Файл: Решение задачи кроется в изучении уни версальных принципов изложенных в Торе. Тора само это слово означает наставление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3
ОБЯЗАННОСТЬ
СОБЛЮДЕНИЯ
ЗАПОВЕДЕЙ
КТО ПРАВЕДЕН?
Тот, кто соблюдает семь заповедей, возложенных Все- вышним на человечество и возвещенных Моше на горе Синай, – праведник, и у него есть удел в Гряду- щем мире. Тот же, кто на деле соблюдает заповеди, следуя выводам собственного разума, а не Его веле- нию, – мудрец. Его добродетель будет вознаграждена сторицей, но мудрость не является залогом удела в
Грядущем мире
1
Чем же отличается праведник от мудреца?
Праведник соблюдает каждую заповедь, принимая на себя «ярмо Царствия Небесного», то есть лишь по- тому, что такова воля Творца, и поэтому его ожидает благословение в Грядущем мире, в мире духа. Му- дрец на деле соблюдает заповеди, следуя суждениям разума и своему чувству справедливости: это есте-
1
Ср. Рамбам, Мишне Тора, «Законы о царях», 8:11.

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
16
ственное поведение, и поэтому его награда тоже бу- дет относиться к сфере естественного.
Таким образом, становится понятным подлинное значение понятия «заповедь».
Заповедь – это действие, связывающее человека с Все-
вышним, повелевшим ему так поступить.
Суть заповеди – это исполнение Его воли: человече- ская воля приходит в соответствие с волей Творца, и человек де-факто принимает на себя «ярмо Царствия
Небесного». Однако если аналогичный поступок был осуществлен по иным мотивам, относящимся к сфе- ре естественного, и был вызван здравым смыслом, совестью и честностью человека, то он не является заповедью и не связывает человека с Творцом, оста- ваясь в рамках естественного закона. Это правильное поведение, но оно остается в пределах дольнего мира, а потому и воздание, которое ниспошлет Творец, бу- дет относиться к той же области.
Категория мудреца крайне неоднородна; люди до- стигают разной степени мудрости; приходят к вер- ному заключению и правильно поступают в одних ситуациях, но ошибаются в других, требующих более глубокого постижения. Точно также и праведники находятся на разных уровнях. Некоторые исполняют веления Творца со всей тщательностью, но не идут дальше этого. Другие, достигшие более высокого уров- ня, совершают и то, что не делают или не понимают первые, и не ограничиваются буквой закона. Для пра- ведника нет предела самосовершенствованию.
Возложенные на людей обязанности подразделяются на две группы.


СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
17

Заповедь – непосредственное повеление Все- вышнего совершить то или иное действие или запрет делать что-либо. Таковы вышеперечис- ленные семь заповедей.
Нравственный закон – нормы поведения, обя- зывающие каждого человека их соблюдать Его источник – человеческий разум, а не непосред- ственное указание Всевышнего, однако Он Сам требует от людей использовать способности своего разума и следовать его суждению. В про- тивном случае Он взыщет с них за то, что они извратили свои пути и поступали наперекор здравому смыслу.
Некоторые из 90 разбираемых здесь законов явля- ются частными случаями той или иной заповеди, и обязанность их соблюдения вытекает из Торы. Тако- вы, например, запреты гомосексуализма и скотоло- жества, относящиеся к категории разврата; запреты притеснения, подделки мер и порчи чужого имуще- ства, проистекающие из общего запрета присвоения чужого имущества (они рассматриваются не только как требования нравственного закона, но и как не- посредственное веление Творца, обращенное к чело- вечеству). Порой возникают разногласия: является ли тот или иной закон, обязывающий все человечество, частью заповеди или следствием нравственного дол- га. Например, для неевреев обязанность подавать милостыню беднякам, по мнению одних законо- дателей, основана на прямом указании Торы, а на взгляд иных, вытекает из общей обязанности уста- новления справедливых законов. Согласно третьей точке зрения, она вообще проистекает не из Торы, а из человеческого разума и продиктована требовани-

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
18
ями нравственного закона. Некоторые из рассматри- ваемых ниже законов однозначно относятся к обла- сти естественного нравственного закона, например, обязанность почитания родителей.
В чем же состоит разница между заповедью и зако- ном на практическом уровне?
Она в том, что обязанность действовать тем или иным образом, вытекающая из заповеди, не может быть отменена, даже если она противоречит требо- ванию человеческого разума.
Эта идея выражена в словах Шломо (Соломона): «Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Госпо- ду»
1
. Между тем обязанность, имеющая рациональ- ный или нравственный характер, не всегда является неизменной.
Приведу два примера.
Как мы увидим в главе 7, запрет отсекать ку- ски плоти от живого животного и употреблять их в пищу подобен запрету причинять страда- ния и проявлять жестокость по отношению к животным. Однако первый из них является за- поведью, а второй порожден человеческим раз- умом. Ответ на вопрос, к какому из двух запре- тов относится обсуждаемое действие, играет определяющую роль в том, может ли оно быть разрешено в определенных обстоятельствах.
Например, допустима ли ампутация органа животного ради спасения его жизни? Если дан-
1
Мишлей (Притчи), 21:30.


СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
19
ная Всевышним заповедь относится ко всяко- му отсечению органа животных, ответ на этот вопрос будет отрицательным, и человеческому суждению придется уступить Высшей мудро- сти; если же запрет отсечения органа вызван неприятием жестокости по отношению к живо- му существу, причинение страдания покажет- ся оправданным целью спасти животное.
Заповедь вершить правосудие включает в себя требование установления законов, необходи- мых для нормального функционирования социума. При этом если тот или иной закон непосредственно вытекает из ниспосланных
Творцом семи заповедей, созданные людьми законодательные органы не имеют права вно- сить в него изменения. Если же закон основан лишь на рациональных соображениях, пусть даже его установление соответствует заповеди вершить правосудие, законодательные органы страны могут модифицировать его в соответ- ствии со своими соображениями (тем не менее, у них нет полномочий отменить его, поскольку это противоречит заповеди правосудия).
Так, Тора запрещает убийство и требует карать пред- намеренное лишение человека жизни (за исключе- нием действий, совершенных ради защиты или по решению уполномоченного суда) путем смертной казни, и не во власти людей аннулировать это нака- зание. Причинение телесных повреждений также за- прещено Торой, и уголовный кодекс любого социума должен включать в себя законы, запрещающие по- добные поступки. Однако в последнем случае Тора не устанавливает конкретной меры наказания (как-

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
20
то: штраф, тюремное заключение, физическое нака- зание и пр.), и у законодательных и судебных орга- нов остается свобода выбора; более того, возможно, что в исключительной ситуации судья сочтет нуж- ным вообще оставить такое действие, как нанесение телесных повреждений, без последствий.
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ
Поскольку Тора предоставляет людям право уста- новить наказание за этот вид правонарушений, оно может быть изменено или даже отменено в соответ- ствии с конкретными обстоятельствами.
Тот, кто достиг уровня праведника и стремится к совершенству во всех деяниях, жаждет очиститься и приблизиться к Источнику Жизни. Он не остановит- ся перед самопожертвованием и отдаст жизнь ради
Всевышнего. Ведь праведник неизбежно приходит к выводу, что человек, сам по себе, – это не главное, что его назначение и венец всей его жизни – это по- стижение воли Творца, насколько это в силах челове- ческих. И поэтому он обратит все свои способности на служение и будет движим страстным желанием и великой надеждой приблизиться к Тому, Кого не по- стичь людским разумом и чувствами. Такой человек встанет на стезю самопожертвования.
Как же это сочетается с тем, что на неевреях
1
не ле- жит заповедь жертвовать жизнью ради Творца?
1
На евреев возложена заповедь отдать жизнь, но не преступить закона, если их принуждают к идолопоклонству, убийству или запрещенным связям, а также, если принуждение нарушить ту или иную заповедь осуществляется в рамках кампании наси- лия, направленной на ликвидацию иудаизма. См. Маймонид,
Мишне Тора, «Законы основ Торы», 5:1-4.


СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
21
В самом деле, закон не обязывает нееврея отдать жизнь во имя соблюдения возложенных на него семи заповедей; любая из них может быть нарушена ради спасения жизни. Рассматривая указание пророка
Элиши (Елисея) Нааману, принявшего на себя соблю- дение семи заповедей, мудрецы делают вывод
1
, что военачальник Арама не был обязан пожертвовать жизнью, преступив повеление царя, и имел право со- вершить языческий обряд.
Нааман говорит Элише: «…Не будет впредь раб твой приносить всесожжение и жертву другим богам, кро- ме Господа. Но вот в чем пусть простит Господь раба твоего: когда пройдет господин мой в дом Римона для служения там и обопрется на руку мою, и покло- нюсь я в доме Римона, то за мое поклонение в доме
Римона пусть простит Господь рабам твоего в этом случае». Элиша не возражает Нааману и отвечает:
«Иди с миром»
2
. Отсюда следует вывод, что нееврей не обязан жертвовать жизнью, дабы не нарушить за- прет идолопоклонства; естественно распространить этот вывод и на прочие шесть заповедей.
Однако праведник, достигший подлинного позна- ния Творца, чье сердце чисто пред Ним, и чьи дея- ния направлены на исполнение Его замысла, сам не в силах добровольно отдалиться от Него ни в боль- шом, ни в малом; он с радостью отдаст жизнь ради
Всевышнего. И ему зачтется в праведность то, что он предпочел смерть во имя Него жизни во лжи и не отрекся от Всевышнего ради убогого, выхолощенного существования.
1
Вавилонский Талмуд, Санѓедрин, 74б.
2
Млахим II (Четвертая Книга Царств), 5:17-19.

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
22
Так было и с Авраамом, который, осознав, что Бог един, был готов отдать жизнь ради истины. Он при- зывал людей оставить язычество и разбить статуи идолов, приводя неоспоримые доказательства сво- ей правоты. Царь Вавилона Нимрод приговорило к смерти, и Авраам был брошен в огненную печь, но
Всевышний сотворил чудо и спас его, ибо милость
Господня не оставляет уповающих на Него. Авраам был готов пожертвовать жизнью и не согласился сол- гать, отречься от истины, ибо она охватывает всю жизнь, и ради нее и был сотворен человек. Ради нее он пошел на смерть.
Праведник в этом подобен Аврааму, он живет Твор- цом. Таково его самоощущение, и он полон реши- мости заплатить любую цену, чтобы быть с Ним, но его самопожертвование не обязательно проявляется в смерти во имя освящения Его Имени. Преданность
Всевышнему находит выход и в повседневной жиз- ни, когда каждое мгновение, каждый поступок про- питаны ощущением Его присутствия. Он устрем- лен к Творцу всей душой и отдает Ему всего себя без остатка. Такова ступень праведности.