ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 2753
Скачиваний: 10
передать вопрос о репарациях на усмотрение специальной репарационной комиссии, которой
предписывалось собраться через два года после подписания Версальского договора. Нерешенность
репарационного вопроса негативно сказалась на международной ситуации. Во-первых, германские
националисты в течение двух лет нагнетали самые невероятные слухи о размерах предстоящих выплат
Антанте, чем подогревали антифранцузские, антибританские и антиамериканские настроения. Во-вторых,
неуверенность в платежеспособности германского правительства в 1919-1921 гг. отпугивала инвесторов, и
новых вложений в разрушенную экономику страны практически не было.
С вопросом о репарациях связан политически важный вопрос об исторической ответственности за
Первую мировую войну. Именно для обоснования наложенной на Берлин контрибуции в Версальский
договор была включена ст. 231, в которой эта ответственность целиком возлагалась на Германию. Эта статья
на долгие годы стала одной из самых травматичных и ненавистных для немцев. Ее наличие сыграло роль в
накапливании потенциала реваншизм в германском общественном мнении.
Вопрос о восточных границах Германии в Версальском договоре был урегулирован ценой меньших
усилий, хотя условия для применения принципа самоопределения в Восточной Европе с ее этнически
разнородным и смешанным населением были сложнее. Действительно, практически каждое из созданных в
1919-1920 гг. государств включило в себя большие группы населения, этнически не принадлежавшие к
титульной нации.
Самые большие трудности возникли при определении границ вновь создаваемой Польши. Союзники
решили создать "сильную Польшу", способную противостоять и Советской России, и Германии. С этой
целью Польша должна была получить после проведения референдумов на протяжении 1920-1921 гг.
территории, которые Пруссии приобрела в ходе исторических разделов Польши в XVIII в. Кроме того
Германия лишилась части Восточной Пруссии и провинции Позен, из которых был сформирован так
называемый Польский (Данцигский) коридор, который обеспечивал новому государству выход к морю.
Германская Восточная Пруссия таким образом была "разрезана" территорией Польши. В результате
приобретения коридора под польской юрисдикцией оказались районы, в которых проживало более 2 млн.
немцев. Новая Польша оказалась многоэтничным образованием, в котором помимо поляков проживали
весьма крупные общины украинцев, белорусов и немцев, нелояльные к Польскому государству.
Кроме того, из-под юрисдикции Германии были изъяты и переданы под контроль Лиги наций крупные
восточнопрусские порты на Балтике - Данциг (Гданьск) и Мемель (Клайпеда). 11 января 1923 г. Литва
предприняла военную операцию с целью занятия Мемеля, хотя это был город с преобладающим немецким
населением. Расквартированный в городе французский контингент под флагом Лиги наций под давлением
литовских вооруженных сил был вытеснен из города. Прибывшая затем комиссия представителей союзных
держав после изучения обстановки на месте представила свои рекомендации, на основании которых 16
февраля 1924 г. Мемельский край с портом Мемель был сохранен за Литвой с обязательством предоставить
ему автономию. Вопрос был окончательно урегулирован с подписанием послами Франции,
Великобритании, Италии и Японии Мемельского статута 8 мая 1924 г.
США и Великобритания обязались подписать с Францией гарантийные договоры для оказания ей
военной помощи в случае нового нападения Германии. Эти договоры в самом деле были подписаны к концу
Парижской конференции. Но они были по своему характеру "перекрестными" и могли вступить в силу
только в случае ратификации всеми тремя партнерами - Францией, Великобританией и США.
Несоблюдение этого условия лишало их юридической силы.
5. Создание Лиги наций
Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-
первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование
международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны
дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного
мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором - прежде всего в
демократических и либеральных странах.
Вопросы создания Лиги вызвали серьезные споры между главными участниками конференции. На
одном из первых заседаний выяснилось, что планы ее создания, исходящие от разных делегаций,
отличаются мерой пространности и степенью проработки деталей. Французский план, в частности, был
гораздо детальнее британского. Париж непримиримо требовал включения в Устав пункта о создании
международных вооруженных сил, способных поддерживать безопасность в Европе. Франция надеялась
использовать свое превосходство в сухопутных силах и сделать их основой будущей международной армии,
которую при необходимости можно было бы направить против Германии. Одновременно французская
делегация считала, что сначала необходимо подготовить и подписать договор с Германией, а потом
заниматься созданием международной организации.
