ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 2790

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

германской авиации. Окончательный документ о капитуляции Италии был подписан на Мальте 29 сентября 
1943 г. 

      Как только союзники высадились на материковой Италии, между ними начались сложные проблемы. 
Американское общественное мнение было настроено к Италии гораздо менее враждебно, чем европейские 
страны. Американские политики должны были также думать о значительных итальянских общинах, 
влиявших на ход выборов в США. Вставал вопрос о статусе Италии. 

      Бадольо просил статус союзника, если Италия объявит войну Германии. Был найдет компромисс в 
термине "со-ратничество". 13 октября король Италии объявил войну Германии, а США, СССР и 
Великобритания известили мир о со-bellierency с Италией и о праве итальянского народа избрать 
демократическое правительство после выдворения германских войск с итальянской территории. В то же 
время союзники дали понять, что они хотели бы отречения короля, несшего значительную долю 
ответственности за политику Муссолини. 

      Неожиданно советское правительство решило установить дипломатические отношения с правительством 
П.Бадольо. Москва к тому же влияла на итальянскую политическую сцену через итальянских коммунистов, 
которые представляли собой сплоченную антифашистскую силу. Роль Москвы в послевоенном 
урегулировании снова предстала перед союзниками в неопределенном свете. 

3. Московская конференция 1943 г.

 

      Между тем перелом в войне в Европе обозначился с радикальным изменением ситуации на Восточном 
фронте. Разгром германской группировки под Сталинградом, а затем на Курской дуге знаменовал начало 
общего германского отступления. После Курской битвы стало ясно, что военная машина Германии уже не 
оправится. 

      Соответственно возросла и международная роль СССР. Как главная военная сила антифашистской 
коалиции он претендовал и на одну из ведущих ролей в деле послевоенного урегулирования. Пора было 
всерьез говорить не только о втором фронте, но и о практических аспектах послевоенного миропорядка. 

      В 1943 г. второй фронт по-прежнему не был открыт. Высадка в Северной Африке и Италии абсолютно 
не воспринималась Сталиным как второй фронт. По его мнению, второй фронт означала только высадка в 
Северной Франции, откуда можно было наносить удары по сердцевине рейха. 26 января 1943 г. Рузвельт и 
Черчилль направили Сталину послание по итогам их встречи в Касабланке. В нем они говорили о 
сосредоточении крупных сил в Великобритании для высадки на континент. Сталин потребовал деталей. 
Черчилль, с согласия Рузвельта, назвал август или сентябрь, с оговоркой, что время высадки будет зависеть 
от оборонительных способностей немцев в районе Ла-Манша. Переписка продолжалась. Сталин не скрывал 
своего раздражения. Рузвельт и Черчилль второго фронта в 1943 г. открывать не хотели. Однако Сталина 
надо было успокоить. Рузвельт и Черчилль предложили ему встретиться на Аляске. Сталин ехать отказался, 
но согласился с идеей созвать трехстороннюю конференцию министров иностранных дел. После 
дальнейших дебатов было решено созвать конференцию министров иностранных дел в Москве, а встречу 
Большой Тройки провести в Тегеране. 

      Московская конференция состоялась 19-30 октября 1943 г. Советские представители удовольствовались 
заверениями союзников открыть второй фронт весной 1944 г. Союзники также постарались доказать, что 
высадка в Италии имела большое стратегическое значение и означала ослабление германской мощи на 
Восточном фронте. Вопрос о послевоенных границах, в котором СССР был заинтересован более всего, 
почти не обсуждался. 

      Молотов высказал два предложения: побудить Турцию вступить в войну с Германией и просить Швецию 
предоставить базы для бомбардировки рейха. Иден скептически отнесся к нарушению нейтралитета Швеции 
и резонно поинтересовался, что может побудить Турцию вступить в войну. Кордуэлл Хэлл согласился с 
Иденом. 

      Иден и Молотов приняли предложение Хэлла выступить с четырехсторонней декларацией, в которой 
великие державы обязались бы сотрудничать после войны и признали бы необходимость создания 
международной организации для поддержания мира и безопасности. 


background image

      Британский министр иностранных дел распространил на конференции меморандум о принципах 
восстановления государственности в освобожденной Европе; поскольку частности, в первую очередь, 
польский вопрос, не обсуждались, то разногласий она не вызвала. 

