ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 2756

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

      Переход от войны к миру должен был неизбежно сопровождаться ломкой и развалом прежних 
государственных машин в Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции, демобилизацией 
многомиллионных армий и репатриацией сотен тысяч бывших военнопленных. В сочетании с 
дестабилизирующим влиянием событий в революционной России все это создавало в Европе тревожную, 
неустойчивую международную обстановку. Послевоенное государственно-политическое строительство на 
огромном пространстве боевых действий Первой мировой войны начиналось в крайне сложных условиях. 
Державы-победительницы рассчитывали сблизить свои позиции относительно создания нового 
международного порядка в процессе подготовки мирной конференции, местом проведения которой был 
избран Париж. 

Источники и литература

 

 

Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917 / Сост. И.В.Козьменко. Отв. ред. 
Е.А.Адамов. М.: Государственное издательство политической литературы, 1952.  

 

Готлиб В. Тайная дипломатия во время Первой мировой войны. М.: Международные отношения, 
1960.  

 

История внешней политики России. Конец XIX - начало ХХ в. М., 1997.  

 

История дипломатии. Т. 3. М.: Политиздат, 1965.  

 

Киссинджер Г. Дипломатия. М.: Ладомир, 1997.  

 

Клейменова Н.Е., Сидоров А.Ю. Версальско-вашингтонская система международных отношений: 
проблемы становления и развития. 1918-1939. М.: МГИМО МИД РФ, 1995.  

 

Мирные переговоры в Брест-Литовске. М., 1920.  

 

Панцов А.В. Брестский мир // Вопросы истории. 1990. N 2. С. 60-79.  

 

Тэйлор А. Дж. П. Борьба за господство в Европе. 1848-1918. М.: Издательство иностранной 
литературы, 1958.  

 

Уткин А.И. Дипломатия Вудро Вильсона. М., 1989.  

 

Фельштинский Ю. Крушение мировой революции. Брестский мир. Октябрь 1917 - ноябрь 1918. М.: 
Терра, 1992.  

 

Чубарьян А.О. Брестский мир. М.: Наука, 1960.  

 

Kennedy P. The Rise and Fall of the Great Powers. Economic Change and Military Conflict from 1500 to 
2000. N.Y.: Random House, 1987. Гл. 5.  

 

Keylor W. The Twentieth-Century World. An International History. New York; Oxford: Oxford University 
Press, 1992. Гл. 1.  

 

Глава 2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЕРСАЛЬСКОГО ПОРЯДКА И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ

  

 

      Версальскому порядку было суждено оставаться ядром международной системы на протяжение всего 
межвоенного периода. Будучи в основе европейским в той мере, как он прежде всего регулировал 
отношения между великими европейскими державами, Версальский порядок одновременно воплощал черты 
глобального регулирования. Признаки глобальности ему придавало исходно активное участие США и 
азиатских стран (Японии и Китая) в его установлении, а так же встроенная в него Лига наций, которая 
замышлялась как институт общемирового управления, хотя на самом деле таковым не стала. 

      Важно отдельно сказать о юго-восточном, средиземноморском фланге Версальского порядка. Хотя 
формально географически зона Малой Азии, Ближнего Востока и азиатского побережья Эгейского моря не 
входили в Европу, международные отношения в этой части мира фактически регулировались версальскими 
и производными от них установлениями. Ключевыми документами этой сложной подсистеме выступали 
Версальский, Сен-Жерменский, Трианонский, Нейиский, а также Севрский и Лозаннский договоры. Именно 
внутри образованной ими политико-правовой рамки в первую очередь развивались главные конфликты и 
противоречия межвоенного периода. Подсистема, основанная на Версальском порядке была центральной 
подсистемой международных отношений 20-30-х годов. 

1. Предварительный этап версальского урегулирования

 

      Последние месяцы 1918 г. прошли в лихорадочной подготовке стран Антанты и США, которые 
официально так и не вступили в альянс, к предстоящей конференции. Ее решено было провести в 


background image

Версальском дворце под Парижем. Единства мнений между европейскими державами и США не было. 
Партнеры по-разному понимали задачи форума. Не одинаково было и их отношение к самому понятию 
международного порядка. 

Клемансо

 и 

Ллойд Джордж

 стремились восстановить систему многополярного 

равновесия, урезав ради этого должным образом непомерные, по их мнению, возможности Германии, чтобы 
она ни при каких обстоятельствах не могла претендовать на гегемонию. В этом Париж и Лондон были 
едины, хотя Франция в силу ее прямого соседства с Германией опасалась возрождения германской мощи 
больше Великобритании и занимала в отношении Берлина предельно жесткую позицию. 

