Файл: Электронныйучебнометодический комплексмодуль Основы правовых норм.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
участниками (они закреплены в учредительных документах лица)
Имущественная обособленность
Имущество юридического лица обособлено от имущества его членов, учредителей и других юридических лиц
Самостоятельная имущественная ответственность
Юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам своим имуществом
Наименование
Юридическое лицо должно иметь собственное наименование, отличное от наименований других субъектов права и необходимое для его идентификации в гражданском обороте
Способы создания юридических лиц
Возникновение юридических лиц происходит тремя способами: распорядительным, нормативно-явочным и разрешительным.
При распорядительном порядке юридическое лицо образуется по прямому распоряжению государственного органа или органа местного самоуправления
(так создаются государственные или муниципальные унитарные предприятия).
При нормативно-явочном способе создания юридического лица согласие третьих лиц на его образование не требуется. Граждане или организации образуют юридическое лицо, а компетентный орган вправе лишь проверить, соответствуют ли закону учредительные документы появившейся организации. Отказ в регистрации юридического лица может быть обжалован в суде.
Имущественная обособленность
Имущество юридического лица обособлено от имущества его членов, учредителей и других юридических лиц
Самостоятельная имущественная ответственность
Юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам своим имуществом
Наименование
Юридическое лицо должно иметь собственное наименование, отличное от наименований других субъектов права и необходимое для его идентификации в гражданском обороте
Способы создания юридических лиц
Возникновение юридических лиц происходит тремя способами: распорядительным, нормативно-явочным и разрешительным.
При распорядительном порядке юридическое лицо образуется по прямому распоряжению государственного органа или органа местного самоуправления
(так создаются государственные или муниципальные унитарные предприятия).
При нормативно-явочном способе создания юридического лица согласие третьих лиц на его образование не требуется. Граждане или организации образуют юридическое лицо, а компетентный орган вправе лишь проверить, соответствуют ли закону учредительные документы появившейся организации. Отказ в регистрации юридического лица может быть обжалован в суде.
При разрешительном порядке инициатива создания нового юри- дического лица принадлежит учредителям, а государство дает согласие на его образование (образование объединений коммерческих организаций — союзов и ассоциаций).
Учредительные документы юридического лица
Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы. К ним относят устав и учредительный договор. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
В тексте учредительных документов должны содержаться: наименование юридического лица, содержащее указание на его организационно-правовую форму (наименования унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица); место нахождения юридического лица, которое определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное; предмет и цели деятельности юридического лица (для некоммерческих и унитарных предприятий); порядок управления деятельностью юридического лица; другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное в соответствии с
ГК РФ одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия
передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей
(участников) из его состава.
Устав — правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию, структуру, функции, задачи, права юридического лица. Устав регулирует деятельность юридического лица независимо от формы собственности и сферы его деятельности.
Создание юридического лица
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем учреждения, производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации.
Для регистрации юридического лица, создаваемого путем учреждения, его учредитель (учредители) должен (должны) представить в регистрирующий орган следующие документы: заявление о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями); решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством; учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины; если одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое лицо — документ, подтверждающий его юридический статус.
Требовать представления каких-либо иных документов регист- рирующий орган не вправе.
(участников) из его состава.
Устав — правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию, структуру, функции, задачи, права юридического лица. Устав регулирует деятельность юридического лица независимо от формы собственности и сферы его деятельности.
Создание юридического лица
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем учреждения, производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации.
Для регистрации юридического лица, создаваемого путем учреждения, его учредитель (учредители) должен (должны) представить в регистрирующий орган следующие документы: заявление о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями); решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством; учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины; если одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое лицо — документ, подтверждающий его юридический статус.
Требовать представления каких-либо иных документов регист- рирующий орган не вправе.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Моментом государственной регистрации юридического лица является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Отказ в государственной регистрации допускается только в случае: непредставления документов, необходимых для государственной регистрации; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Никакие иные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации. Как уже указывалось выше, отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.
Правоспособность юридических лиц
В момент государственной регистрации у юридического лица возникают гражданская правоспособность и гражданская дееспособность.
Правоспособность юридического лица — это его способность иметь любые гражданские права и обязанности, которые в соответствии с законодательством может иметь юридическое лицо. Правоспособность юридического лица бывает общей и специальной (схема 3).
Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, могут совершать в гражданском обороте только такие сделки, которые соответствуют целям деятельности, указанным в их учредительных документах. Сделка, совершенная юридическим лицом с выходом за пределы его специальной правоспособности, является недействительной, т. е. из нее не возникает прав и обязанностей.
Свою правоспособность юридическое лицо реализует через руко- водящие органы, под которыми понимаются его структурные единицы, формирующие и выражающие волю юридического лица в целом. Органы
юридического лица не являются самостоятельными субъектами гражданского права, а представляют собой части юридического лица. Поэтому все принимаемые ими решения и все совершаемые ими действия рассматриваются, соответственно, как решения и действия самого юридического лица.
Орган, который ведет дела юридического лица и выступает от его имени на основании закона или учредительных документов, должен действовать добросовестно и разумно, обеспечивая всеми доступными ему законными способами достижение целей и охрану интересов представляемого им юридического лица. За нарушение этих требований он несет ответственность, выражающуюся в обязанности возместить причиненные убытки, а эта обязанность определяется характером отношений, связывающих его с юриди- ческим лицом.
