Файл: Решение задачи кроется в изучении уни версальных принципов изложенных в Торе. Тора само это слово означает наставление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
99
60
. ЗАПРЕТ ДОМОГАТЬСЯ ИМУЩЕСТВА
ДРУГОГО ИЛИ ЕГО ЖЕНЫ
Сказано: «Не домогайся дома ближнего твоего. Не домогайся жены ближнего твоего»
1
. Под домогатель- ством здесь имеются виду активные действия, такие, как убеждение другого уступить ему свое имуще- ство или жену. Также и соблазняющий жену другого
нарушает заповедь «Не домогайся». Замужняя женщи- на, соблазняющая другого мужчину, не нарушает за- прет «не домогайся», но преступает запрет разврата
(см. закон 67).
61
. ЗАПРЕТ СОУЧАСТИЯ В ПРИСВОЕНИИ
ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА
Запрещены участие в дележе похищенного или на- грабленного, его покупка и извлечение из него какой бы то ни было пользы, а также всякое содействие пре- ступнику, потому что это способствует его успеху.
62
. ЗАПРЕТ НАНЕСЕНИЯ УЩЕРБА
ЧУЖОМУ ИМУЩЕСТВУ
Тот, кто причиняет другому физический или ма- териальный ущерб, должен предстать перед судом и выплатить компенсацию согласно вынесенному приговору.
63
. ОБЯЗАННОСТЬ ВЕРНУТЬ
НЕЗАКОННО ПРИСВОЕННОЕ ИМУЩЕСТВО
Эта обязанность относится ко всем упомянутым выше разновидностям незаконного присвоения чу-
1
Шмот, 20:14.
РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
100
жого. Про древних обитателей Ниневии сказано, что они отвратились «каждый от злого пути своего и от беззакония рук своих»
1
– т.е. вернули незаконно при- своенные деньги и имущество их владельцам.
Суды обязаны рассматривать жалобы о присвоении чужой собственности и возвращать похищенные деньги и имущество их владельцам.
1
Йона, 3:8. Здесь использован тот же термин (беззаконие – хамас), что и в приведенном выше стихе, описывающем поколение по- топа.
Глава 11
ПОВЕЛЕНИЕ ВЕРШИТЬ
ПРАВОСУДИЕ И
ВЫТЕКАЮЩИЕ
ИЗ НЕГО ЗАКОНЫ
СЕДЬМАЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
ЗАПОВЕДЬ – ЭТО ЗАПОВЕДЬ
ВЕРШИТЬ ПРАВОСУДИЕ
64
. ЗАПОВЕДЬ СОЗДАНИЯ
СИСТЕМЫ ПРАВОСУДИЯ
Следует установить суды, которые будут претворять в жизнь возложенные на человечество законы. Так,
Бог повелел Ноаху, что убийца должен предстать пе- ред судом, как сказано: «Кто прольет кровь челове- ка, человеком будет пролита кровь его»
1
– т.е. убийца должен быть убит по приговору людского суда. Ор- ганы правосудия обязаны принять за основу семь общечеловеческих заповедей, им следует также вы- носить решения по всем важным общественным во- просам.
Заповедь включает в себя обязанность государства установить суды во всех его городах и областях, ко-
1
Берешит, 9:6.
РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
102
торые судили бы граждан по принятым в нем за- конам, относящимся к области уголовного и иму- щественного права, принимать необходимые для существования общества законы и наказывать пра- вонарушителей. На судьях лежит также обязанность
остерегать народ, знакомить людей с заповедями, кото-
рые они должны соблюдать, учить закону и обеспечи-
вать существование адекватной системы образования.
Заповедь вершить правосудие охватывает многие указания, ложащиеся как на индивидуума, так и на все общество, и справедливые законы, введения которых требует здравый смысл, ибо они ведут к со- вершенствованию человеческой личности и всего об- щества. Из этого повеления проистекают 26 законов.
