Файл: Сценарий диалога эис 82.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 3.1 — Структурная схема программы

Идентификатор модуля

Описание функций

Project

База данных

U_Data

Модуль подключения к БД и хранилище всех справочников

U_Login

Модуль авторизации

U_Role *

Модуль справочника «Роли»

U_Main

Модуль главной формы

U_Personal *

Модуль справочника персонала

U_ProjectDet

Модуль формы детализации проекта

U_ProjectDev *

Модуль отклонений проекта

U_Resources *

Модуль ресурсов проекта

U_ProjectManHour *

Модуль времени проекта

U_ProjectTeam *

Модуль команды проекта

Модули, помеченные знаком * представляют собой модули добавления и изменения данных в соответствующих таблицах.

Взаимосвязь модулей программы представлена на Рисунке 3.4


U_ProjectTeam

Project



U_Project

ManHour



U_Resources

U_Role

U_Data





U_Personal

U_ProjectDev

U_ProjectDet

U_Main

U_Login


Рисунок 3.4 ― Схема взаимодействия модулей программы


3.3 Технология разработки пользовательского интерфейса ЭИС

Пользовательский интерфейс — это система правил и средств, регламентирующая и обеспечивающая взаимодействие программы с пользователем. В понятие пользовательского интерфейса входит не только картинка на экране, а также способы взаимодействия пользователя ссистемой.

Программы предназначены для того, чтобы помогать пользователю делать свою работу. Пользователь не должен тратить свое время на манипуляции с программой. Перегруженность элементами управления приводит к тому, что человек отвлекается от основной задачи и принимается рассматривать окно программы, пытаясь понять, что здесь, где, и как с этим работать. Большое количество посторонних элементов заслоняет необходимую информацию. В результате производительность работы с программой снижается. Кроме того, пользователю в этом случае практически невозможно создать у себя в голове модель поведения этого окна, и позднее ее использовать.

3.3.1 Выбор типа графического интерфейса, его составляющие

Интерфейс пользователя представляет собой совокупность методов и средств, позволяющих пользователю вводить исходные данные для расчетов в компьютер, контролировать процесс вычислений и получать результаты расчетов в удобной для восприятия форме.

В настоящее время существует несколько типов интерфейсов пользователя:

  • пакетный;

  • текстовый командный;

  • текстовый оконный;

  • графический командный;

  • графический оконный.

Пакетный интерфейс подразумевает подготовку исходных данных в виде единого блока параметров, передаваемого программе, и вывод результатов также в виде единого блока. Блоки входных данных и результатов чаще всего представляют собой файлы, размещенные на каком-либо носителе информации. Такой интерфейс применяется в первую очередь для автоматизации расчета задач с большим объемом исходных данных и не предназначен для интерактивной работы с программой. То есть режима диалога пользователя и компьютера. Интерактивный режим работы наиболее удобен для работы на ПЭВМ.

Текстовый командный интерфейс является одним из простейших интерактивных интерфейсов и подразумевает ввод исходных данных с клавиатуры, а также управление программой вычислений посредством определенного набора текстовых команд. Такие команды набираются пользователем и выводят результаты вычислений в текстовом виде на экран или печатающее устройство. Данный интерфейс, ввиду малого удобства использования, как правило, вытесняется другими, более совершенными.

Текстовый оконный интерфейс также является интерактивным и представляет собой некоторый набор областей на экране, называемых окнами. Каждое окно предназначено для отображения определенного типа информации. Также возможен ввод данных и управления процессом вычисления посредством мыши. Часто данный интерфейс снабжен системой меню. Меню позволяет упростить процесс ввода информации и команд методом выбора различных его пунктов.

Текстовый оконный интерфейс зачастую содержит систему быстрого управления процессами вычислений, ввода и вывода информации, называемую системой «горячих клавиш». Во всех текстовых режимах невозможно отображение графической информации. В настоящее время, несмотря на сравнительное удобство пользования, данный тип вытесняется графическими интерфейсами.

Графический командный интерфейс объединяет в себе текстовый командный интерфейс и возможность вывода графической информации. Этот тип мало распространен из-за появления графического оконного интерфейса.

Графический оконный интерфейс обладает всеми возможностями текстового оконного интерфейса и в дополнении к ним имеет возможность вывода графической информации на экран компьютера. Особенностью данного типа является его поддержка, встроенная практически во все операционные системы, что значительно упрощает написание программ. Данный интерфейс является интуитивно понятным пользователю. В настоящее время графический оконный интерфейс — наиболее распространенный.

На Рисунках 3.5-3.7 представлены вкладки главной формы разработанной системы.

После запуска программы пользователю необходимо выполнить процедуру идентификации. В случае успешной идентификации на экране откроется главная форма, содержащая три основные вкладки.

Первая основная вкладка — проекты. Она отображает все проекты, содержащиеся в системе, их статус, плановую дату начала и окончания, а также фактическую дату начала и окончания.

Информационная система содержит два справочника, представленных в двух других вкладках главной формы.

Справочник персонала представляет собой список работников, в нем указаны их фамилия, имя, отчество, адрес электронной почты и телефон.

Справочник «Роли» представляет собой список должностей с их названием и описанием.

В левом верхнем углу есть кнопка печати.

Кнопка “Edit” в правом верхнем углу вкладки «Проекты» открывает форму деталей проектов, с которой пользователь может продолжить работу.
Рисунок 3.5 —Главная форма, вкладка «Проекты»

Рисунок 3.6 — Справочник персонала

Таким образом, при работе с программой у пользователя есть вся необходимая информация о проектах, которыми компания занимается на данный момент и планирует заниматься в будущем. А также о персонале, работающим над каждым из проектов, и должностях, которые этот персонал занимает.

