Файл: Решение задачи кроется в изучении уни версальных принципов изложенных в Торе. Тора само это слово означает наставление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
110
уж, разумеется, никак не содействовать тому, чтобы они жили вместе с нами. Сказано: «Не заключай сою- за ни с ними, ни с богами их. Да не живут они в зем- ле твоей, а то введут тебя в грех против Меня, если служить будешь богам их, ибо станет это для тебя западнею»
1
. Писание остерегает нас не соглашаться на осуществление языческих обычаев, чтобы и мы не последовали дурному примеру.
Таким образом, человеку следует избегать тех кон- тактов, которые могут дурно повлиять на него само- го или на его семью и близких.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

70
. ОБЯЗАННОСТЬ СЛЕДОВАТЬ ВЕЛЕНИЯМ
РАЗУМА И ЗДРАВОГО СМЫСЛА
К числу таких велений относится обязанность почи-
тать родителей и уважать пожилых людей, и сказано:
«Пред сединой вставай и уважай старца»
2
. Следует также оказывать уважение судьям. За привычкой вы- казывать уважение людям, и особенно тем, кто этого достоин, стоит множество похвальных качеств, на- пример, чувство благодарности. Кроме этого, оказание почета тому, кто этого заслуживает, имеет большое воспитательное значение: это может стать образцом для других и оказать на них положительное влияние.
Само собой разумеется, не следует проявлять уваже- ние по отношению к злодеям, чтобы другие люди не вздумали их почитать и следовать дурному примеру.
О важности уважения родителей сказано в Торе: «По- читай отца твоего и мать твою, дабы продлились дни
1
Шмот, 23:32-33.
2
Ваикра, 19:32.

СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
111
твои»
1
. И сказано также: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего… Я – Господь»
2
. Таким образом, видно, что почитание родителей продлевает жизнь человека, а страх перед ними, в каком-то смысле, приравнивается к страху перед Всевышним.
Что считается страхом перед отцом и матерью? Не
прекословить, не задевать их достоинства, не сидеть на
их месте.
Что считается почитанием отца и матери? Вставать
перед ними, стараться делать все, что служит их чести.
71
. НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ
ИСПОЛНЯТЬ ПРЕДПИСАНИЕ ТОРЫ:
«ПО ПРАВДЕ СУДИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО»
3
Мудрецы объясняют, что этот стих обращен не толь- ко к судье, но к каждому из нас: все мы должны по справедливости относиться к ближним, стремиться их оправдать, приписывать им хорошие намерения, видеть их положительные черты. Помимо этого, из приведенного выше стиха следует, что надлежит стремиться к достижению компромисса между тя- жущимися сторонами, так что порой и самому судье следует предложить компромиссное решение. Ком- промисс хорош тем, что основан на согласии, а мир и согласие предпочтительны всегда!
Разум и чувство нравственного долга обязывают каждого порядочного человека стремиться к уста-
1
Шмот, 20:12.
2
Ваикра, 19:3.
3
Ваикра, 19:5.

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
112
новлению мира между людьми, ибо мир служит ос- воению мироздания.
72
. ОБЯЗАННОСТЬ ОБЩЕСТВА СОЗДАТЬ
ПОДОБАЮЩУЮ СУДЕБНУЮ СИСТЕМУ И
НАЗНАЧИТЬ ПОДХОДЯЩИХ СУДЕЙ
Запрещено назначать судьей неквалифицирован- ного или коррумпированного человека, который не разбирается в юриспруденции или недостаточно прям и чист. Запрещено назначать судью в обмен на взятку или оказание им услуги.
73
. ОБЯЗАННОСТЬ КАЖДОГО ПРИЗНАТЬ
ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
Надо обращаться в суд и исполнять решения судей, а не вершить самосуд.
74
. ОБЯЗАННОСТЬ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА,
СВЯЗАННЫЕ С СОБЛЮДЕНИЕМ СЕМИ
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ,
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ОСНОВАНИИ
ЗАКОНОВ ТОРЫ
Нельзя подменять законы Торы своими суждениями и представлениями, однако в прочих вопросах можно выносить решение на основании собственных идей.
Таким образом, правовая система подразделяется на две категории законов:
абсолютное право – семь общечеловеческих за- поведей, переданных на горе Синай; суду и частным людям запрещено их менять;
условное право – законы и нормы, которые сами по себе не являются заповедями и составной


СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
113
частью Синайского закона, хотя их создание и было заповедано на Синае. Устанавливая их, люди могут руководствоваться собственными суждениями. Таким образом, хотя суд не может отменить запретов идолопоклонства, кражи и убийства (равно как и все прочие законы, отно- сящиеся к семи общечеловеческим заповедям) или помиловать тех, кто был признан вино- вным в их нарушении, ибо эти законы от Бога, законы, относящиеся к сфере условного права
(например, законы о наказании за нанесение физического или материального ущерба) могут меняться: ведь они устанавливаются на основе здравого смысла и господствующих в обществе правовых норм.
75
. ОБЯЗАННОСТЬ СУДЬИ ВЫНЕСТИ
СПРАВЕДЛИВЫЙ ПРИГОВОР И
НЕ КРИВИТЬ СУДОМ
Сказано: «Не делайте неправды на суде», «не суди превратно»
1
. Неоправданное затягивание судебного процесса также считается судебной несправедливо- стью; от этого страдает потерпевшая сторона, которой приходится долго ждать торжества справедливости.
В Торе упомянуты также запреты: «Не различайте лиц на суде; как малого, так и великого выслуши- вайте», «Не криви судом, не лицеприятствуй, не бери мзды»
2
, нарушение которых также ведет к судебной несправедливости. Мудрецы объясняют, что под за- претом «различать лица» подразумевается, что су- дья не вправе давать предпочтение одной из сторон,
1
Ваикра, 19:15; Дварим, 24:17.
2
Дварим, 1:17, 16:19.

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
114
ибо когда тяжущийся замечает, что судья склоняется к другой стороне, он теряется, не находит, что ска- зать, и не может как следует изложить свои доводы.
А ведь судья должен сопоставить доводы обеих сто- рон с тем, чтобы вынести справедливый приговор.
78
. СУДЬЕ ЗАПРЕЩЕНО БРАТЬ МЗДУ,
С ТЕМ ЧТОБЫ ИЗМЕНИТЬ СВОЕ РЕШЕНИЕ,
КАК СКАЗАНО: «ВЗЯТОК НЕ БЕРИ»
1
Надзирателю, следящему за соблюдением закона, так- же запрещено брать мзду и отклоняться от своих обя- занностей. Кроме того, запрещено предлагать и давать взятку судье для того, чтобы тот изменил свое реше- ние. Власти обязаны отстранить от должности судью, получившего взятку, а также отменить все судебные решения, принятые им после получения взятки.
77
. ОБЯЗАННОСТЬ СУДЬИ СТРЕМИТЬСЯ
ЗАЩИТИТЬ ПРЕСЛЕДУЕМЫХ И
ПРИТЕСНЯЕМЫХ, ВДОВ И СИРОТ
ОТ ИХ ПРИТЕСНИТЕЛЕЙ И УГНЕТАТЕЛЕЙ,
НАСКОЛЬКО ЭТО ПОЗВОЛЯЕТ ЗАКОН
Однако если справедливый приговор должен быть вынесен против бедняка или нищего, судье запре- щено кривить судом, как сказано: «И нищему не потворствуй в тяжбе его», «Не делайте неправды на суде; не будь снисходителен к нищему и не угождай великому, по правде суди ближнего твоего»
2
. Иными словами, не изменяй приговор ни в угоду влиятель- ному человеку, ни ради того, чтобы помочь нищему; ни на йоту не отклоняйся от справедливости.
1
Шмот, 23:8 2
Шмот, 23:3; Ваикра, 19:15.


СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
115
78
. ОБЯЗАННОСТЬ СУДЬИ НЕ ОТСТРАНЯТЬСЯ
ОТ ВЕДЕНИЯ ДЕЛА ИЗ СТРАХА
ПЕРЕД ОДНИМ ИЗ ТЯЖУЩИХСЯ
Сказано: «Не бойтесь никакого человека, ибо суд –
Божий он»
1
79
. ПОВЕЛЕНИЕ СУДУ НАЗНАЧАТЬ
СУДЕЙ-МУЖЧИН И ИСПОЛЬЗОВАТЬ
СВИДЕТЕЛЬСКИЕ ПОКАЗАНИЕ МУЖЧИН
Женщина не может свидетельствовать в том, что ка- сается семи заповедей, поскольку сказано: «от руки брата его»
2
– таким образом, нельзя выносить смерт- ный приговор на основании свидетельства жен- щины или решения женщины-судьи. Это правило
относится исключительно к абсолютному праву – к за- конам, вытекающим из семи заповедей, переданных на горе Синай, которые не могут быть изменены.
Однако при решении вопросов, относящихся к сфе- ре условного права – законам, которые должны быть установлены, однако их содержание устанавливает- ся людьми и может меняться, женщина вправе вы- ступать в качестве свидетеля и судьи.
80
. ПОВЕЛЕНИЕ СУДУ НЕ ОТСТРАНЯТЬ
ОТ ВЕДЕНИЯ ДЕЛА СУДЬЮ И СВИДЕТЕЛЕЙ
РОДСТВЕННИКОВ ТЯЖУЩЕГОСЯ
В еврейском праве не принимаются свидетельские показания родственников, и судья не может быть родственником подсудимого или одной из тяжу- щихся сторон. Однако это правило не распространя- ется на нееврейские суды, поскольку Ноаху и его сы-
1
Дварим, 1:17.
2
Берешит, 9:5.