65
. ЗАПРЕТ НЕЕВРЕЯМ ЗАНИМАТЬСЯ
ИЗУЧЕНИЕМ ТОРЫ
Задача изучения Торы возложена на народ Израиля, как сказано: «Тору заповедал нам Моше, наследие общине Яакова»
1
. Поэтому нееврей, углубленно изу- чающий Тору, словно неправдой присваивает ее себе.
Вместе с тем, неевреи обязаны углубленно и доско- нально изучать семь возложенных на них общечело- веческих заповедей, чтобы как следует разобраться во всех вытекающих из них законах. Нееврей имеет право также изучать все рациональные законы, ко- торые ему надлежит исполнять (как, например, за- коны почитания родителей и подачи милостыни), и те заповеди Торы, исполнять которые он имеет пра- во, и за что его ожидает награда (например, возвра-
1
Дварим, 33:4.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
103
щение пропажи, отделение десятины, имуществен- ные законы Торы).
Так что же включает в себя запрет заниматься изу- чением Торы?
Запрещено изучение не в практических целях, а ради
самого процесса изучения, то, что именуется мудреца-
ми «изучение Торы ради нее самой». Такое погружение в Тору подобает только народу Израиля, который, изучая Тору ради нее самой, исполняет повеление
Всевышнего и, тем самым, приближается к Богу. Му- дрецы уподобляют Тору и народ Израиля невесте и жениху; в этом своем аспекте Тора принадлежит только еврейскому народу.
Запрещено также изучать заповеди, соблюдение ко- торых запрещено неевреям. Это иррациональные заповеди, и потому в их соблюдении неевреями нет никакого смысла (см. об этом в законе 10). По той же
причине неевреям запрещено изучение каббалы.
Этот запрет, по сути своей, относится к углубленно- му изучению Устной Торы, например, к изучению
Талмуда, который был создан для евреев. Однако до-
зволяется и подобает изучать Писание с принятыми
комментариями, например, с комментарием Раши
1
.
Заповеданное евреям изучение Торы может строить- ся по двум моделям:
• изучение Торы с практическими целями, которое
помогает правильно соблюдать заповеди;
1
Рабби Шломо Ицхаки (1040–1105) – один из наиболее известных толкователей Писания и Талмуда.
РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
104
• изучение Торы ради нее самой, когда целью является сам по себе процесс изучения. Даже если еврей проштудирует всю Тору и будет до- сконально знать все ее законы, он не оставит изучения Торы, но все дни своей жизни будет продолжать эти занятия, движимый страст- ным желанием погружаться в Тору, и благодаря этому душа его прилепится к Богу Израиля.
Вторая модель изучения Торы имеет отношение лишь к евреям, поскольку изучая ее, они исполня- ют особую заповедь изучения Торы. Неевреи изу- чают Тору лишь по первому образцу. Их занятия
имеют практическую направленность и именно поэ- тому ограничены теми частями закона, которые они должны или имеют право соблюдать.
Мудрецы уподобляют запрет изучения Торы неевре- ями запретам воровства и прелюбодеяния (основыва- ясь на образе еврейского народа и Торы как жениха и невесты), однако по сути своей он относится к запове- ди вершить правосудие, поскольку связан с ограни- чением юридических полномочий судебных органов неевреев: они имеют право судить по возложенным на них законам, а не по тем законам, которые не имеют к ним отношения. Попытка копирования чужих законов
является юридической апроприацией, что выражено му-
дрецами метафорами кражи или прелюбодеяния.
Это подобно закону, требующему признать суще- ствование Бога и верить в Него (закон 2): и неевреи, и евреи обязаны признать существование Бога и стре- миться к Его познанию, однако наиболее высокий из возможных уровней постижения Всевышнего требу- ет присоединения к еврейскому народу.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
105
Приведем еще один аналог. И евреям, и неевреям за- прещено входить внутрь Храма – там могут нахо- диться лишь священники, которые осуществляют служение. Храм – не место для посторонних, их при- сутствие оскверняет его святость.
