ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 2758
Скачиваний: 10
В этой обстановке 21 марта 1919 г. власть в стране взяли левые во главе с социалистом Александром
Гарбаи и коммунистом Бела Куном. В Венгрии была провозглашена Венгерская Советская Республика, не
признанная западными державами. 28 марта она объявила войну Чехословакии и начала боевые действия с
целью возвращения власти над входившей ранее в состав венгерской части Австро-Венгрии Словакией.
Против венгерских сил выступили Чехословакия, Югославия и Румыния. При этом Югославия, как и
Чехословакия опасалась попыток Венгрии вернуть себе населенные венграми территории - в данном случае
Бачки и Баната. Румыния в свою очередь стремилась закрепить за собой Трансильванию. Румынский
контингент стал основой антивенгерской коалиции, силы которой с ведома и при политической поддержке
союзных держав стали наступать на Будапешт.
В этой ситуации некоммунистические национальные силы в Венгрии в зоне оккупации французских
войск сформировали собственное венгерское временное правительство с участием ряда видных
представителей дворянства и адмирала Миклоша Хорти. В августе 1919 г. румынские войска вошли в
Будапешт, правительство Бела Куна пало, а он сам бежал в Вену. Однако нормализации положения не
происходило, так как румынские войска не уходили. Дело дошло до того, что 7 ноября 1919 г. Верховный
совет Антанты был вынужден предъявить Бухаресту ультиматум с требованием эвакуации войск. Румыния
была вынуждена отступить. В марте 1920 г. румынские войска были выведены, и новое венгерское
правительство возглавил адмирал Хорти. Он провозгласил Венгрию монархией, венгерский трон -
вакантным, а себя - регентом.
После нескольких месяцев передышки Трианонский мирный договор был подписан 4 июня 1920 г. во
дворце Трианон в Париже. По этому договору Венгрия признала распад Австро-Венгрии и была вынуждена
согласиться с потерей двух третей довоенных венгерских территорий. Румыния получила от Венгрии
Трансильванию и восточную часть Баната. Чехословакия - Словакию и Подкарпатскую Русь (Закарпатье).
Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев - части Хорватии, Бачку и Западный Банат. Австрии, как уже
говорилось, был передан Бургенланд. В результате территориального передела около 25% этнических
венгров оказалось за границами Венгрии. Венгрия получила право содержать армию не более 35 тыс. чел,
комплектуя ее только на добровольной основе.
В марте 1921 г. последний австро-венгерский император Карл Габсбург неожиданно прибыл из
Швейцарии в Будапешт и обратился к Хорти с предложением позволить ему вступить на венгерский
престол. Против этого крайне энергично и угрожающе выступили соседи Венгрии. Под давлением извне
венгерский парламент проголосовал против восстановления монархии и Карл Габсбург вернулся в
Швейцарию. Однако в октябре 1921 г. он повторно явился в Венгрию, на этот раз во главе небольшого
собственного вооруженного контингента, и попытался осуществить марш-бросок на Будапешт.
Сопредельные страны немедленно объявили о начале мобилизации. Силы внутренней безопасности Венгрии
вынуждены были принять меры и арестовать Карла. Он был выслан на о. Мадейру. Отбывая в изгнание,
Карл однако сделал заявление, в соответствии с которым права на оба (венгерский и австрийский) престолы
Габсбургов могли наследовать бывшая императрица Зита и дети Карла. 4 ноября 1920 г. венгерский
парламент принял специальный закон о низложении Карла и непризнании его прав на венгерский престол.
Договор в Нейи (Нейиский договор) был подписан с Болгарией 27 ноября 1919 г. в г. Нейи-сюр-Сен под
Парижем. По условиям Договора страна лишилась всех своих завоеваний в ходе Первой мировой войны и
даже части довоенной территории. В частности, Болгария был вынуждена отказаться от Западной Фракии с
выходом к Эгейскому морю, которую она получила в результате первой Балканской войны 1912-1913 гг. В
этой зоне были размещены союзные войска, которые вскоре были заменены греческими контингентами.
Вопрос о Западной Фракии был предметом напряженной дипломатической борьбы и обсуждался на
конференциях в Севре, Сан-Ремо и Лозанне с 1920 по 1923 г. В 1920 г. в Севре был подписан специальный
Фракийский договор, в соответствии с которым эта область официально признавалась за Грецией. Но
договор не был ратифицирован подписавшими его державами (Великобританией, Францией, Италией,
Японией, с одной стороны, и Грецией, с другой), что послужило основанием для повторной постановки
Болгарией вопрос о ее правах на возвращение Западной Фракии. После длительных дополнительных
переговоров во время конференции в Лозанне Западная Фракия была в 1923 г. в соответствии со
специальным протоколом все-таки признана за Грецией. (Одновременно согласно Лозаннскому мирному
договору Восточная Фракия была передана Турции - см. ниже.)
