ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 2660

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

      В этой обстановке 21 марта 1919 г. власть в стране взяли левые во главе с социалистом Александром 
Гарбаи и коммунистом Бела Куном. В Венгрии была провозглашена Венгерская Советская Республика, не 
признанная западными державами. 28 марта она объявила войну Чехословакии и начала боевые действия с 
целью возвращения власти над входившей ранее в состав венгерской части Австро-Венгрии Словакией. 
Против венгерских сил выступили Чехословакия, Югославия и Румыния. При этом Югославия, как и 
Чехословакия опасалась попыток Венгрии вернуть себе населенные венграми территории - в данном случае 
Бачки и Баната. Румыния в свою очередь стремилась закрепить за собой Трансильванию. Румынский 
контингент стал основой антивенгерской коалиции, силы которой с ведома и при политической поддержке 
союзных держав стали наступать на Будапешт. 

      В этой ситуации некоммунистические национальные силы в Венгрии в зоне оккупации французских 
войск сформировали собственное венгерское временное правительство с участием ряда видных 
представителей дворянства и адмирала Миклоша Хорти. В августе 1919 г. румынские войска вошли в 
Будапешт, правительство Бела Куна пало, а он сам бежал в Вену. Однако нормализации положения не 
происходило, так как румынские войска не уходили. Дело дошло до того, что 7 ноября 1919 г. Верховный 
совет Антанты был вынужден предъявить Бухаресту ультиматум с требованием эвакуации войск. Румыния 
была вынуждена отступить. В марте 1920 г. румынские войска были выведены, и новое венгерское 
правительство возглавил адмирал Хорти. Он провозгласил Венгрию монархией, венгерский трон - 
вакантным, а себя - регентом. 

      После нескольких месяцев передышки Трианонский мирный договор был подписан 4 июня 1920 г. во 
дворце Трианон в Париже. По этому договору Венгрия признала распад Австро-Венгрии и была вынуждена 
согласиться с потерей двух третей довоенных венгерских территорий. Румыния получила от Венгрии 
Трансильванию и восточную часть Баната. Чехословакия - Словакию и Подкарпатскую Русь (Закарпатье). 
Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев - части Хорватии, Бачку и Западный Банат. Австрии, как уже 
говорилось, был передан Бургенланд. В результате территориального передела около 25% этнических 
венгров оказалось за границами Венгрии. Венгрия получила право содержать армию не более 35 тыс. чел, 
комплектуя ее только на добровольной основе. 

      В марте 1921 г. последний австро-венгерский император Карл Габсбург неожиданно прибыл из 
Швейцарии в Будапешт и обратился к Хорти с предложением позволить ему вступить на венгерский 
престол. Против этого крайне энергично и угрожающе выступили соседи Венгрии. Под давлением извне 
венгерский парламент проголосовал против восстановления монархии и Карл Габсбург вернулся в 
Швейцарию. Однако в октябре 1921 г. он повторно явился в Венгрию, на этот раз во главе небольшого 
собственного вооруженного контингента, и попытался осуществить марш-бросок на Будапешт. 
Сопредельные страны немедленно объявили о начале мобилизации. Силы внутренней безопасности Венгрии 
вынуждены были принять меры и арестовать Карла. Он был выслан на о. Мадейру. Отбывая в изгнание, 
Карл однако сделал заявление, в соответствии с которым права на оба (венгерский и австрийский) престолы 
Габсбургов могли наследовать бывшая императрица Зита и дети Карла. 4 ноября 1920 г. венгерский 
парламент принял специальный закон о низложении Карла и непризнании его прав на венгерский престол. 

      Договор в Нейи (Нейиский договор) был подписан с Болгарией 27 ноября 1919 г. в г. Нейи-сюр-Сен под 
Парижем. По условиям Договора страна лишилась всех своих завоеваний в ходе Первой мировой войны и 
даже части довоенной территории. В частности, Болгария был вынуждена отказаться от Западной Фракии с 
выходом к Эгейскому морю, которую она получила в результате первой Балканской войны 1912-1913 гг. В 
этой зоне были размещены союзные войска, которые вскоре были заменены греческими контингентами. 
Вопрос о Западной Фракии был предметом напряженной дипломатической борьбы и обсуждался на 
конференциях в Севре, Сан-Ремо и Лозанне с 1920 по 1923 г. В 1920 г. в Севре был подписан специальный 
Фракийский договор, в соответствии с которым эта область официально признавалась за Грецией. Но 
договор не был ратифицирован подписавшими его державами (Великобританией, Францией, Италией, 
Японией, с одной стороны, и Грецией, с другой), что послужило основанием для повторной постановки 
Болгарией вопрос о ее правах на возвращение Западной Фракии. После длительных дополнительных 
переговоров во время конференции в Лозанне Западная Фракия была в 1923 г. в соответствии со 
специальным протоколом все-таки признана за Грецией. (Одновременно согласно Лозаннскому мирному 
договору Восточная Фракия была передана Турции - см. ниже.) 

