Файл: Решение задачи кроется в изучении уни версальных принципов изложенных в Торе. Тора само это слово означает наставление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
119
84
. ЗАПРЕТ НАНИМАТЬ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЕЙ
85
. ОБЯЗАННОСТЬ СУДА РАССЛЕДОВАТЬ
СВИДЕТЕЛЕЙ И ПРОВЕРЯТЬ ИСТИННОСТЬ
ИХ ПОКАЗАНИЙ
К этому закону относится и обязанность наказания лжесвидетелей.
86
. ОБЯЗАННОСТЬ СУДА ВЫНЕСТИ СМЕРТНЫЙ
ПРИГОВОР ТОМУ, КТО БЫЛ ПРИЗНАН
ВИНОВНЫМ В НАРУШЕНИИ ЗАКОНОВ
АБСОЛЮТНОГО ПРАВА
Запрещается заменять смертный приговор выку- пом, как сказано: «Не берите выкупа за душу убий- цы, грешника, который должен умереть, ибо он дол- жен быть предан смерти»
1
, или иным наказанием.
Суду надлежит исполнить повеление Торы: «Кто прольет кровь человека, человеком будет пролита кровь его»
2
, – и во всех случаях, когда Тора устанавли-
вает смертную казнь, запрещается менять ее на иной
вид наказания. Запрещено амнистировать убийцу, как сказано: «Да не пощадит его глаз твой, смой из среды твоей кровь невинного»
3
87
. ОБЯЗАННОСТЬ СУДА РАЗБИРАТЬСЯ
В МОТИВАХ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Суд обязан разобраться в мотивах и обстоятельствах преступления, дабы разделить умышленное и неу- мышленное преступление, в последнем случае пре-
1
Бемидбар, 35:31.
2
Берешит, 9:6.
3
Дварим, 19:13.
РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
120
ступник подлежит не смертной казни, а изгнанию.
Суд должен оправдать подсудимого, который был принужден совершить преступление или не может нести ответственность за свои действия, дабы не был наказан тот, на ком нет вины, как сказано: «Невин- ного и правого не умерщвляй»
1
88
. ОБЯЗАННОСТЬ СУДА РАЗБИРАТЬ
ВОПРОСЫ НАСЛЕДСТВА
Сказано: «Ибо сынам Лота отдал я Ар в наследие»
2
Согласно установленным Торой законом наследова- ния среди неевреев дети наследуют собственность отца; сыновья и дочери получают при этом равные доли наследства. Правила наследования прочих род- ственников регулируются нормами условного права, принятыми в данном обществе.
89
. ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА СОЗДАТЬ
ОРГАНЫ, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА
ПРЕТВОРЕНИЕ В ЖИЗНЬ РЕШЕНИЙ СУДА
Как сказано: «Судей и надзирателей поставь себе»
3
90
. ОБЯЗАННОСТЬ ПРИНИМАТЬ НА СЕБЯ
ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВА И ИСПОЛНЯТЬ ИХ
Создавая ту или иную форму правления и форми- руя органы власти, например, назначая царя или участвуя в выборах, народ выражает свое согласие подчиняться тому, кто придет к власти, и следовать устанавливаемым им законам. Поэтому запрещает-
1
Шмот, 23:7.
2
Дварим, 2:9.
3
Дварим, 16:18.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
121
ся уклоняться от уплаты установленных властью на- логов или от исполнения иных имущественных за- конов. Все граждане государства обязаны исполнять законы и основанные на них судебные приговоры.
Однако эта обязанность имеет силу лишь в том слу- чае, если в стране существует равноправие, и законы одинаковы для всех ее жителей (если же налоги взы- скиваются лишь с определенных групп населения, это является узаконенным грабежом).
К этому закону относится и предоставляемое орга- нам исполнительной власти право устанавливать чрезвычайное положение и принимать временные законы, позволяющие ликвидировать лиц, представ- ляющих особую угрозу для общества, которых нет возможности отдать под суд.
При этом власти обязаны вводить подобающие зако- ны, соответствующие заповеди установления пра- восудия (как разъяснено в законе 64) и отвечающие интересам всех слоев населения, позволяющие ор- ганизовать все сферы общественной жизни. Власти не имеют права отменить одну из семи общечелове- ческих заповедей или даже один из вытекающих из них законов. Если же такое решение будет принято, жителям страны запрещено им подчиняться.