Помимо утраты выхода к Эгейскому морю, Болгария потеряла некоторые земли, приграничные с КСХС -
часть округа г. Кула, города Цариброд, Боссилеград и Струмицу с окрестностями. Южная Добруджа,
передачи которой безуспешно добивалось болгарское правительство, по-прежнему осталась за Румынией
(эта территория перешла к Болгарии только в 1940 г.). Армия Болгарии могла комплектоваться в составе
только 20 тыс. чел.
9. Комитет по проблемам новых государств и уточнение государственных границ в Европе
Подписание основополагающих договоров с Германией и ее европейскими союзниками не решило всех
проблем государственного строительства в Европе. Оставалось еще много вопросов, связанных с
национальными движениями, выдвигавшими требования защиты прав этнических меньшинств. На первом
этапе работы Парижской конференции им не уделяли внимания, но вскоре стало ясно, что новые
государства - Польша, Чехословакия и Румыния - стремятся захватить соседние территории, в том числе под
лозунгом "борьбы с угрозой коммунизма", как это делала Румыния в отношении Венгрии. Эти захваты
сопровождались кровопролитием.
Создатели мирового порядка в Париже вынуждены были реагировать на эти факты. Еще 1 мая 1919 г.
Вильсон выступил с инициативой создать Комитет по проблемам новых государств. Предполагалось, что
этот комитет и станет готовить проекты договоров об отношениях с Польшей, Чехословакией, Румынией,
КСХС, Грецией, Австрией, Венгрией, Болгарией и странами Прибалтики.
Комитет по вопросам новых государств сыграл определенную роль в разработке и внедрении
демократических и либеральных принципов в политику молодых государств. По его настоянию в проектах
договоров с новыми государствами появились отдельные статьи, впервые в мировой практике специально
оговаривающие в полном объеме гражданские, политические и культурные права национальных
меньшинств в новых государствах. В договорах оговаривались гарантии защиты религиозных прав
этнических групп и право меньшинств иметь школы с преподаванием на родном языке.
Союзники возложили контроль над выполнением договоров на Лигу наций. В случае возникновения
споров между Советом Лиги и конкретными государствами по вопросам прав меньшинств дело
предполагалось передавать в Международный суд. Решения суда по таким вопросам признавались
окончательными. Предложенные в статьях договоров гарантии не полностью удовлетворили малые страны,
поскольку они снова оказывались в зависимости от великих держав, а прямое обращение с петициями в
Лигу наций не было предусмотрено.
В 1920 г. Совет пяти и Верховный совет Антанты приняли решение о создании нового рабочего органа
стран-победительниц. Им стала конференция послов четырех держав - Великобритании, Франции, Италии и
Японии. США в работе этого органа участвовали только в качестве наблюдателя, так как к этому времени
американский Конгресс уже отказался ратифицировать Версальский договор. Конференция послов стала
весьма влиятельным органом, решения которого во многих случаях предопределяли решения более высоких
международных инстанций, в частности, Совета Лиги наций. Она проработала до 1931 г., разрешив ряд
пограничных споров между малыми государствами.
Так, в июле 1920 г. эта конференция рассмотрела по настоянию Чехословакии вопрос об отошедшей к
Польше Тешинской Силезии со смешанным польско-чешским населением. Спор был разрешен в пользу
Чехословакии, хотя впоследствии во время раздел Чехословакии в 1938 г. Тешинская Силезия была вновь
включена в состав Польши.
Довольно трудно решался и спор Италии с КСХС относительно Далмации и порта Фиуме. По
соглашениям военного времени с Антантой Италия имела основания требовать передачи ей австро-
венгерских владений на балканском побережье Адриатики. Однако КСХС не без оснований возражало
против реализации этих планов, указывая на принцип самоопределения и преобладание славянского
населения на этих территориях. В результате длительного торга при посредничестве держав Антанты 12
ноября 1920 г. в Рапалло был подписан договор Италии с КСХС, в соответствии с которым Италия
отказалась от Далмации, но получила Юлийскую Крайну, Истрию с портом Триест и ряд других участков
побережья. Порт Фиуме (Риека) был признан независимой территорией, однако в 1924 г. его зона была
разделена между Италией и КСХС по соглашению сторон.
