ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2021

Просмотров: 1472

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ЕНЕРГЕТИЧНІ

   

ТА

   

ТЕПЛОТЕХНІЧНІ

   

ПРОЦЕСИ

   

Й

   

УСТАТКУВАННЯ

 

 

поиска

 

оптимального

 

решения

 

на

 

каждом

 

шаге

 

характеристики

выходящие

 

за

 

рамки

 

ограничений

визуально

 

выделяются

 

путем

 

подсветки

.  

Диалоговая

 

подсистема

 

оптимизации

являющаяся

 

фрагментом

 

Optimum

используемые

 

в

 

ней

 

численные

 

методы

 

поиска

 

оптимальных

 

решений

а

 

также

 

ее

 

функциональные

 

возможности

 

при

 

реализации

 

задач

 

оптимизации

 

и

 

идентификации

 

параметров

 

и

 

характеристик

 

энергетических

 

установок

 

достаточно

 

подробно

 

изложены

 

в

 [2–4]. 

Отличительной

 

особенностью

 

новой

 

версии

 

подсистемы

 

является

расширение

 

векторов

 

варьируемых

 

параметров

 

и

 

ограничений

 

на

 

расчетные

 

характеристики

 

с

 40 

элементов

 

до

 512, 

наличие

 

алгоритма

 

решения

 

задач

 

многокритериальной

 

идентификации

 

без

 

свертки

 

в

 

аддитивный

 

критерий

дополнительные

 

приложения

Несколько

 

подробнее

 

рассмотрим

 

«

дополнительные

 

приложения

», 

представляющие

 

мощный

 

инструмент

расширяющий

 

возможности

 

системы

Эти

 

подпрограммы

 

оформлены

 

так

 

же

 

как

 

динамически

 

компонуемые

 

библиотеки

«

Дополнительные

 

приложения

» 

включают

 

в

 

себя

– 

Подпрограмму

 

просмотра

 

текстовых

 

файлов

– 

Файлы

 

экспериментальных

 

данных

– 

Подпрограмму

 

для

 

загрузки

 

экспериментальных

 

данных

представленных

 

в

 

числовом

 

и

 (

или

графическом

 

виде

– 

Подсистему

 

построения

 

графиков

которая

 

представляет

 

собой

 

специально

 

разработанную

 

функцию

 

на

 

основе

 

параболических

 

интерполяционных

 

сплайнов

позволяющую

 

проектировщику

 

оценивать

 

результаты

полученные

 

в

 

процессе

 

оптимизации

 

и

 

идентификации

 

параметров

 

и

 

характеристик

 

создаваемого

 

объекта

– 

Подпрограмму

 

обмена

 

исходной

 

и

 

полученной

 

информации

 

с

 

базой

 

знаний

 

и

 

архивами

 

данных

– 

Подпрограмму

 

выбора

 

наилучшей

 

аппроксимирующей

 

зависимости

 

Решение

 

конкретных

 

задач

 

с

 

использованием

 

МПК

 

В

 

качестве

 

примера

 

использования

 

Optimum

рассмотрим

 

идентификацию

 

ММ

 

одной

 

из

 

модификаций

 

авиационного

 

двигателя

 

Д

-436 

ГП

  «

Ивченко

-

Прогресс

» 

в

 

широком

 

диапазоне

 

режимов

 

его

 

эксплуатации

Отличительной

 

особенностью

 

решения

 

задач

 

идентификации

 

в

 

рамках

 

комплекса

 

является

 

отсутствие

 

необходимости

 

каких

-

либо

 

преобразований

 

математической

 

модели

 

объекта

т

.

