Файл: Курсовая работа защищена с оценкой Дата защиты сабитова амина нурманбетовна 29 сд321.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕСЕСТРИНСКОГО УХОДА
ЗА ПАЦИЕНТАМИ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ
2.1. Роль медицинской сестры в сестринском уходе за больными при
сахарном диабете
Важнейшим достижением диабетологии за последние тридцать лет стало повышение роли фельдшера и организация их специализации по диабетологии.
Подготовка медперсонала для оказания помощи больным сахарным диабетом имеет огромное значение; ее проводят как на специальных сертификационных циклах, так и непосредственно в диабетологических клиниках.
Круг обязанностей фельдшера, специализирующихся по уходу за больными диабетом, во многом сходен с обязанностями врача-консультанта и может быть обобщенно представлен следующим образом:
- лечение больных, консультирование их по выбору методов лечения; обучение больных методам контроля течения диабета;
- уход за госпитализированными больными;
- обучение больных и специалистов;
- участие в деятельности системы здравоохранения;
- участие в научных исследованиях, оценке качества работы коллег, разработке стандартов диагностики и лечения.
На всех этапах оказания медицинской помощи при сахарном диабете необходимо предоставлять больным информацию о его причинах, лечении, осложнениях и способствующих их развитию факторах.
Это обучение должны проводить все специалисты, работающие с больными сахарным диабетом; как индивидуально, так и в группах. Недавно заболевших всегда обучают индивидуально. Большинство диабетологических

33 клиник организуют также групповые занятия — от разовых, продолжающихся несколько часов, до недельных семинаров.
Сестринское обследование
Сестринский процесс при сахарном диабете начинается, когда врач, назначив лечение, передоверяет пациента медицинской сестре. Она обследует больного, изучит историю болезни, расспросит его, чтобы выяснить
• есть ли у него сопутствующие эндокринные или иные заболевания;
• применял ли пациент инсулин до нынешнего обследования, и если да, то какой, в каких дозах, по какой схеме; какие еще антидиабетические и прочие препараты он принимает;
• соблюдает ли он диету, умеет ли пользоваться таблицей хлебных единиц;
• есть ли у пациента глюкометр, умеет ли он им пользоваться; вводит ли он инсулин обычным инсулиновым шприцом или шприц-ручкой, насколько правильно он это делает и знает ли о возможных осложнениях;
• как долго он болеет, случались ли у него гипер- или гипогликемические комы или другие осложнения, и если да, то что их стало причиной; умеет ли он оказывать самопомощь.
Медсестра задаст вопросы о режиме дня, о физических нагрузках, привычках пациента. Если пациент – ребенок или пожилой человек, она побеседует и с его родителями или родственниками. Такой метод обследования называется субъективным, потому что полнота полученной информации во многом зависит от опытности медсестры, ее умения задавать вопросы и находить общий язык с людьми
Записи с 1 до 3 из 3 записей
ПредыдущаяСледующая


34
Вторая часть – объективное обследования, то есть физическое. Оно включает в себя:
• общий внешний осмотр. К примеру, «мешки под глазами» или другие отеки говорят о проблемах с почками или сердцем;
• осмотр кожи, с особой внимательностью – кожи стоп; осмотр слизистых оболочек – их бледность говорит об обезвоживании;
• измерение температуры тела, частоты пульса и дыхательных движений, измерение роста, веса, артериального давления.
После обследования сестринский процесс при сахарном диабете продолжается созданием особой, сестринской истории болезни. Она отличается от врачебной. Врач на основании обследования и анализов описывает «что происходит в организме», а медсестра на основе наблюдений фиксирует, какие проблемы со здоровьем возникают у больного в связи с этими нарушениями. В ее истории болезни записаны и дополнительные сведения: способен ли подопечный себя обслуживать, страдает ли неврозом, легко ли идет на контакт, склонен ли к нарушению диеты, режима, аккуратно ли выполняет предписания врача и т. д.
Составив «свою» историю болезни, медсестра видит основные проблемы конкретного больного: и те, которые уже есть, и те, которые могут возникнуть. Некоторые из них опасны, другие легко предотвратить, третьи маловероятны, но к ним нужно быть готовым. Она выявляет и факторы, которые могут вызвать осложнения: склонность к нарушению диеты, невроз и другие, и учитывает их при уходе за больГрамотный сестринский процесс при сахарном диабете невозможен без четкого плана. Поэтому медсестра вписывает в свой вариант истории болезни специальное руководство по уходу, в котором подробно перечисляются существующие и возможные проблемы и планируются ответные действия. Оно может выглядеть такным.
Выполнение предписаний врача медсестра проводит под его контролем или наблюдением. Это инсулинотерапия и выдача лекарств, в том числе для профилактики осложнений (витамины, препараты для нормализации обмена

