ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
____________________________________________________________
(институт)
______________________________ 37.03.01 Психология ______________________________
(наименование направления)
КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Экспериментальная психология»
на тему: «14.Исследование интернет-зависимости подростков»
Студент | Ульяна Сергеевна Мелешко | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХбд-1901б | |
| | |
Преподаватель | Артем Сергеевич Абушик | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Оглавление
Введение…………………………………………….,…………………………….3
Глава 1. Теоретический аспект изучения интернет зависимости подростков..6
1.1 Понятия и критерии Интернет зависимости подростков……………6
1.2 Исследования Интернет зависимости подростков……………….......8
1.3 Причины и последствия Интернет зависимости подростков……....12
Глава 2. Эмпирическое исследование интернет зависимости подростков ….19
2.1 Организация и методы исследования……………………………..…19
2.2 Анализ результатов исследования………………………….………..20
2.3 Интерпретация полученных данных………………………………....29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...33
ПриложениеА …………………………………………………………….…36
Приложение Б……………………………………………………………………37
Введение
Последние десятилетия наша жизнь все больше переплетается с новыми технологиями и цифровыми возможностями, в особенности, связанные с онлайн миром. Уже сложно представить себе день обычного человека, в котором не будет интернета и гаджетов. Современный человек, 70% своего времени проводит в интернете: работает, учится, читает книги и смотрит фильмы, общается, решает бытовые вопросы. Но есть и обратная сторона развития прогресса в этой области, в частности, с психологической точки зрения. Частое пребывание и злоупотребление интернетом, может негативно сказаться на реальной человеческой жизни. Например, частое общение в виртуальном мире может привести к отсутствию личной жизни в реальности, злоупотребление компьютерными играми – к зависимости, потери контроля над временем, и в следствии, к многочисленным проблемам в жизни.
Растущее количество пользователей в интернете и любителей компьютерных игр, ставит перед обществом новые вызовы и проблемы, среди которых особенна актуальна проблема интернет-зависимости именно у подростков. Дети, в современном мире, слишком рано познают прелести гаджетов, и все чаще подвергаются зависимости от них. Это оказывает негативное влияние на психологическую и социальную сферы жизни у ребенка. Важной задачей для сотрудников здравоохранения и других специалистов, является разработка решений и методик, по преодолению этой проблемы, однако, Интернет-зависимость еще не изучена на должном уровне, и требует внимательного научного исследования.
Цель настоящей работы заключается в проведении исследования Интернет-зависимости в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
-
Рассмотреть Понятия и критерии Интернет зависимости подростков; -
Изучить особенности интернет зависимости у подростков; -
Проанализировать причины и последствия Интернет зависимости подростков; -
Выполнить эмпирическое исследование интернет зависимости подростков; -
Описать структуру организация и методы исследования; -
Описать анализ результатов исследования.
Данная тема исследования является создание фундамента для разработки профилактических мероприятий и терапевтических программ, чтобы помочь подросткам, страдающим от этого расстройства, обустроить их жизнь и подтолкнуть их к более здоровому и эмоционально-устойчивому образу жизни.
Методы исследования: -
теоретический анализ профильной литературы по теме исследования; -
психодиагностические методы: тест Кимберли-Янг на Интернет-зависимость; -
психологический метод: опросник по выявлению зависимости у подростков. -
методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Объект исследования: интернет зависимость детей.
Предмет исследования: дети подросткового возраста с интернет зависимостью.
Гипотеза исследования: Интернет-зависимость провоцирует негативное изменение личности ребенка, в подростковом возрасте, так как именно в этот период, происходят существенные изменения в формировании личности.
Экспериментальная база: МБОУ гимназия № 9.
Практическая значимость исследования: получившиеся результаты исследования, могут быть использованы в деятельности психолога, при выполнении практических задач, а также в деятельности педагога-психолога, при работе с детьми, и в воспитательном процессе родителями подростков.
Структура курсовой работы: данное исследование состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка используемой литературы (наименований) и двух приложений. Работа выполнена не 46 страницах.
Глава 1. Теоретический аспект изучения интернет зависимости подростков
1.1 Понятия и критерии Интернет зависимости подростков
Термин «интернет-зависимость» впервые был использован доктором Айвеном Голдбергом в 1995 году и имел свою трактовку как: неосознанно длительное пребывание в Интернете. Через год этот термин введут во всеобщий оборот и будут выделять такие симптомы этого расстройства как: отсутствие личной жизни, ущерб социальному статусу, причинение вреда физическому здоровью, стрессовое состояние и иные негативные побочные явления.
Такие симптомы могут вызвать серьезные нарушения в поведении и настрое, осложнения в личной и профессиональной жизни. Специалисты по здравоохранению и социальной работе относят интернет-зависимость к психологическим расстройствам и подчеркивают важность профилактических и лечебных мер, которые направлены на предотвращение этой болезни и ее последствий. Поэтому очень важно постоянно изучать и понимать эту проблему, чтобы своевременно обнаруживать и лечить подростков, страдающих от этого расстройства. [1, с. 189].
