Файл: Риккерт_ ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ (Киев 1998).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.04.2021

Просмотров: 3214

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

интерес на конкретное, является единственно  подлинной  наукой 
о  действительности.  Но  как же отразить бесконечное  многооб­
разие  индивидуальных  событий  и  явлений  в  понятиях?  Риккерт 
пишет, что «история должна для образования понятий и для того, 
чтобы  быть  в  состоянии  давать  познание,  проводить  границы  в 
беспрерывном течении действительного бытия,  превращая  его в 
обозримую  прерывность»*.  Исторически  может  быть  признано 

лишь то, что обладает особым значением для  исторического раз­

вития,  что  определяется  путем  «отнесения  к  ценности».  Здесь 
под ценностью понимается  не тот  или  иной человеческий  идеал, 

а  некий  объективный  критерий  по  ту  сторону  всех  возможных 
объектов и субъектов,  в  мире  нравственного долженствования.

Отрицая  существование объективных законов  исторического 

развития,  Риккерт утверждает телеологический  принцип,  истори­

ческую  целесообразность  как единственно  возможный  принцип 

исторического  развития,  а также  и образования  понятий.  Поня­

тие  —   не  копия  исследуемого  объекта,  оно  телеологично,  то 
есть  существен  формально-логический  принцип  и  та  целевая 
установка,  которая априорно дается  сознанию  из  мира  ценнос­
тей.  Индивидуальное же  историческое явление  ценно  именно  в 
той степени, в какой оно способствует осуществлению этой абсо­
лютной,  идеальной  и  вечно  недосягаемой  цели.  Поэтому метод 

исторического  исследования  телеологичен, то есть  руководст­
вуется  не соображениями  причинности,  а  исходит из  взаимоот­
ношения  средств и  целей.  Ограничивая таким образом  притяза­
ния  познания объективных закономерностей,  Риккерт стремится 
предоставить простор свободному нравственному деянию,  инди­
видуальному поступку.  Этот нравственный  итог по сути  и  подго­

тавливается всей его теоретико-познавательной  «пропедевтикой». 

Не случайно в дальнейшем  его теоретический  интерес  в основ­
ном  был  направлен  на  изучение философии жизни, а в  поздний 

период  его  творчества  —   на  полемику  с  феноменологией  и 

экзистенциализмом, связан философскими  направлениями,  оза­
боченными  не  столько  проблемами  познания,  сколько  миром 
человеческих  поступков.  В ходе этой дискуссии  Риккерт пытал­
ся  построить систему философии  как учения  о  мировоззрении, 
цель  которого  заключается  в  том,  чтобы  понять  смысл  и  цен­
ность человеческой жизни.

Все это помогает понять,  почему  Риккерт был услышан  в  Рос­

сии, хотя  и  не  мог быть  принят в силу безнадежного  противопос­
тавления  им действительного  и должного,  и  почему  возврат фи­

лософии  к  Канту  нашел  здесь свой  отклик.  В самом  деле  имен­

* Г.  Риккерт.  Науки  о  природе  и  науки  о  культуре,  1911,  с.  110.

10


background image

но русская философская мысль всегда была заинтересована преж­
де  всего  смысложизненными  проблемами  и  поиском  единства 
познавательной  и  этической  точек  зрения.  «Я  никогда  не  мог 

поверить, чтобы  нельзя было найти такую точку зрения, с кото­
рой правда-истина и правда-справедливость являлись бы рука об 
руку,  одна другую  пополняя»  (Н.  К.  Михайловский).  По-своему 
пытался объединить «правду практической земли»  и «правду те­

оретического неба» хотя бы как вечную задачу и Генрих Риккерт, 

следуя в этом своем стремлении призыву другого последователя 
Канта  —   Фихте;  призыву  рассматривать  мир  как  материал  для 
проявления своего деятельного нравственного 

Я в его стремле­

нии  к  нормам.

А  

Ю.


background image

Введете

 

i траюкюшиую

 

философ®.

 

П рет познания


background image

«Wenn  wir  untersuchen,  was  denn

 

die 

Beziehung  auf  einen  Gegenstand

 

unsern  Vorstellungen  für  eine  neue

 

Beschaffenheit  gebe,  und  welches  die

 

Dignität sei,  die  sie  dadurch  erhalten,  so

 

finden  wir,  dass  sie  nichts  weiter  tue,

 

als die Verbindung der Vorstellungen auf

 

eine  gewisse  Art  notwendig  zu  machen,

 

und  sie  einer  Regel  zu  unterwerfen».

♦K ai  rote  YiyvcoaxoM^voic  roivuv

 

fiövov  тб  YiYVw axeadat^ävai 

vtcö

  той

 

Луадой  irapeTvat,  <ЗсЛЛф  xal  tö  cTvat  те

 

x a l  rf|v  o u aiav  йтг’  fcxeivou  айтоТс

 

Trpoaelvai, oöx  oüoiac övrog тбй 

äyabov,

 

äXk*

  ёп  inixeiva  rfjc  ouaiac  irpoaßefa

 

xal  Öuväpei  üirep^xovTOC»1.

Из  предисловия  к  первому изданию

Это сочинение  возникло  из  исследований о суждении.  Когда 

я  пытался установить обЬее в самых разнообразных суждениях, 
и таким образом понять ^сущность»  всякого процесса суждения, 
у меня составилось убеждение, что этим путем проливается свет и 
на другие области философии.  Предлагаемое изложение долж­
но  проверить,  в  какой  степени  при  помощи  учения  о  суждении 
открывается  в гносеологических проблемах нечто новое.

Как  всегда  речь  прежде  всего  шла  о  том,  чтобы  правильно 

пост авит ь  вопрос

 

и поэтому выяснение проблемы занимает со­

ответственно большое место. Что та попытка решения,  которую 

предлагаю я, обнаруживает гораздо больше намеков, чем завер­
шенных  идей,  это  я  хорошо  знаю.  Но  я  думаю,  это  можно 

оправдать тем,  что  полное  завершение  гносеологической  идеи, 

по  большей  части,  возможно  только  в  цельной  системе.  Я  не 
мог не заметить, что на это дан только намек. Следующие стра­
ницы  достигли  своей  цели,  если  им  удастся  пустить  в  оборот 
некоторые не новые, но достаточно забытые мысли в не совсем 
необычном для  нашего  времени одеянии.....

Имена чуждых авторов,  я .....по большей части только тогда

прямо указывал,  когда, по моему мнению, я должен был им воз­
разить  и  когда  объяснение  с  ними  казалось  необходимым  для

15


background image

выяснения собственного воззрения. Тем более в этом  месте хо­

телось  бы  мне  указать  также  на  существенное  положительное 

поощрение, данное мне изучением в особенности трудов Бергма­
на, Риля, Шуппе, Зигварта и Фолькельта.

Но  прежде  всего  у  меня  есть  потребность  отметить  в  благо­

дарном  воспоминании  решающее  влияние,  которое оказали  не­

когда преподавание и сочинения  Виндельбанда на глубоко уко­
ренившегося  в позитивизме студента.

Генрих  Риккерт

.

Фрейбург,  сентябрь  1892.

1 6