Неурегулированными оставались и вопросы границ новых государств с Советской Россией (подробнее
см. гл. 4 настоящего тома).
10. Русский вопрос в ходе версальских обсуждений
Россия не принимала участия в Парижской конференции. В стране полным ходом шла гражданская
война, исход которой не был предопределен и прочность правительства большевиков не была очевидна.
Кроме того, к моменту открытия конференции на российской территории в разных районах находились
британские, французские и японские войска, а в восточных регионах продолжался мятеж чехословацкого
корпуса.
Внутри Антанты, особенно в первые месяцы работы конференции, не было единства в отношении
перспектив отношений с Советской Россией. Франция полагала необходимым усилить военное давление на
большевиков. Позицию Парижа поддерживала Италия. Но Великобритания, как в к германском вопросе,
опасаясь чрезмерного усиления французского влияния на континенте, призывала к осторожности, встречая в
этом благожелательную поддержку США. По настоянию англо-саксонских держав в январе 1919 г.
союзники выступили с предложением созвать на Принцевых островах в Мраморном море конференцию
союзников с участием всех правительств, фактически действовавших к тому времени на российской
территории. Из этой инициативы, как и из последовавшей за ней миссии американского специального
представителя Уильяма Буллита ничего не вышло (см. гл. 3 настоящего тома).
Тем не менее, все документы версальского урегулирования резервировали возможность будущего
отдельного урегулирования отношений с Россией. С большой осторожностью великие державы подходили к
определению границ России с ее новообразовавшимися соседями. Версальское урегулирование само по себе
не было направлено против России. Напротив, оно указывало на озабоченность Антанты и США будущим
своих отношений с Россией и на понимание невозможности построить прочный международный порядок
без подключения к нему России как крупнейшего евразийского государства. Довольно осторожно вели себя
державы, в частности, при обсуждении вопросов о границах Польши и стран Прибалтики. Не желая
приглашать на обсуждения делегатов большевиков, державы привлекали к ним русских представителей
прежних правительств - бывшего министра иностранных дел императорской России С.Д.Сазонова, бывшего
посла Временного правительства в Париже В.А.Маклакова и др. Были особо оговорены в Версальском
договоре и права России на получение в будущем реституций с Германии.
С февраля 1919 г. в позиции великих держав в отношении России наметился новый поворот.
Окончательно отказавшись от расчетов на конструктивный диалог с большевиками, державы приняли
решение активизировать давление на них. Однако при этом державы Антанты сочли необходимым
прекратить свое непосредственное вмешательство в российские дела, полностью вывести контингенты с
российской территории и одновременно существенно увеличить помощь антибольшевистским силам внутри
России, а также ее странам-соседям.
11. Севрско-лозаннское урегулирование с Оттоманской империей
После заключения 30 октября 1918 г. Мудросского перемирия с Антантой вся европейская часть Турции,
зона Проливов, южное и северное побережье Анатолии, а также Киликия были оккупированы войсками
держав-победительниц. Значительная часть армии Оттоманской империи была разоружена, однако в
Центральной и Восточной Анатолии оставались ее достаточно крупные воинские соединения, которые
оказывали ожесточенное сопротивление попыткам французских войск оккупировать всю Юго-Восточную
Анатолию.
Военное поражение империи означало и крах политического режима младотурок, в предшествовавшие
15-20 лет активно боровшихся за проведение реформ и ограничение всевластия монархии. Вся власть вновь
перешла в руки султана и его двора, который послушно выполнял требования держав-победительниц.
Однако между последними, в частности, между Великобританией и Францией, достаточно быстро
выявились принципиальные разногласия по поводу судьбы собственно "турецкого наследия". Франция явно
стремилась не допустить одностороннего британского контроля над проливами и территорией Анатолии.
Были против этого и США. В результате непосредственно на Парижской мирной конференции ни о чем
договориться не удалось. Потребовался еще почти год для того, чтобы прийти к соглашению о разделе
"турецкого наследия". В ходе сложных и длительных переговоров родился англо-французский компромисс,
по которому основные территориальные выгоды получила Греция.