      Помимо утраты выхода к Эгейскому морю, Болгария потеряла некоторые земли, приграничные с КСХС - 
часть округа г. Кула, города Цариброд, Боссилеград и Струмицу с окрестностями. Южная Добруджа, 
передачи которой безуспешно добивалось болгарское правительство, по-прежнему осталась за Румынией 
(эта территория перешла к Болгарии только в 1940 г.). Армия Болгарии могла комплектоваться в составе 
только 20 тыс. чел. 


background image

9. Комитет по проблемам новых государств и уточнение государственных границ в Европе

 

      Подписание основополагающих договоров с Германией и ее европейскими союзниками не решило всех 
проблем государственного строительства в Европе. Оставалось еще много вопросов, связанных с 
национальными движениями, выдвигавшими требования защиты прав этнических меньшинств. На первом 
этапе работы Парижской конференции им не уделяли внимания, но вскоре стало ясно, что новые 
государства - Польша, Чехословакия и Румыния - стремятся захватить соседние территории, в том числе под 
лозунгом "борьбы с угрозой коммунизма", как это делала Румыния в отношении Венгрии. Эти захваты 
сопровождались кровопролитием. 

      Создатели мирового порядка в Париже вынуждены были реагировать на эти факты. Еще 1 мая 1919 г. 
Вильсон выступил с инициативой создать Комитет по проблемам новых государств. Предполагалось, что 
этот комитет и станет готовить проекты договоров об отношениях с Польшей, Чехословакией, Румынией, 
КСХС, Грецией, Австрией, Венгрией, Болгарией и странами Прибалтики. 

      Комитет по вопросам новых государств сыграл определенную роль в разработке и внедрении 
демократических и либеральных принципов в политику молодых государств. По его настоянию в проектах 
договоров с новыми государствами появились отдельные статьи, впервые в мировой практике специально 
оговаривающие в полном объеме гражданские, политические и культурные права национальных 
меньшинств в новых государствах. В договорах оговаривались гарантии защиты религиозных прав 
этнических групп и право меньшинств иметь школы с преподаванием на родном языке. 

      Союзники возложили контроль над выполнением договоров на Лигу наций. В случае возникновения 
споров между Советом Лиги и конкретными государствами по вопросам прав меньшинств дело 
предполагалось передавать в Международный суд. Решения суда по таким вопросам признавались 
окончательными. Предложенные в статьях договоров гарантии не полностью удовлетворили малые страны, 
поскольку они снова оказывались в зависимости от великих держав, а прямое обращение с петициями в 
Лигу наций не было предусмотрено. 

      В 1920 г. Совет пяти и Верховный совет Антанты приняли решение о создании нового рабочего органа 
стран-победительниц. Им стала конференция послов четырех держав - Великобритании, Франции, Италии и 
Японии. США в работе этого органа участвовали только в качестве наблюдателя, так как к этому времени 
американский Конгресс уже отказался ратифицировать Версальский договор. Конференция послов стала 
весьма влиятельным органом, решения которого во многих случаях предопределяли решения более высоких 
международных инстанций, в частности, Совета Лиги наций. Она проработала до 1931 г., разрешив ряд 
пограничных споров между малыми государствами. 

      Так, в июле 1920 г. эта конференция рассмотрела по настоянию Чехословакии вопрос об отошедшей к 
Польше Тешинской Силезии со смешанным польско-чешским населением. Спор был разрешен в пользу 
Чехословакии, хотя впоследствии во время раздел Чехословакии в 1938 г. Тешинская Силезия была вновь 
включена в состав Польши. 

      Довольно трудно решался и спор Италии с КСХС относительно Далмации и порта Фиуме. По 
соглашениям военного времени с Антантой Италия имела основания требовать передачи ей австро-
венгерских владений на балканском побережье Адриатики. Однако КСХС не без оснований возражало 
против реализации этих планов, указывая на принцип самоопределения и преобладание славянского 
населения на этих территориях. В результате длительного торга при посредничестве держав Антанты 12 
ноября 1920 г. в Рапалло был подписан договор Италии с КСХС, в соответствии с которым Италия 
отказалась от Далмации, но получила Юлийскую Крайну, Истрию с портом Триест и ряд других участков 
побережья. Порт Фиуме (Риека) был признан независимой территорией, однако в 1924 г. его зона была 
разделена между Италией и КСХС по соглашению сторон. 