      Иден предложил подтвердить принцип, что каждый народ будет иметь право сам выбирать свою форму 
правления и образ жизни при условии, что он уважает права других народов. Все государства, таким 
образом, будут свободны вступать в "федерации" с другими государствами. Молотов возразил, что это 
напоминает ему политику санитарного кордона в отношении СССР. Иден отступил. Все равно большая 
политика должна была вершиться на встрече в Тегеране. 

4. Каирская конференция

 

      По дороге в Тегеран Рузвельт и Черчилль встретились в Каире 23 ноября 1943 г. Поскольку конференция 
обсуждала главным образом дальневосточный вопрос, на нее был приглашен и Чан Кайши. К 1943 г. США 
играли роль главного союзника Гоминьдана, поэтому в Каире Рузвельт постарался ввести обсуждение 
дальневосточных проблем в желаемое ему русло. Само приглашение Чан Кайши в Каир энтузиазма у 
Черчилля не вызывало. Уже просматривалась послевоенная комбинация, замысленная американским 
президентом: клуб великих держав, из которого исключалась Франция и где США поддерживали "особые" 
отношения с СССР и Китаем; Великобритания же оказывалась в положении региональной, а не глобальной 
державы. 

      Китайский генералиссимус был посвящен в военные планы союзников на Дальнем Востоке. Рузвельт вел 
также сепаратные переговоры с Чан Кайши. Несмотря на оппозицию Черчилля, Рузвельту удалось 
протолкнуть американский план освобождения Бирмы и открытия пути коммуникаций с Китаем через 
бирманскую железную дорогу. 

      На конференции Рузвельт добился принятия декларации по Дальнему Востоку. В ней заявлялось о 
намерении союзников полностью ликвидировать Японскую империю. Китай должен был восстановить 
контроль над огромными территориями, отвоеванными у него Японией. Но что было особенно важно, Китай 
включался в число "четырех полицейских" в рамках будущей международной организации. Сталин 
согласился с Каирской декларацией. Однако при этом он умело подвел союзников к тому, чтобы 
предоставить СССР сферу влияния на Дальнем Востоке. Главным образом, в партнерстве с Рузвельтом, 
Сталин сделал заявку на китайский порт Далянь, эксплуатацию железных дорог в Маньчжурии и передачу 
Южного Сахалина и Курил СССР. 

5. Тегеранская конференция

 

      В первый раз в полном составе Большая Тройка собралась в Тегеране 28 ноября - 1 декабря 1943 г. На 
конференции четко обозначилось стремление Рузвельта и Сталина договориться. Черчилль держался 
стратегии англо-американского блока. Раздраженный Рузвельт предложил ему даже, чтобы советский 
представитель присутствовал на всех англо-американских встречах перед общей беседой. Идея глобального 
регулирования международных отношений равно импонировала Рузвельту и Сталину. Черчилль в этом 
отношении был консервативен, не особенно верил в послевоенное сотрудничество с СССР, сомневался в 
эффективности новой международной организации и видел за этой идеей план оттеснить Великобританию 
на политическую периферию. 

      Сталин и Рузвельт нашли взаимопонимание относительно высадки в Европе. Они считали Северную 
Францию единственно пригодным местом для открытия второго фронта. Черчилль в качестве альтернативы 
предлагал Балканы (надеясь предотвратить разрастание советской сферы влияния). Сталин заподозрил, что 
Черчилль в очередной раз бойкотирует второй фронт, встретился с ним наедине и только после этого 
несколько успокоился. Было договорено, что второй фронт будет открыт в Северной Франции в мае 1944 г. 

      Большая Тройка согласилась попробовать заставить Турцию вступить в войну на стороне союзников. На 
конференции обсуждался и вопрос о будущем Германии. Рузвельт и Сталин высказались в пользу 
раздробления Германии на мелкие государства, с тем чтобы исключить возрождение германского 
экспансионизма. Рузвельт предложил расчленить Германию на пять частей, причем передать Киль, Гамбург, 
Рур и Саар под контроль Объединенных Наций. Черчилль согласился с тем, что Пруссия как очаг 
милитаризма должна быть отделена. Сталин сделал особый упор на том, что объединение Германии должно 
быть предотвращено любой ценой. Никакого окончательного решения принято, однако, не было. 


background image

      Самым болезненным вопросом был вопрос о Польше. Сталин к этому времени порвал отношения с 
польским правительством в изгнании. Москва требовала изменений в польском кабинете. Катынский вопрос 
рассматривался Кремлем как польский шантаж с целью заставить Москву пойти на территориальные 
уступки. В Лондоне стало складываться мнение, что надо уступать Москве и проводить советско-польскую 
границу по линии Керзона. 