Глава 12
ПРОЖИВАНИЕ
В СТРАНЕ ИЗРАИЛЯ –
СТАТУС ЖИТЕЛЯ-НЕЕВРЕЯ
Страна Израиля отличается от всех прочих земель своей святостью. Творец даровал ее народу Израиля, дабы ее жители в полной мере соблюдали заповеди
Торы. Когда власть в стране Израиля будет основа- на на законах Торы, право неевреев на проживание в стране будет обусловлено соблюдением семи обще- человеческих заповедей, согласно букве закона, как заповедал Всевышний Моше. Нееврей, принявший на себя соблюдение семи общечеловеческих запове- дей и желающий жить в стране Израиля, именует- ся «жителем-переселенцем» («гер тошав»). Он может жить в любом месте страны Израиля за исключением святого города Иерусалима. Неевреи не могут про- живать в Иерусалиме постоянно, но им разрешается приезжать в город по делам, работать там, а также совершать паломничество. Для того чтобы получить статус, дающий право на постоянное проживание в стране Израиля, нееврей должен подтвердить свое намерение соблюдать все общечеловеческие запове- ди, как они были дарованы Моше на горе Синай, пе- ред судом.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
123
Следует отметить, что еврейские суды получат пра- во предоставлять статус «жителя-переселенца» лишь тогда, когда вновь станут отмечать «юбилейные годы» – иными словами, после того, как на земле
Израиля будет восстановлено соблюдение всего ком- плекса законов Торы. Поэтому этот статус не может быть полноценно предоставлен в наше время.
Евреям заповедано заботиться о таких жителях и спасать их в час беды, как сказано: «Поддержи его, чужеземец ли он, или житель, и будет он жить с то- бою»
1
. Надо изыскать ему средства пропитания и по- могать во всем, дабы он мог достойно жить в стране и зарабатывать себе на хлеб. Если же он нуждается в материальной помощи, заповедано поддержать его.
По мнению Маймонида, возложенная на евреев за- поведь прийти на помощь нееврею, соблюдающему семь общечеловеческих законов, действительна и в наше время, несмотря на отсутствие полноценно- го формального статуса. Эта заповедь действует не только в стране Израиля, но и во всех странах.
1
Ваикра, 25:35.
Глава 13
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
МЕССИАНСКАЯ
ЭПОХА
В будущем во главе еврейского народа встанет маши- ах (мессия), который выведет народ из изгнания, со- берет еврейскую диаспору в стране Израиля и возве- дет Храм на том месте, где он когда-то стоял, согласно всем законам и правилам. При этом основная роль машиаха состоит в том, чтобы в полной мере восста- новить действие всего комплекса законов Торы, дабы вера в Бога и желание исполнять Его волю, на практи- ке сопровождались соблюдением Его заповедей.
Действия машиаха окажут влияние на весь мир и приведут к нравственному совершенствованию че- ловечества. В мессианскую эпоху каждый призна- ет власть единого Бога, существующие до сих пор остатки языческих верований исчезнут. Каждый по- стигнет истину монотеизма и поймет, что вся власть у Всевышнего, и цель всего живущего – постигать
Его, и, по мере сил, приближаться к Нему.
Машиах будет наделен особым даром, ниспосланным
Ему Всевышним, который поможет ему повлиять на человечество и убедить всех в своей правоте, как ска-
ЭПОХА
В будущем во главе еврейского народа встанет маши- ах (мессия), который выведет народ из изгнания, со- берет еврейскую диаспору в стране Израиля и возве- дет Храм на том месте, где он когда-то стоял, согласно всем законам и правилам. При этом основная роль машиаха состоит в том, чтобы в полной мере восста- новить действие всего комплекса законов Торы, дабы вера в Бога и желание исполнять Его волю, на практи- ке сопровождались соблюдением Его заповедей.
Действия машиаха окажут влияние на весь мир и приведут к нравственному совершенствованию че- ловечества. В мессианскую эпоху каждый призна- ет власть единого Бога, существующие до сих пор остатки языческих верований исчезнут. Каждый по- стигнет истину монотеизма и поймет, что вся власть у Всевышнего, и цель всего живущего – постигать
Его, и, по мере сил, приближаться к Нему.
Машиах будет наделен особым даром, ниспосланным
Ему Всевышним, который поможет ему повлиять на человечество и убедить всех в своей правоте, как ска-
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
125
зано: «И выйдет отросток из ствола Ишая (Иессея) и принесет плоды побег, что от корней его. И снизой- дет на него дух Господа, дух премудрости и разума, дух света и силы, дух знания Господа и благоговения пред Ним. И исполнит Он его духом благоговения пред Господом, и не по взгляду очей своих будет он судить, и не по слуху ушей своих будет решать дела.
