Файл: Электронныйучебнометодический комплексмодуль Основы правовых норм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 283

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реорганизация юридических лиц
Юридическое лицо может быть создано не только путем учреждения, но и путем реорганизации уже существующего юридического лица.
Реорганизация — это способ создания и (или) прекращения юридических лиц, вследствие которого между ними происходит правопреемство в правах и обязанностях. Реорганизация может осуществляться по решению учредителей
(участников), органа юридического лица, уполномоченного на то учредитель- ными документами, компетентного государственного органа (например, федерального антимонопольного органа) или суда.
Закон различает пять видов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.
Слияние — вид реорганизации, при котором из двух и более юридических лиц создается одно юридическое лицо, а все имущественные права и обязанности каждого из реорганизованных лиц переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
Присоединение — вид реорганизации, при котором одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому юридическому лицу, а все имущественные права и обязанности присоединившегося лица переходят к тому юридическому лицу, к которому оно присоединилось, в соответствии с передаточным актом.
Разделение — вид реорганизации, при котором юридическое лицо делится на два и более юридических лиц, права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к вновь создаваемым юридическим лицам в соответствующих частях согласно разделительному балансу.

Выделение — вид реорганизации, при котором из состава юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц, причем то юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать, а часть его прав и обязанностей переходит к выделившимся юридическим лицам в соответствующих частях по разделительному балансу.
Преобразование — это изменение организационно-правовой формы юридического лица, его трансформация в юридическое лицо другого вида.
Оно влечет за собой переход всех имущественных прав и обязанностей к новому юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
Как правило, в процессе реорганизации происходит и определенное изменение структур, управляющих юридическим лицом, характер которого обычно зависит от его вида.
Таким образом, выделение является способом создания юридических лиц, присоединение — способом их прекращения, слияние, разделение и преобразование — одновременно способами и создания, и прекращения юридических лиц.
Одним из последствий реорганизации юридических лиц является правопреемство, т. е. переход субъективных прав и обязанностей от одних юридических лиц к другим. Правопреемство оформляется передаточным актом или разделительным балансом. При реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования составляется передаточный акт, а при разделении и выделении — разделительный баланс (документ, в котором указывается, какие именно права и обязанности реорганизуемого юриди- ческого лица к какому из вновь созданных юридических лиц переходят).
Реорганизация производится путем регистрации вновь создаваемых юридических лиц, а также исключения из реестра юридических лиц, прекращающихся вследствие реорганизации. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Реорганизация в других

формах считается завершенной с момента регистрации вновь возникших юридических лиц.
Ликвидация юридических лиц
Любое юридическое лицо имеет свой «жизненный цикл». С момента его создания проходит время, изменяются условия функционирования, среда, в которой оно существует. Все это может вызвать возникновение определенных обстоятельств, преодолеть которые данное юридическое лицо будет не в состоянии. В этом случае оно ликвидируется.
Ликвидация — это прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей к другим юридическим лицам.
Ликвидация бывает добровольная и принудительная и обычно осуществляется по следующим основаниям: по истечении срока, на который было создано юридическое лицо, или при достижении цели, ради которой оно создавалось (в этом случае в учредительных документах должны быть указаны цель и сроки функционирования юридического лица); по решению учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного учредительными документами органа юридического лица; по решению суда, если юридическим лицом нарушено действующее законодательство (например, оно осуществляет какой- либо вид деятельности, не получив на это лицензии).
Порядок ликвидации юридического лица
Ликвидация юридического лица имеет определенный порядок и должна пройти ряд этапов.

Решение о ликвидации юридического лица. Такое решение могут принять учредители (участники) юридического лица или орган, уполномоченный принимать решение о ликвидации.
Создание ликвидационной комиссии. Ликвидационная комиссия представляет собой орган, который будет осуществлять основные мероприятия по ликвидации юридического лица. После создания к ней переходят все полномочия по управлению делами юридического лица.
Занесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о начале ликвидации юридического лица. Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, в реестр юридических лиц вносит регистрирующий орган на основании сообщения ликвидационной комиссии.
Публикация в печати сообщения о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Сообщение о ликвидации юридического лица должно содержать сведения о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Выявление кредиторов и взыскание дебиторской задолженности. Оно производится ликвидационной комиссией. При недостаточности у юридического лица денежных средств для удовлетворения всех предъявленных кредиторами требований ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов.
Расчеты с кредиторами. Для удовлетворения требований кредиторов установлена строгая очередность: требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При этом очередность требований определяется законом исходя из их социальной значимости.
В первую очередь должны быть удовлетворены требования граждан (в том числе работников ликвидируемой организации) о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.