Рисунок 1. Схема правоспособности юридического лица
Различают коллегиальные и единоличные органы юридического лица. К числу первых относятся, например, общее собрание участников (высший орган большинства организаций, имеющих более одного участника), совет директоров, наблюдательный или попечительский совет, правление, дирекция и др. Единоличными органами являются директор, генеральный директор, президент, председатель правления и др.
Представительства и филиалы юридического лица. Филиал является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения и выполняющим все его функции или их часть (в том числе в случае необходимости функции представительства). Филиал не
Орган, который ведет дела юридического лица и выступает от его имени на основании закона или учредительных документов, должен действовать добросовестно и разумно, обеспечивая всеми доступными ему законными способами достижение целей и охрану интересов представляемого им юридического лица. За нарушение этих требований он несет ответственность, выражающуюся в обязанности возместить причиненные убытки, а эта обязанность определяется характером отношений, связывающих его с юриди- ческим лицом.
Рисунок 1. Схема правоспособности юридического лица
Различают коллегиальные и единоличные органы юридического лица. К числу первых относятся, например, общее собрание участников (высший орган большинства организаций, имеющих более одного участника), совет директоров, наблюдательный или попечительский совет, правление, дирекция и др. Единоличными органами являются директор, генеральный директор, президент, председатель правления и др.
Представительства и филиалы юридического лица. Филиал является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения и выполняющим все его функции или их часть (в том числе в случае необходимости функции представительства). Филиал не
является юридическим лицом и не имеет самостоятельного баланса.
Результаты финансово-хозяйственной деятельности юридического лица оп- ределяются с учетом результатов финансово-хозяйственной деятельности его филиала.
Представительство — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и представляющее его интересы, включая совершение от его имени правовых действий, а также осуществляющее защиту его интересов (ст. 55 ГК РФ). ГК РФ рассматривает представительство как разновидность филиала.
Представительство не является юридическим лицом. Оно наделяется имуществом создавшим его юридическим лицом и действует на основе утвержденных им положений. Руководитель представительства назначается юридическим лицом и действует на основании выданной ему доверенности.
Лицензирование юридических лиц
Как уже указывалось выше, для создания некоторых юридических лиц требуется специальное разрешение — лицензия. Под лицензией понимается разрешение ч(право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности и должна содержать следующие реквизиты: наименование органа, выдавшего ее; наименование, юридический адрес и регистрационные реквизиты ее владельца; разрешенный вид деятельности; область действия лицензии; особые условия осуществления лицензируемой деятельности (в случае необходимости);
Результаты финансово-хозяйственной деятельности юридического лица оп- ределяются с учетом результатов финансово-хозяйственной деятельности его филиала.
Представительство — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и представляющее его интересы, включая совершение от его имени правовых действий, а также осуществляющее защиту его интересов (ст. 55 ГК РФ). ГК РФ рассматривает представительство как разновидность филиала.
Представительство не является юридическим лицом. Оно наделяется имуществом создавшим его юридическим лицом и действует на основе утвержденных им положений. Руководитель представительства назначается юридическим лицом и действует на основании выданной ему доверенности.
Лицензирование юридических лиц
Как уже указывалось выше, для создания некоторых юридических лиц требуется специальное разрешение — лицензия. Под лицензией понимается разрешение ч(право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности и должна содержать следующие реквизиты: наименование органа, выдавшего ее; наименование, юридический адрес и регистрационные реквизиты ее владельца; разрешенный вид деятельности; область действия лицензии; особые условия осуществления лицензируемой деятельности (в случае необходимости);
регистрационный номер, дату и сроки начала и окончания действия лицензии.
Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих их наличие, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензирование в Российской Федерации осуществляется на основе следующих принципов: обеспечения единства экономического пространства на территории
Российской Федерации; установления единого перечня лицензируемых видов деятельности; установления единого порядка лицензирования на территории
Российской Федерации; установления лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласности и открытости лицензирования; соблюдения законности при осуществлении лицензирования.
Лицензирование представляет собой постоянно осуществляемую
Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих их наличие, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензирование в Российской Федерации осуществляется на основе следующих принципов: обеспечения единства экономического пространства на территории
Российской Федерации; установления единого перечня лицензируемых видов деятельности; установления единого порядка лицензирования на территории
Российской Федерации; установления лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласности и открытости лицензирования; соблюдения законности при осуществлении лицензирования.
Лицензирование представляет собой постоянно осуществляемую
деятельность органов государства. В этой деятельности отчетливо прослеживаются два параллельных направления: выдача лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий.
Лицензионные условия — это совокупность установленных норм и правил, выполнение которых обязательно для получения и дальнейшего владения лицензией на осуществление лицензируемого вида деятельности.
Одним из обязательных лицензионных требований и условий осуществления лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно- эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осу- ществления специальных знаний или специальных условий,
в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к лицензиату. Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензионного вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральными органами государственной власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана лицензирующим органом субъекта Российской
Федерации, может осуществляться на территории этого субъекта Российской
Федерации.
Срок действия лицензии устанавливается положением о лицен- зировании конкретного вида деятельности. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Срс*к действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В таком
Лицензионные условия — это совокупность установленных норм и правил, выполнение которых обязательно для получения и дальнейшего владения лицензией на осуществление лицензируемого вида деятельности.
Одним из обязательных лицензионных требований и условий осуществления лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно- эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осу- ществления специальных знаний или специальных условий,
в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к лицензиату. Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензионного вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральными органами государственной власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана лицензирующим органом субъекта Российской
Федерации, может осуществляться на территории этого субъекта Российской
Федерации.
Срок действия лицензии устанавливается положением о лицен- зировании конкретного вида деятельности. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Срс*к действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В таком
продлении может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 18