      По-иному рассматривал перспективы послевоенной Европы 

Вильсон

. По его мнению, целью 

конференции было создание нового механизма регулирования международных отношений с тем, чтобы он 
позволял вообще не прибегать к военно-силовым способам разрешение конфликтов, обеспечивая гармонию 
интересы больших и малых стран. Свои надежды президент США возлагал на Лигу наций как гаранта 
соблюдения всеми государствами универсальных норм международного права и одновременно инструмента 
профилактики конфликта, своеобразного предохранительного клапана для "выпуска пара" в случае угрозы 
вооруженного столкновения между странами. 

      Расхождения между участниками победившей коалиции проявились даже при определении места 
проведения мирной конференции

Вильсон

 предлагал созвать ее в одном из городов нейтральной 

Швейцарии, а 

Клемансо

 настоял на Париже, где германская делегация неизбежно ощущала бы себя в 

недружественном окружении общественного мнения, хорошо помнившего недавнюю германскую агрессию. 

      Союзники не торопились приступать к переговорам. Британский кабинет был поглощен подготовкой к 
очередным парламентским выборам, а французы обеспокоенно наблюдали за развитием у самых своих 
границ революции в Германии. Согласование позиций лидеров Антанты и США заняло несколько недель. 
Только 12 января 1919 г. Высший военный совет Антанты объявил повестку дня предстоящих заседаний: 
создание Лиги наций, вопрос о репарациях, проблемы новых государств, территориальные вопросы и 
судьбы колониальных владений. США таким образом смогли настоять на постановке вопроса о новой 
международной организации на первое место в повестке дня. Первая встреча лидеров стран-победительниц, 
ставшая прелюдией к открытию форума, состоялась 12 января 1919 г. На ней была выработана процедура 
организации и порядок работы конференции. 

2. Основные подходы держав-победительниц к вопросу о заключении мира

 

      В ходе войны возникло несколько новых обстоятельств, которые усугубляли трудности урегулирования. 
В Европе обнаружилась нежизнеспособность Австро-Венгрии в качестве многоэтнического государства. 
Процесс этно-национального размежевания серьезно затронул Россию. Между тем обе эти страны 
выполняли очень важные функции в обеспечении общеевропейского порядка, а теперь на сотрудничество с 
ними не приходилось рассчитывать. 

      Напротив, вместо двух старых и опытных партнеров державы-победительницы имели более десяти 
мелких новообразований, а то и просто национально-патриотических движений, каждое из которых 
претендовало на независимость и создание независимого государства. Такие государства по определению не 
могли быть сильными и устойчивыми. В Лондоне и Париже это понимали, по всей видимости, конкретнее, 
чем в США. Но все три основных союзника понимали и другое: заблокировать процессы самоопределения 
невозможно, опасно даже пробовать это делать. Возникала сложная "сдвоенная" задача - не только 
выработать основополагающие правила международного порядка, но и приучить молодые, неопытные, 
взаимно недоверчивые и враждебные государства Центральной и Восточной Европы к этим правилам. Этим 
определялась перспективная задача версальского мироустройства как ее понимали прежде всего в США. 

      В ближайшем практическом плане цель Антанты была ни сколько не проще. Предстояло геополитически 
разукрупнить Германию и определить меры контроля над ее экономическим и военным потенциалом. Страх 
перед возрождением германской мощи, для обуздания которой потребовалось соединение ресурсов 
коалиции стран Антанты и США, оставался действенным фактором международной жизни. 

      Союзники рассчитывали изменить политическую карту Европы таким образом, чтобы ослабить 
Германию и заполнить образовавшееся после распада России, Австро-Венгрии и Оттоманской империи 
пространство новыми дружественными Антанте государствами. Основными партнерами держав-
победительниц в этом вопросе были националистические организации разных народов, борьбу которых 
против Германии, Турции и Советской России союзники поддерживали на завершающем этапе войны. 


background image

      Парижская конференция была самым значительным дипломатическим форумом со времени Венского 
конгресса 1814-1815 гг. 70 известных государственных деятелей и дипломатов имели статус официальных 
делегатов и представляли 35 государств-победителей, присоединившиеся и нейтральные страны. Россия и 
Германия (хоть и по разным причинам) не были приглашены на Парижскую конференцию. В делегации 
США, Британской империи и Франции были включены сотни чиновников и экспертов. Британская 
делегация насчитывала 207 человек и занимала два отеля в центре Парижа - "Мажестик" и "Астория". 