Рисунок 3.7 ― Справочник «Роли»

3.4 Технология работы с ЭИС. Руководство пользователя

На Рисунке 3.8 представлена форма «Детали проекта». Она содержит четыре основные вкладки.

Лист задач отображает занесенные в систему задачи, их название, статус, а также показывает тип проекта.

В правой части формы отображаются четыре вкладки: описание, назначения на проект, ресурсы и отклонения.

В первой представлено полное описание выделенного проекта, его тип, статус, плановые и фактические значения даты начала и окончания проекта.

Вторая показывает, кто и на какую должность назначен.

Третья отображает ресурсы проекта, а последняя — отклонения.




Рисунок 3.8 — Форма «Детали проекта»


Рисунок 3.9 — Детали проекта, вкладка «Проектная команда»


На Рисунке 3.10 представлена форма назначения на проект. Данная форма показывает должность, фамилию, занимающего ее человека и процент использования.




Рисунок 3.10 — Назначения на проект



Рисунок 3.11 — Ресурсы проекта

Вкладка «Ресурсы» представлена на Рисунке 3.11. Она отображает название используемых в выбранном проекте ресурсов и предоставляет информацию об их названии, количестве, единицах измерения каждого конкретного ресурса, плановой и фактической цене, а также общей сумме.

На Рисунках 3.12-3.15 представлены следующие формы: ресурсы, отклонения, назначение, персонал.

Вышеперечисленные формы заполняет пользователь системы, вводя данные с клавиатуры.

Введенные данные сохраняются в системе и могут быть использованы при дальнейшей работе.

Рисунок 3.14 — Форма назначения




Рисунок 3.12 — Форма ресурсов


Рисунок 3.13 — Форма отклонений



Рисунок 3.15 — Форма персонала

Разработанная экономическая информационная система содержит ряд печатных форм. К ним относится план-график проекта и приказ о создании проектной команды и установления тарифа оплаты.

На Рисунке 3.16 представлен план-график проекта, который содержит в себе список проектов с их названиями, а также датами начала и окончания.

На Рисунке 3.17 представлен приказ о создании проектной команды. Данный приказ содержит информацию о персонале, работающим над конкретным проектом: фамилию сотрудника, его должность и ставку.

Помимо печатных форм, система также формирует ряд отчетов.

Вкладка с отчетами находится на форме «Детали проекта». Она дает возможность просмотреть каждый из них, а также с помощью кнопки, расположенной в левом верхнем углу, распечатать нужный отчет.

На Рисунке 3.18 представлен отчет о текущем состояни проекта. В нем представлены стадии проекта с их статусов, плановые и фактические даты начала и окончания каждой из стадий, а также затраты на каждую из них.

Рисунки 3.19-3.20 представляют собой отчеты о сроках, о затратах, об отклонениях и о проектах компании.

Отчет осроках предоставляет информацию о временных рамках проекта, запланированных датах начала и окончания, а также отражает из фактические значения.

Отчет о затратах предоставляет информацию о средствах, затраченных на какой-либо конкретный проект и его стадии.

Отчет об отклонениях отображет, соответственно, отклонения конкретного проекта и позволяет сделать выводы о проделанной работе, внести изменения в план и посмотреть, на какой стадии проекта фактические значения отклонились от плановых.

Отчет о проектах компании предоставляет информацию обо всех проектах, находящихся на различных стадиях.
Рисунок 3.16 — План-график проекта

Рисунок 3.17 — Приказ о создании проектной команды



Рисунок 3.18 — Отчет о текущем состоянии проекта
Рисунок 3.19 — Отчет о сроках



Рисунок 3.20 — Отчет о затратах

Рисунок 3.21 — Отклонения проекта

В отчете о проектах компании, показанном на Рисунке 3.22 представлена информация обо всех проектах, находящихся в пределах заданной даты. Отчет показывает название каждого из проектов, его статус, плановую дату начала и конца проекта и фактическую дату начала и конца проекта.

Весь отчет состоит из двух таблиц и круговой диаграммы.

Во второй таблице представлена информация о количестве проектов разных статусов. То есть, пользователь получает информацию о том, сколько проектов находится за данный период в работе, сколько проектов выполнено, и какое количество проектов было отменено.

Круговая диаграмма отображет данные из второй таблицы в графическом виде для большей наглядности.

Таким образом, пользователь может просмотреть количественные характеристики каждого проекта, а также увидеть процент выполненных, закртых и находящихся в работе проектов.



Рисунок 3.22 — Отчет о проектах компании

3.5 Технология тестирования ЭИС

Качество программного продукта характеризуется набором свойств, определяющих, насколько продукт «хорош» с точки зрения заинтересованных сторон, таких как заказчик продукта, спонсор, конечный пользователь, разработчики и тестировщики продукта, инженеры поддержки, сотрудники отделов маркетинга, обучения и продаж. Каждый из участников может иметь различное представление о продукте и о том, насколько он хорош или плох, то есть о том, насколько высоко качество продукта. Таким образом, постановка задачи обеспечения качества продукта выливается в задачу определения заинтересованных лиц, их критериев качества и затем нахождения оптимального решения, удовлетворяющего этим критериям. Тестирование является одним из наиболее устоявшихся способов обеспечения качества разработки программного обеспечения. Оно входит в набор эффективных средств современной системы, обеспечивающей качество программного продукта.

С технической точки зрения тестирование заключается в выполнении приложения на некотором множестве исходных данных, а также в сравнении получаемых результатов с заранее известными (эталонными). Цель такого сравнения — установление соответствия различных свойств и характеристик приложения заказанным свойствам.

Таким образом, можно сказать, что тестирование является самой популярной методикой повышения качества, подкрепленной многими исследованиями и богатым опытом разработки коммерческих приложений. Существует множество видов тестирования: одни, как правило, выполняют сами разработчики, а другие — специализированные группы.

