ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 2791
Скачиваний: 10
1 августа 1944 г. началось Варшавское восстание. Советская армия остановилась в предместьях города.
Сталин счел нужным дать немцам истребить цвет варшавской оппозиции, поддерживавшей правительство в
изгнании. Протесты из Лондона не заставили Сталина отдать приказ о переходе в наступление.
Ситуация в Восточной Европе беспокоила Черчилля. Как он уже понял, апеллирование к Рузвельту
приводило подчас к непредсказуемым результатам и в любом случае упрочивало позиции США в Европе и
тенденцию к прямому советско-американскому партнерству. Он решил лететь в Москву договариваться со
Сталиным. Рузвельт предложил послать посла США в СССР Аверелла Гарримана наблюдателем. Черчилль
заметил, что президент, конечно же, не хочет предотвратить личные переговоры между Черчиллем и
Сталиным или между Иденом и Молотовым. Рузвельт не возражал, но дал понять, что рассматривает
встречу Черчилля и Сталина как предваряющую трехстороннюю встречу.
Черчилль и Иден находились в Москве с 9 по 18 октября 1944 г. Цель их визита состояла в
урегулировании вопроса о сферах влияния в Восточной Европе в обход американцев. Черчилль пошел
напролом. Вместо расплывчатых формулировок он предложил Сталину цифры. СССР предоставлялось 90%
влияния в Румынии и 75 в Болгарии; Великобритании - 90 в Греции; Венгрия и Югославия делились по
принципу 50 на 50. Сталин отнесся к предложению одобрительно, правда, Молотов потом попросил у Идена
75-процентное преобладание в Венгрии и 90-процентное в Болгарии. Начался ожесточенный торг,
становящийся временами просто абсурдным: на какой-то момент Молотов просил 60 процентов в
Югославии, а Иден твердо стоял на 50. Молотов и Иден сами не знали, как они намереваются оценивать в
реальной политике лишние 10 процентов влияния, однако идея определить свою послевоенную долю
арифметически точно захватила их. Восточноевропейская арифметика оказалась слишком сложна для двух
министров иностранных дел, они с некоторым сожалением отступились от этих захватывающих
упражнений. Было договорено, что до германской капитуляции контроль в Румынии и Болгарии будет
осуществляться СССР, а британские и американские представители подключатся после капитуляции рейха.
Болгарские войска должны были быть выведены из Греции и Югославии.
Между тем Черчилль устрашился собственной циничности, а, может быть, энтузиазма советских
лидеров, и информировал свой кабинет, что предложенные цифры были взяты для ориентировки в первое
время после войны и никоим образом не связывали Соединенные Штаты. Между тем "процентная
дипломатия", при всей своей ирреальности, была единственным практическим итогом визита.
В польском вопросе Черчилль пошел на уступки Сталину. Польша была слишком болезненной
проблемой, чтобы включать ее даже в процентный торг. Сталин убедил Черчилля в необходимости
осуществить перестановки в польском правительстве в изгнании для успешных переговоров с КНО. Сталин
заверил Черчилля, что прекращение наступления на Варшаву в период восстания объяснялось чисто
военными причинами. Черчилль добился согласия Сталина на участие правительства Миколайчика в
переговорах о Польше. Польские представители спешно вылетели в Москву.
Трехсторонние советско-британско-польские переговоры начались 13 октября 1944 г. Сталин твердо
настаивал на признании линии Керзона как границы между СССР и Польшей. Черчилль Сталина
поддержал. 14 октября Черчилль и Иден заявили Миколайчику и его коллегам, что у польского
правительства никогда больше не будет такой уникальной возможности договориться с Москвой, и
пригрозили в случае неуступчивости поляков изменить отношение британского кабинета к правительству
Миколайчика. Черчилль в порыве откровенности заявил, что великие державы второй раз на жизни одного
поколения проливают кровь за Польшу и поэтому не могут позволить втянуть себя во внутреннюю
польскую склоку. Патриотическая мотивация, выдвинутая Миколайчиком, была с презрением отвергнута
Черчиллем: время, когда поляки могли позволить себе роскошь лелеять свой патриотизм, прошло, заметил
он.
