Файл: Методические указания и контрольные задания для студентовзаочников средних профессиональных учебных заведений для специальностей технического профиля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства»

Метрология, стандартизация и подтверждение качества

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений для специальностей технического профиля

Серафимович 2023г.

РАССМОТРЕНА

на заседании П(Ц)К общепрофессиональных, специальных дисциплин и профессиональных модулей технического и социально-экономического профиля
Протокол № ___ от «___»_________ 20__ г
Председатель П(Ц)К _______ А.И. Нефёдов


УТВЕРЖДЕНА

Заместитель директора по учебной работе и производственному обучению
Протокол № ___ от «___»_________ 20__ г
____________ Е.Г. Жидкоблинова


«Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений для специальностей технического профиля», г. Серафимович – 34с.

Методические указания и контрольные задания составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений для специальностей технического профиля в соответствии с учебным планом программы подготовки специалистов среднего звена, утвержденным директором ГБПОУ "СТМСХ" от 30.08.2019г.

Методические указания и контрольные задания предназначены для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля – для цикла общепрофессиональных дисциплин.

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства»

Разработчик: Благов Ю.А. – мастер производственного обучения ГБПОУ «СТМСХ».

Содержание

Общие методические указания

4

Примерный тематический план учебной дисциплины

7

Учебное задание

9

Контрольная работа

24

Приложение

32

Список рекомендуемой литературы

34



Общие методические указания

Программой дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение качества» предусмотрено изучение основных положений современного состояния, проблем и направлений совершенствования стандартизации, метрологии и подтверждение качества.

Стандартизация - основа нашей жизни. Во всех промышленно развитых странах стандартизация и сертификация являются общепризнанными составляющими хозяйственного механизма, экономики и техни­ческой политики, так как они оказывают непосредственное влияние на технический прогресс, безопасность жизни и здоровья людей, защиту окружающей среды, устранение технических барьеров в торговле.

Переход России к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий и организаций не только на внутреннем рынке, но и на внешних.

Законы РФ «О стандартизации», «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства из­мерений» создали необходимую правовую базу для внесения сущест­венных новшеств организацию этих важнейших для экономики облас­тей деятельности.

Введение дисциплины «Метрология, стандартизация и сертифика­ция» в число изучаемых дисциплин еще раз доказывает необходимость таких знаний современным специалистам.

В первой части дисциплины - «Основы стандартизации», изучают­ся правовые, организационные и методические основы стандартизации на национальном, региональном, международном уровнях. Основное внимание акцентируется на нововведениях в Российскую систему стан­дартизации, ее гармонизации с международными правилами, роли стандартизации в развитии внешнеэкономической деятельности отече­ственных фирм и предприятий, эффективности участия в региональных и международных организациях по стандартизации и применении меж­дународных стандартов.

Раскрывается сущность качества продукции как экономической категории и объекта управления. Подробно рассматривается система показателей качества продукции. Представлена характеристика действующего механизма управления качества продукции и рассмотрены его наиболее важные звенья и элементы. Рассматриваются проблемы стандартизации на предприятии, подходы к оценке ее экономической эффективности, применяемые формы ответственности за нарушение обязательных требований государственных стандартов.



Во второй части дисциплины - «Основы метрологии», изучаются законодательные основы метрологической деятельности, измерения как объект метрологии, роль и значение достижения единства измерений в международных научно-технических связях. Освещается деятельность метрологических организаций регионального и международного уров­ней. Рассматриваются средства, методы и погрешности измерений.

Стандартизация, метрология и сертификация неразрывно связаны между собой, поэтому изучение их в одной учебной дисциплине дает более полное представление о важности каждого из этих направлений деятельности и их совокупности для становления рыночной экономики в стране, развития внешнеэкономической деятельности предприятий на современной цивилизованной основе.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен иметь представление:

- о современном состоянии метрологии, стандартизации и сертификации в стране и за рубежом;

- о принципах организации деятельности в области метрологии, стандартизации и сертификации в развитых странах, международных и региональных организациях по стандартизации, международным стан­дартам по системам менеджмента качества на стадиях жизненного цик­ла в разных сферах деятельности;

- об аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации продукции, процессов и услуг;

- о метрологическом обеспечении и мониторинге на производстве;

знать:

- объекты, задачи и виды профессиональной деятельности, связан­ные с реализацией профессиональных функций по метрологии, стан­дартизации и сертификации, правовые основы, основные понятия и оп­ределения;

- метрологические службы, обеспечивающие единство измерений, государственный метрологический контроль и надзор;

- принципы построения международных и отечественных стандар­тов, правила пользования стандартами, комплексами стандартов и дру­гой нормативной документацией;

- сертификацию, основные термины и определения, системы сертификации, порядок и правила сертификации;

уметь:

- пользоваться системой стандартизации основных норм взаимозаменяемости в традиционной и машинной постановках разных сфер из­делия;


- пользоваться системой стандартов в целях сертификации новой продукции.