Опросник, разработанный Кимберли Янг, был назван «Интернет-зависимость тест (IAT)» и стал одним из первых инструментов, предназначенных для диагностики Интернет-зависимости учеными. В период с 1994 по 1998 годы психолог получила большое количество ответов на опросник и провела исследование, в результате которого было установлено, что Интернет-зависимость действительно существует и является довольно распространенной проблемой среди пользователей. Кроме того, Янг выяснила, что зависимые люди считали результаты опросника точными и достоверными. С тех пор «Интернет-зависимость тест (IAT)» получил широкое распространение в мировой практике и стал одним из наиболее популярных инструментов для оценки степени зависимости людей от Интернета.
С теоретической точки зрения, первооткрывателями проблемы Интернет-зависимости в психологии, можно считать двух специалистов: Кимберли Янга, который являлся клиническим психологом и Айвена Голдберга – психиатра. Они создали консультативно-исследовательские веб службы по данной проблеме в 1997-1999 годах. В 1998-1999 гг. К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии на эту тему. К концу 1998 года интернет-аддикция стала фактически легализованной, не как узкая клиническая сфера, но как самостоятельная область исследований и практической психологической помощи людям [2, с. 15].
Начиная с 80-х годов прошлого века в США, компьютерная зависимость, которая проявляется в пристрастии к играм или длительном онлайн пребывании за компьютером, стала предметом внимания специалистов и обычных людей. Несмотря на это, термин "компьютерная зависимость" все еще не получил широкого признания среди ученых, занимающихся психическими расстройствами. Но существует множество доказательств о возможности возникновения патологической привязанности к компьютеру, которая может приводить к негативным последствиям. Такой феномен становится все более распространенным, требуя более пристального внимания и дополнительных исследований.
Относительно недавно, в мировую медицинскую практику, был введен такой термин как « кибернетическая лудомания ». Это форма психологической зависимости, при которой люди навязчиво увлечены компьютерными играми, не смотря на то, что это увлечение пагубно влияет на многие сферы их жизни. Пристрастие к компьютерным играм, имеет много общего с зависимостью от азартных игр, и поэтому данная проблема вызывает всё большую озабоченность в мире медицины и психологии.
Новое заболевание, связанное с интернет-зависимостью, чаще всего поражает молодых людей: подростков и молодых взрослых. Несмотря на то, что это психологическое расстройство не передается как инфекция, оно распространяется по всему миру с невероятной скоростью, напоминая эпидемическое распространение. СМИ активно сообщают о преобладании агрессивного поведения подростков, которое в некоторых случаях приводит к трагическим последствиям. [3, с. 34].
На данный момент, многие специалисты в области психологии активно изучают проблематику, связанную с поведенческими формами зависимости, в том числе зависимости от компьютера. Интерес вызывает не только сама зависимость, но и множество способов, через которые люди могут уходить от реальной жизни, используя компьютеры и виртуальную реальность для изменения своего сознания. Для решения этой проблемы требуются дополнительные исследования и разработка новых методик для лечения таких форм зависимости.
-
Понятия и критерии Интернет зависимости подростков
Освещая проблематику компьютерной сферы, можно выделить три основных вида деятельности: игровую – увлечение компьютерными играми
, онлайн играми; познавательную – интерес к работе на компьютере или изучению чего-то нового (програмирование, телекоммуникации)
Рассмотрев компьютерную сферу в целом, можно выделить три основных вида компьютерной деятельности, которые могут быть как полезными, так и вредоносными в зависимости от того, как их использует пользователь. Первый вид - это познавательная компьютерная деятельность, которая связана с интересом к программированию, телекоммуникациям, и даже хакерству в некоторых случаях. Этот вид деятельности может привести к развитию навыков и умений, полезных в карьере, но также может создавать негативные последствия, если используется незаконно. Второй вид - игровая компьютерная деятельность, которая связана с увлечением компьютерными играми, включая игры в интернете. Среди подростков и молодых людей игровая зависимость может стать серьезной проблемой, которая отрицательно сказывается на здоровье и социальной жизни. Третий вид - это коммуникативная компьютерная деятельность, которая связана с увлечением сетевыми коммуникациями или киберсексуальной зависимостью. Этот вид может приводить к нарушению взаимоотношений в реальной жизни и даже к развитию психологических проблем. Каждый подход к компьютерной деятельности имеет свои положительные и отрицательные стороны. Важно научиться использовать компьютерные технологии в разумных пределах, чтобы получить максимальную пользу от них, не навредив при этом своему здоровью и общественным отношениям. [4, с.56].
Игровая зависимость может привести к пренебрежению другими видами деятельности, снижению социальной активности и утрате интереса к общению с окружающими людьми, а также способствует развитию агрессии и тревожности. Симптомами игровой зависимости могут быть постоянное желание играть, игровой марафон вплоть до нарушения сна и питания, а также снижение учебной и/или служебной производительности. Эта проблема начинает приобретать все большее значение в современном обществе с развитием компьютерной техники и распространением различных игровых платформ и онлайн-игр. [5, с. 251].
Считается, что среди всех видов компьютерных игр, наибольшую угрозу представляют именно онлайн игры. Невозоможность поставить игру на паузу, заставляет детей идти к своей цели в игре, не смотря на физическую и эмоциональную усталость. В Китае известен случай, когда девочка умерла от истощения, после непрерывной игры в течении многих дней. Этот случай шокировал мир и стал примером опасности привыкания к компьютерным играм, особенно сетевым. В связи с этим в последние годы продукты, созданные с целью предотвращения игровой зависимости у детей и подростков, получили все большее распространение. [6, с. 23].