Неевреям запрещено также соблюдение субботы (за- кон 11). Одно из обоснований этого запрета связано со святостью субботы, которая имеет особое отношение к народу Израиля.
66
. ОБЯЗАННОСТЬ НАСТАВЛЯТЬ ЛЮДЕЙ
НА ПУТЬ БОЖЬЕГО ЗАКОНА
Это веление относится как к частному человеку, так и к социуму или к органам власти. Оно обязывает
каждого, кто в состоянии обратить других на путь
Торы, способствовать тому, чтобы они возложили на
себя «ярмо Царствия небесного», стали соблюдать семь
общечеловеческих заповедей и придерживались нрав-
ственных норм. Одним из очевидных следствий это- го веления является обязанность создания подобающей
системы образования, чтобы воспитывать детей в духе закона и заповедей.
Данное веление относится к числу законов Устной Торы, переданных Богом Моше на горе Синай. Всевышний заповедал Моше привести все народы мира к соблю- дению общечеловеческих заповедей. Это повеление относится не только к самому Моше, но и ко всякому человеку, у которого есть возможность убедить других исполнять заповеди Торы согласно воле Всевышнего.
Из этого закона вытекает и обязанность порицания – требование увещевать заблудших, пытаясь вернуть их на путь истинный. См. закон 16.
РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
106
67
. ЗАПРЕТ ВВОДИТЬ В ГРЕХ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ,
СБИВАЯ ИХ С ПУТИ ИСТИННОГО
Запрещается вводить в заблуждение других, чтобы они преступили одну из семи общечеловеческих заповедей или иное повеление Всевышнего. Тора содержит обра- щенное к евреям повеление: «И пред слепым не ставь преткновения»
1
. Его буквальный смысл – в запрете ставить препятствие на пути человека, который не мо- жет его увидеть и поэтому неминуемо упадет и уши- бется (этот запрет вытекает из запрещения причинять телесные повреждения). Данный запрет распространя- ется и на нематериальный камень преткновения: если поставить его на пути того, чья душа «слепа» – не спо- собна различить дурную сторону своих поступков, – ей будет угрожать духовное падение – грех. Таким обра-
зом, запрещено вводить человека в грех, ставить его в си-
туацию, когда он может согрешить, или просто помогать
ему совершать грех. Хотя Тора не распространяет этого запрета на неевреев, он вытекает из нравственного за- кона, а также из заповеди вершить правосудие.
Поэтому запрещается подстрекать человека престу- пить запрет Торы или советовать ему так поступить.
Запрещается также оказывать помощь тому, кто мо- жет воспользоваться этим для нарушения заповеди или закона. Например, запрещено продавать пред- меты, служащие для отправления религиозного языческого ритуала, если известно, что покупатель собирается использовать их для этой цели. Ведь тог- да окажется, что продавец – соучастник греха. Ис- ключением является тот случай, когда возможность
1
Ваикра, 19:14.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
107
совершения греха не зависит от оказания этой по- мощи. Например, если продавец знает, что покупа- тель собирается использовать приобретаемый у него предмет для языческого ритуала, но у него есть воз- можность приобрести такой же предмет, по той же цене, в соседней лавке, не затрачивая дополнитель- ных усилий, продажа разрешена, ибо она служит исключительно получению выгоды. Вместе с тем, набожный человек, который стремится не ограничи- ваться буквой закона, не будет так поступать.
68
. ОБЯЗАННОСТЬ ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ
БЕДНЫМ И НУЖДАЮЩИМСЯ И
СОВЕРШАТЬ АКТЫ МИЛОСЕРДИЯ
Обязанность помощи нуждающимся относится как к частному лицу, так и к социуму, который должен по- могать беднякам в его среде. Общество, которое иско- реняет норму милосердия и помощи нуждающимся, ожидает уничтожение, как Содом и Гоморру, где был наложен запрет на помощь беднякам. Сказано: «Вот, в чем было беззаконие сестры твоей, Содом: пресы- щение хлебом… и руки бедного и нищего она не под- держивала»
1
. Нет границы милосердным поступкам,
которые человек может совершить.