Но по правде будет судить он бедных и решать спра- ведливо дела кротких жителей страны. И бить будет страну бичом речей своих и духом уст своих умерт- вит нечестивого. И справедливость будет препояса- ньем чресл его, и вера – поясом на бедрах его… И бу- дет в тот день: к корню Ишая, что станет знаменьем для народов, к нему обратятся народы, и покой его будет славою»
1
. И сказано также о мессианской эпохе:
«Тогда изменю Я язык народов и сделаю его чистым, дабы все призывали имя Господа»
2
. Иными словами, все народы признают единство Господа и к Нему Од- ному будут обращать свои молитвы.
В мессианскую эпоху все народы будут совершать па- ломничество в Иерусалим, дабы поклониться Богу в
Храме и учиться у машиаха путям служения Госпо- ду, как сказано: «И будет в конце дней, утвердится гора дома Господня как вершина гор и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пой- дут многие народы, и скажут: «Взойдем на гору Го- сподню, в дом Бога Яакова, дабы Он научил нас путям
Своим, и чтобы пошли мы стезями Его». Ибо из Сио- на выйдет Тора, и слово Господне – из Иерусалима. И рассудит он (машиах) народы, и даст поучение мно- гим племенам, и перекуют они мечи свои на орала, и
1
Йешаяѓу, 11:1-10.
2
Цфания (Софония) 3:9.
РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
126
копья – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будет более учиться воевать»
1
Пророки отмечают, что мессия будет обладать про- роческим даром и сможет творить знамения, чтобы подтвердить истинность своих слов, но целью его действий будет не совершение чудес, а раскрытие истины, дабы все человечество пришло к познанию
Бога и полному соблюдению Его воли.
Пророчества о появлении избавителя, который преоб- разует весь мир, и о мессианской эпохе содержатся и в Пятикнижии. Сказано: «Тогда возвратит Господь, Бог твой, пленников твоих и смилостивится над тобою, и вновь соберет тебя из всех народов, среди которых рас- сеял тебя Господь, Бог твой. Если будут изгнанники твои у края неба, и оттуда соберет тебя Господь, Бог твой, и оттуда возьмет тебя. И приведет тебя Господь,
Бог твой в страну, которой владели отцы твои, и обла- годетельствует Он тебя, и размножит более отцов тво- их»
2
. Этот текст однозначно утверждает, что настанет эпоха, когда еврейский народ соберется на своей зем- ле, о чем свидетельствуют и слова пророков. О насту- плении мессианской эпохи пророчествовал и Бильам
(Валаам): «Вижу его, но не ныне. Смотрю на него, но издали. Взойдет звезда от Яакова, и встанет скипетр от Израиля, и сокрушит пределы Моава, и разгромит всех сынов Шета
3
. И будет Эдом подвластен…»
4 1
Йешаяѓу, 2:2-5.
2
Дварим, 30:3-5.
3
Здесь речь идет о мессии, о котором сказано: «Вот придет к тебе царь твой, праведник, спасенный… И истреблен будет лук во- инский, и будет он говорить мирно с народами, и власть его от моря и до моря, от реки и до конца земли» (Зехария, 9:9-10).
4
Бемидбар, 24:17-18.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
127
«Мудрецы и пророки жаждали наступления мес- сианской эпохи не для того, чтобы властвовать над миром или подчинить себе язычников, не ради того, чтобы им поклонились народы, и не с тем, чтобы без- заботно проводить время в пирах и веселье, но для того, чтобы они смогли всецело отдаться изучению
Торы и ее премудрости. Тогда ничто не помешает их занятиям, и они удостоятся жизни в мире грядущем.
В то время не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни конкуренции. Все материальные блага будут в изобилии, а яства доступны как прах земной. И весь мир будет стремиться лишь к одному – к познанию
Господа. Поэтому станут тогда евреи великими му- дрецами, откроются им сокровенные тайны, и смо- гут они постичь Творца, насколько это в человече- ских силах, как сказано: «Не будут совершать зла и не будут делать вреда на всей святой горе Моей, ибо наполнится земля познанием Господа, как полно море водами»
1 1
Йешаяѓу, 11:9. См. завершение Мишне Тора – Илхот мелахим,
12:4-5.