е

расчет

 

критериев

 

идентификации

параметров

 

и

 

характеристик

 

двигателя

 

ведется

 

по

 

тем

 

же

 

алгоритмам

что

 

и

 

при

 

проектировании

При

 

этом

 

обеспечивается

 

согласование

 

данных

 

эксперимента

 

с

 

расчетными

 

характеристиками

 

испытываемого

 

изделия

 

в

 

заданном

 

диапазоне

 

допустимых

 

отклонений

При

 

решении

 

задачи

 

идентификации

 

ММ

 

двигателя

 

Д

-436 

используется

 

поузловая

 

математическая

 

модель

 

термогазодинамического

 

расчета

 

второго

 

уровня

 [5], 

в

 

структуру

 

которой

 

включены

 

характеристики

 

узлов

 

двигателя

система

 

вторичных

 

потоков

  (

отборов

 

и

 

подводов

 

воздуха

 

для

 

охлаждения

  «

горячих

» 

узлов

 

и

 

для

 

регулирования

 

давлений

 

в

 

полостях

 

двигателя

), 

отборы

 

воздуха

 

и

 

мощности

 

для

 

нужд

 

летательного

 

аппарата

Задача

 

идентификации

в

 

данном

 

случае

представляет

 

собой

 

минимизацию

 

ряда

 

целевых

 

функций

 (

сведение

 

к

 

минимуму

 

расхождений

 

между

 

результатами

 

испытаний

 

изделия

 

и

 

расчета

 

по

 

ММ

 

для

 

каждого

 

из

 

критериев

 

идентификации

с

 

учетом

 

ограничений

т

.

е

по

 

сути

 

это

 

задача

 

многокритериальной

 

условной

 

оптимизации

8’2012 

20 


background image

ЕНЕРГЕТИЧНІ

   

ТА

   

ТЕПЛОТЕХНІЧНІ

   

ПРОЦЕСИ

   

Й

   

УСТАТКУВАННЯ

 

 

Для

 

корректного

 

решения

 

задачи

 

идентификации

 

необходимо

 

в

 

первую

 

очередь

 

сформировать

 

вектор

 

варьируемых

 

параметров

  (

корригирующих

 

коэффициентов

для

 

поузловой

 

ММ

 

двигателя

а

 

также

 

вектор

 

критериев

 

идентификации

В

 

качестве

 

корригирующих

 

коэффициентов

 

в

 

рассматриваемой

 

ММ

 

выбраны

 

коэффициенты

 

моделирования

  (

k

МОД

характеристик

 

узлов

 

двтгателя

 

по

 

КПД

 – 

k

η

оборотам

 – 

k

n

степени

 

сжатия

 – 

k

π

расходу

 – 

k

G

а

 

также

 

площади

 

сопел

 

наружного

 

и

 

внутреннего

 

контуров

коэффициенты

 

потерь

 

энергии

 

в

 

них

 (

всего

 32 

величины

). 

Коэффициент

 

моделирования

 – 

хар

расч

МОД

П

П

=

k

где

 

П

расч

 – 

значение

 

параметра

заданное

 

в

 

исходных

 

данных

П

хар

 – 

значение

 

параметра

используемое

 

в

 

расчетах

.   

В

 

качестве

 

контролируемых

 

параметров

 

и

 

характеристик

 

выбраны

расход

 

топлива

идеальная

 

тяга

 

двигателя

давление

 

и

 

температура

 

за

 

компрессором

 

высокого

 

давления

суммарный

 

расход

 

воздуха

 

и

 

расход

 

воздуха

 

во

 

внутреннем

 

контуре

температура

 

газов

 

перед

 

турбиной

частоты

 

вращения

 

роторов

 (

всего

 15 

величин

). 

Целевые

 

функции

  (

критерии

 

идентификации

представлены

 

величинами

 

перечисленных

 

выше

 

контролируемых

 

параметров

определяемых

 

по

 

ММ

диапазон

 

изменения

 

которых

 

устанавливается

 

по

 

результатам

 

прямых

 

измерений

 

параметров

 

потока

 

по

 

тракту

 

двигателя

полученных

 

при

 

стендовых

 

или

 

летных

 

испытаниях

Заданный

 

диапазон

 

отклонений

 

результатов

 

расчета

 

от

 

экспериментальных

 

данных

 

составляет

  (0,5–1) %. 