      Неурегулированными оставались и вопросы границ новых государств с Советской Россией (подробнее 
см. гл. 4 настоящего тома). 

10. Русский вопрос в ходе версальских обсуждений

 

      Россия не принимала участия в Парижской конференции. В стране полным ходом шла гражданская 
война, исход которой не был предопределен и прочность правительства большевиков не была очевидна. 
Кроме того, к моменту открытия конференции на российской территории в разных районах находились 


background image

британские, французские и японские войска, а в восточных регионах продолжался мятеж чехословацкого 
корпуса. 

      Внутри Антанты, особенно в первые месяцы работы конференции, не было единства в отношении 
перспектив отношений с Советской Россией. Франция полагала необходимым усилить военное давление на 
большевиков. Позицию Парижа поддерживала Италия. Но Великобритания, как в к германском вопросе, 
опасаясь чрезмерного усиления французского влияния на континенте, призывала к осторожности, встречая в 
этом благожелательную поддержку США. По настоянию англо-саксонских держав в январе 1919 г. 
союзники выступили с предложением созвать на Принцевых островах в Мраморном море конференцию 
союзников с участием всех правительств, фактически действовавших к тому времени на российской 
территории. Из этой инициативы, как и из последовавшей за ней миссии американского специального 
представителя Уильяма Буллита ничего не вышло (см. гл. 3 настоящего тома). 

      Тем не менее, все документы версальского урегулирования резервировали возможность будущего 
отдельного урегулирования отношений с Россией. С большой осторожностью великие державы подходили к 
определению границ России с ее новообразовавшимися соседями. Версальское урегулирование само по себе 
не было направлено против России. Напротив, оно указывало на озабоченность Антанты и США будущим 
своих отношений с Россией и на понимание невозможности построить прочный международный порядок 
без подключения к нему России как крупнейшего евразийского государства. Довольно осторожно вели себя 
державы, в частности, при обсуждении вопросов о границах Польши и стран Прибалтики. Не желая 
приглашать на обсуждения делегатов большевиков, державы привлекали к ним русских представителей 
прежних правительств - бывшего министра иностранных дел императорской России С.Д.Сазонова, бывшего 
посла Временного правительства в Париже В.А.Маклакова и др. Были особо оговорены в Версальском 
договоре и права России на получение в будущем реституций с Германии. 

      С февраля 1919 г. в позиции великих держав в отношении России наметился новый поворот. 
Окончательно отказавшись от расчетов на конструктивный диалог с большевиками, державы приняли 
решение активизировать давление на них. Однако при этом державы Антанты сочли необходимым 
прекратить свое непосредственное вмешательство в российские дела, полностью вывести контингенты с 
российской территории и одновременно существенно увеличить помощь антибольшевистским силам внутри 
России, а также ее странам-соседям. 

11. Севрско-лозаннское урегулирование с Оттоманской империей

 

      После заключения 30 октября 1918 г. Мудросского перемирия с Антантой вся европейская часть Турции, 
зона Проливов, южное и северное побережье Анатолии, а также Киликия были оккупированы войсками 
держав-победительниц. Значительная часть армии Оттоманской империи была разоружена, однако в 
Центральной и Восточной Анатолии оставались ее достаточно крупные воинские соединения, которые 
оказывали ожесточенное сопротивление попыткам французских войск оккупировать всю Юго-Восточную 
Анатолию. 

      Военное поражение империи означало и крах политического режима младотурок, в предшествовавшие 
15-20 лет активно боровшихся за проведение реформ и ограничение всевластия монархии. Вся власть вновь 
перешла в руки султана и его двора, который послушно выполнял требования держав-победительниц. 
Однако между последними, в частности, между Великобританией и Францией, достаточно быстро 
выявились принципиальные разногласия по поводу судьбы собственно "турецкого наследия". Франция явно 
стремилась не допустить одностороннего британского контроля над проливами и территорией Анатолии. 
Были против этого и США. В результате непосредственно на Парижской мирной конференции ни о чем 
договориться не удалось. Потребовался еще почти год для того, чтобы прийти к соглашению о разделе 
"турецкого наследия". В ходе сложных и длительных переговоров родился англо-французский компромисс, 
по которому основные территориальные выгоды получила Греция. 

