передали, что они не могут даже объявить о капитуляции ввиду присутствия
германских войск под Римом.
Генерал Эйзенхауэр отговорок больше слушать не пожелал. Он объявил о капитуляции Италии. Большая
часть итальянского флота отправилась сдаваться на Мальту, неся при этом тяжелые потери от атак