      По воспоминаниям британского дипломата Роберта Сесиля, делегации стран-участниц были очень 
озабочены соблюдением режима секретности. Поэтому, например, весь французский обслуживающий 
персонал отеля "Мажестик", где расположилась британская делегация, был замещен подданными 
Великобритании, и, к огорчению дипломатов, мечтавших отведать французской кухни, даже поваров 
выписали из Лондона. На работу конференции также влияла и бушевавшая в Европе эпидемия гриппа-
"испанки", превратившая многие отели, где жили делегаты, в подобие госпиталей. В представлениях 
современников конференция казалась настоящим всемирным съездом, способным обеспечить чрезвычайно 
прочный и длительный мир. 

      На конференции тон задавала "большая тройка" - В.Вильсон, Ж.Клемансо и Д.Ллойд Джордж, 
представлявшие США, Францию и Великобританию. Все трое имели устойчивую репутацию либеральных 
политиков. Все трое хотели решить одну задачу - построить мир, основанный на безопасности для своих 
стран. Все они придерживались взглядов, так или иначе отражавших общественные настроения в своих 
странах. 

      Французская делегация выступила на конференции с программой "карфагенского мира", предложив 
полное разоружение и раздел Германии. Французская делегация поставила вопрос об отделении от 
Германии Баварии, Рейнской области, Саара и о выплате германской стороной огромной суммы репараций. 
Клемансо стремился сделать восстановление военной мощи Германии полностью невозможным. Для 
французского премьера проблема стабильности и безопасности послевоенного порядка сопрягалась почти 
исключительно с ослаблением Германии и закреплением неоспоримого превосходства Франции. Кроме 
того, на востоке Европы Клемансо добивался создания "санитарного кордона" из новообразуемых 
государств, которые могли бы и противостоять Германии, и служить барьером для проникновения 
революционных идей из Советской России. Глава французского кабинета не возражал против проекта Лиги 
наций, но относился в нему несерьезно. "Мне нравится Лига наций, но я в нее не верю", - говорил он. 

      В.Вильсон был избран президентом США от демократической партии. Он был первым главой 
американского государства, принявшим участие в международной конференции в Европе. Ради участия в ее 
работе президент покинул свою страну на шесть (!) месяцев (за исключением краткого возвращения в США 
в феврале-марте 1919 г.), чем вызвал в свой адрес жесткую критику Конгресса и американской прессы. 
Поведение и вся политика Вильсона в тот период означали решительный разрыв со старой американской 
традицией изоляционизма и неучастия в европейских делах. Эта линия президента отнюдь не встречала 
внутри США безоговорочной поддержки. 

      Накануне Парижской конференции в ноябре 1918 г. в США прошли выборы в Конгресс, принесшие 
победу республиканской партии. Теперь Конгресс стал открыто оппозиционным по отношению к 
администрации демократов. Лидер республиканского большинства в конгрессе Генри Кабот Лодж 
постоянно подвергал внешнюю политику Вильсона суровой критике, выступал против "втягивания" США в 
европейские проблемы. Поскольку по конституции США право ратификации международных договоров 
принадлежит Конгрессу, наличие в нем республиканского большинства подрывало позиции Вильсона, 
способность администрации которого обеспечить одобрение подписанных в Париже документов 
оказывалась под вопросом. 

      Американский президент представил в Париже специальную доктрину мирового порядка, основанную 
на политической теории, которая до того не признавалась школой европейской дипломатии. Вильсон 
приехал на конференцию, надеясь на реализацию принципов, изложенных в "14 пунктах". Он добивался 
создания в Европе системы коллективной безопасности, основанной на предупреждении конфликтов, а не 
на регулировании посредством ведения периодически повторяющихся малых войнах в интересах 
корректировки европейского равновесия в соответствии с традицией политики "баланса сил". 

      Система коллективной безопасности виделась Вильсону основанной на сочетании верности принципу 
самоопределения наций с наличием сильного механизма международного управления в лице Лиги наций. 
При этом принцип самоопределения Вильсон объяснял отнюдь не как предоставление всем народам, 
которые того требовали, суверенитета и независимости, а как ограниченное правило, касавшееся только тех 


background image

случаев, которые получали поддержку мирового сообщества. То есть американский президент 
придерживался ограничительной и избирательной трактовки самоопределения, хотя и относил решение об 
оказании или неоказании поддержки тем или иным добивающимся его силам к компетенции 
представительного международного органа, а не узкой группы нескольких самых сильных держав. 