Ни к какому соглашению по Польше стороны в Москве не пришли. Миколайчик считал, что публичное
признание им "линии Керзона" равносильно политическому самоубийству. Возвратившись в Лондон, он
попытался получить гарантии суверенитета Польши у Великобритании и США, а также добиться согласия в
своих рядах. Лондон ответил, что гарантии суверенитета Польши будут даны Великобританией вместе с
СССР и, возможно, с США. Рузвельт дать гарантии отказался, сославшись на то, что создаваемая
международная организация будет следить за общей нерушимостью границ. Гарриман был готов
попробовать еще раз убедить Сталина отдать Польше Львов, но Рузвельт при этом заявлял, что США
признают границы, согласованные между СССР, Польшей и Великобританией.
Оказавшись оставленным на произвол судьбы, Миколайчик подал в отставку. Уведомленный об этом,
Сталин спокойно отвечал, что министерские перетряски в Лондоне его не волнуют, потому что Миколайчик
служил прикрытием для преступных террористов, выступающих против советской армии в Польше. КНО,
продолжал он, действует хорошо, реформы в Польше идут, и надо переключиться на поддержку КНО.
Рузвельт и Черчилль толкали польское правительство в изгнании к компромиссу, граничащему с
капитуляцией, именно потому, что не хотели иметь дело с советским марионеточным правительством.
Теперь они в резких выражениях отказались признать его. Сталина это не смутило, и 1 января 1945 г. он
информировал Рузвельта, а 4 - Черчилля, что СССР признал КНО в качестве временного правительства
Польши.
9. Конференция в Думбартон-Оксе
По мере военных успехов союзников, вопрос о послевоенном мироустройстве все более занимал умы
политиков. Рузвельт вел дело к созданию международной организации. Печальный пример Лиги наций,
которая оказалась не более чем форумом ораторов, заставлял его при этом исходить из концепции трех или
четырех (считая Китай) международных полицейских. После обсуждений на различных уровнях была
созвана конференция в Думбартон-Оксе (22 августа - 28 сентября 1944 г.).
К этому времени уже была достигнута договоренность о том, что в организации будет круг избранных -
постоянных членов Совета Безопасности. На конференции ни у кого не вызывало сомнений, что США,
СССР и Великобритания должны быть постоянными членами Совета. Было также решено предоставить
постоянное место в Совете Безопасности Франции; США настаивали на предоставлении того же Китаю.
Включение Китая в число де-юре великих держав было уступкой Вашингтону; что касается Франции, то
здесь, скорее, победил Лондон.
Американская сторона исходила из системы вето для постоянных членов Совета, но затем предложила,
чтобы члены организации, великие державы или нет, воздерживались от голосования в том случае, когда
обсуждался конфликт, в который они были вовлечены. Советская сторона настаивала на правиле
единодушия постоянных членов Совета во всех случаях, иными словами, на безусловном праве вето.
Американская и советская позиции вошли в острое противоречие. Сталин ссылался на договоренность в
Тегеране и подчеркивал, что СССР не может игнорировать существование некоторых абсурдных
предрассудков, которые сказываются на объективном отношении к СССР.
В конце концов был достигнут компромисс: Совет Безопасности мог предпринимать усилия по
урегулированию конфликта, невзирая на позицию государств, вовлеченных в конфликт. Постоянные члены
Совета Безопасности, тем не менее, сохраняли право вето, даже будучи вовлеченными в конфликт, если речь
шла о применении силы. Этот компромисс был представлен делегациями на обсуждение своих
правительств.
Сталин выдвинул также требование, чтобы все республики, входящие в состав СССР, были
представлены в ООН. Разумеется, это вызвало негативную реакцию Рузвельта. Обсуждение вопросов,
связанных с будущим ООН, продолжилось после конференции, на которой ключевые вопросы решены не
были.
Необходима была новая встреча "Большой тройки". Поражение Германии близилось, а контуры
послевоенного мироустройства оставались все еще расплывчаты.