±

Экспериментальными

 

данными

 

для

   

идентификации

 

параметров

 

ММ

 

являются

 

стендовые

 

земные

 

дроссельные

 

характеристики

 

двигателя

а

 

также

 

характеристики

 

двигателя

 

в

 

условиях

 

полета

определенные

 

в

 

термобарокамере

  (

ТБК

и

 

на

 

летающей

 

лаборатории

Параметром

 

регулирования

 

для

 

получения

 

дроссельной

 

характеристики

 

в

 

проведенных

 

испытаниях

 

была

 

выбрана

 

суммарная

 

степень

 

сжатия

 

однако

в

 

случае

 

необходимости

возможен

 

переход

 

к

 

другим

 

параметрам

 

регулирования

например

 – 

приведенному

 

числу

 

оборотов

Σ

π

K

На

 

первом

 

этапе

по

 

математической

 

модели

 

двигателя

по

 

заданным

 

исходным

 

данным

  (

в

 

соответствии

 

с

 

выбранным

 

режимом

 

работы

и

 

начальному

 

значению

 

вектора

 

варьируемых

 

параметров

 

определялись

 

значения

 

контролируемых

 

величин

 

(

критериев

 

идентификации

). 

В

 

свою

 

очередь

из

 

экспериментальных

 

характеристик

 

были

 

выбраны

 

значения

 

аналогичных

 

параметров

 

на

 

том

 

же

 

режиме

.  

Далее

в

 

соответствии

 

с

 

заданным

 

в

 

процентном

 

отношении

 

допустимым

 

отклонением

 

результатов

 

расчета

 

от

 

экспериментальных

 

данных

в

 

автоматизированном

 

режиме

 

устанавливался

 

диапазон

 

реальных

 

отклонений

 

критериев

 

идентификации

а

 

также

 

был

 

задан

 

диапазон

 

изменения

 

для

 

группы

 

варьируемых

 

параметров

.  

В

 

каждой

 

выбранной

 

точке

 

базовой

 

дроссельной

 

характеристики

 

двигателя

вариацией

 

перечисленных

 

выше

 

корригирующих

 

коэффициентов

с

 

использованием

 

методов

 

многокритериальной

 

оптимизации

 

определялись

 

значения

 

критериев

 

идентификации

и

 

полученные

 

результаты

 

заносились

 

в

 

архивы

 

МПК

Следует

 

подчеркнуть

что

 

поиск

 

наилучшего

 

варианта

 

проводился

 

без

 

свертки

 

в

 

аддитивный

 

критерий

Поскольку

 

идентификация

 

поузловой

 

математической

 

модели

 

двигателя

 

проводилась

 

для

 

каждой

 

экспериментальной

 

точки

в

 

результате

 

был

 

получен

 

ряд

 

адекватных

 

ММ

 

для

 

конкретных

 

точек

 

дроссельной

 

характеристики

8’2012 

21


background image

ЕНЕРГЕТИЧНІ

   

ТА

   

ТЕПЛОТЕХНІЧНІ

   

ПРОЦЕСИ

   

Й

   

УСТАТКУВАННЯ

 

 

Зависимости

 

корригирующих

 

коэффициентов

 

от

 

параметра

 

регулирования

 

в

 

числовом

 

виде

 

записывались

 

в

 

архивы

 

МПК

С

 

использование

 

подсистемы

 

построения

 

графиков

эта

 

информация

 

была

 

визуализирована

 

и

 

также

 

сохранялась

 

в

 

архивах

Учитывая

что

 

основной

 

целью

 

идентификации

 

является

 

создание

 

адекватной

 

математической

 

модели

позволяющей

 

получать

 

информацию

 

во

 

всем

 

диапазоне

 

режимов

 

работы

 

двигателя

далее

 

необходимо

 

скорректировать

 

ММ

дополнив

 

ее

 

аналитическими

 

зависимостями

 

для

 

всех

 

варьируемых

 

параметров

Для

 

этого

 

полученные

 

в

 

числовом

 

и

 

графическом

 

виде

 

изменения

 

каждого

 

из

 

корригирующих

 