      В Тегеране Сталин предложил передвинуть польскую границу на Запад, к Одеру, за счет Германии. 
Советско-польская граница должна была проходить по линии, установленной в сентябре 1939 г. Понимая, 
что могущественный союзник будет стоять в этом вопросе насмерть, даже Черчилль согласился, заметив, 
что земли, получаемые Польшей, гораздо лучше земель, которые она отдает. Сталин также заявил, что 
СССР рассчитывает получить Кенигсберг и передвинуть границу с Финляндией дальше от Ленинграда. 

      На конференции четко обозначилось согласие западных союзников пойти навстречу Сталину в 
территориальном вопросе. Здесь же была сделана заявка на то, что послевоенный мир будет управляться 
четырьмя державами, действующими под эгидой международной организации. Для СССР это был 
колоссальный прорыв, США также впервые после неудачной попытки президента Вильсона брали на себя 
глобальные функции, Великобритания, роль которой относительно уменьшалась, должна была 
довольствоваться уже тем, что она не выпала из Большой Тройки. 

      Сталин пообещал вступить в войну против Японии после поражения Германии. В ноябре 1943 г. для 
союзников это было чрезвычайно важно. 

6. Открытие второго фронта в Европе

 

      6 июня 1944 г., после длительных приготовлений, союзники высадились в Нормандии. Второй фронт 
был открыт. Началось освобождение Франции. 

      Однако крупная политическая проблема, - кто возьмет власть в свои руки во Франции, - оставалась. К 
этому времени генерал де Голль окончательно испортил отношения с Лондоном; в Вашингтоне не 
переносили его уже давно. Тем не менее, де Голль был самым авторитетным лидером в антифашистском 
движении Франции, и заполнить политический вакуум больше было некому. Однако Черчилль и в еще 
большей степени Рузвельт шли на официальное признание его роли крайне неохотно. 

      К тому же, де Голль, обеспокоенный стремлением Сирии и Ливана воспользоваться войной и завоевать 
независимость, а также возможным проникновением Великобритании в эти страны, избрал путь не диалога, 
а конфронтации с местными национальными лидерами. Это вызывало дополнительные трения на Ближнем 
Востоке и создавало де Голлю заслуженный, но незавидный ореол французского националиста. И все же 
Франция, расколотая политическими противоречиями, озлобленная оккупацией и коллаборационизмом, с 
сильными правыми и левыми партиями, безусловно, нуждалась в эффективном переходном правительстве. 

      Накануне высадки в Нормандии де Голля пригласили в Лондон. Черчилль информировал его о военных 
планах союзников и посоветовал отправиться в Вашингтон и просить встречи с президентом. Де Голль 
согласился с тем, чтобы отряды Сопротивления выполняли приказы Эйзенхауэра, он согласился выступить 
по радио перед соотечественниками, но требовал, чтобы американцы присоединились к политическим 
переговорам о будущем Франции. Де Голль упирался, и 20 июня Черчилль написал Рузвельту, что де Голль 
и Комитет Национального Освобождения жизненно нужны союзникам, потому что больше во Франции 
опереться не на кого. Де Голль посетил США. 25 августа соглашение о политической роли КНО было 
подписано в Вашингтоне и Лондоне. При этом Рузвельт упрямо отказывался именовать КНО временным 
правительством. Только 22 октября 1944 г. он принял решение признать правительство де Голля. 
Государственность Франции была восстановлена. 

      11-12 ноября 1944 г. Париж посетили Черчилль и Иден. В ходе визита Черчилль предложил де Голлю 
оккупировать часть германской территории в счет британской зоны оккупации. Перед лицом двух 
геополитических гигантов - США и СССР - Черчилль, несмотря на взаимную антипатию с де Голлем, хотел 
как можно скорее восстановить статус Франции хотя бы как квазивеликой державы. 

      В декабре 1944 г. де Голль посетил СССР и заключил франко-советский Договор о союзе и 
взаимопомощи. Только после этого он начал переговоры о заключении аналогичного договора с 
Великобританией. В основе лежало старое условие - взаимопомощь в случае германской агрессии. Однако 
подписание договора застопорилось; в числе прочих оговорок Лондон не хотел брать на себя обязательство 
по гарантии территориальной целостности Франции. Со своей стороны де Голль был раздосадован тем, что 


background image

Францию не пригласили на назначенную на начало 1945 г. Ялтинскую конференцию, хотя она того 
добивалась. 