10. Ялтинская (Крымская) конференция
"Большая тройка" собралась в Ялте 4-11 февраля 1945 г. Перед Ялтой британская и американская
делегации встретились на Мальте; это, однако, не сняло ряда противоречий. Рузвельт был твердо намерен
вести сотрудничество с СССР. По его мнению, СССР, в отличие от Великобритании, не был
империалистической державой, а Рузвельт считал ликвидацию колониальной системы одним из
приоритетов послевоенного урегулирования. Рузвельт вел сложную дипломатическую игру: с одной
стороны, Великобритания продолжала оставаться его ближайшим союзником, и атомный проект
осуществлялся с ведома Лондона, но в тайне от Москвы; с другой стороны, советско-американское
сотрудничество, на взгляд президента, позволяло осуществлять глобальное регулирование системы
международных отношений.
"Большая тройка" вернулась к вопросу о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии
Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с
тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, конференция не установила
процедуру расчленения или хотя бы его примерные территориальные контуры.
Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, причем Рузвельт
подчеркнул, что американские войска не останутся в Европе дольше двух лет. Однако Сталин не хотел
включать Францию в Контрольную Комиссию, и Рузвельт поначалу с готовностью с ним согласился. Ни
Рузвельт, ни Сталин включать Францию в число великих держав не хотели. Однако в конце концов Рузвельт
заявил, что если ввести Францию в Контрольную Комиссию, то это заставит де Голля быть более
уступчивым. Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился.
Советская сторона подняла вопрос о репарациях, предлагая две формы их: вывоз оборудования и
ежегодные платежи. Она также предложила создать комиссию по репарациям в Москве. Однако конечная
сумма репараций установлена не была. На последнем настаивала британская сторона; Рузвельт же
благожелательно воспринял советское предложение определить общую сумму репараций в 20 миллиардов
долларов, из которых 50 процентов должны были быть выплачены Советскому Союзу.
Усеченное советское предложение о членстве советских республик в ООН было принято, однако их
число было ограничено двумя (Молотов предлагал две-три - Украину, Белоруссию и Литву, мотивируя это
тем, что Британское Содружество представлено в полном составе). Было решено провести учредительную
конференцию ООН в США в апреле. Советская сторона согласилась с американским предложением,
согласно которому постоянный член Совета Безопасности не мог голосовать, если вопрос касался его.
Рузвельт воспринял советскую уступку с воодушевлением.
Рузвельт серьезно относился к принципу опеки ООН над колониальными территориями. Когда
американская сторона представила соответствующий документ в Ялте, Черчилль вознегодовал. Он заявил,
что не допустит вмешательства в дела Британской империи. Как, вопрошал Черчилль, апеллируя к СССР,
отнесся бы Сталин к предложению интернационализировать Крым? Американская сторона, отступая,
заявила, что в виду имелись территории, отвоеванные у врага, - например, острова в Тихом океане.
Согласились на том, что американское предложение распространяется на подмандатные территории Лиги
наций, территории, отобранные у противника, и территории, которые добровольно согласятся на надзор
ООН.
Конференция обсудила ряд вопросов, связанных с малыми европейскими государствами. Сталин не
оспаривал британо-американского контроля над Италией, в которой все еще шли бои.
В Греции шла гражданская война, в которую вмешались британские войска на стороне, противостоящей
коммунистам. В Ялте Сталин подтвердил договоренность, достигнутую с Черчиллем в октябре 1944 г. в
Москве, - рассматривать Грецию как сугубо британскую сферу влияния.
Великобритания и СССР, опять же в соответствии с октябрьскими договоренностями, на период,
предшествовавший Ялте, соблюдали паритет в Югославии, где руководитель югославских партизан Иосип
Броз Тито договаривался с прозападным югославским лидером Шубашичем о контроле над страной. В Ялте
паритет был, в общем, подтвержден, хотя практическое урегулирование ситуации в Югославии было
предусмотрено не так, как его хотел видеть Черчилль. Черчилля беспокоило также территориальное
урегулирование между Югославией и Австрией и Югославией и Италией. В Ялте было решено, что эти
проблемы будут обсуждаться по обычным дипломатическим каналам.
Аналогичное решение было принято и по претензиям американской и британской сторон в связи с тем,
что СССР не консультировался с ними в решении политических проблем Румынии и Болгарии. Ситуация в
Венгрии, где советская сторона опять-таки исключила западных союзников из процесса политического
урегулирования, подробно не обсуждалась.