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
116
новьям сказано: «от руки брата его». Таким образом, разрешается судить брата и выступать свидетелем по делу, касающемуся брата. Родственники обязаны вы- ступать в суде в вопросах, связанных с соблюдением семи заповедей, у них нет права отказаться от веде- ния дела или дачи свидетельских показаний на том основании, что рассматривается дело их близких. Суд обязан принять показания родственника как всякого другого свидетеля, удостоверившись в том, что этот человек может быть свидетелем в суде и проверив подлинность его показаний. Это правило относится ко всей области абсолютного права, за исключени- ем имущественного.. Родственники, как правило, не могут выступать в качестве свидетелей по вопросам имущественного права, поскольку у них есть мате- риальная заинтересованность в благоприятном исхо- де дела (см. закон 81). В вопросах, относящихся к об- ласти условного права, судьям и свидетелям должно отказываться от участия в судопроизводстве на осно- вании родственной связи с подсудимым.
81
. ОБЯЗАННОСТЬ СУДА ВЕСТИ
ДЕЛА, СВЯЗАННЫЕ С СОБЛЮДЕНИЕМ
СЕМИ ЗАПОВЕДЕЙ НА ОСНОВАНИИ
ПОКАЗАНИЙ ДОСТОЙНОГО СВИДЕТЕЛЯ
По поводу суда над убийцей сказано: «Человеком бу- дет пролита кровь его»
1
. Это означает, что для выне- сения приговора обвиняемому в убийстве достаточ- но показаний одного свидетеля, если только судьи, проверив его показания, сочтут их истинными. Это относится и к судебным процессам по поводу всех случаев нарушения семи заповедей: если один сви-
1
Берешит, 9:6.


СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
117
детель даст достоверные показания, суд обязан на их основе вынести приговор. При этом, однако, суд не имеет права принимать показания того, кто недо- стоин быть свидетелем.
Свидетелем в вопросах абсолютного права может быть совершеннолетний мужчина, известный как мудрый и порядочный человек.
Не могут быть свидетелями женщины, несовершенно- летние, глухонемые, люди с ярко выраженными пси- хическими расстройствами, злодеи, преступившие одну из общечеловеческих заповедей, люди, о которых известно, что им нельзя доверять, лица, материально заинтересованные в том или ином исходе дела.
Приговор не может быть вынесен на основании призна-
ния подсудимого; он должен основываться на показа- ниях достойного свидетеля. Эти правила относятся к области абсолютного права.
Однако в законах, относящихся к сфере условного права, суд имеет право принимать показания вся- кого свидетеля на свое усмотрение и даже выносить приговор на основании признания подсудимого, если только убедится в его истинности.
Рассматривая обвинение в нарушении одного из за- конов, связанного с общечеловеческими заповедями, суд имеет право, в отсутствие подходящих свидете- лей, вынести приговор на основании принятых зако- нов условного права. В таком случае суд может даже вынести смертный приговор убийце на основании показаний того, кто не может быть свидетелем по за- кону Торы, или даже на основе улик, если он сочтет, что картина ясна. Однако судопроизводство на осно-

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
118
вании законов и правил условного права возможно лишь в том случае, когда нет возможности принять окончательное решение, основываясь на нормах аб- солютного.
82
. ОБЯЗАННОСТЬ ВСЯКОГО, КТО МОЖЕТ
ДАТЬ ПОКАЗАНИЯ В ДЕЛЕ ПО ОБВИНЕНИЮ
В НАРУШЕНИИ ОДНОЙ ИЗ СЕМИ
ЗАПОВЕДЕЙ, ВЫСТУПИТЬ В СУДЕ
По мнению Маймонида, уклонение от дачи свиде- тельских показаний является нарушением заповеди вершить правосудие.
83
. ЗАПРЕТ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ
Сказано: «Не лжесвидетельствуй против ближнего твоего»
1
. Лжесвидетелем является и тот, кто свиде-
тельствует о том, чего не видел своими глазами (даже
если он убежден в истинности своих слов на основании обстоятельств или услышанного им), а также тот, кто не может быть свидетелем в вопросах абсолютно- го права. Нельзя говорить, что был свидетелем тому, чего в действительности не видел, однако разреша- ется дать показания об услышанном, указав источ- ник информации: эти сведения пригодятся суду для расследования дела, однако они не могут стать един- ственным основанием для вынесения приговора.
Тяжущимся сторонам запрещено лгать при изложе- нии своих доводов. Даже тому, кто знает, что спра- ведливость на его стороне, но у него нет возможности доказать свою правоту из-за ложных утверждений противной стороны, запрещается лгать на суде.
1
Шмот, 20:13.