35 веществ и др.); подготовка к лечебно-диагностическим процедурам и/или их проведение и так далее. При амбулаторном лечении – проведение анализов и регулярных контрольных осмотров.Существует три вида сестринского вмешательства. Это выполнение врачебных предписаний, собственно сестринский уход, и действия, которые проводятся совместно с врачом или после консультации с ним.
1.
Сестринский уход (независимое сестринское вмешательство) – это действия, которые медсестра осуществляет на свое усмотрение, исходя из своего опыта и на основании «сестринской» истории болезни. К ним относятся обучение навыкам самоконтроля, основам питания и контроль за тем, как пациент соблюдает режим дня, диету и предписания врача. При уходе за детьми она обязательно поговорит и с малышом, и с его родителями. Ребенку будет не так страшно в больнице, а родители узнают об особенностях детского диабета, о правильном составлении меню и навыках жизни с болезнью.
2.
Взаимозависимым называют такое сестринское вмешательство, при котором медицинская сестра делится с врачом наблюдениями за конкретным больным, и он принимает решение об изменении или дополнении лечебной тактики. Медсестра не станет сама назначать диабетику снотворные, но она скажет врачу о его проблемах со сном, и врач подберет нужный препарат.
Одна из особенностей сахарного диабета в том, что качество жизни диабетика одинаково зависит и от медицинского ухода и лечения, и от его самодисциплины. Медсестра не станет ежедневно посещать больного на дому и следить, выполняет ли он врачебные предписания! Поэтому сестринский процесс при сахарном диабете невозможен без обучения самоконтролю
Обучение приемам самоконтроля
Обучение приемам самоконтроля особенно важно для людей со вновь поставленным диагнозом. Медсестра объяснит им, почему возникает диабет, какие нарушения в организме он вызывает, каким образом медицина, диета и


36 правильный гигиенический уход могут его компенсировать и к чему приводит пренебрежение ими.
Первые специальные знания, которые получают диабетики – это обучение самоконтролю за уровнями сахара крови и сахара в моче (с помощью глюкометров и индикаторных полосок), правила расчета хлебных единиц и методика введения инсулина. Кроме умения пользоваться шприцем или шприц-ручкой, диабетик должен:
• понимать, как действует инсулин;
• знать возможные осложнения при его использовании – и общие, и в местах введения на коже;
• при необходимости уметь самостоятельно откорректировать дозу
(к примеру, он приглашен в ресторан или, наоборот, вынужден пропустить прием пищи). Потребность в инсулине может меняться при обычном ОРЗ и даже в зависимости от времени года;
• понимать, как и почему возникают неотложные состояния при диабете (гипер- и гипогликемическая кома), знать, как их не допустить и что делать, если станет плохо.
Вывод:
Однако не только людям, которые недавно узнали о своей болезни, но и диабетикам со стажем стоит время от времени пополнять и обновлять свои знания. Медицина не стоит на месте! С каждым годом она предлагает все более удобные средства контроля над диабетом – например инсулиновые помпы или инсулиновые пластыри
Большинство этих правил рекомендуют и здоровым людям. Всем вреден лишний вес и полезны размеренная жизнь и рациональное питание. Диабетик должен:
• соблюдать правила гигиены;
• соблюдать режим дня, вовремя ложиться спать. Все знают, что люди, страдающие от «недосыпа», чаще болеют, но при диабете нехватка сна или бессонница ослабляют действенность лечения;