Во вторую очередь производятся расчеты по выплате заработной платы, выходных пособий, а также вознаграждений по авторским договорам.
В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Если после удовлетворения требований какой-либо очереди имущества не остается, требования остальных очередей не подлежат удовлетворению.
Такие требования считаются погашенными (т. е. соответствующие им обязанности ликвидируемого юридического лица прекращаются). При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов одной очереди оно распределяется между кредиторами этой очереди пропорционально суммам их требований.
Если после удовлетворения всех заявленных кредиторами требований у юридического лица остается какое-либо имущество (так называемый ликвидационный остаток), оно по общему правилу передается его участникам.
7. Внесение записи в единый государственный реестр юридических лиц.
После завершения процесса ликвидации регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о ликвидации юридического лица. С этого момента ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свое существование.
Банкротство юридического лица
Процесс ликвидации юридических лиц, включая предпринимательские организации, далеко не всегда проходит гладко. Дело в том, что периодически возникают такие ситуации, в которых предприниматель, не имея достаточных денежных средств и иного имущества, не может исполнить всех взятых на себя
обязательств перед своими контрагентами и (или) бюджетом (внебюд- жетными фондами). Такая ситуация может возникнуть по различным причинам: у предпринимателя отсутствует опыт или он не способен вести бизнес; происходят колебания спроса и предложения на производимые товары; партнеры хозяйствующего субъекта действуют недобросовестно (в их числе может быть и государство, не оплачивающее поставленные товары по причине отсутствия денег в бюджете) и др.
В подобных случаях между кредиторами и ликвидационной комиссией может возникнуть конфликт: некоторые из кредиторов будут опасаться, что другие получат все долги, а им из-за нехватки имущества должника не достанется ничего. Во избежание описанных выше последствий необходимо поставить хозяйственную деятельность несостоятельного должника, в том числе связанную с погашением им своей задолженности, под строгий контроль. Этой цели и служит институт несостоятельности (банкротства).
Все существующие в различных странах мира системы несос- тоятельности (банкротства) можно условно разделить на пять видов: прокредиторская; радикально прокредиторская; нейтральная; продолжниковская; радикально продолжниковская.
Отнесение существующей в государстве системы к тому или иному виду зависит от того, чьи интересы — кредитора или должника — эта система защищает в первую очередь. Известно, что во
Франции и в США действует продолжниковская система банкротства, в
Европе (кроме Франции) с давних времен применяется прокредиторская система. Что же касается современной российской системы банкротства, то ее можно определить как нейтральную.


Несостоятельностью
(банкротством) называется признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам и
(или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.
В законодательстве определены признаки банкротства юридического лица. Юридическое лицо считается банкротом, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом имеют право должник, его кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы.
Приняв заявление о банкротстве, арбитражный суд назначает судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику, по результатам которого, в случае признания этих требований обоснованными и соответствующими названным выше формальным условиям подачи заявления о банкротстве, вводит процедуру наблюдения.
Наблюдение — это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
С этого момента приостанавливаются производство и исполнение по всем делам, связанным с обращением взыскания на имущество должника, а любые имущественные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке. Цель этих мер — сохранение имущества должника для соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов. Поэтому в период наблюдения органы управления должника не вправе совершать большинство сделок без согласия временного управляющего, а также не могут принимать
решения о реорганизации или ликвидации должника, его участии в иных юридических Лицах, выплате дивидендов и размещении эмиссионных ценных бумаг, так как это может ущемить интересы кредиторов. Для соблюдения этого порядка в государственный реестр юридических лиц должна вноситься соответствующая запись. Временным управляющим в этот период проводится анализ финансового состояния должника и устанавливается размер требований всех его кредиторов. Последние на своем общем собрании принимают решение либо о применении к должнику предупредительных мер, либо об обращении в суд с ходатайством о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.
Конкурсное производство — это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство открывается с момента судебного признания должника банкротом. Оно относится к ликвидационным процедурам, влекущим прекращение деятельности юридического лица — банкрота, и осуществляется назначенным судом конкурсным управляющим в срок, как правило, не более года. С этого же момента считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника и одновременно прекращается начисление пени (неустоек) и процентов по всем видам его задолженности.
Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдельными кредиторами и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет).
Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему (а полномочия органов управления и собственника имущества должника соответственно прекращаются). Конкурсный управляющий вправе требовать признания недействительными совершенных должником сделок, расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц,

а также принимать иные меры по поиску, выявлению и возврату находящегося у них имущества должника. Затем конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку выявленного имущества должника, которое предназначено для удовлетворения требований кредиторов (конкурсной массы). Имущество, составляющее конкурсную массу, продается управляющим с согласия кредиторов по общему правилу на открытых
(публичных) торгах. Из вырученных от продажи сумм производятся расчеты с кредиторами в соответствии с очередностью их требований и в порядке, установленном законом для ликвидации юридических лиц. Вне очереди покрываются судебные расходы и вознаграждения управляющим при банкротстве, а также требования, возникшие в периоды наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства (в том числе текущие коммунальные и эксплуатационные платежи). Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника, считаются погашенными.
Действия конкурсного управляющего контролируются кредиторами и арбитражным судом. По завершении расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет суду отчет, после рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Это определение является основанием для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации юридического лица—должника. С момента внесения такой записи в данный реестр конкурсное производство считается завершенным, а юридическое лицо
— ликвидированным.
Организационно-правовые формы юридических лиц
В зависимости от организационно-правовой формы выделяют сле- дующие виды юридических лиц: хозяйственные товарищества; хозяйственные общества; производственные кооперативы;
унитарные предприятия; потребительские кооперативы; фонды; учреждения; общественные и религиозные организации (объединения); объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Рассмотрим перечисленные организационно-правовые формы юридических лиц подробнее.
Хозяйственные товарищества
Хозяйственные товарищества бывают двух видов: полные и то- варищества на вере (коммандитные).
Полное хозяйственное товарищество характеризуется тем, что все его участники (полные товарищи) могут заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, не только тем, что каждый из них передал в складочный капитал товарищества, но и личным имуществом.
Поэтому лицо может быть участником только одного полного товарищества: у него ведь не остается имущества для обеспечения обязательств другого пол- ного товарищества.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) объединяет две группы участников — полные товарищи и вкладчики (коммандитисты). Их правовое положение различно. Полные товарищи управляют всеми делами товарищества, но они и несут неограниченную ответственность по его обязательствам. Вкладчики же практически не участвуют в управлении, однако и риск их ограничен размерами их вкладов в капитал товарищества.
Товарищество на вере возникло как видоизмененная форма полного то- варищества, позволяющая товарищам привлекать средства со стороны на менее рискованных условиях, чем по договору займа. Для вкладчиков же она оказалась привлекательна возможностью получать доходы от