7. Советско-польские отношения и "катынское дело"

 

      Польское правительство в изгнании было сформировано генералом Владиславом Сикорским во 
Франции, а затем перебралось в Великобританию. С самого начала польский вопрос был занозой в 
антифашистской коалиции. Роль СССР в расчленении Польши была слишком очевидна, чтобы замолчать ее, 
тем более что польское правительство в изгнании вовсе не было намерено это делать. Сталину надо было 
идти на компромисс. При активном участии британского правительства 30 июля 1941 г. был подписан 
советско-польский договор, аннулирующий советско-германские соглашения относительно Польши и 
содержащий обязательства взаимной помощи в борьбе против Германии. 14 августа было подписано 
соглашение о создании польской армии под польским командованием на территории СССР. Под 
британским давлением всем польским гражданам на территории СССР была объявлена амнистия. 
Британское правительство заверило польское, что оно не признает территориальных изменений, 
касающихся Польши. В советско-польском договоре, однако, какое-либо четкое определение границ 
отсутствовало. 

      Положение польского правительства было незавидным. В военном отношении оно полностью зависело 
от успехов советской армии. Если кто и мог восстановить независимость Польши, так это Москва, которая, 
конечно же, не намеревалась отдавать то, что было получено в результате раздела Польши с Гитлером. Было 
и еще одно обстоятельство. В ходе Версальской конференции была предпринята попытка определить 
примерную этнографическую границу Польши на востоке. Граница была определена по так называемой 
линии Керзона, которую Польша перешла в ходе войны с Советской Россией в 1920 г. Линия Керзона 
отдавала СССР большую часть территории, аннексированной в 1939 г. Остатки Версальского порядка в 
данном случае играли на руку Москве. 

      Москва заявила об освобождении всех поляков, находящихся в заключении. Однако большое число 
польских офицеров "пропало без вести". В апреле 1943 г. генерал Сикорский привлек внимание Черчилля к 
германскому заявлению о том, что в районе Катыни были обнаружены захоронения расстрелянных 
польских офицеров. 20 апреля польское правительство в очередной раз потребовало информации от 
Москвы. Москва в ответ разорвала дипломатические отношения с польским правительством. Сталин не 
собирался объясняться с главой польского кабинета в Лондоне Сикорским. Время компромиссов в польском 
вопросе для Сталина истекало по мере наступления советских войск. Он пришел к выводу о необходимости 
создания "своего" польского правительства. 

8. Западные державы и вопрос о Восточной Европе

 

      Главным политическим вопросом Восточной Европы оставался польский вопрос. В частном порядке 
Рузвельт и Черчилль, в общем, согласились со Сталиным относительно устраивавшей его границы с 
Польшей. Но был еще и вопрос о легитимном польском правительстве. Польское правительство в изгнании 
добивалось посредничества Лондона и Вашингтона для переговоров с Москвой по всем вопросам. Молотов 
заявил, что переговоры возможны только с "улучшенным польским правительством". 

      Даже Черчилль, опасавшийся советской гегемонии в Восточной Европе гораздо больше, чем Рузвельт, 
не собирался портить отношения со Сталиным из-за восточной границы Польши. Он поддерживал Сталина 
в своих беседах с польским правительством в Лондоне. Единственное, чего Черчилль справедливо боялся, 
так это того, что Москва сама радикально "улучшит" правительство Польши. Именно из-за этого он давил 
на сменившего погибшего в авиакатастрофе в 1943 г. Сикорского нового польского премьера в изгнании 
Станислава Миколайчика, заставляя его проявить сговорчивость. Однако польское правительство не 
собиралось сдаваться именно тогда, когда советские войска вступали в Польшу. Сталина такая 
неуступчивость только радовала. 

      В июне 1944 г. премьер Миколайчик отправился в Соединенные Штаты. Рузвельт - без должных 
оснований - обнадежил его, сказав, что Польша получит Львов, Кенигсберг, Силезию и, может быть, даже 
Вильнюс. Черчилль пытался охладить оптимизм Миколайчика: он не верил, что Сталин отступится от своих 
слов и дел. 

      В мае-июне состоялись тайные советско-польские переговоры в Лондоне. Советская сторона настаивала 
на линии Керзона, а также на обновлении польского правительства за счет включения в него 


background image

"демократических" сил. Польскому правительству предписывалось также взять обратно обвинения насчет 
Катыни. 