      В политике великих держав четко проявился двойной стандарт. Принцип самоопределения в той или 
иной мере считался применим только в Европе и Америке, и, с оговорами, в отношении Китая в Азии. В 
отношении огромного большинства других территорий и народов речь о самоопределении не шла. Для них 
была уготована так называемая мандатная система, в соответствии с которой великие державы 
устанавливали на определенный, довольно продолжительный срок свою опеку над соответствующими 
территориями (см. ниже). 

      Тем не менее, главным вопросом урегулирования оставался германский. Вильсон считал, что Германия 
заслуживает сурового, но вместе с тем справедливого отношения, он не полностью разделял концепцию 
"наказания Германии" в духе предложений Клемансо. 

      Дипломатическая тактика британской делегации заключались в лавировании. Великобритания не имела 
никаких территориальных притязаний в Европе, ее прежде всего занимала возможность добиться 
закрепления своего военно-морского превосходства. Поэтому во всем, что касалось морских вооружений 
глава британского кабинета был предельно тверд, а в вопросах безопасности на материке и в зоне границ 
Германии с ее соседями - скептичен в отношении французских требований и терпим к германским 
отговоркам. Ллойд Джордж полагал, что если условия мира с Германией окажутся чрезмерно тяжелыми, это 
может спровоцировать радикализацию германской революции по большевистскому сценарию. Проект Лиги 
наций Британия поддерживала, хотя и считала его не первостепенным. 

      Не хотели отставать от участников "большой тройки" и другие страны. Италия требовала для себя 
присоединения части альпийских районов Австро-Венгрии, а также некоторых территорий Оттоманской 
Порты. Япония стремилась захватить германские владения в Китае (Шаньдунский полуостров), а также 
острова в Тихом океане. Британские доминионы Южно-Африканский Союз, Австралия и Новая Зеландия 
так же высказывали требования присоединить к ним бывшие островные германские колонии в Тихом 
океане. 

3. Процедурные особенности Парижской конференции

 

      Конференция открылась 18 января 1919 г. Президент Вильсон предложил кандидатуру Клемансо на роль 
ее постоянного председателя. Из делегатов США, Великобритании, Франции, Италии и Японии был 
образован Совет пяти, который стал главным рабочим органом конференции. Он должен был принимать 
участие во всех заседаниях, заслушивать отчеты о работе комиссий и наблюдать за исполнением всех 
решений. Совет пяти иногда в литературе называют Советом десяти потому, что в его заседаниях 
принимали участие кроме глав правительств министры иностранных дел и общее количество членов этого 
органа на отдельных заседаниях достигало десяти. Другие страны приглашались на заседания конференции 
только в случаях, когда вопросы непосредственно касались их интересов. 

      Мирные договоры, подготовленные на конференции, еще до того как они были подписаны, стали 
предметом острых разногласий среди участников. В ходе переговоров проявился постепенный отказ от 
большинства положений программы Вильсона. По свидетельству участника конференции британского 
дипломата Гарольда Никольсона, только четыре из содержавшихся в ней 23 принципов и предложений 
вошли в итоговые документы. 

      Первое разочарование было связано с принципом открытой дипломатии: все основные решения 
принимал исключительно Совет пяти (в конференции участвовало более 30 стран). Затем круг основных 
участников дискуссий сократился еще больше, так как Япония, мало заинтересованная в европейских делах, 
перестала принимать участие в заседаниях. От ключевых переговоров был оттеснен и премьер-министр 
Италии Витторио Орландо, поскольку он не говорил по-английски - на рабочем языке большинства 
обсуждений. Практически все главные решения конференции были приняты с подачи трех лидеров - 
В.Вильсона, Д.Ллойд Джорджа, Ж.Клемансо. 

      Противоречило принципу отрытой дипломатии и решение держав не приглашать на конференцию 
Германию. В отличие от Венского конгресса 1815 г. и Парижского конгресса 1856 г., куда были приглашены 
потерпевшие поражение, соответственно, в наполеоновских войнах - Франция и в Крымской войне - Россия, 
побежденную Германию не допустили до обсуждения вопросов послевоенного устройства. Германская 


background image

делегация должна была приехать в Париж в конце мая 1919 г. лишь для подписания тех условий, которые ей 
были предложены победителями. 