коэффициентов

 

от

 

параметра

 

регулирования

  (

по

 

дроссельной

 

характеристике

 

на

 

земле

 

и

 

в

 

различных

 

условиях

 

полета

могут

 

быть

 

аппроксимированы

 

с

 

помощью

имеющейся

 

в

 

МПК

программы

 

выбора

 

наилучшей

 

аппроксимирующей

 

зависимости

 

из

 36 

принятых

 

к

 

рассмотрению

 

уравнений

Коэффициенты

 

регрессии

 

этих

 

зависимостей

 

определяются

 

методом

 

наименьших

 

квадратов

Все

 36 

уравнений

 

аппроксимации

 

ранжируются

 

по

 

величине

 

коэффициента

 

детерминации

являющегося

 

одним

 

из

 

критериев

 

качества

 

аппроксимации

 [2]. 

Для

 

каждого

 

из

 

режимов

 

работы

 

двигателя

 

рассмотрены

 

несколько

 

вариантов

 

решения

 

задачи

 

идентификации

 

из

 

разных

 

начальных

 

точек

Анализ

 

результатов

 

идентификации

 

позволил

 

уточнить

 

диапазоны

 

изменения

 

варьируемых

 

параметров

 

и

 

в

 

итеративном

 

процессе

 

получить

 

наборы

 

корригирующих

 

коэффициентов

 

с

 

плавным

 

их

 

распределением

позволяющим

 

выполнить

 

аппроксимацию

 

аналитическими

 

зависимостями

 

с

 

более

 

высоким

 

коэффициентом

 

детерминации

а

следовательно

обеспечить

 

более

 

достоверную

 

информацию

 

в

 

промежуточных

 

точках

Далее

 

выбранные

 

зависимости

 

по

 

каждому

 

из

 

корригирующих

 

коэффициентов

 

(

варьируемых

 

параметров

заносятся

 

в

 

ММ

Ниже

в

 

качестве

 

примера

приведены

 

графики

 

изменения

 

коэффициентов

 

моделирования

 

характеристик

 

отдельных

 

узлов

 

двигателя

 

по

 

π

K

Σ

отвечающие

 

результатам

 

идентификации

 

параметров

 

ММ

 

из

 

двух

 

начальных

 

точек

 

и

 

после

 

аппроксимации

 (

рис

. 2–3), 

а

 

также

 

соответствующие

 

им

 

аналитические

 

зависимости

(

)

(

)

π

=

=

K

G

x

k

k

exp

68

,

7

1

1

12

12

;   

η

π

π

=

=

K

K

k

k

1

31

,

1

93

,

0

32

k

G

0,985

0,99

0,995

1

1,005

1,01

1,015

16

17

18

19

20

21

Идент

.1

Идент

.2

Аппр

.

 

π

K

Σ

Рис

. 2. 

Изменение

 

коэффициента

 

моделирования

 

характеристики

 

компрессора

 

низкого

 

давления

 k

G

8’2012 

22 


background image

ЕНЕРГЕТИЧНІ

   

ТА

   

ТЕПЛОТЕХНІЧНІ

   

ПРОЦЕСИ

   

Й

   

УСТАТКУВАННЯ

 

 

k

η

1

1,001

1,002

1,003

1,004

1,005

1,006

1,007

1,008

16

17

18

19

20

21

Идент

.1

Идент

.2

Аппр

.

 

π

K

Σ

Рис

. 3. 

Изменение

 

коэффициента

 

моделирования

 

характеристики

 

турбины

 

вентилятора

 

k

η

 

Для

 

оценки

 

адекватности

 

скорректированной

 

ММ

 

с

 

корригирующими

 

коэффициентами

 

были

 

проведены

 

расчеты

 

термогазодинамических

 

характеристик

 

двигателя

 

Д

-436 

для

 

нескольких

 

экспериментальных

 

точек

 

наземной

 

дроссельной

 

характеристики

при

 

этом

коэффициенты

 

моделирования

 

не

 

являлись

 

варьируемыми

 

параметрами

а

 

однозначно

 

определялись

 

по

 

аналитическим

 

зависимостям

введенным

 

в

 

модель

Сопоставление

 

некоторых

 

характеристик

 

двигателя

полученных

 

экспериментальным

 

путем

с

 

результатами

 

расчета

 

по

 

идентифицированной

 

ММ

 

представлено

 

на

 

рис

. 4–5. 