      10 августа 1920 г. в местечке Севр под Парижем был подписан мирный договор, который, с одной 
стороны, зафиксировал фактическую ликвидацию Оттоманской империи - она отказывалась от всяких прав 
на свои арабские провинции в Азии и Северной Африке, а с другой, предполагал раздел и собственно 
турецкой территории. Вся Восточная Фракия, за исключением г. Стамбула и его пригородов, отходила 
Греции, ей же передавалось управление районом Смирны (Измира). Италия получала Додеканезские 
острова и зону влияния в Юго-Западной Анатолии; Франция - Киликию и зону влияния в Юго-Восточной 
Анатолии; Великобритания - остров Кипр и зону влияния в Юго-Восточной Анатолии и, наконец, Северо-
Восточная Анатолия передавалась существовавшей тогда независимой Армянской Республике, которая в 
это время вела войну против турецких сил в Анатолии. Таким образом, территория турецкого государства 


background image

ограничивалась Центральной Анатолией и городом Стамбулом. Турецкое государство ставилось под 
финансовый, экономический и военный контроль стран-победительниц. 

      Зона Проливов демилитаризовывалась и передавалась под контроль специальной международной 
комиссии. Устанавливалась неограниченная свобода прохода через них всех военных и гражданских судов 
любых государств как в мирное, так и в военное время, т.е. проливы полностью интернационализировались. 

      Султанское правительство подписало Севрский мирный договор, но в стране к этому времени уже 
сложилось двоевластие. С мая 1920 г. в Анкаре уже существовало националистическое правительство 
Мустафы Кемаля, которое было сформировано парламентом, избранным в ноябре-декабре 1919 г. 
Фактически между ними уже шла гражданская война, в ходе которой верх постепенно одерживали 
кемалисты (сторонники анкарского правительства). Правительство Мустафы Кемаля не признало Севрский 
мирный договор и заявило, что будет вести борьбу за независимость турецкого государства в его этнических 
границах. 

12. Политика Советской России в турецком вопросе

 

      Великобритания, занятая "умиротворением" вновь приобретенных подмандатных территорий, решила 
поручить разгром кемалистов греческой армии, которая 22 июня 1920 г. начала боевые действия против 
вооруженных сил анкарского правительства. Последнее оказалось в критическом положении, 
блокированное с моря и лишенное внешних союзников. В этих условиях Мустафа Кемаль принял решение 
опереться на помощь Советской России. Еще 26 апреля 1920 г. он направил В.И.Ленину официальное 
письмо, в котором заявил: "Турция обязуется бороться совместно с Советской Россией против 
империалистических правительств... и надеется на содействие Советской России в борьбе против напавших 
на Турцию империалистических врагов". 

      Призыв к "совместной антиимпериалистической борьбе" оказал воздействие. Советская Россия не только 
признала анкарское правительство де-юре 2 июня 1920 г., но и почти сразу же после этого стало оказывать 
ему помощь оружием, боеприпасами и золотом. 19 июня в Москву прибыла турецкая делегация, а уже 24 
июня был парафирован проект советско-турецкого Договора о дружбе, 16 марта 1921 г. в Москве договор 
был официально подписан. Одновременно были подписаны договоры Турции с Грузией, Арменией и 
Азербайджаном (см. гл. 4 настоящего тома). 

13. Поражение Греции в Анатолии и его последствия

 

      Урегулирование положения на Востоке сыграло решающую роль в ходе развернувшегося летом 1920 г. 
Сакарийского сражения в Центральной Анатолии. Греческие войска потерпели поражение. 

      Оно обострило уже и ранее имевшие место серьезные противоречия среди держав-победительниц. 
Италия, США и особенно Франция сочли, что сохранение Севрского договора не отвечает их интересам, так 
как Великобритания, как непосредственно, так и косвенно используя Грецию и явно несостоятельное 
султанское правительство, стремилась превратить Турцию в преимущественную зону своего влияния, т.е. 
осуществить своего рода "египетский вариант". 

      Под давлением этих держав в феврале-марте 1921 г. в Лондоне с участием делегации султанского 
правительства прошла конференция, имевшая своей целью смягчить условия Севрского договора, однако 
договориться державы-победительницы не смогли. Это развязало руки Франции и Италии. Уже в августе 
1921 г. итальянские войска эвакуировались из Анатолии, а 20 октября в Анкаре был подписан сепаратный 
франко-турецкий договор, по которому Франция не только признала де-юре анкарское правительство и 
отказалась от притязаний на Киликию, но и передала туркам военные запасы французских оккупационных 
войск на сумму в 200 млн. франков. 

      Все это позволило кемалистам взять военную инициативу в свои руки, и в августе 1922 г. турецкие 
войска перешли в наступление, которое завершилось полным разгромом греческой армии. Греция была 
выведена из войны; король Константин отрекся от престола, пробританское правительство пало, греческие 
генералы, виновные в поражении, были переданы суду военного трибунала и по его приговору расстреляны. 