Приведем несколько традиционных примеров ми- лосердных поступков, совершение которых под силу каждому: гостеприимство – предоставление гостю еды и места для ночлега (так поступал Авраам, при- глашая путников в своей шатер; он любезно прини- мал гостей, помогал им, если требовалось, угощал и провожал, когда они отправлялись в путь); помощь
1
Йехезкель, 16:49-50.
РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
108
в устройстве брака (помощь мужчине или женщи- не найти пару, создать семью); различные виды ма- териальной помощи (например, предоставить ссуду, одолжить нужный предмет, безвозмездно выполнить какую-либо работу); утешение скорбящих и стражду- щих; посещение больных; участие в похоронах (со- провождение похоронной процессии или помощь в организации похорон), что считается милосердием по отношению и к умершему, и к живым членам семьи.
Отметим, что умершего следует похоронить в земле, как сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, ибо из нее ты взят.
Прах ты есть и в прах возвратишься»
1
. Сказано: «И со- здал Господь Бог человека из праха земного»
2
, так что после смерти «прах возвратится в землю, коей он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его»
3
. То есть, после смерти связь тела и души обрывается, и они возвращаются к своим истокам: тело обращается в прах, а душа поднимается к Богу, ниспославшего ее телу. Поэтому так важно приложить все усилия для
того, чтобы похоронить тело в земле, а не прибегать к
иным способам похорон, например, к кремации. Похоро- ны в земле ограждают достоинство умершего.
К числу милосердных поступков относится и возвра- щение пропажи. Некоторые виды пропажи запрещено забирать, и тот, кто берет ее себе, присваивает чужое имущество. Таковы предметы, имеющие четкие опо- знавательные признаки, по которым их можно иден- тифицировать, так что владелец, потеряв их, не теряет
1
Берешит, 3:19.
2
Берешит, 2:7.
3
Коѓелет (Экклезиаст), 12:7.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
109
надежды их найти. Соответственно, забравший этот предмет себе словно крадет его. Однако если никаких опознавательных признаков, по которым владельцы могли бы его опознать, нет, их право собственности на потерянный предмет аннулируется, а он становится
«никому не принадлежащим». В первом случае тот, взял утраченную вещь себе, обязан вернуть пропажу.
И не в качестве доброго дела, а на основе повеления вернуть украденное (см. закон 63). Однако, поскольку на нееврее не лежит обязанности возвращать найден- ное, он может просто пройти мимо, не беря утерянную вещь. Поэтому тот, кто поднимет пропажу и вернет ее владельцу, совершит акт милосердия. Это же относит- ся и к тому, кто вернет владельцам вещь, которую те уже отчаялись найти. В этом случае нашедший имеет право ее присвоить и, возвращая ее владельцу, он со- вершает милосердный поступок.
Разумеется, есть много иных видов милосердия. К ка- тегории милосердия относится любая помощь.
69
. НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ ЖИТЬ
В ПОДОБАЮЩЕМ ОКРУЖЕНИИ, ОТДАЛЯЯСЬ
ОТ ДУРНОГО ОБЩЕСТВА И ДУРНЫХ ДРУЗЕЙ
На человека непосредственно влияет и среда, в кото- рой он живет, и общество в целом. Поэтому следует стремиться, насколько возможно, жить в подходя- щем окружении, которое не будет оказывать дур- ного влияния. Тора в этой связи требует не заклю- чать союз с язычниками, как сказано: «Не заключай с ними союза»
1
. Смысл этого запрета в том, чтобы, по возможности, ограничить контакты с язычниками и
1
Дварим, 7:2.