В этом Клемансо встретил очень серьезное сопротивление Вильсона, полагавшего, что создание
мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной
международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже
вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке
проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.)
комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской
делегацией, предусматривала, что Лига
1) будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия
международному сотрудничеству, осуществлению гарантий выполнения принятых международных
обязательств;
2) станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения
каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели;
3) обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях), в интересах
чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между
конференциями (сессиями).
Принятие резолюции было несомненным успехом Вильсона, но оно не гарантировало подготовки Устава
организации до окончания работы по договору с Германией. Оппоненты Вильсона не скрывали надежд на
провал работы комиссии под его председательством. Но американская делегация проявила упорство. Сам
президент США с помощью члена американской делегации Д.Х.Миллера дважды перерабатывал свой
исходный проект Лиги. Последний был закончен уже 2 февраля 1919 г.
11 апреля 1919 г. вся работа по Уставу после споров и согласований была завершена. 28 апреля Устав
был одобрен конференцией и вошел в качестве составной части во все мирные договоры с Германией и ее
европейскими союзниками - Версальский, Сен-Жерменский, Трианонский и Нейиский.
6. Устав Лиги
Этот документ в самом деле был рассчитан на превращение Лиги наций в главный инструмент
установления и регулирования нового мирового порядка. Предполагалось, что постепенно Лига заменит
собой Верховный совет Антанты. В преамбуле Устава провозглашались основные принципы
международного сотрудничества для достижения мира и безопасности: противодействие войне; развитие
открытых, справедливых отношений на основе признания принципов международного права, строгого
уважения и выполнения всех обязательств, вытекающих из международных договоров.
Первая статья Устава определила членство в организации. В Лиге было представлено три типа
государств. Первую группу составили государства-учредители, подписавшие Устав как часть мирного
договора и поименованные в приложении к Версальскому договору. Это были союзные и
присоединившиеся к ним державы. Вторая категория состояла из стран, которые не участвовали в Первой
мировой войне и поэтому не значились в списке подписавших мирные договоры. Шесть европейских, шесть
латиноамериканских стран и Персия были приглашены войти в организацию в случае их согласия признать
Устав. К третьей группе относились все остальные государства. Для присоединения к Лиге им было
необходимо пройти специальную процедуру голосования и получить согласие не менее двух третей
государств, представленных на Ассамблее. Претендовать на вступление в Лигу имели право любые
государства, доминионы или "самоуправляющиеся" территории, включая колонии. (Последнее условие
было введено по предложению Британии специально для упрощения приема в Лигу Британской Индии.)
Процедура выхода из Лиги предусматривала заблаговременное (за два года) уведомление об этом страной,
которая намеревается выйти, всех других участников Лиги. При этом отделяющееся государство было
обязано в течение этих двух лет по-прежнему выполнять все требования Устава и другие ранее принятые
перед Лигой международные обязательства.
Главными органами Лиги наций были Ассамблея, Совет и постоянный Секретариат. Ассамблея была
собранием, состоявшим из представителей всех членов Лиги, и созывалась, как правило, один раз в год, в
сентябре или при необходимости всякий раз, когда возникала угроза миру. Ассамблея могла рассматривать
любые вопросы, касающиеся "мира во всем мире" и соблюдения договоров. На заседаниях Ассамблеи
делегации стран должны были иметь не более трех представителей, и каждая страна имела один голос.
Совет Лиги состоял из постоянных представителей первоначально пяти главных союзных и
присоединившихся держав (Великобритании, Италии, США, Франции, Японии) и четырех непостоянных,
избиравшихся из членов Лиги на Ассамблее. Совет должен был собираться периодически, но не реже
одного раза в год, и рассматривать широкий круг вопросов, находившихся в компетенции Лиги или
влиявших на поддержание мира во всем мире и соблюдения договоров. Любое государство-член Лиги могло
участвовать в заседаниях Совета, если обсуждался вопрос, затрагивавший его интересы.