Основные виды тестирования:

  • блочное — тестирование полного класса, метода или небольшого приложения, написанного одним программистом или группой, выполняемое отдельно от прочих частей системы;

  • тестирование компонента — тестирование класса, пакета, небольшого приложения или другого элемента системы, разработанного несколькими программистами или группами, выполняемое в изоляции от остальных частей системы;

  • интеграционное — это совместное выполнение двух или более классов, пакетов, компонентов или подсистем, созданных несколькими программистами или группами;

  • регрессивное — повторное выполнение тестов, направленное на обнаружение дефектов в программе, уже прошедшей этот набор тестов;

  • тестирование системы — выполнение ПО в его окончательной конфигурации, интегрированного с другими программными и аппаратными средствами.

Тестирование должно помочь находить и исправлять ошибки на самой ранней возможной стадии. Пересмотр процесса тестирования включает определение концептуальной структуры, организующей различные технологии тестирования. Среда для этого процесса построена на концепции «стадийной локализации» (stagecontainment) — то есть обнаружении и исправлении ошибок на той стадии, где они и появились. В результате мероприятия поиска ошибок сдвигаются на ранние стадии процесса разработки, когда вносить изменения проще и дешевле.

Соответствие условий тестирования специфике его стадий, как и фазам разработки, поддерживает высокое качество тестирования тем, что каждое условие проверяется только один раз.

3.5.1 Выбор методики тестирования программной системы

Возможность доступа к исходному коду ПО и тестирование через пользовательский или прикладной программный интерфейс определяют два основных метода тестирования — «белого ящика» и «черного ящика».

При тестировании белого ящика известна внутренняя структура программы. То есть у разработчика имеется доступ к исходному коду программы и возможность писать код, который связан с библиотеками тестируемого ПО. Данным методом исследуются внутренние элементы программы и связи между ними.

Объектом при тестировании белого ящика является не внешнее, а внутреннее поведение программы. Проверяется корректность построения всех элементов программы и правильность их взаимодействия друг с другом. Как правило, анализируются управляющие связи элементов, реже — информационные. Программа считается полностью проверенной, если проведено исчерпывающее тестирование маршрутов (путей) ее графа управления.

К недостаткам данного метода можно отнести:

  • количество независимых маршрутов может быть очень велико;

  • исчерпывающее тестирование маршрутов не гарантирует соответствия программы исходным требованиям к ней;

  • нельзя обнаружить ошибки, появление которых зависит от обрабатываемых данных.

Достоинства метода связаны с тем, что принцип белого ящика позволяет учесть особенности программных ошибок:

  • количество ошибок минимально в «центре» и на «периферии» программы;

  • при записи алгоритма программного обеспечения в виде текста на языке программирования возможно внесение типовых ошибок трансляции (синтаксических и семантических);

  • некоторые результаты программы зависят не от исходных данных, а от внутренних состояний программы.

При тестировании черного ящика известны функции программы. То есть тестировщик имеет доступ к ПО только через те же интерфейсы, что и заказчик или пользователь. Либо через внешние интерфейсы, которые позволяют другому компьютеру или другому процессу подключиться к системе для тестирования. Данным методом исследуется работа каждой функции на всей области определения.

Таким образом, основное место приложения тестов черного ящика — интерфейс ПО. Эти тесты демонстрируют:

  • как выполняются функции программы;

  • как принимаются исходные данные;

  • как вырабатываются результаты;

  • а также как сохраняется целостность внешней информации.

При тестировании черного ящика рассматриваются системные характеристики программ, игнорируется их внутренняя логическая структура. Такое тестирование позволяет получить комбинации сходных данных, обеспечивающих полную проверку всех функциональных требований к программе.

Принцип черного ящика не альтернативен принципу белого ящика. Это дополняющий подход, который обнаруживает другой класс ошибок. Тестирование данным методом обеспечивает поиск следующих категорий ошибок:

  • некорректные или отсутствующие функции;

  • ошибки интерфейса;

  • ошибки во внешних структурах данных или в доступе к внешней базе данных;

  • ошибки характеристик (например, необходимая емкость памяти);

  • ошибки инициализации и завершения.

В отличие от метода белого ящика, которое выполняется на ранней стадии процесса тестирования, метод черного ящика применяют на более поздних стадиях. При таком тестировании пренебрегают управляющей структурой программы и концентрируют внимание на информационной области определения программной системы.

Также существует метод серого ящика. При тестировании серого ящика разработчик теста имеет доступ к исходному коду, но при непосредственном выполнении тестов доступ к коду, как правило, не требуется.

3.5.2 Технология обеспечения информационно безопасности ЭИС

Под угрозой безопасности понимается действие или событие, которое может привести к разрушению, искажению или несанкционированному использованию информационных ресурсов, включая хранимую, передаваемую и обрабатываемую информацию, а также программные и аппаратные средства.

Угрозы делятся на случайные (или непреднамеренные) и умышленные. Источником первых могут быть ошибки в программном обеспечении, выход из строя аппаратных средств, неправильные действия пользователей или администрации и прочее. Цель умышленных угроз — нанесение ущерба пользователям системы. Такие угрозы подразделяются на активные и пассивные.

Активные угрозы целенаправленно воздействуют на аппаратные, программные и информационные ресурсы и имеют целью нарушение нормального процесса функционирования системы. К ним можно отнести разрушение или радиоэлектронное подавление линий связи, вывод из строя ПЭВМ или ее операционной системы, искажение сведений в базе данных и прочее. Источниками активных угроз, как правило, являются непосредственные действия взломщика или программные вирусы.

Пассивные угрозы не оказывают влияния на функционирование информационных ресурсов и направлены на их несанкционированное использование. Пример пассивной угрозы — попытка получения информации, циркулирующей в каналах связи, посредством их прослушивания.