37
• больше двигаться, а лучше – ежедневно, пусть понемногу, заниматься физкультурой;
• соблюдать диету, точно понимая, какие продукты и почему для него вредны, а какие – полезны. Диабетик должен уметь самостоятельно составлять свое меню, учитывая объем и калорийность пищи и используя таблицу хлебных единиц;
• следить за своим весом (при ожирении диабет протекает тяжелее).
Но если здоровому человеку, склонному к полноте, можно посоветовать не есть позже чем за два часа до сна, то диабетику, который применяют пролонгированный инсулин, этот совет не подходит. Ему нужно за полчаса до сна выпить стакан кефира или поесть фруктов.


38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиционными компонентами лечения сахарного диабета многие годы было принято считать диету, таблетированные сахароснижающие препараты и инсулин. В последние 20 лет получил развитие еще один полноправный компонент лечения - обучение больных. Роль медицинской сестры в организации помощи больному сахарным диабетом является очень важной, поскольку немногие хронические заболевания требуют от больного такого участия, как это необходимо при диабете. Качество и интенсивность проводимой санитарно-просветительской работы среди больных диабетом часто определяют успех или неудачи в лечении. Эта работа по санитарному просвещению проводится всеми сотрудниками медико-санитарной помощи.
Правильно организованный сестринский уход играет особую роль и имеет положительный эффект при организации лечебного процесса. Особое значение имеют новые технологии диагностики и лечения сахарного диабета, основные принципы питания, профилактика осложнений. Поэтому мы разработали профилактические беседы:
- Профилактика синдрома диабетической стопы. Уход за ногами
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1);
-
Профилактика синдрома диабетической стопы. Подбор обуви
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2);
- Физическая нагрузка при сахарном диабете (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3):
Основные проблемы пациента с сахарным диабетом мы разобрали на конкретном клиническом примере с постановкой целей, планом и протоколом сестринской деятельности.
Практические рекомендации:
При сахарном диабете необходимо строго придерживаться всех правил и требований ухода за больными испытывающими слабость (регулярное

39 измерение уровня глюкозы в крови и ведение учёта в больничном листе, наблюдение за состоянием сердечно - сосудистой и центральной нервной систем, уход за полостью рта, подача судна и мочеприёмника, своевременная смена нательного белья и т.д.) При длительном пребывании больного в постели уделяют особое внимание тщательному уходу за кожными покровами и профилактике пролежней. Вместе с тем уход за больными с заболеваниями органов эндокринной системы предполагает и выполнение целого ряда дополнительных мероприятий, связанных с повышенными жаждой и аппетитом, кожным зудом, учащённым мочеиспусканием и других симптомов.
1. Больного нужно расположить с максимальным комфортом, так как любые неудобства и беспокойство повышают потребность организма в кислороде.
Больной должен лежать на постели с возвышенным головным концом. Надо часто менять положение больного в кровати. Одежда должна быть свободной, удобной, не стесняющей дыхания и движений. В помещении, где находится больной, необходимы регулярное проветривание (4-5 раз в день), влажная уборка. Температура воздуха должна поддерживаться на уровне 18-20°C.
Рекомендуется сон на свежем воздухе.
2. Нужно следить за чистотой кожи больного: регулярно обтирать тело тёплым влажным полотенцем (температура воды - 37-38°C), затем - сухим полотенцем. Особенное внимание следует обращать на естественные складки.
Вначале обтереть спину, грудь, живот, руки, затем одеть и укутать больного, после чего протереть и укутать ноги.
3. Питание должно быть полноценным, правильно подобранным, специализированным. Пища должна быть жидкой или полужидкой. Кормить больного рекомендуется маленькими порциями, часто, из питания исключаются легко всасывающиеся углеводы (сахар, варенье, мед и др.).
После еды и питья надо обязательно прополоскать рот.
4. Следить за слизистыми оболочками ротовой полости для своевременного выявления стоматита.