Пятой статьей Устава регулировались правила принятия решений в Лиге. За исключением специально
оговоренных случаев, все решения, принимаемые на Ассамблее и Совете, требовали консенсуса, то есть
единогласного голосования. Местопребыванием Международного секретариата, согласно шестой статьи
Устава, была определена Женева. Секретариат состоял из генерального секретаря и "тех секретарей и
сотрудников, которые могут потребоваться". Совет назначал генерального секретаря, с последующим его
утверждением на Ассамблее. Первый генеральный секретарь Лиги наций британский дипломат Э.Друммонд
был назначен 5 мая 1919 г. Верховным советом Антанты.
В статье 8 государства-члены Лиги признавали, что поддержание мира требовало сокращения
национальных вооружений до возможно низкого уровня, который соответствовал бы национальной
безопасности и международным обязательствам. Совет, принимая во внимание географию и другие
обстоятельства, должен был формулировать план сокращения вооружений и предлагать его
соответствующим правительствам для рассмотрения. Такие планы должны были пересматриваться каждые
пять лет. Члены Лиги обязались также обмениваться "полной и честной" информацией об уровнях
вооружений, военных программах и военном производстве.
Десятая статья Устава должна была стать одной из ключевых, поскольку в ней говорилось, что
государства-члены Лиги принимали на себя обязательства "противодействовать агрессии, уважать
территориальную целостность и существующую политическую независимость членов Лиги". В случае
любой агрессии или опасности ее возникновения Совет Лиги должен определить средства и коллективные
действия, с помощью которых можно было выполнить указанные выше обязательства. Однако, четких
гарантий или порядка действий в случае угрозы агрессии статья не предусматривала, да и самого
определения агрессии в документе не было.
Согласно статье 11, любая война или ее угроза против члена Лиги или любой другой страны должны
были стать предметом обсуждения всей международной организации, и Лига должна была предпринимать
меры по сохранению мира. В случае появления такой опасности генеральный секретарь Лиги обязан был
собрать Совет по требованию одного из членов Лиги. Любая страна-член организации имела право привлечь
внимание Ассамблеи или Совета к любым нарушениям нормальных международных отношений,
угрожающим миру и доброму взаимопониманию народов.
Члены Лиги наций, как это было записано в двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой статьях Устава,
были обязаны в случае споров передавать спорные вопросы, угрожающие возникновением военных
конфликтов, в международный третейский суд или на рассмотрение Совета. Они также обязывались
воздерживаться от объявления войны в течение трех месяцев после оглашения решения третейских органов.
Третейский суд со своей стороны должен был принимать решения в возможно более короткие сроки, а
Совет был обязан в течение шести месяцев после обращения к нему одного или обоих участников
конфликта изучить ситуацию и представить Ассамблее соответствующий доклад. Для решения конфликтов
и споров между государствами создавался Международный суд в Гааге.
Важным новшеством стала статья 16. В первом параграфе этой статьи говорилось, что в случае
нарушения одним из государств-членов Лиги статей 12, 13 или 15 и развязывания им войны такие действия
должны рассматриваться остальными участниками Лиги как акт войны против всех них. Все государства в
этом случае должны были прекратить всякие сношения с агрессором. Совету предоставлялось право давать
рекомендации правительствам заинтересованных государств относительно военных мер, необходимых для
реализации принципов Устава Лиги. В эту же статью был включен параграф об условиях исключения из
Лиги государств, нарушивших Устав. Для решения об исключении требовалось большинство голосов
членов Совете с тем, однако, чтобы в дальнейшем это решение было подтверждено всеми остальными
членами организации.
В статьях 23-25 впервые устанавливались правила международного гуманитарного сотрудничества и,
что не менее важно, общие стандарты трудовых отношений. Члены Лиги соглашались обеспечивать
справедливые и гуманные условия труда для всех мужчин, женщин и детей как в своих собственных
странах, так и во всех других странах и территориях, на которые распространяется их промышленная и
коммерческая деятельность. Для контроля за соблюдением этого обязательства создавалась Международная
организация труда (МОТ).
