Файл: Методические указания и контрольные задания для студентовзаочников средних профессиональных учебных заведений для специальностей технического профиля.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства»
Метрология, стандартизация и подтверждение качества
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений для специальностей технического профиля
Серафимович 2023г.
РАССМОТРЕНА на заседании П(Ц)К общепрофессиональных, специальных дисциплин и профессиональных модулей технического и социально-экономического профиля Протокол № ___ от «___»_________ 20__ г Председатель П(Ц)К _______ А.И. Нефёдов | УТВЕРЖДЕНА Заместитель директора по учебной работе и производственному обучению Протокол № ___ от «___»_________ 20__ г ____________ Е.Г. Жидкоблинова |
«Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений для специальностей технического профиля», г. Серафимович – 34с.
Методические указания и контрольные задания составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений для специальностей технического профиля в соответствии с учебным планом программы подготовки специалистов среднего звена, утвержденным директором ГБПОУ "СТМСХ" от 30.08.2019г.
Методические указания и контрольные задания предназначены для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля – для цикла общепрофессиональных дисциплин.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства»
Разработчик: Благов Ю.А. – мастер производственного обучения ГБПОУ «СТМСХ».
Содержание
Общие методические указания | 4 |
Примерный тематический план учебной дисциплины | 7 |
Учебное задание | 9 |
Контрольная работа | 24 |
Приложение | 32 |
Список рекомендуемой литературы | 34 |
Общие методические указания
Программой дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение качества» предусмотрено изучение основных положений современного состояния, проблем и направлений совершенствования стандартизации, метрологии и подтверждение качества.
Стандартизация - основа нашей жизни. Во всех промышленно развитых странах стандартизация и сертификация являются общепризнанными составляющими хозяйственного механизма, экономики и технической политики, так как они оказывают непосредственное влияние на технический прогресс, безопасность жизни и здоровья людей, защиту окружающей среды, устранение технических барьеров в торговле.
Переход России к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий и организаций не только на внутреннем рынке, но и на внешних.
Законы РФ «О стандартизации», «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.
Введение дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» в число изучаемых дисциплин еще раз доказывает необходимость таких знаний современным специалистам.
В первой части дисциплины - «Основы стандартизации», изучаются правовые, организационные и методические основы стандартизации на национальном, региональном, международном уровнях. Основное внимание акцентируется на нововведениях в Российскую систему стандартизации, ее гармонизации с международными правилами, роли стандартизации в развитии внешнеэкономической деятельности отечественных фирм и предприятий, эффективности участия в региональных и международных организациях по стандартизации и применении международных стандартов.
Раскрывается сущность качества продукции как экономической категории и объекта управления. Подробно рассматривается система показателей качества продукции. Представлена характеристика действующего механизма управления качества продукции и рассмотрены его наиболее важные звенья и элементы. Рассматриваются проблемы стандартизации на предприятии, подходы к оценке ее экономической эффективности, применяемые формы ответственности за нарушение обязательных требований государственных стандартов.
Во второй части дисциплины - «Основы метрологии», изучаются законодательные основы метрологической деятельности, измерения как объект метрологии, роль и значение достижения единства измерений в международных научно-технических связях. Освещается деятельность метрологических организаций регионального и международного уровней. Рассматриваются средства, методы и погрешности измерений.
Стандартизация, метрология и сертификация неразрывно связаны между собой, поэтому изучение их в одной учебной дисциплине дает более полное представление о важности каждого из этих направлений деятельности и их совокупности для становления рыночной экономики в стране, развития внешнеэкономической деятельности предприятий на современной цивилизованной основе.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен иметь представление:
- о современном состоянии метрологии, стандартизации и сертификации в стране и за рубежом;
- о принципах организации деятельности в области метрологии, стандартизации и сертификации в развитых странах, международных и региональных организациях по стандартизации, международным стандартам по системам менеджмента качества на стадиях жизненного цикла в разных сферах деятельности;
- об аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации продукции, процессов и услуг;
- о метрологическом обеспечении и мониторинге на производстве;
знать:
- объекты, задачи и виды профессиональной деятельности, связанные с реализацией профессиональных функций по метрологии, стандартизации и сертификации, правовые основы, основные понятия и определения;
- метрологические службы, обеспечивающие единство измерений, государственный метрологический контроль и надзор;
- принципы построения международных и отечественных стандартов, правила пользования стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией;
- сертификацию, основные термины и определения, системы сертификации, порядок и правила сертификации;
уметь:
- пользоваться системой стандартизации основных норм взаимозаменяемости в традиционной и машинной постановках разных сфер изделия;
- пользоваться системой стандартов в целях сертификации новой продукции.