40 5. Следует наблюдать за физиологическими отправлениями, соответствием диуреза выпитой жидкости. Не допускать запоров и метеоризма.
6. Регулярно выполнять назначения врача, стараясь, чтобы все процедуры и манипуляции не приносили выраженного беспокойства больному.
7. При сильном приступе надо поднять изголовье кровати, обеспечить доступ свежего воздуха, согреть ноги больному теплыми грелками (50-60°C), дать сахароснижающие и препараты инсулина. Когда приступ исчезнет, начинают давать питание в сочетании с сахарозаменителями. С 3-4_го дней заболевания при нормальной температуре тела нужно проводить отвлекающие и разгрузочные процедуры: ряд лёгких упражнений. На 2_й неделе следует начинать выполнять упражнения ЛФК, массаж грудной клетки и конечностей
(лёгкие растирания, при которых открывается только массируемая часть тела).
8. При высокой температуре тела надо раскрыть больного, при ознобе растереть кожу туловища и конечностей лёгкими движениями 40 % - ным раствором этилового спирта при помощи негрубого полотенца; если у больного жар, ту же процедуру проводят при помощи раствора столового уксуса в воде (уксус и вода - в соотношении 1: 10). К голове больного приложить пузырь со льдом или холодный компресс на 10-20 мин, процедуру надо повторить через 30 мин. Холодные компрессы можно приложить на крупные сосуды шеи, в подмышечную впадину, на локтевые и подколенные ямки. Сделать очистительную клизму с прохладной водой (14-18°C), затем - лечебную клизму с 50 % -ным раствором анальгина (1 мл раствора смешать с
2-3 ч. л. воды) или ввести свечу с анальгином.
9. Тщательно наблюдать за больным, регулярно измерять температуру тела, уровень глюкозы в крови, пульс, частоту дыханий, АД.
10. В течение всей жизни больной находится на диспансерном наблюдении
(осмотры 1 раз в год).
Необходимо отвести значимую роль медицинских сестер в разъяснении и донесении до сознания больного важности соблюдения правильного рациона питания, обучении пациента методам самоконтроля и приемам адаптации

41 проводимого лечения к конкретным условиям жизни. Активный вклад медицинской сестры считается существенно важным для оптимального лечения. Они могут не только добиться соблюдения больными схемы лечения, но также устранить барьеры и препятствия, которые могут оказаться скрытыми от врача и обеспечить участие самих больных в вопросах лечения.
Кроме того, важный вклад медицинские сестры вносят в проведение целого ряда мероприятий по организации «Школы сахарного диабета».
Следовательно, роль медицинской сестры в общем лечебном процессе сахарного диабета чрезвычайно актуальна и значима.
Эффективная профилактика сахарного диабета снижает вероятность проявления различных сопутствующих заболеваний в несколько раз.
Диабетикам, пристально следящим за своим здоровьем, необходимо уделить особое внимание мерам, которые можно предпринять для повышения эффективности профилактики.
Два типа этого заболевания различны относительно причин его возникновения. Исходя из этого, среди населения необходимо проводить
профилактику сахарного диабета в зависимости от типа. Необходимо помнить о том, что развитие этого опасного заболевания способно обернуться различными недугами и негативными последствиями, среди которых:
• заболевание зрительных органов - вплоть до слепоты;
• поражение почек - переход на гемодиализ;
• ампутации конечностей вследствие поражения сосудов и возникновения гангрены;
• сердечно-сосудистые заболевания - инфаркт, инсульт, склероз.