Кроме того, Лига наций получила права контроля над торговлей опиумом и другими опасными
лекарственными средствами, а также торговлей оружием со странами, в отношении которых "такой
контроль необходим в общих интересах". Наконец, Лига должна была добиваться свободы торговых путей и
справедливого отношения к торговле со стороны всех членов организации.
Члены Лиги согласились поддерживать и развивать сотрудничество с национальными организациями
Красного Креста в интересах содействия улучшению здравоохранения, ограничению эпидемий и
"облегчению страданий во всем мире".
7. Мандатная система
С точки зрения нового мироустройства очень большое значение имела и статья 22 Устава. Она была
одной из самых больших по объему и содержала положения, касавшиеся международной опеки. В первую
очередь речь шла об определении судьбы бывших германских колоний в Африке и Океании и об арабских
провинциях Оттоманской Порты.
Идея опеки была построена на предположении великих держав относительно того, что большая часть
неевропейских территорий, переставших быть под суверенитетом государств, управлявших ими до Первой
мировой войны, была не в состоянии самостоятельно руководить собой в "особо трудных условиях
современного мира". Исходя из этой логики, Лига и должна была доверить опеку над ними "передовым
нациям мира", чтобы они управляли соответствующими территориями от имени Лиги и в качестве ее
мандатариев.
Мандаты Лиги делились на три категории: А, В и С. Мандат "С" был самым широким и позволял
мандатарию не допускать проникновения в подмандатную территорию иностранного капитала. Тип мандата
зависел от оценки великими державами степени развития территории, в отношении которой он применялся.
К классу "А" были отнесены территории Порты, к классу "Б" - владения Германии в Центральной Африке, к
классу "С" - Юго-Западная Африка и острова Тихого океана. Мандат класса "С" позволял мандатарию
управлять подмандатной территорией по своим национальным законам, что фактически превращало
опекаемые территории в часть государства-мандатария.
Германские владения были распределены между державами на совещаниях "версальской тройки" 6 мая и
на заседании Верховного совета Антанты 7 мая 1919 г. в Париже. Оттоманские - на конференции в Сан-
Ремо 19-26 апреля 1920 г. Вопрос о мандатах в зоне Тихого океана решался долго и был урегулирован
только после Вашингтонской конференции 1921-1922 гг. (см. гл. 5 настоящего тома).
Великобритания получила манданты на Палестину (из состава которой выделила позднее подмандатную
территорию Трансиордании) и Месопотамию (мандат был оформлен британо-иракским договором 1922 г.),
а также Танганьику, части Того и Камеруна. Франция - на Сирию, Ливан и фрагменты Камеруна и Того, не
вошедшие в мандат Великобритании. Бельгия - на Руанду-Бурунди. Япония - на Маршалловы, Каролинские
и Марианские о-ва. Южно-Африканский Союз - на бывшую германскую Юго-Западную Африку, Австралия
- на о. Науру, бывшую германскую часть о. Новая Гвинея и острова к югу от экватора. Новая Зеландия - на
о-ва Западное Самоа.
Имелось в виду, что в случае выхода державы-мандатария из Лиги наций утрачивал силу и выданный от
имени Лиги мандат.
8. Договоры с европейскими союзниками Германии
Версальское урегулирование не могло быть полным без включение в европейскую подсистему бывших
германских партнеров по войне - Австро-Венгрии и Болгарии.
С учетом распада Австро-Венгрии на австрийскую и венгерскую части с каждой из частей бывшей
империи страны Антанты стали урегулировать отношения порознь. Сен-Жерменский договор с Австрией
был подписан 10 сентября 1919 г. в г. Сен-Жермен-ан-Ло под Парижем. В договоре констатировался распад
бывшей монархии Габсбургов на Австрию, Венгрию, Чехословакию и Словено-Хорвато-Сербию. Причем из
состава австрийской части бывшей империи Чехословакии передавались Богемия и Моравия, населенная
австрийскими немцами Судетская область и Австрийская Силезия. Сама Австрия получила от Венгрии
Бургенланд на том основании, что большинство тамошнего населения составляли немцы.