4. Версальский договор

 

      Этот договор был подписан 28 июля 1919 г. в Зеркальном зале Версальского дворца, где в 1871 г. 
канцлер Отто фон Бисмарк после победы над Францией в франко-прусской войне торжественно 
провозгласил создание Германской империи. Договор предполагалось подписать между Германией, с одной 
стороны, и союзными державами, с другой. В число последних согласно официальному списку были 
включены: США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Бельгия, Боливия, Бразилия, Куба, Китай, 
Эквадор, Греция, Гватемала, Гаити, Хиджаз (будущая Саудовская Аравия), Гондурас, Либерия, Никарагуа, 
Панама, Перу, Польша, Португалия, Румыния, КСХС, Сиам, Чехословакия и Уругвай. Из списка союзных 
держав Китай не подписал договор, не согласившись с предусмотренной в нем передачей захваченной 
Германией у Китая провинции Шаньдун Японии. 

      Самой сложной проблемой, из обсуждавшихся при подготовке мирного договора с Германией, была 
пограничная. На западе Германия должна была вернуть Франции две французские области - Эльзас и 
восточную часть Лотарингии, отторгнутые у Франции после франко-прусской войны 1871 г. Кроме того, 
Париж настаивал на передаче под французский контроль богатой полезными ископаемыми Саарской 
области, несмотря на то, что этнически большинство населения Саара состояло из немцев. Из-за 
сопротивления делегации США, поддержанной британскими представителями, французские требования 
были отклонены, и Саарская область была передана под контроль Лиги наций на 15 лет с условием 
проведения в ней в будущем плебисцита с целью окончательного решения вопроса о ее государственной 
принадлежности. 

      Весьма острая полемика развернулась и вокруг Рейнской зоны. Этот процветающий промышленно 
развитый район между Рейном и границами Франции и Бельгии был экономически тесно связан с центром 
немецкой военной промышленности в Руре. Франция требовала отделения Рейнской области от Германии и 
установления там франкофильского правительства. США и Великобритания не поддержали этот вариант. В 
итоге было принято компромиссное решение. Левый берег Рейна и 50 километровая зона вдоль правого его 
берега объявлялись демилитаризованной зоной и там союзники (в основном силами французских 
оккупационных войск) вводили режим временной оккупации сроком на 15 лет. Оккупация Рейнской 
области вызывала негативную реакцию в Германии и стала питательной средой для антифранцузских, 
реваншистских, да еще и расистских настроений (во французский оккупационный контингент были 
включены черные солдаты из африканских колоний Франции) в германском обществе 

      Кроме того, Бельгия получила от Германии округи Эйпен и Мальмеди, а так же так называемые 
нейтральную и прусскую части территории Морене, населенные валлонами. Плебисцит 1920 г. 
окончательно узаконил это решение. Дания получила от Германии северную часть Шлезвига, со смешанным 
датско-немецким населением после проведения предусмотренного Версальским договором референдума в 
1920 г. 

      Версальский договор ограничил численность германской армии 100 тыс. чел., отменив и запретив 
введение всеобщей воинской повинности, а также лишил Германию права создавать военную авиацию, 
танковые части и подводный флот. Германский военно-морской флот подлежал ограничению, а 
Генеральный штаб и Военная академия распускались. 

      Болезненно решался и вопрос о репарациях. Согласно практике предшествовавших войн, побежденная 
сторона была обязана выплачивать победителю компенсацию за его потери и затраты в ходе войны. 
Французская делегация настаивала на необходимости получить с Германии достаточно крупные репарации, 
мотивируя это тем, что германская агрессия нанесла большой ущерб экономике северо-восточной части 
Франции. Кроме того, в Париже считали, что выплата репараций тоже замедлит возрождение военной мощи 
Германии. Великобритания была склонна поддержать Францию в вопросе репараций, так как сама 
рассчитывала получить с Германии средства для выплаты пенсий семьям погибших британских 
военнослужащих. 

      Вместе с тем, эксперт британской делегации, виднейший экономист ХХ в. Джон Мэйнард Кейнс 
высказал оказавшееся впоследствии правильным мнение о том, что слишком крупная сумма репараций 
вызовет депрессию германской экономики, в результате чего замедлится восстановление хозяйства всей 
Европы и усугубятся трудности мировой экономики в целом. Вильсона также пугала большая сумма 
германских выплат. В результате союзники не смогли договориться об общей сумме платежей и решили