На всех этапах проектирования и в процессе эксплуатации системы проводятся организационные мероприятия и процедуры, используемые для решения проблем безопасности информации. Важное место в организации таких мероприятий занимает охрана объекта, на котором расположена система (территория здания, помещения, хранилища информационных носителей). Устанавливаются посты охраны и соответствующие технические средства.

Функционирование системы защиты информации от несанкционированного доступа как комплекса программно-технических средств и организационных решений предусматривает:

  • учет, хранение и выдачу пользователям информационных носителей, паролей, ключей;

  • ведение служебной информации;

  • оперативный контроль функционирования систем защиты секретной информации;

  • сигнализацию опасных событий;

  • и другие меры защиты.

Без надлежащей организационной поддержки программно-технических средств защиты информации и точного выполнения процедур, предусмотренных проектной документацией, в должной мере не решить проблему обеспечения безопасности.

Экономическая целесообразность использования систем защиты информации заключается в том, что стоимость их разработки и эксплуатации должна быть меньше стоимости возможного ущерба, наносимого объекту в случае отсутствия таких систем.

Разработанная в дипломном проекте информационная система обеспечивает защиту данных с помощью программно реализованной функции идентификации пользователя. Форма идентификации представлена на Рисунке 3.23.



Рисунок 3.23 — Форма идентификации пользователя

4 РАЗДЕЛ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ











Для реализации поставленной в дипломном проекте задачи рабочее место пользователя должно быть оснащено персональной электронно-вычислительной машиной (ПЭВМ). Изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека ― одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства.

    1. Анализ условий труда при работе с ПЭВМ

Современное развитие техники обуславливает повсеместное внедрение её во все отрасли деятельности человека. Так, ПЭВМ стала одним из самых популярных технологических разработок, которая активно помогает человеку на различных уровнях производства товаров и услуг. Широкий диапазон различий между пользователями компьютерных систем обусловливает поиски новых, нетрадиционных подходов организации рабочего места и соблюдения условий труда.

Основным содержанием работы по созданию здоровых и безопасных условий труда является проведение соответствующих организационно-технических мероприятий и постоянный контроль их выполнения. Работу по охране труда проводят должностные лица от директора до оператора. Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность выполнения работ, регламентируются различными нормативными документами.

ГОСТ 22269-76 «Рабочее место оператора», устанавливает общие эргономические требования к взаимному расположению элементов рабочего места - пульта управления, средства отображения информации, органов управления, кресла, вспомогательного оборудования.

Основные опасные производственные факторы, встречающиеся при работе с компьютерами, и их характеристика представлены в Таблице 4.1.

Таблица 4.1 — Опасные производственные факторы

Опасные производственные факторы

Количественная характеристика

Рентгеновское излучение

15-20 мкР/ч

Электростатическое поле

10 кВ/м

Уровень шума

60 дБА

Ультрафиолетовое излучение (диапазоне 200-315 нм)

6 мкВт/ в

Естественное освещение

19,5%

Опасность поражения электрическим током

220 В

Влажность воздуха рабочей зоны

40-60 %

Нервно-психические нагрузки

длительность сосредоточенного наблюдения

15 мин

темп работы

50 %

число производственно важных объектов наблюдения

580 движений в час

Блесткость

от 55 до 200 кд/м²

Ослепленность

15

Распределение яркости в поле зрения

3:1

Яркость светового изображения

60-95 кд/м2

Контрастность

3:1

Пульсация освещенности

5%

Монотонность труда (при 8 часовом рабочем дне)

3,5 часа

Организация рабочего места заключается в выполнении ряда мероприятий, обеспечивающих рациональный и безопасный трудовой процесс и эффективное использование орудий и предметов труда, что повышает производительность труда и способствует снижению утомляемости рабочих.

Условия труда работающих с ЭВМ характеризуются возможностью воздействия на них следующих производственных факторов: шума, тепловыделений, вредных веществ, статического электричества, ионизирующих и неионизирующих излучений, недостаточной освещенности, параметров технологического оборудования и рабочего места.

4.2 Санитарно-гигиеническая характеристика производственного помещения

В помещениях с избытком тепла необходимо предусматривать регулирование подачи теплоносителя для соблюдения нормативных параметров микроклимата. Микроклиматические условия на рабочих местах в помещениях с вычислительной техникой должны соответствовать установленным требованиям.

Кондиционирование воздуха должно обеспечивать поддержание параметров микроклимата в необходимых пределах в течение всех сезонов года, очистку воздуха от пыли и вредных веществ, создание необходимого избыточного давления в чистых помещениях для исключения поступления неочищенного воздуха.

Таблица 4.2 — Оптимальные метеорологические условия для рабочей зоны помещения

Факторы

Холодный период

Теплый период

Температура воздуха

21-23 С

23-25 С

Относительная влажность

40-60%

40-60%

Скорость движения воздуха на рабочем месте

до 0,1 м/с

до 0,1-0,2 м/с

Интенсивность теплового излучения

до 25 Вт/м2

до35 Вт/м2

Температуру в помещении следует регулировать с учетом тепловых потоков от оборудования. Предпочтение должно отдаваться оборудованию с малой электрической мощностью. Оборудование нужно устанавливать так, чтобы тепловые потоки от него не были направлены на операторов. Следует также ограничивать количество вычислительной техники в помещении и избегать напольных отопительных систем.

Важное место в комплексе мероприятий по созданию условий труда, работающих с ПЭВМ, занимает создание оптимальной световой среды, то есть рациональная организация естественного и искусственного освещения помещения и рабочих мест.

Предусматриваются меры ограничения слепящего воздействия световых проёмов, имеющих высокую яркость (8000 кд/ и более), и прямых солнечных лучей для обеспечения благоприятного распределения светового потока в помещении и исключения на рабочих поверхностях ярких и темных пятен, засветки экранов посторонним светом, а также для снижения теплового эффекта от инсоляции.