10 августа 1920 г. в местечке Севр под Парижем был подписан мирный договор, который, с одной
стороны, зафиксировал фактическую ликвидацию Оттоманской империи - она отказывалась от всяких прав
на свои арабские провинции в Азии и Северной Африке, а с другой, предполагал раздел и собственно
турецкой территории. Вся Восточная Фракия, за исключением г. Стамбула и его пригородов, отходила
Греции, ей же передавалось управление районом Смирны (Измира). Италия получала Додеканезские
острова и зону влияния в Юго-Западной Анатолии; Франция - Киликию и зону влияния в Юго-Восточной
Анатолии; Великобритания - остров Кипр и зону влияния в Юго-Восточной Анатолии и, наконец, Северо-
Восточная Анатолия передавалась существовавшей тогда независимой Армянской Республике, которая в
это время вела войну против турецких сил в Анатолии. Таким образом, территория турецкого государства
ограничивалась Центральной Анатолией и городом Стамбулом. Турецкое государство ставилось под
финансовый, экономический и военный контроль стран-победительниц.
Зона Проливов демилитаризовывалась и передавалась под контроль специальной международной
комиссии. Устанавливалась неограниченная свобода прохода через них всех военных и гражданских судов
любых государств как в мирное, так и в военное время, т.е. проливы полностью интернационализировались.
Султанское правительство подписало Севрский мирный договор, но в стране к этому времени уже
сложилось двоевластие. С мая 1920 г. в Анкаре уже существовало националистическое правительство
Мустафы Кемаля, которое было сформировано парламентом, избранным в ноябре-декабре 1919 г.
Фактически между ними уже шла гражданская война, в ходе которой верх постепенно одерживали
кемалисты (сторонники анкарского правительства). Правительство Мустафы Кемаля не признало Севрский
мирный договор и заявило, что будет вести борьбу за независимость турецкого государства в его этнических
границах.
12. Политика Советской России в турецком вопросе
Великобритания, занятая "умиротворением" вновь приобретенных подмандатных территорий, решила
поручить разгром кемалистов греческой армии, которая 22 июня 1920 г. начала боевые действия против
вооруженных сил анкарского правительства. Последнее оказалось в критическом положении,
блокированное с моря и лишенное внешних союзников. В этих условиях Мустафа Кемаль принял решение
опереться на помощь Советской России. Еще 26 апреля 1920 г. он направил В.И.Ленину официальное
письмо, в котором заявил: "Турция обязуется бороться совместно с Советской Россией против
империалистических правительств... и надеется на содействие Советской России в борьбе против напавших
на Турцию империалистических врагов".
Призыв к "совместной антиимпериалистической борьбе" оказал воздействие. Советская Россия не только
признала анкарское правительство де-юре 2 июня 1920 г., но и почти сразу же после этого стало оказывать
ему помощь оружием, боеприпасами и золотом. 19 июня в Москву прибыла турецкая делегация, а уже 24
июня был парафирован проект советско-турецкого Договора о дружбе, 16 марта 1921 г. в Москве договор
был официально подписан. Одновременно были подписаны договоры Турции с Грузией, Арменией и
Азербайджаном (см. гл. 4 настоящего тома).
13. Поражение Греции в Анатолии и его последствия
Урегулирование положения на Востоке сыграло решающую роль в ходе развернувшегося летом 1920 г.
Сакарийского сражения в Центральной Анатолии. Греческие войска потерпели поражение.
Оно обострило уже и ранее имевшие место серьезные противоречия среди держав-победительниц.
Италия, США и особенно Франция сочли, что сохранение Севрского договора не отвечает их интересам, так
как Великобритания, как непосредственно, так и косвенно используя Грецию и явно несостоятельное
султанское правительство, стремилась превратить Турцию в преимущественную зону своего влияния, т.е.
осуществить своего рода "египетский вариант".
Под давлением этих держав в феврале-марте 1921 г. в Лондоне с участием делегации султанского
правительства прошла конференция, имевшая своей целью смягчить условия Севрского договора, однако
договориться державы-победительницы не смогли. Это развязало руки Франции и Италии. Уже в августе
1921 г. итальянские войска эвакуировались из Анатолии, а 20 октября в Анкаре был подписан сепаратный
франко-турецкий договор, по которому Франция не только признала де-юре анкарское правительство и
отказалась от притязаний на Киликию, но и передала туркам военные запасы французских оккупационных
войск на сумму в 200 млн. франков.
Все это позволило кемалистам взять военную инициативу в свои руки, и в августе 1922 г. турецкие
войска перешли в наступление, которое завершилось полным разгромом греческой армии. Греция была
выведена из войны; король Константин отрекся от престола, пробританское правительство пало, греческие
генералы, виновные в поражении, были переданы суду военного трибунала и по его приговору расстреляны.