Населенные южными славянами (словенцами, хорватами и сербами) австрийские владения на Балканах -
большая часть Крайны, Далмация, Южная Штирия и Юго-Восточная Каринтия - были объединены с
Сербией и образовали единое Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (КСХС), которое с октября 1929
г. стало называться Королевством Югославия. Италии отходили части австрийских провинции Крайны и
Каринтии, а также Кюстенланд и Южный Тироль со смешанным немецко-итальянским населением. В
состав Румынии была передана входившая в австрийские владения Буковина.
Численность австрийской армии была ограничена 30 тыс. человек.
Австрия оказалась довольно компактным государством с этнически однородным немецким населением.
Это повлияло на состояние умов в австрийском обществе, где возникло довольно сильное движение в
пользу объединения Австрии с Германией - не случайно то название, под которым новая республика
согласно решению Национального собрания впервые самопровозгласила себя по предложению австрийских
социалистов было "Немецкая Австрия". 12 марта 1919 г. Конституционная ассамблея Австрии приняла
новую конституцию страны и заявила о присоединении Австрии к Германии. Строго говоря, соединение
двух немецких частей в единое государство соответствовало принципу самоопределения наций. Однако
великие державы категорически отвергли такую перспективу и отказались признать новое государство под
таким названием. Невозможность изменения статуса Австрии как независимого государства и в будущем
без согласия Лиги наций была зафиксирована отдельной статьей в Сен-Жерменском договоре.
Объединение Австрии с Германией было запрещено и отдельной статьей Версальского договора. (Надо
сказать, что и правительство Германии, трезво оценивая свои шансы присоединить Австрию с ведома
победителей и стремясь избежать нового унижения со своей стороны с самого начала относилось к идее
объединения отрицательно.) Вопрос был окончательно снят с повестки дня, когда 20 октября 1919 г. в
Австрии был принят специальный закон, изменивший название государства таким образом, что из него
было убрано слово "немецкая", а 1 октября 1920 г. в стране была принята новая конституция, окончательно
закрепившая статус Австрии как независимого федеративного государства.
Пример урегулирования с Австрией ясно показал, что великие державы произвольно использовали
принцип самоопределения. Они следовали ему, отторгая от Австрии ее не-немецкие владения, но
одновременно игнорировали его, если речь шла об объединении Австрии с Германией или сохранении за
Австрией немецких Судет. Причем, если Австрия была в целом все-таки организована с учетом этнических
границ, то Чехословакия была вообще создана на базе исторических областей проживания славянских
народов и при фактическом игнорировании этно-демографического состава населения включенных в нее
территорий.
Важно отметить, что Сен-Жерменский договор не урегулировал всех вопросов территориального
размежевания в зоне бывших австрийских владений. В частности, в нем никак не оговаривался вопрос об
Австрийской Галиции (Львовщине) с ее преобладающим украинским сельским населением. На эту
территорию претендовали одновременно Польша и все правительства, приходившие к власти на Украине.
По Сен-Жерменскому договору Австрия заранее признала любые возможные постановления союзных
держав в отношении ее бывших территорий, конкретно не поименованных в тексте. Отталкиваясь от этого
положения, в 1923 г. конференция послов главных союзных держав санкционировала присоединении
Галиции (которая к тому времени фактически была оккупирована польскими войсками) к Польше.
Подписанию Трианонского договора с Венгрией предшествовали довольно драматические события в
этой стране. После провозглашения Национальным советом Венгрии независимости Венгрии 30 ноября
1918 г., новое венгерское правительство Михая Карольи не признало перемирия, подписанного с Антантой
от имени Австро-Венгрии правительством Карла I Габсбурга и заключило в Белграде отдельное соглашение
о перемирии, рассчитывая, что условия мира для независимой Венгрии будут мягче, чем для имперской
Австро-Венгрии. Этот расчет не оправдался. Союзные державы выдвинули жесткие условия, главным из
которых была уступка Венгрией ее обширной провинции Трансильвания в пользу Румынии, а Словакии - в
пользу Чехословакии. Протестуя, Карольи подал в отставку.