Искусственное освещение в помещениях и на рабочих местах должны создавать хорошую видимость информации на экране ПЭВМ. При этом в поле зрения работающих должны быть обеспечены оптимальные соотношения яркости рабочих и окружающих поверхностей. Наиболее оптимальной для работы с экраном является освещенность 200 лк, при работе с экраном в сочетании с работой над документами — 400 лк.

Таблица 4.3 Нормы освещенностирабочего места оператора ПЭВМ

Нормы освещенностирабочего места оператора ПЭВМ

Экрана

100-250 лк

КЕО не ниже 1,2% - 1,5%

Стола

300-500 лк

На рабочем месте необходимо обеспечивать равномерность яркости, исключая наличие ярких и блестящих предметов, для снижения монотонности в поле зрения рекомендуется отдельные пестрые поверхности.

Для освещения рабочих мест применяется комбинированное освещение (общее плюс местное), хотя более предпочтительно общее освещение из-за большего перепада яркостей на рабочем месте при использовании светильников местного освещения.

Для общего освещения используются в основном потолочные или встроенные светильники с люминесцентными лампами. Яркость должна быть не более 200 кд/ . Источники света лучше использовать нейтрально-белого или "теплого" белого цвета с индексом цветопередачи не менее 70. Для исключения засветки экранов прямыми световыми потоками светильники общего освещения располагают сбоку от рабочего места, параллельно линии зрения оператора.

При использовании светильников с люминесцентными лампами необходимо принимать меры по ограничению пульсации освещенности в пределах до 5 %.

Местное освещение на рабочих местах обеспечивается светильниками, устанавливаемыми непосредственно на рабочем столе или на вертикальных панелях специального оборудования. Они должны иметь непросвечивающий отражатель и располагаться ниже или на уровне линии зрения операторов, чтобы не вызывать ослепления.

Естественное освещение осуществляется через светопроемы. Для оценки естественного освещения проведем расчет коэффициент естественной освещенности (КЕО) по формуле:
КЕО= (S0 ×r1×r2 ) : (Sn×K1× K2 ) × 100% ,
где КЕО ― коэффициент естественной освещенности;

S0 ― площадь оконных поверхностей, (S0 =10);

r1 ― коэффициент, учитывающий светопропускание оконных поверхностей и загрязнение воздуха рабочей зоны(r1 =0,90);

r2 ― коэффициент, учитывающий отражение светового потока при боковом освещении( r2 =1);

Sn ― площадь рабочего помещения, (Sn= 34,8);

К1 ― коэффициент, учитывающий отношение длины здания, в котором находится рабочее помещение к ширине (К1=1,5);

К2 ― коэффициент, учитывающий расстояние между соседними зданиями и высоту соседнего здания (К2=1);
KEO= (10×0,9×1) : (34,8×1,5×1) × 100% = 17,2.
КЕО равен 17,2%. На основе норм и расчетных значений можно сделать вывод, что в рабочем помещении коэффициент естественной освещенности соответствует нормам.

Рассчитаем необходимое искусственное освещение. Для определения количества светильников определим световой поток, падающий на поверхность по формуле:
Ф = (En × Kз × S × Z) : u ,
где Ф ― рассчитываемый световой поток, лм;

Ен ― нормированная минимальная освещенность (Е = 300);

S ― площадь освещаемого помещения, (S = 34,8);

Z ― отношение средней освещенности к минимальной (Z = 1,1);

Кз ― коэффициент запаса, учитывающий уменьшение светового потока лампы в резуль­тате загрязнения светильников в процессе эксплуатации (К = 1,5);

u ― коэффициент использования (u = 0,38).

Значение u определяется по таблице коэффициентов использования различ­ных светильников.

Подставим все значения в формулу для определения светового потока:
F = (300×1,5×34,8×1,1) : 0,37 = 46557.
Для освещения выбираем люминесцентные лампы типа ЛБ40, световой поток которых F = 4320 лк.

Рассчитаем необходимое количество ламп по формуле:
N = F :Fл

где N ― определяемое число ламп;

F ― световой поток;

― световой поток лампы.
N= 46557 : 4320 = 11 шт.

Таким образом, для достаточной освещенности данного помещения, где располагается рабочее место оператора, необходимо установить 6 светильников с лампами марки ЛБ40.

4.3 Организационно-технические решения по обеспечению безопасных условий труда

4.3.1 Защита от поражения электрическим током

Для предотвращения образования и защиты от статического электричества необходимо использовать нейтрализаторы и увлажнители, а полы должны иметь антистатическое покрытие. Допустимые уровни напряженности электростатических полей не должны превышать 20 кВ в течение 1 часа.

Для защиты людей от поражения электрическим током при переходе напряжения на металлические части электрооборудования предназначено защитное заземляющее устройство. Оно представляет собой специально выполненное соединение конструктивных металлических частей электрооборудования (вычислительная техника, приборостроительные комплексы, испытательные стенды, станки, аппараты, светильники, щиты управления, шкафы и пр.), нормально не находящих под напряжением, с заземлителями, расположенными непосредственно в земле.

Рассчитаем результирующее сопротивление растекания тока заземляющего устройства.

Сопротивление растеканию тока, Ом, через одиночный заземлитель из труб диаметром 25..50 мм рассчитывается по формуле:


где p ― удельное сопротивление грунта, Ом;

― длина трубы, м.

Затем определяется ориентировочное число вертикальных заземлителей без учета коэффициента экранирования:

где r ― допустимое сопротивление заземляющего устройства, Ом.

В соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) на электрических установках напряжением до 1000 В допустимое сопротивление заземляющего устройства равно не более 4 Ом. С учетом данного фактора можно вычислить ориентировочное число вертикальных заземлителей:

Число вертикальных заземлителей с учетом коэффициента экранирования:

Длина соединительной полосы, м:
.
Длина соединительной полосы получилась меньше периметра, то длину соединительной полосы необходимо принять равной периметру 12-16 м. Примем соединительную полосу равную 192 м.

Для новой соединительной полосы

Сопротивление растеканию электрического тока через соединительную полосу, Ом:
.
Результирующее сопротивление растеканию тока всего заземляющего устройства, Ом:

где ― коэффициент экранирования соединительной полосы,

определяющийся по таблице коэффициентов экранирования

соединительной полосы.

На основе данных из таблицы, .
Таким образом,

Полученное результирующее сопротивление растеканию тока всего заземляющего устройства сравнивают с допустимым значением. Так как, 1,9<4, то можно сказать, что использование данного заземляющего устройства допустимо.

4.3.2 Режим труда и отдыха

Режим труда и отдыха при работе с ПЭВМ и ВДТ должен организовываться в зависимости от вида и категории деятельности.

Виды деятельности подразделяются на следующие группы:

  • группа А — работа по считыванию информации с ВДТ или ПЭВМ с предварительным запросом;

  • группа Б — работа по вводу информации;

  • группа В — творческая работа в режиме диалога.

Таблица 4.5 — Временные нормы работы и отдыха

Категория

Время работы в часах

Время перерывов в минутах

I

2

30

II

1,5-2

50

III

1,5-2

70

Для видов деятельности устанавливаются три категории (I, II, III) тяжести и напряженности работы с ПЭВМ и ВДТ. В Таблице 4.5 представлены значения времени непрерывной работы, а также значения суммы времени регламентированных перерывов при восьмичасовом рабочем дне для каждой категории.

Режим труда и отдыха операторов, работающих с ЭВМ, должен быть следующим: через каждый час интенсивной работы необходимо устраивать пятнадцатиминутный перерыв; при менее интенсивной работе перерыв устраивается через каждые 2 часа. Эффективность регламентируемых перерывов повышается при их сочетании с производственной гимнастикой. Производственная гимнастика должна включать комплекс упражнений, направленных на восполнение дефицита двигательной активности, снятие напряжения мышц шеи, спины, снижение утомления зрения. Она проводится в течение 5-7 минут, 1-2 раза в смену.

4.3.3 Организация рабочего места оператора

При оценке рабочего места необходимо учитывать размерные соотношения параметров рабочей поверхности с параметрами других элементов рабочего места. При работе сидя оптимальная рабочая поза обеспечивается соблюдением правильного соотношения высоты рабочей поверхности и сидения. Рекомендуется следующая высота рабочей поверхности для конторских работ: 700-750 мм. Документ для ввода оператором данных располагают на расстоянии 450-500 мм от глаз оператора, преимущественно слева, при этом угол между экраном и документом в горизонтальной плоскости составляет 30-40 градусов. Угол наклона клавиатуры равен 15 градусам.

Большое значение при работе с дисплеем уделяется параметрам зрительной зоны. При их оптимальности облегчается работа оператора, снижается нагрузка на глаза, возрастает производительность проводимой работы.

Так как при работе на компьютере основная нагрузка ложится на глаза, поэтому большие требования предъявляются к видеотерминальным устройствам (экранам). Предпочтительным является плоский экран, позволяющий избежать наличия на нем ярких пятен за счет отражения световых потоков. Особенно важен цвет экрана. Он должен быть нейтральным. Допустимы ненасыщенные светло-зеленые, желто-зеленые, желто-оранжевые, желто-коричневые тона.

О качестве экранов судят по отсутствию мерцания и постоянству яркости. При прямом контрасте (темные символы на светлом фоне) частота мельканий должна быть не менее 80Гц. Условия зрительного восприятия информации на экране зависят от параметров экрана, плотности их размещения, контраста и соотношения яркостей символов и фона экрана.

Клавиатура дисплея не должна быть жестко связана с монитором. Видеомонитор должен быть оборудован поворотной площадкой, позволяющей перемещать ВДТ в горизонтальной и вертикальной плоскостях в пределах 130-220 мм. А также изменять угол наклона экрана на 30 градусов во фронтальной плоскости.

При работе с текстовой информацией (в режиме ввода данных, редактирования текста и чтения с экрана ВДТ) наиболее физиологичным является предъявление черных знаков на светлом фоне.

Для устранения бликов и снижения влияния электромагнитного излучения экраны ВДТ должны быть снабжены защитными фильтрами.

На поверхности рабочего стола для документов необходимо предусматривать размещение специальной подставки, расстояние которой от глаз должно быть аналогично расстоянию от глаз до клавиатуры, что позволяет снизить зрительное утомление.

Рабочий стул (кресло) должен быть снабжен подъемно-поворотным устройством, обеспечивающим регуляцию высоты сидений и спинки; его конструкция должна предусматривать также изменение угла наклона спинки. Рабочее кресло должно иметь подлокотники.

Регулировка каждого параметра должна легко осуществляться, быть независимой и иметь надежную фиксацию.

Рисунок 4.1 — Рабочее место

Материал покрытия рабочего стула должен обеспечивать возможность легкой очистки от загрязнения. Поверхность сиденья и спинки должна быть полумягкой, с нескользящим, не электризующим и воздухопроницаемым покрытием.

На рабочем месте необходимо предусматривать подставку для ног. На Рисунке 4.1 представлен примерный вид рабочего места оператора.

4.4 Мероприятия по защите окружающей среды

В настоящее время возрастает количество компьютерной техники во всех отраслях деятельности человека. В этих условиях нельзя не учитывать влияние компьютеров на окружающую среду. В жизненном цикле компьютерной техники можно выделить три этапа: производство, эксплуатация, утилизация.

