Файл: Цель сформировать умение анализировать и обобщать сведения о формах логопедической работы с детьми дошкольного и школьного возраста составлять конспекты логопедических занятий с учетом возрастных и речевых особенностей детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1801
Скачиваний: 135
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одна кастрюля - много кастрюль;
Одна сковородка - много сковородок;
Один стакан - много стаканов;
Одна ложка - много ложек;
Одна кружка - много кружек.
III. Итог занятия
Логопед: ой ребята, посмотрите какая Федора стала весёлая, добрая. К ней вернулась вся посуда, теперь она будет её любить и ухаживать. Тётушка Федора благодарит вас за помощь и дарит вам вот такие красивые медали.
Задание 3.Составьте план-конспект индивидуального занятия для одного из этапов логопедической работы по коррекции звукопроизношения (подготовительный этап, этап постановки звука, автоматизация звука, дифференциация звуков) указанием возраста и речевых особенностей ребенка.
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения (подготовительный этап),для ребенка 6 лет с ОНР 4 степени
« В гостях у звука [Р]»
Содержание:
Коррекционно – образовательные задачи
1. Формировать правильный артикуляционный уклад для звука [Р].
2. Продолжать отрабатывать основные упражнения артикуляционной гимнастики, необходимые для постановки звука [Р].
3. Продолжать выработать длительный и сильный ротовой выдох и целенаправленную воздушную струю.
4. Закрепить представления об основных органах артикуляции и их строении.
Коррекционно-развивающие задачи
1. Развивать артикуляционную моторику, формировать точные и координированные движения органов артикуляционного аппарата в соединении с движением кистей рук.
2. Развивать фонематическое восприятие изучаемого звука.
3. Развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, ориентировку в пространстве.
4. Развивать конструктивные умения и навыки, зрительное и слуховое внимание, память, мыслительные процессы.
5. Развивать познавательный интерес к выполнению заданий и упражнений на логопедическом занятии.
Коррекционно – воспитательные задачи
1. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение сосредотачиваться, выполнять задания самостоятельно.
Оборудование: рукавичка-язычок, полоски бумаги, пузыречки, картинки-символы «Артикуляционная гимнастика», зеркало, компьютер, компьютерные игровые упражнения на флеш-картах, игровое поле и фишки, палочки для конструирования, разрезная картинка «Вертолет».
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: У тебя дома есть книги? Какая книга твоя любимая? У меня есть необычная книга. Хочешь её увидеть? Эта книга называется Лепбук. В переводе с английского языка («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка, которая состоит из множества открывающихся карманчиков. Наш Лепбук называется «В мире звуков и букв». Он расскажет нам об
удивительном мире – мире звуков! Хочешь туда отправиться? Я приглашаю тебя в путешествие в мир звуков!
Много звуков есть на свете:
шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
мы их точно знать должны
«Щ» щекочет, «Ч» чихает,
«Д» долбит, «Т» тарахтит
«П» пыхтит, а «Г» гогочет,
«Х» хохочет, «Р» рычит.
С помощью этой необычной книги мы отправимся в гости к звуку [Р]. Этот звук мы уже начали с тобой изучать на прошлом занятии. Сегодня мы будем продолжать готовиться к тому, что бы научиться правильно говорить звук [Р].
Звук Р – это песенка мотора. «РРРРРР догонишь нас не скоро, это песенка мотора».
Начнем наше путешествие. Что бы попасть на страницы книги, надо развязать шнуровку.
«Я шнуровку развяжу,
В мир волшебный попаду.
В мире звуков очень много,
Отправляемся в дорогу»
2. Основной этап
Логопед: В нашей книге много кармашков. Давай откроем желтый кармашек.
Кто это? Какие части лица у девочки ты видишь? Назови (лоб, брови, нос, щеки, губы, подбородок). А теперь посмотри на себя в зеркало и назови и покажи части своего лица. Молодец! Давай подготовим их к работе и выполним упражнения игрового самомассажа. Повторяй за мной.
Самомассаж
Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки),
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
Их вперед сгибаем (нагибание ушных раковин кпереди),
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки),
А потом уходим пальцами на щечки (пальцы перебегают на щеки).
Щечки разминаем, что бы надувались (разминаем круговыми движениями),
Губки разминаем, что бы улыбались (разминаем сначала верхнюю, затем нижнюю губу).
Как утята к утке, клювики потянем (вытягивание обеих губ вперед),
Разомнем их мягко, не задев ногтями (разминаем обе губы вместе).
Уголками губ мы щечки поднимаем (поднимаем по очереди, то правый, то левый угол рта),
А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам).
Губки пожуем мы (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот)
Шарики надуем (надувание щек с похлопыванием по ним так, что бы губы удержали воздух)
И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу).
Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит (язык под верхней губой и поколачивание по нижней губе).
Под другой губой лежит, кулачок другой стучит (язык под нижней губой и поколачивание по нижней губе).
Тянем подбородок (разминание подбородка с оттягиванием вниз) и его щипаем (пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),
А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи ладонями от нижней челюсти к ключицам)
Друг другу улыбнулись, зубки показали, под счет до пяти улыбку подержали.
Логопед: Молодец! Продолжаем изучать лицо человека. На лице есть рот. Давай рассмотрим рот. А что есть во рту? (небо, челюсти, зубы, язык). Отгадай загадку.
Всегда он в работе, когда мы говорим;
А отдыхает, когда мы молчим.
Что это? (язык). Открой красный кармашек (рукавичка-язычок). Одень ее на руку. Давай рассмотрим наш язычок. У язычка есть кончик. Посмотри, как я произношу звук [Р] и скажи, где находится мой кончик языка? (вверху, за верхними зубами). Давай выполним разминку для язычка и научим его подниматься вверх. Открой синий кармашек. Разложим на столе картинки-упражнения для язычка. Смотрим на картинки, выполняем упражнения одновременно языком и рукой. Эти упражнения мы уже выполняли, давай их повторим.
Артикуляционная гимнастика
«Блинчик»*
Открой рот. Положили широкий язык на нижнюю губу.
Язык, как блинчик положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять
Язык можно убирать.
«Чашечка»*
Открой рот. Высуни язычок. Загибай кончик и боковые края широкого языка вверх.
Чашечка широкая,
Чашечка глубокая.
В чашку чаю наливаю,
Маму с папой угощаем.
«Маляр»*
Улыбнись, открой рот и «покрась» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь от зубов до горлышка.
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
«Лошадка цокает»*
Улыбнись, открой рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкай кончиком языка.
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!
«Грибок»
Улыбнись, широко открой рот, присоси язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»).
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.