В общем, в Ялте де-факто подразумевалось, что вся Восточная Европа остается в советской сфере
влияния. Это было отходом от "процентной дипломатии", однако Великобритания могла надеяться на
некоторую корректировку советской позиции в ходе послевоенного урегулирования.
Американская сторона представила в Ялте документ, названный "Декларация об освобожденной
Европе". Она основывалась на тех же демократических принципах, что и предшествующие документы того
же порядка. Главы союзных правительств, в частности, обязались согласовывать друг с другом свою
политику по разрешению демократическими методами политических и экономических проблем
освобожденных стран в период "временной" нестабильности. Союзники обязались создавать условия для
установления демократических форм правления через свободные выборы. Декларация была принята.
Однако она оставалась голословным документом, не имеющим практической ценности.
Без всякого энтузиазма участники конференции взялись обсуждать польский вопрос. К этому времени
просоветское правительство уже перебралось в Варшаву из Люблина, но по-прежнему именовалось
западными державами "люблинским".
Рузвельт, поддержанный Черчиллем, предложил, чтобы СССР вернул Польше Львов. Однако и
Рузвельта, и Черчилля вопрос о польских границах занимал не слишком; польская независимость - вот что
стояло на повестке дня. Сталин повторил свою позицию: западная граница Польши должна быть
передвинута, восточная - проходить по линии Керзона, варшавское правительство с польским лондонским
дела иметь не будет. Черчилль заявил, что, по его сведениям, люблинское правительство представляет
взгляды не больше трети поляков, и ситуация может привести к кровопролитию, арестам и депортациям.
Сталин согласился на включение в польское временное правительство некоторых "демократических"
лидеров из польских эмигрантских кругов.
Рузвельт предлагал создание президентского совета в Польше, состоящего из представителей различных
сил, который бы сформировал польское правительство, однако вскоре снял свое предложение. Последовали
долгие дискуссии. В конечном счете было решено реорганизовать временное польское правительство на
"широкой демократической основе" и провести как можно скорее свободные выборы. Все три державы
обязались установить дипломатические отношения с реорганизованным правительством. Восточная граница
Польши определялась по "линии Керзона"; территориальные приращения за счет Германии были упомянуты
расплывчато. Окончательное определение западной границы Польши откладывалось до мирной
конференции.
Было заключено соглашение по вступлению СССР в войну против Японии через два-три месяца после
окончания войны в Европе. В ходе раздельных переговоров Сталина с Рузвельтом и Черчиллем была
достигнута договоренность об усилении позиций СССР на Дальнем Востоке. Сталин выдвинул следующие
условия: сохранение статуса Монголии, возвращение России Южного Сахалина и прилегающих островов,
интернационализация порта Далянь (Дальний), восстановление военно-морской базы в Порт-Артуре,
совместное советско-китайское владение КВЖД и ЮМЖД, передача СССР Курильских островов. По всем
этим вопросам с западной стороны инициатива уступки принадлежала Рузвельту.
11. Завершающий период войны против Германии
На Ялтинской конференции была достигнута договоренность создать Московскую комиссию для
решения польского вопроса. Она работала с 23 февраля по 17 апреля 1945 г. Молотов сделал все возможное
для утверждения варшавского правительства в качестве единственной властной основы в Польше. Черчилль
хотел придерживаться буквы достигнутого в Ялте компромиссного соглашения. Рузвельт скорее
придерживался духа Ялты - полюбовного раздела сфер влияния с сильным советско-американским
взаимодействием.
Когда после смерти Рузвельта президентом США стал Гарри Трумэн, позиция США в отношении СССР
резко поменялась. Трумэну была чужда концепция Рузвельта советско-американской глобальной коалиции.
Глобализм уже ничто не могло поколебать в американской внешней политике, США твердо были намерены
заниматься регулированием международных отношений, но средства этого регулирования зависели от
симпатий того или иного лидера. Человек твердый, но ограниченный, Трумэн не мог перешагнуть через
антикоммунизм ради геополитики. К тому же он болезненно осознавал свою неопытность (Рузвельт даже не
посвятил своего вице-президента в существование атомного проекта) и в силу этого был намерен доказать
всем и самому себе в том числе, что готов к твердому внешнеполитическому курсу.