Изучение дисциплины состоит из самостоятельной работы студен­та, обзорных занятий, лабораторных работ, практических занятий и консультаций.

Самостоятельная работа студента-заочника над дисциплиной явля­ется основной формой учебной работы и заключается в систематиче­ском изучении рекомендуемой учебной литературы, выполнении кон­трольной работы.

По всем темам программы определены формируемые представле­ния, знания и умения, которые студент-заочник сможет приобрести, и указаны вопросы для самоконтроля.

Рекомендуется следующий порядок самостоятельного изучения дисциплины. Приступая к изучению темы, прочитать содержание программы. Ознакомиться с содержанием учебного задания и подобрать необходимую литературу. Внимательно прочитать в основной литературе материал, отно­сящийся к изучаемой теме, а программный материал, отсутствующий в основной литературе, проработать по дополнительной литературе. Прочитанный материал кратко законспектировать. Проверить свои знания по вопросам для самоконтроля, поме­щенным в конце каждой темы. Выполнить контрольную работу. Студенты не допускаются к экзамену без зачтенных контрольных работ.

Если при изучении дисциплины возникнут вопросы, то рекоменду­ется обратиться к преподавателю для получения консульта­ции в устной или письменной форме. Как при изучении дисциплины, так и при выполнении контрольной работы, студент должен уметь выбрать из материала учебника по данной теме самое важное, характеризующее изучаемый материал, ориентируясь на основные положения программы и вопросы для самоконтроля.

Тематический план примерной программы носит рекомендательный характер. На основании примерной программы дисциплины учебн­ое заведение самостоятельно разрабатывает рабочую программу.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределен на учебных часов по разделам (темам), а также в перечень лабораторных н практических занятий, не нарушая логики изложения учебной дисциплины и при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников.

Рабочая программа должна рассматриваться предметной (цикло­вой) комиссией и утверждаться заместителем директора по учебной работе.


Примерный тематический план учебной дисциплины

Таблица 1. Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Всего

в том числе

лаб.

занятия

практ.

занятия

1

2

3

4

Введение

2







Раздел 1. Основы стандартизации

8







Тема 1.1. Система стандартизации

2







Тема 1.2. Стандартизация в различных сферах

2







Тема 1.3. Международная стандартизация

2







Тема 1.4. Организация работ по стандартиза­ции в Российской Федерации

2







Раздел 2. Объекты стандартизации в отрасли

8







Тема 2.1. Стандартизация промышленной продукции

2







Тема 2.2. Стандартизация и качество продукции

4







Тема 2.3. Стандартизация моделирования функциональных структур объектов отрасли

2







Раздел 3. Система стандартизации в отрасли

4







Тема 3.1. Государственная система стандарти­зации и научно-технический прогресс

2







Тема 3.2. Методы стандартизации как процесс управления

2







Раздел 4. Стандартизация основных норм взаимозаменяемости

6







Тема 4.1. Общие понятия основных норм взаимозаменяемости

2







Тема 4.2. Модель стандартизации основных норм взаимозаменяемости

2







Тема 4.3. Стандартизация точности гладких цилиндрических соединений

2







Раздел 5. Основы метрологии

12







Тема 5.1. Общие сведения о метрологии

2







Тема 5.2. Стандартизация в системе техниче­ского контроля и измерения

2







Тема 5.3. Средства, методы и погрешность измерения

8

4




Раздел 6. Управление качеством продукции и стандартизация

6







Тема 6.1. Методологические основы управле­ния качеством

2







Тема 6.2. Сущность управления качеством продукции

2







Тема 6.3. Система менеджмента качества

2







Раздел 7. Основы сертификации

8







Тема 7.1. Сущность и проведение сертифика­ции

4







Тема 7.2. Международная сертификация

2







Тема 7.3. Сертификация в различных сферах

2







Раздел 8. Экономическое обоснование качества продукции

6







Тема 8.1. Экономическое обоснование стан­дартизации

2







Тема 8.2. Экономика качества продукции

4




2

Всего по дисциплине:

60

4

2