15 октября 1922 г. было подписано соглашение о перемирии, по которому греческие войска должны
были покинуть как азиатскую, так и европейскую часть территории Турции в течение 30 дней. Однако
войска держав Антанты продолжали оставаться в Стамбуле и зоне Проливов до мирной конференции,
которая открылась в Лозанне 20 ноября 1922 г. и с перерывом продолжалась до 24 июля 1923 г.
14. Лозаннская конференция
Лозаннский мирный договор существенно отличался от Севрского. Хотя Турция отказалась от своих
нетурецкий владений, она в основном сохранила свои этнические границы и государственный суверенитет.
Все пункты Севрского договора, касавшиеся зон влияния держав в Анатолии были безоговорочно отменены.
Турция получила обратно Восточную Фракию на европейской стороне Эгейского моря. Державы отказались
от всех претензий на контроль за внутренней и финансово-экономической политикой Турции. Были
исключены все положения с требованиями самоопределения для курдов и армянского населения Турции.
Наконец, в Турции были отменены все привилегии для иностранцев.
Правда, Турция признала за собой часть старых долгов султанского правительства, отказалась от прав на
все арабские территории, признала британскую аннексию Кипра и протекторат Великобритании над
Египтом, а также права Италии на Додеканезские острова и Ливию.
Устав Лиги наций в текст Лозаннского мирного договора включен не был и его обязательства на Турция
не распространились.
Одновременно с мирным договором в Лозанне была подписана конвенция о режиме Черноморских
проливов. Зона проливов подлежала демилитаризации и попадала под контроль специальной
международной комиссии (в этой части державы смогли отстоять в модифицированном виде условия
Севрского договора). В мирное время через проливы могли проходить торговые и военные корабли всех
стран в пределах установленных ограничений по количеству и общему водоизмещению. Нечерноморские
державы имели право направлять в Черное море свои флоты и держать их там с тем условием, чтобы
численность кораблей неприбрежных держав не превышала флот сильнейшей из прибрежных держав. В
военное время через проливы разрешался проход военных кораблей только нейтральных стран.
Советская делегация участвовала в заседаниях Лозаннской конференции по определению режима
проливов. Однако Москва не согласилась с условиями Лозаннской конвенции и отказалась ее
ратифицировать.
15. Отказ американского Конгресса от ратификации Версальского договора и возвращение США к
политике изоляционизма
Как отмечалось, в США существовала сильная оппозиция политике демократической партии США и
лично президента В.Вильсона. Американские консерваторы опасались, что приняв на себя обширные
политические и военные обязательства перед европейскими странами, США обрекут себя на неоправданные
финансовые затраты и, возможно, в случае войны - человеческие жертвы. Выгоды же от "увязания" в
европейских проблемах (облегченный доступ американского капитала к рынкам стран Европы и
подмандатных территорий Африки и Азии, признание США в качестве ведущей державы мира и т.п.)
противники Вильсона не считали достаточными и очевидными.
Изоляционистскую оппозицию возглавляло руководство республиканской партии США. Вильсона
упрекали в том, что Устав Лиги наций не только не подчиняет ее американскому Конгрессу, но даже
наоборот кое в чем ограничивает его права в сфере внешней политики. Особое раздражение вызывала статья
10, предусматривавшая принятие коллективных мер в случаях возникновения агрессии. Противники Лиги
называли ее "связывающим обязательством", покушением на независимость Америки, диктатом Британии и
Франции, а также угрозой доктрине Монро - последнее на том основании, что в принципе Лига в самом деле
могла претендовать на участие в регулировании конфликтов Западного полушария.
Напряженная дискуссия в Конгрессе о Версальском договоре началась 10 июля 1919 г. и продолжалась
более восьми месяцев. После внесения 48 поправок и 4 оговорок сенатского комитета по иностранным
делам в договоре были произведены такие серьезные изменения, что они стали фактически противоречить
достигнутым в Париже договоренностям. Но даже это не спасло дела. 19 марта 1920 г. резолюция о
ратификации Версальского договора со всеми внесенными в него поправками была отвергнута сенатом.
Соответственно, не мог вступить в силу подписанный в Версале "перестраховочный" и "перекрестный"
договор США с Францией. Следовательно, и договор Франции с Великобританией в силу вступить не мог.
Это был крупный удар по европейской безопасности.