      Сталин, между тем, по мере того как его войска продвигались на запад, стимулировал рост 
"демократических" сил в Восточной Европе. Одним из первых забеспокоился Черчилль. 4 мая 1944 г. он 
адресовал Идену вопрос, - может ли Великобритания мириться с "коммунизацией" Балкан и, возможно, 
даже Италии? Нет, отвечал сам себе Черчилль, но сначала надо посоветоваться с Соединенными Штатами. 
В особенности Лондон беспокоила ситуация в Греции. 5 мая Иден запросил советского посла Ф.Т.Гусева, 
согласен ли СССР поддержать британскую политику в Греции в обмен на свободу рук в Румынии? Гусев 
передал ответ Москвы, что в принципе она согласна, но что думают по этому поводу в США? 11 июня 
Рузвельт предложил Черчиллю некий консультационный механизм, который бы предотвратил тенденцию к 
установлению в мире сфер исключительного влияния какой-то одной державы. 

      Черчилль потерял терпение. Уклончивость Рузвельта, который собирался решать судьбы мира по-
глобалистски и в неопределенном будущем, могла стоить Великобритании сферы влияния на Балканах. Он 
отвечал Рузвельту, что прямые договоренности были гораздо эффективнее любого консультационного 
комитета. Теперь пришла очередь беспокоиться Рузвельту: Европа снова возвращалась к концепции баланса 
сил и сфер влияний! 22 июня 1944 г. в письме Черчиллю он посетовал на то, что мнением США 
поинтересовались уже после того, как недостойное предложение было сделано Москве. Кремль же, решив, 
что Рузвельт не хочет отдавать Грецию Великобритании, заявил Лондону, что поскольку у США имеются 
сомнения, Москва хочет обсудить эту проблему с Вашингтоном. Взбешенный Черчилль воскликнул: 
"Получается, что все договоренности с русскими надо пропускать через педантичное вмешательство 
Соединенных Штатов?" Именно к этому и шло дело, поскольку мир постепенно превращался в биполярный, 
с США и СССР в качестве двух глобальных держав. 

      Между тем вследствие успехов советских армий новые кризисы следовали один за одним. 25 августа 
1944 г. Финляндия запросила Москву об условиях мира. 23 августа, через три дня после начала советского 
наступления против Румынии, король Михай совершил государственный переворот, удалил от дел 
Антонеску и немедленно сдался. За условиями сдачи наблюдала советская сторона от имени союзников. 

      5 сентября СССР объявил войну Болгарии, которая перед этим, после очевидного прогерманского курса 
и имея германские войска на своей территории, решила принять политику строгого нейтралитета. 
Объявление войны было предпринято без консультаций с союзниками. Советские войска перешли 
болгарскую границу. Последовал прокоммунистический переворот. Болгария попросила Москву о 
перемирии и объявила войну Германии. Контроль над Болгарией опять же единолично устанавливала 
Москва. Черчилль сначала согласился на это в обмен, опять же, на особые права Великобритании в Греции, 
но потом под влиянием Идена передумал: Болгария открывала путь к остальным балканским странам. 
Однако было уже поздно. 

      С Чехословакией дело обстояло несколько иначе. Она была жертвой агрессии Германии, и с ее 
правительством в изгнании у Москвы были деловые отношения. К этому времени СССР уже подписал с 
находившимся в изгнании бывшим президентом Бенешем договор о взаимной помощи (декабрь 1943 г.) 
между СССР и Чехословакией, а в мае 1944 г. Бенеш подписал с СССР еще одно важное соглашение - о 
передаче гражданского управления на освобожденной чехословацкой территории чехословацкому 
правительству. 

      В Венгрии правительство осенью 1944 г. предприняло попытку перейти на сторону союзников; уже была 
достигнута договоренность о проведении переговоров в Москве, но 16 октября немцы организовали 
контрпереворот в Будапеште, и в итоге советские войска входили в Венгрию как в союзную Германии 
страну. (Временное правительство, организованное на востоке страны при советской помощи, подписало 
перемирие 20 января 1945 г.) 

      Между тем в Польше, на освобожденной территории, появилось второе правительство - Комитет 
Национального Освобождения (КНО), основанный 21 июля 1944 г. - "люблинское правительство". Сталин 
заявил, что советские войска не нашли более никакой политической силы, способной заниматься 
гражданским управлением. С самого начала это правительство заклеймило правительство в изгнании как 
незаконное и ведущее Польшу к новой катастрофе. 3-4 августа Сталин принял Миколайчика в Москве. Он 
спокойно выслушал доводы правительства в изгнании о границе и предоставил Миколайчику самому вести 
переговоры с КНО. Представитель КНО Болеслав Берут потребовал создания нового польского 
правительства, в котором 14 портфелей были бы отданы КНО и только 4 - правительству в изгнании.