Файл: Решение задачи кроется в изучении уни версальных принципов изложенных в Торе. Тора само это слово означает наставление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 4
ИСПРАВЛЕНИЕ
МИРА
Высшая задача, поставленная перед человечеством, к достижению которой направлены и возложенные на людей семь заповедей, – это исправление мира. Каждая заповедь, всякий закон Всевышнего служат этой цели.
По словам пророка, «так изрек Господь, сотворивший небеса, Он – Бог, создавший землю и основавший ее,
Он утвердил ее. Не ради хаоса сотворил Он ее, Он со- здал ее, чтобы населить. Я – Господь, и нет иного»
1
Слова «не ради хаоса сотворил Он ее» отрицают кон- цепцию мироздания как бессистемного образования и нагромождения случайностей. Творец создал мир не для того, чтобы тот пребывал в состоянии хаоса, но с тем, чтобы «населить» его – подчинить опре- деленной цели. Завершение стиха – «Я – Господь, и нет иного» – подчеркивает, что в Его власти придать смысл мирозданию, и не может быть иной цели, кро- ме той, что установлена Его волей. Цель творения, на достижение которой должны быть устремлены дей- ствия человека, состоит в «освоении» мира, дабы он стал достойным раскрытия присутствия Творца.
1
Йешаяѓу (Исайя), 45:18.

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
24
Слова «Не ради хаоса сотворил Он ее, Он создал ее, чтобы населить. Я – Господь, и нет иного» – относятся не только к вселенной, но и к микрокосму каждого человека. Человек как часть мироздания сотворен для того, чтобы претворять в жизнь «цивилизаторскую миссию» – действовать сообразно наставлениям Твор- ца и ради исполнения Его замыслов, совершенствуя свой разум и наклонности. От человека требуется быть достойным возложенной на него миссии – стать орудием проявления славы Всевышнего. Подобно всей вселенной человек сотворен не ради хаотичного, бес- смысленного существования, он призван трудиться ради освоения мира, и его действия должны нагляд- но демонстрировать, что «Я – Господь, и нет иного»; наши мысли и действия должны соответствовать это- му принципу, быть основаны на этом фундаменте.
Как будет показано в дальнейшем
1
, слова «Я – Го- сподь» подразумевают обязанность признания и постижения Всевышнего, исполнения всякого пове- ления и установленного Им закона. В этом проявля- ется принятие Его как Творца и Владыки вселенной.
Слова «И нет иного» служат основанием для запрета идолопоклонства и богохульства, на них основаны также все заповеданные Им запреты. Бог един, и у мира нет и не может быть иного повелителя и иного источника закона и смысла.
Общая миссия исправления мира и человека подраз- деляется на две задачи:
установление надлежащего миропорядка; пра- восудие; сотрудничество между людьми.
1
См. глава 5, закон 2.


СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
25
совершенствование и развитие мира; превра- щение в лучшее для человека и его служения место; создание условий для достижения цели
Творения – раскрытия присутствия Творца в материальном мире.
Первая задача, в целом, носит рациональный харак- тер и соответствует позиции «мудреца» (хотя тот, кто будет содействовать ее исполнению, основываясь на воле Всевышнего, а не на своих умозаключениях, достигнет уровня праведника). Вторая задача выше первой – она связана с дальнейшим совершенство- ванием мира и превращением его в место явного присутствия Творца, она соответствует уровню пра- ведника. Мудрецы говорят, что праведник – этот тот, кто «не ограничивается буквой закона», то есть, не останавливается на том, что велит разум.

Глава 5
ЗАПРЕТ
ИДОЛОПОКЛОНСТВА И
ВЫТЕКАЮЩИЕ
ИЗ НЕГО ЗАКОНЫ
Первая общечеловеческая заповедь – это запрет идо- лопоклонства.
1
. ЗАПРЕТ ИДОЛОПОКЛОНСТВА,
ТО ЕСТЬ ПРИНЯТИЯ ПОЛНОЙ
ВЛАСТИ КАКОЙ-ЛИБО СИЛЫ ИЛИ
СУЩНОСТИ ПОМИМО ГОСПОДА, И
СЛУЖЕНИЯ ЕЙ
Такой поступок является идолопоклонством, на ив- рите его называют также «чуждым служением». Этот запрет действителен независимо от того, является ли рассматриваемое действие элементом установленно- го культа или нет, и охватывает поклонение, жертво- приношение и прочие формы служения языческому божеству; при этом запрещены не только действия, являющиеся центральной частью языческого культа, но и его второстепенные составляющие. Про это ска- зано: «Да не будет у тебя других богов сверх Меня…
Не поклоняйся им и не служи им»
1 1
Шмот, 20:2-3.

СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
27
К запрету идолопоклонства и всех форм служения язы- ческому божеству относится запрет принятия на себя его власти в любой форме, например, нельзя сказать:
«Такой-то бог будет моим повелителем\свидетелем».
Запрещены все аналогичные высказывания и дей- ствия применительно ко всякой силе помимо Творца.
Из запрета идолопоклонства вытекают 23 закона.
2
. ОБЯЗАННОСТЬ ПРИЗНАТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ
БОГА И ВЕРИТЬ В НЕГО
Об этом сказано: «Познай же ныне и положи на серд- це твое, что Господь есть Бог на небе вверху и на зем- ле внизу; нет иного»
1
. Иными словами, требуется постоянно помнить и думать о Всевышнем. Обязан- ность признать существование Бога подразумевает стремление к постижению бытия Единого Творца с помощью разума, пусть даже это невозможно в пол- ной мере. Тем не менее, каждый обязан учиться и размышлять, и это приведет его к пониманию того, что Бог существует, и Он един, что Он сотворил мир и печется о нем. Так, в сердце человека постепенно утвердится вера в Бога, как того требует заповедь.
Божье провидение сопутствует каждому человеку во всех его деяниях и воздает ему по плодам: благое воздаяние ожидает тех, кто выполняет Божьи запо- веди и законы, а грешник не избежит кары.
От человека требуется не только верить в Бога, но и понять, что Он един, бестелесен и всемогущ, превы- ше пространства и времени и сотворил мир по Своей воле. Тот, кто придерживается атеистических взгля-
1
Дварим, 4:39.


РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
28
дов, политеизма или приписывает Богу свойства ма- терии, отрицает основу основ. Заповедь верить в Бога имеет первостепенное значение и лежит в основе веры; без нее сами понятия «религия» и «заповедь» теряют всякий смысл. Как мы видели в первой гла- ве, первое повеление Бога – «И заповедал Господь Бог человеку»
1
– содержит в себе признание Божествен- ности Творца и Его права повелевать людям. Таким образом, это веление включает заповедь верить в единого Бога, Творца и Владыку всего сущего и при- нятия на себя «ярма Царства Божьего», ведь обязан- ность исполнять заповеди и законы обусловлена правом Всевышнего повелевать.
Познание Бога лежит в основе всякого истинного знания. Оно же является высшей целью человеческо- го знания и позволяет установить мерку для оценки наших поступков. И поэтому первостепенная обя- занность человека – стремиться к постижению Все- вышнего, насколько это в его силах. В этом состоит предназначение человека. Таков уровень, к достиже- нию которого должен стремиться каждый по мере своих способностей. Для достижения этой цели не- достаточно одной лишь веры – мы обязаны не толь- ко верить в Бога, но и размышлять о Нем. Человек должен постичь бытие Бога и разумом, и сердцем, насколько это в его силах.
Речь идет не только о рациональном познании, но и о чувствах. Тот, кто разумом признает бытие Божие, должен найти выход для своей веры в чувствах и в своем поведении, пытаясь подражать благим деяни- ям Божьим. Это единственно возможный путь к по-
1
Берешит, 2:16.

СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
29
стижению Всевышнего. Таким образом, мы постигаем
Бога всей своей жизнью – совокупностью рационального
знания, эмоционального настроя и правильных деяний.
При этом на каждом из нас лежит и обязанность простой веры в Творца и Владыку вселенной. Ведь человеческий разум не способен составить полное представление о бытии Творца, людские представле- ния о Боге крайне ограничены. Тем не менее, каж- дый должен стремиться постичь Бога, насколько это в его силах, дабы его разум был полон мыслями о
Нем, сердце преисполнилось Его ощущением, а де- яния были подобны деяниям Господа, пекущегося о
Своих творениях. Итак, каждому следует стремиться прилепиться к Богу всей душой, насколько это воз- можно, понимая, что бытие Божие превыше челове- ческого разумения. Такова заповедь – постигать еди-
ного истинного Бога и верить в Него.
Бытие Творца несопоставимо с тварным бытием: Бог самодостаточен и не зависит от иных сущностей, в то время как существование творений определяет- ся Его волей. Мыслители иудаизма называют бытие
Бога необходимым и абсолютным – это означает, что у Него нет иной причины кроме Него Самого, в то время как бытие тварных сущностей обусловлено внешним фактором – волей Творца.
Итак, между Творцом и творением не может быть никакого подобия. Ведь все сотворенное имеет пре- дел и делимо на отдельные составляющие, однако
Всевышний не ограничен ничем и всемогущ, Он един, у Него нет ни предела, ни внешней цели, и че- ловеческое воображение не в силах представить себе абсолютную простоту бытия Творца.


РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
30
Точно так же и истина Творца находится на прин- ципиально ином уровне, нежели тварная истина.
Тварные существа ограничены своим назначением, их бытию положен предел, и поэтому их истина не- полна и субъективна, в то время как истина Творца объективна и абсолютна. Для человека истина – это то, что он сам знает, понимает и чувствует; все, что выше этого, остается для него загадкой. Ограничен- ность человеческого разума неизбежно сказывается на результатах его деятельности, и потому он не спо- собен постичь истину во всей ее полноте. Так, ребе- нок порой совершенно уверен в чем-то, что представ- ляется взрослому лишь полуправдой.
Поскольку бытие Творца кардинально отличается от бытия творений, истина Творца несопоставима с тем, что кажется истиной тварным существам. Все сотворенное зависит от Него, следовательно, истина всякого творения неполноценна и также зависит от
Него. Всевышний самодостаточен, и Его истина но- сит принципиально иной характер. Об этом сказал пророк: «Господь Бог есть истина»
1
. Он один есть аб- солютная истина, с которой не сравнится ни одна из релятивистских истин Его творений. В Торе написа- но: «Господь есть Бог; нет иного кроме Него»
2
Обязанность постигать Творца и Его бытие означает познание, насколько это возможно, абсолютной исти- ны. Разумеется, никто не способен понять ее до кон- ца или перенять перспективу Творца, однако уровень
постижения абсолюта – это и есть степень нашего
приближения к Всевышнему.
1
Ирмияѓу (Иеремия), 10:10.
2
Дварим, 4:35.

СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
31
Человеку следует выполнять эту заповедь во всякое время и в самой разной форме; она охватывает по- знание Бога и Его бытия, постижение необходимости существования Бога, размышление над Его атрибу- тами – то есть, над Его отношением к сотворенно- му миру. В Торе написано: «…Если ты будешь ходить путями Его», «к Нему прилепитесь».
1
Но разве это возможно – ходить путями Господа, прилепиться к
Нему? Мудрецы объясняют, что здесь имеется в виду подражание Его благим атрибутам: от нас требуется быть милосердными и заботиться о других, как Бог печется о Своих творениях. Только так люди могут воистину «ходить всеми путями Его и прилепиться к Нему»
2
Заповедь верить в Бога и постигать Его действитель- на во всякое время, как сказал псалмопевец: «Пред- ставляю Господа пред собой всегда»
3
. Таким образом, даже и тот, кто достиг высокого уровня познания и много размышлял о Нем, обязан до конца своих дней не оставлять усилий постичь Господа всеми доступ- ными ему путями.
Может возникнуть вопрос: раз эта заповедь столь важна, почему же мудрецы отнесли к числу семи об- щечеловеческих заповедей запрет на идолопоклон- ство, превратив тем самым обязанность верить в Бога лишь в один из законов, вытекающих из этого запре- та? Почему перечень общечеловеческих заповедей не открывается повелением верить в единого Бога, из которого вытекает и запрет идолопоклонства?
1
Дварим, 28:9; 13:5.
2
Дварим, 11:22.
3
Теѓилим (Псалмы), 16:5.


РАВВИН
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10