Это сказалось на отношении США к польскому вопросу. 14 апреля Трумэн подготовил проект письма
Сталину со списком польских участников политических консультаций. Черчилль, внеся небольшие
коррективы, немедленно одобрил его. В это время Москва заявила о своем намерении подписать договор с
варшавским правительством. 23 апреля Трумэн принял Молотова (тот направлялся в Сан-Франциско на
учреждение ООН) и в очень резких выражениях высказал недовольство позицией Москвы. Эта встреча была
разительным контрастом по сравнению со всеми предыдущими беседами советских лидеров с западными
коллегами.
В конце концов в результате переговоров в Москве 21 июня 1945 г. была достигнута договоренность о
создании обновленного правительства, в котором промосковская фракция доминировала. 5 июля союзники
заявили о признании польского правительства. Сталин одержал важную дипломатическую победу.
Ситуация в Югославии, которая тоже чрезвычайно беспокоила Запад, была несколько иной:
коммунистический режим не был принесен туда на штыках, а был логическим итогом победы вооруженных
формирований Тито. Однако контактировавший во время войны с Великобританией Тито в 1945 г. стал
блокироваться со Сталиным.
Во всех странах, куда вошли советские армии, возникли и начали укрепляться просоветские режимы. Ни
о какой "процентной" дипломатии речь уже не шла. Сталин решил включить всю Восточную Европу в
сферу своего безраздельного влияния. Он использовал левые силы, имевшиеся во всех восточноевропейских
странах и усилившиеся благодаря поддержке Москвы. Восточноевропейские левые, при руководстве
Кремля, успешно сочетали идею воссоздания государственности с идеей реформ. Однако решающим
фактором во всех восточноевропейских странах, за исключением Югославии и Албании, была советская
мощь.
12. Сан-Францисская конференция
Несмотря на растущие противоречия между союзниками, которые обозначились со сменой
политического руководства в США и ужесточением позиции СССР по Восточной Европе, идея создания
ООН должна была найти свое практическое завершение. 25 апреля 1945 г. открылась учредительная
конференция в Сан-Франциско. Ей предшествовали сложности.
Сталин отказался посылать Молотова на конференцию, если варшавское правительство (еще не
обновленное и не признанное Западом) не будет приглашено в качестве представителя Польши. Однако в
конечном счете Сталину пришлось уступить.
Конференция должна была принять Устав ООН. Политические принципы, заложенные в основу новой
международной организации, казались бесспорными. Вопрос состоял в политических механизмах действия
этого форума.
Конференция приняла решение об ответственности Совета Безопасности за поддержание мира,
ограничив полномочия Ассамблеи дискуссией и рекомендациями. Малые державы пытались протестовать
против предложенной формулы "скрытого вето". Согласно ялтинской договоренности, великая держава,
интересы которой затрагивались голосованием, права голоса не имела, но остальные четыре великие
державы должны были голосовать единодушно. Стоило одной из них проголосовать против, как действия
Совета Безопасности были заблокированы. С учетом того, что великие державы находились в непрестанном
взаимодействии, их поддержка друг друга казалась малым странам неизбежной. Однако великие державы
именно в силу этого обстоятельства менять устав не пожелали.
Британская делегация добилась поправки, касающейся выборов в Совет Безопасности. Теперь
требовалось равномерное географическое представительство держав, а также учет их вклада в обеспечение
международной безопасности.
США и СССР были недовольны предполагавшейся подчиненностью региональных организаций и
договоров решениям Совета: Вашингтон опасался за сферу своего влияния в Западном полушарии, а Москва
- за систему договоров в Европе. Новая статья предусматривала право на индивидуальную или
коллективную самозащиту в случае агрессии - до принятия Советом Безопасности соответствующих мер.
Советская сторона настаивала, чтобы великая держава имела право вето на обсуждение (не
голосование!) вопроса, который ее не касается. Обсуждение, настаивала советская сторона, это важный
политический акт с серьезными последствиями. Советский демарш вызвал противодействие Запада.
Конфликт удалось погасить через Гопкинса, который в это время был в Москве. Сталин согласился снять
свое предложение.
Американская делегация представила конференции предложения о системе опеки. Всеобъемлющей
концепции, которую желал видеть Рузвельт, не получилось; американский проект основывался на
предложениях для островов Тихого океана. Американцы предложили две категории мандатных территорий.