      15 октября 1922 г. было подписано соглашение о перемирии, по которому греческие войска должны 
были покинуть как азиатскую, так и европейскую часть территории Турции в течение 30 дней. Однако 


background image

войска держав Антанты продолжали оставаться в Стамбуле и зоне Проливов до мирной конференции, 
которая открылась в Лозанне 20 ноября 1922 г. и с перерывом продолжалась до 24 июля 1923 г. 

14. Лозаннская конференция

 

      Лозаннский мирный договор существенно отличался от Севрского. Хотя Турция отказалась от своих 
нетурецкий владений, она в основном сохранила свои этнические границы и государственный суверенитет. 
Все пункты Севрского договора, касавшиеся зон влияния держав в Анатолии были безоговорочно отменены. 
Турция получила обратно Восточную Фракию на европейской стороне Эгейского моря. Державы отказались 
от всех претензий на контроль за внутренней и финансово-экономической политикой Турции. Были 
исключены все положения с требованиями самоопределения для курдов и армянского населения Турции. 
Наконец, в Турции были отменены все привилегии для иностранцев. 

      Правда, Турция признала за собой часть старых долгов султанского правительства, отказалась от прав на 
все арабские территории, признала британскую аннексию Кипра и протекторат Великобритании над 
Египтом, а также права Италии на Додеканезские острова и Ливию. 

      Устав Лиги наций в текст Лозаннского мирного договора включен не был и его обязательства на Турция 
не распространились. 

      Одновременно с мирным договором в Лозанне была подписана конвенция о режиме Черноморских 
проливов. Зона проливов подлежала демилитаризации и попадала под контроль специальной 
международной комиссии (в этой части державы смогли отстоять в модифицированном виде условия 
Севрского договора). В мирное время через проливы могли проходить торговые и военные корабли всех 
стран в пределах установленных ограничений по количеству и общему водоизмещению. Нечерноморские 
державы имели право направлять в Черное море свои флоты и держать их там с тем условием, чтобы 
численность кораблей неприбрежных держав не превышала флот сильнейшей из прибрежных держав. В 
военное время через проливы разрешался проход военных кораблей только нейтральных стран. 

      Советская делегация участвовала в заседаниях Лозаннской конференции по определению режима 
проливов. Однако Москва не согласилась с условиями Лозаннской конвенции и отказалась ее 
ратифицировать. 

15. Отказ американского Конгресса от ратификации Версальского договора и возвращение США к 
политике изоляционизма

 

      Как отмечалось, в США существовала сильная оппозиция политике демократической партии США и 
лично президента В.Вильсона. Американские консерваторы опасались, что приняв на себя обширные 
политические и военные обязательства перед европейскими странами, США обрекут себя на неоправданные 
финансовые затраты и, возможно, в случае войны - человеческие жертвы. Выгоды же от "увязания" в 
европейских проблемах (облегченный доступ американского капитала к рынкам стран Европы и 
подмандатных территорий Африки и Азии, признание США в качестве ведущей державы мира и т.п.) 
противники Вильсона не считали достаточными и очевидными. 

      Изоляционистскую оппозицию возглавляло руководство республиканской партии США. Вильсона 
упрекали в том, что Устав Лиги наций не только не подчиняет ее американскому Конгрессу, но даже 
наоборот кое в чем ограничивает его права в сфере внешней политики. Особое раздражение вызывала статья 
10, предусматривавшая принятие коллективных мер в случаях возникновения агрессии. Противники Лиги 
называли ее "связывающим обязательством", покушением на независимость Америки, диктатом Британии и 
Франции, а также угрозой доктрине Монро - последнее на том основании, что в принципе Лига в самом деле 
могла претендовать на участие в регулировании конфликтов Западного полушария. 

      Напряженная дискуссия в Конгрессе о Версальском договоре началась 10 июля 1919 г. и продолжалась 
более восьми месяцев. После внесения 48 поправок и 4 оговорок сенатского комитета по иностранным 
делам в договоре были произведены такие серьезные изменения, что они стали фактически противоречить 
достигнутым в Париже договоренностям. Но даже это не спасло дела. 19 марта 1920 г. резолюция о 
ратификации Версальского договора со всеми внесенными в него поправками была отвергнута сенатом. 
Соответственно, не мог вступить в силу подписанный в Версале "перестраховочный" и "перекрестный" 
договор США с Францией. Следовательно, и договор Франции с Великобританией в силу вступить не мог. 
Это был крупный удар по европейской безопасности.