Изучение дисциплины состоит из самостоятельной работы студента, обзорных занятий, лабораторных работ, практических занятий и консультаций.
Самостоятельная работа студента-заочника над дисциплиной является основной формой учебной работы и заключается в систематическом изучении рекомендуемой учебной литературы, выполнении контрольной работы.
По всем темам программы определены формируемые представления, знания и умения, которые студент-заочник сможет приобрести, и указаны вопросы для самоконтроля.
Рекомендуется следующий порядок самостоятельного изучения дисциплины. Приступая к изучению темы, прочитать содержание программы. Ознакомиться с содержанием учебного задания и подобрать необходимую литературу. Внимательно прочитать в основной литературе материал, относящийся к изучаемой теме, а программный материал, отсутствующий в основной литературе, проработать по дополнительной литературе. Прочитанный материал кратко законспектировать. Проверить свои знания по вопросам для самоконтроля, помещенным в конце каждой темы. Выполнить контрольную работу. Студенты не допускаются к экзамену без зачтенных контрольных работ.
Если при изучении дисциплины возникнут вопросы, то рекомендуется обратиться к преподавателю для получения консультации в устной или письменной форме. Как при изучении дисциплины, так и при выполнении контрольной работы, студент должен уметь выбрать из материала учебника по данной теме самое важное, характеризующее изучаемый материал, ориентируясь на основные положения программы и вопросы для самоконтроля.
Тематический план примерной программы носит рекомендательный характер. На основании примерной программы дисциплины учебное заведение самостоятельно разрабатывает рабочую программу.
При разработке рабочей программы учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределен на учебных часов по разделам (темам), а также в перечень лабораторных н практических занятий, не нарушая логики изложения учебной дисциплины и при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников.
Рабочая программа должна рассматриваться предметной (цикловой) комиссией и утверждаться заместителем директора по учебной работе.
Примерный тематический план учебной дисциплины
Таблица 1. Наименование разделов и тем
Наименование разделов и тем | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | ||
Всего | в том числе | ||
лаб. занятия | практ. занятия | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | 2 | | |
Раздел 1. Основы стандартизации | 8 | | |
Тема 1.1. Система стандартизации | 2 | | |
Тема 1.2. Стандартизация в различных сферах | 2 | | |
Тема 1.3. Международная стандартизация | 2 | | |
Тема 1.4. Организация работ по стандартизации в Российской Федерации | 2 | | |
Раздел 2. Объекты стандартизации в отрасли | 8 | | |
Тема 2.1. Стандартизация промышленной продукции | 2 | | |
Тема 2.2. Стандартизация и качество продукции | 4 | | |
Тема 2.3. Стандартизация моделирования функциональных структур объектов отрасли | 2 | | |
Раздел 3. Система стандартизации в отрасли | 4 | | |
Тема 3.1. Государственная система стандартизации и научно-технический прогресс | 2 | | |
Тема 3.2. Методы стандартизации как процесс управления | 2 | | |
Раздел 4. Стандартизация основных норм взаимозаменяемости | 6 | | |
Тема 4.1. Общие понятия основных норм взаимозаменяемости | 2 | | |
Тема 4.2. Модель стандартизации основных норм взаимозаменяемости | 2 | | |
Тема 4.3. Стандартизация точности гладких цилиндрических соединений | 2 | | |
Раздел 5. Основы метрологии | 12 | | |
Тема 5.1. Общие сведения о метрологии | 2 | | |
Тема 5.2. Стандартизация в системе технического контроля и измерения | 2 | | |
Тема 5.3. Средства, методы и погрешность измерения | 8 | 4 | |
Раздел 6. Управление качеством продукции и стандартизация | 6 | | |
Тема 6.1. Методологические основы управления качеством | 2 | | |
Тема 6.2. Сущность управления качеством продукции | 2 | | |
Тема 6.3. Система менеджмента качества | 2 | | |
Раздел 7. Основы сертификации | 8 | | |
Тема 7.1. Сущность и проведение сертификации | 4 | | |
Тема 7.2. Международная сертификация | 2 | | |
Тема 7.3. Сертификация в различных сферах | 2 | | |
Раздел 8. Экономическое обоснование качества продукции | 6 | | |
Тема 8.1. Экономическое обоснование стандартизации | 2 | | |
Тема 8.2. Экономика качества продукции | 4 | | 2 |
Всего по дисциплине: | 60 | 4 | 2 |