Из

 

анализа

 

приведенных

 

зависимостей

 

следует

что

 

параметры

 

двигателя

найденные

 

по

 

уточненной

 

поузловой

 

математической

 

модели

 

термогазодинамического

 

расчета

 

второго

 

уровня

 

практически

 

совпадают

 

с

 

экспериментальными

 

данными

и

 

однозначно

 

не

 

выходят

 

за

 

заданный

 

диапазон

 

отклонений

 

±

 1 % 

что

 

свидетельствует

 

об

 

адекватности

 

разработанной

 

модели

Следовательно

полученная

 

адекватная

 

ММ

 

двигателя

 

Д

-436 

[

6

]

может

 

быть

 

применена

 

для

 

расчета

 

характеристик

 

и

 

анализа

 

работы

 

основных

 

узлов

 

и

 

элементов

 

в

 

системе

 

двигателя

С

 

помощью

 

Optimum

 

совместно

 

с

 

ГП

  «

Ивченко

-

Прогресс

» 

по

 

результатам

 

идентификации

 

была

 

разработана

 

ММ

 

двигателя

 

АИ

-25

ТЛ

 

[

4

]

описывающая

 

его

 

характеристики

 

во

 

всем

 

диапазоне

 

режимов

 

работы

 

и

 

условий

 

эксплуатации

 

самолета

Проведенные

 

по

 

ней

 

численные

 

исследования

 

показали

 

возможность

 

увеличения

 

ресурса

 

без

 

превышения

 

максимально

-

допустимых

 

значений

 

температуры

 

газа

 

и

 

частот

 

вращения

 

роторов

Последующие

 

стендовые

 

и

 

летные

 

испытания

 

полностью

 

подтвердили

 

расчетные

 

характеристики

 

двигателя

а

следовательно

и

 

адекватность

 

полученной

 

ММ

В

 

условиях

 

высоты

 

Н

 = 0 

м

 

и

 

М

п

 =0  

тяга

 

увеличена

 

на

 7,5 %; 

при

 

Н

 = 0 

м

М

п

 = 0,6; 

t

н

 = +30 

о

С

 

тяга

 

увеличена

 

на

 13,6 %. 

 

8’2012 

23


background image

ЕНЕРГЕТИЧНІ

   

ТА

   

ТЕПЛОТЕХНІЧНІ

   

ПРОЦЕСИ

   

Й

   

УСТАТКУВАННЯ

 

 

 

 

Рис

. 4. 

Идеальная

 

тяга

 

 

 

 

Рис

. 5. 

Расход

 

топлива

 

 

С

 

помощью

 

Optimum 

по

 

результатам

 

эксперимента

 

была

 

также

 

проведена

 

идентификация

 

параметров

 

математической

 

модели

 

истечения

 

влажного

 

пара

 

при

 

неравновесной

 

конденсации

Универсальность

 

системы

 

обеспечила

 

успешное

 

ее

 

применение

 

при

 

оптимизации

 

параметрических

 

и

 

дроссельных

 

характеристик

 

создаваемых

 

перспективных

 

двигателей

 

с

 

целью

 

достижения

 

максимальной

 

тяги

 

при

 

минимальном

 

весе

 

самолета

 

и

 

расходе

 

топлива

при

 

выполнении

 

исследований

 

по

 

оптимизации

 

характеристик

 

последней

 

ступени

 

цилиндра

 

низкого

 

давления

 (

ЦНД

с

 

учетом

 

потерь

 

в

 

выхлопном

 

патрубке

модернизации

 

ЦНД

 

паровых

 

турбин

 

К

-200-130, 

К

-300-240 

с

 

8’2012 

24