Вопросы защиты окружающей среды в процессе производства компьютеров возникли давно и регламентируются сейчас, в частности, стандартом NUТЕК, по которому контролируются выбросы токсичных веществ, условия работы и прочее. Согласно стандарту произведенное оборудование может быть сертифицировано лишь в том случае, если не только контролируемые параметры самого оборудования соответствуют требованиям этого стандарта, но и технология производства этого оборудования отвечает требованиям стандарта.

Воздействие компьютеров на окружающую среду при эксплуатации регламентировано рядом стандартов. Выделяют две группы стандартов и рекомендаций — по безопасности и эргономике. Ограничения на излучения от компьютерных мониторов и промышленной техники, используемой в офисе, налагает стандарт МРR-II разработанный Шведским национальным департаментом стандартов и утвержденный ЕЭС. Взаимодействие с окружающей средой регламентирует рекомендация ТСО-95 NUТЕК (Швеция). Монитор, отвечающим ТСО-95, должен иметь низкий уровень электромагнитных излучений, обеспечивать автоматическое снижение энергопотребления при долгом неиспользовании, отвечать европейским стандартам пожарной и электрической безопасности. Требования ТСО-95 являются гораздо более жесткими, чем требования МРR-II. Экологическая оценка компьютера и, в частности, ВДТ как наибольшего потребителя энергии в ПЭВМ включает требования по экономии и снижению энергопотребления. Согласно стандарту ЕРА монитор должен поддерживать три энергосберегающих режима — ожидание, приостановку и "сон”. Требования отечественного стандарта к ПЭВМ и ВДТ — СанПиН 2.2.2.542-96 соответствуют стандарту МРR-II.

Рост применения компьютерной техники, ее быстрое моральное старение остро ставит вопрос об утилизации элементов ЭВМ после окончания срока ее эксплуатации. При утилизации старых компьютеров происходит их разработка на фракции: металлы, пластмассы, стекло, провода, штекеры.

В настоящее время разработаны следующие методы переработки компьютерного лома и защиты литосферы от него:

  • сортировка печатных плат по доминирующим материалам: дробление и измельчение, гранулирование, в отдельных случаях сепарация, обжиг полученной массы для удаления сгорающих компонент;

  • расплавление полученной массы, рафинирование;

  • прецизионное извлечение отдельных металлов: создание экологических схем переработки компьютерного лома;

  • создание экологически чистых компьютеров.

Важной задачей является также переработка медных проводов и кабелей, так как более одной трети меди идет на производство проводов.

Лучшим способом разделки проводов можно считать отделение изоляции от проволоки механическим способом. С помощью грануляторов специальной конструкции удовлетворительно решена проблема отделения термоплавкой и резиновой изоляции. Установка пригодна для переработки проволоки, изолированной термопластом и бумагой. Установка не пригодна для некоторых типов проводов, изолированных хлопчатобумажной тканью, для табелей со свинцовой оболочкой и для всех сортов изоляции, которая прилипает к проводу так, что не отделяется от металла даже при очень тонкой грануляции. При переработке проводов, у которых разделение изоляции и меди осуществляется удовлетворительно и почти без потерь получается термопласт, который может служить сырьем для изготовления менее ответственных деталей. Если между проводами, изолированными термопластом, есть изоляция из ткани, ее можно удалить из смеси кусков меди и изоляции с помощью отсасывающего устройства.

Переработку промышленных отходов производят на специальных полигонах, создаваемых в соответствии с требованиями СНиП 2.01.28-85 и предназначенных для централизованного сбора обезвреживания и захоронения токсичных отходов промышленных предприятий, НИИ и учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении приводится итог проделанной работы.

В первой главе была приведена обобщённая характеристика предметной области. Охарактеризованы объект и предмет исследования. Приведена существующая технология выбранной функции управления в виде IDEF0-диаграммы. Расписана детализация происходящих процессов. Также приведено описание экономической сущности поставленной задачи.

Во второй главе отчёта поставлена задача на разработку экономической информационной системы. Проведён анализ существующих разработок, а именно четырёх различных программных продуктов. Описана цель разработки и функции разрабатываемой системы. Описаны также обеспечивающие подсистемы, такие как: организационная, правовая, техническая, математическая, программная, информационная, лингвистическая и технологическая.

В третьей главе была описана технология разработки базы данных и программного обеспечения, рассмотрена система управления базами данных MicrosoftSQLServer и среда визуального программирования Delphi. Также, в этой главе были представлены и определены технологии разработки пользовательского интерфейса и технологии тестирования системы, описана технология обеспечения информационной безопасности.

В четвертой главе приведено описание мер безопасности, которые необходимо соблюдать при работе с ПЭВМ, а также проведён анализ опасных и вредных факторов, возникающих при работе. Представлено описание санитарно-гигиенической характеристики помещения и рассмотрены общепринятые нормы условий труда.

На основании всего вышеперечисленного можно считать, что внедрение разработанной системы управления проектами для компании ЗАО «ДИАКОН» является целесообразным и экономически обоснованным.
Список использованных источников

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ

  1. Концепция развития службы клинической лабораторной диагностики. — http://www.remedium.ru/partner/doc.

1.2 Введение в проектный менеджмент. — http://www.cfin.ru/itm/project/pmintro. shtml.

1.3. Сайт компании. — http://diakonlab.ru

1.4. Методы и модели информационного менеджмента: Учебное пособие / Александров Д. В., Костров А. В., Макаров Р. И., Хорошева Е. Р.. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 336 с.

1.5. Грабауров В. А. Информационные технологии для менеджеров. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 365с.

1.6. Бронникова Т., Титов С. А., Разу М. Л.. Управление проектом. Основы проектного управления. 4-ое изд. — М.: КноРус, 2012. — 760 с.

1.7. Информационные технологии управления: Учебник / Уткин В. Б., Балдин К. В.. — М.: Академия, 2008. — 395 с.

1.8. Годин В. В., Корнеев И. К.. Информационное обеспечение управленческой деятельности. — М.: Мастерство, 2009. — 240 с.

1.9. Скороходов C. B. Управление проектам с использованием MS Project. — Интернет-издание, 2009. — 134 с.

1.10. Туккель И. Л., Голубев С. А., Сурина А. В., Цветкова Н. А.. Методы и инструменты управления инновационным развитием промышленных предприятий. — СПб.: БХВ-Петербург, 2013. — 208 стр.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    1. Смирнова Г. Н., Тельнов Ю. Ф. Проектирование экономических информационных систем. — М.: МЭСИ, 2005. — 511 с.

    2. Гвоздева Т. В., Баллод Б. А. Проектирование информационных систем. — М.: Феникс, 2009. — 512 с.

    3. Новиков Д. А. Управление проектами: организационные механизмы. — М.: ПМСОФТ, 2007. – 140 с.

    4. Информационные технологии управления проектами: Учебное пособие / Светлов Н. М., Светлова Г. Н. — М.: ФГОУ ВПО РГАУ–МСХА им. К. А. Тимирязева, 2007. — 144 с.

    5. Информационные системы в экономике: Учебник / Под ред. Титоренко Г. А. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 463 с.

    6. Компьютерные технологии управления проектами: Практикум для студентов магистратуры по направлению «Менеджмент» / Светлов Н. М.. Москва, 2007. — 80 с.

    7. Информационные технологии: Учебное пособие / Зимин В. П. — Томск: ТПУ, 2006. — 134 с.

    8. Васильев Д. К., Заложнев А. Ю., Новиков Д. А., Цветков А. В.. Типовые решения в управлении проектами. — М.: ИПУ РАН (научное издание), 2008. — 75 с.

    9. CASE-средства: Учебно-методическое пособие / Тебайкина Н. И. — Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 2007. — 88 с.

    10. Автоматизация процессов проектирования на основе CASE технологий: Учебное пособие. / Тоискин В. С., Красильников В. В., Малиатаки В. В — Ставрополь: СГПИ, 2010. — 131 с.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

  1. Шкрыль А. Разработка клиент-серверных приложений в Delphi. — СПб: БХВ-Петербург, 2006. — 480с.

3.2. Ржеуцкая С. Ю. Базы данных. Язык SQL. — Вологда: ВоГТУ, 2010. — 159 с.

3.3. Осипов Д. Базы данных и Delphi. Теория и практика. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — 752 с.

3.4. Дэвидсон Л. Проектирование баз данных на SQL Server 2000. — М.: Бином. Лаборатория знаний. 2003. — 662 с.

3.5. Майерс Г., Баджетт Т., Сандлер К.. Искусство тестирования программ. — М.: Диалектика, 2012. — 272 с.

3.6. Канер С., Фолк Д., Енг Кек Нгуен. Тестирование программного обеспечения. — М.: ДиаСофт, 2000. — 544 с.

3.7. Титоренко Г. А. Автоматизированные информационные технологии в экономике. — М.: ЮНИТИ, 2008. — 400 с.

3.8. Блинов А. М. Информационная безопасность. — СПб.: ГУЭФ, 2010. — 96с.

3.9. Грибунин В. Г., Чудовский В. В. Комплексная система защиты информации на предприятии. — М.: Академия, 2009. — 416 с.

3.10. Мандел Т. Разработка пользовательского интерфейса. — М.: ДМК Пресс, 2008. — 412 с.

РАЗДЕЛ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1. Занько Н. Г., Малаян К. Р., Русак О. Н. Безопасность жизнедеятельности. — СПб.: Лань, 2010. — 672с.

4.2. Опасные и вредные производственные факторы. — ГОСТ 12.0.003-74.

4.3. Павлов В. Н., Буканин В. А. Безопасность жизнедеятельности. — М.: Академия, 2008. — 336с.  

4.4. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. — ГОСТ 12.1.005-88.

4.5. Естественное и искусственное освещение. — СНиП 23-05-95.

4.6. Требования по обеспечению безопасности. Защита от поражения электрическим током. — ГОСТ Р 50571.3-94 ч.4.

4.7. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. — СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

4.8. Гигиенические требования к ВДТ и ПЭВМ. Организация работы. — СанПиН: 2.2.2.542-96.

4.9. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды. — М.: Юрайт, 2010. — 672 с.

4.10. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов / Кривошеин Д. А., Муравей Л. А., Роева Н. Н.; под ред. Муравья Л. А. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 448 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Графический материал

1. Предметная область дипломного проекта

2. Объект, предмет и цель исследования

3. Характеристика объекта исследования

4. Контекстная диаграмма (как есть)

4.1. Детализация контекстной диаграммы (как есть)

4.2. Процесс «Инициировать проект» (как есть)

4.3. Процесс «Планировать проект» (как есть)

4.4. Процесс «Организовать исполнение проекта» (как есть)

5. Постановка задачи на разработку ЭИС

6. Контекстная диаграмма (как будет)

6.1. Детализация контекстной диаграммы (как будет)

6.2. Процесс «Планировать проект» (как будет)

6.3. Процесс «Организовать исполнение проекта» (как будет)

6.4. Процесс «Контролировать исполнение проекта» (как будет)

7. Экономические параметры разработки ЭИС

8. Структура сценария диалога ЭИС

9. Дерево функций ЭИС

10. Логическая модель базы данных ЭИС

11. Физическая модель базы данных ЭИС

12. Иллюстрация функционирования ЭИС

12.1. Иллюстрация функционирования ЭИС

12.2. Иллюстрация функционирования ЭИС

13. Формируемые печатные формы

13.1. Формируемые печатные отчеты

13.2. Формируемые печатные отчеты

14. Безопасность жизнедеятельности