Файл: Специфика закупки произведений искусства и культуры для государственных нужд.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
осуществляться это может лишь определенными специалистами, имеющие необходимые навыки при обращении с культурными ценностями, объектами культурного наследия.
В-четвертых, существуют случаи необходимости страхования культурных ценностей. Страхование подобных объектов имеют ряд особенностей по части условий и специальных требований, которые предъявляет страховщик.
Кроме всего вышеупомянутого государственные муниципальные закупки в сфере культуры и искусств могут представлять собой так называемые «творческие» товары. Это декорации, аудио и видео инсталляции, сценические костюмы, экспозиции, которые по своей сути иногда тоже оказываются произведениями искусства, а к их созданию необходимо не только умение и тщательность работы, но и особый творческий подход, вдохновение и внутреннее состояние.
Рассматриваемый в первой части работы Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» содержит попытки учесть специфику закупок в сфере культуры и искусства, а именно им предусмотрены следующие особенности:
2.2 Особенности отдельных закупок. Основания и условия проведения конкурсов с ограниченным участием и закрытых торгов в сфере культуры и искусства
Основанием для утверждения возможности выбора исполнителя путем такой формы как конкурс с ограниченным участием является п. 2 ст. 56 Закона №44-ФЗ, который предусматривает, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участие, в том числе в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системе обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда[1]. Законодательно определено, что под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении подобного конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (п.1 ст. 56 Закона №44-ФЗ)
В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона № 44-ФЗ, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ. Дополнительные требования устанавливаются для проведения предквалификационного отбора и не могут играть основную роль как критерий оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием. Таким образом, отличительной особенностью конкурса с ограниченным участием является предъявление к участникам дополнительных требований наряду с едиными требованиями, установленными ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ[1].
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона №44-ФЗ дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ и услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации. Стоит отметить, что правом установления дополнительных требований к участникам закупок обладает исключительно Правительство РФ, ни иные органы власти, ни заказчики, никто не уполномочен по данному вопросу.
В нынешнем временном отрезке дополнительные требования к участникам для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда Правительства Российской Федерации не установлены.
Вместе с тем ч. 2.1 ст. 56 установлено, что заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ, путем проведения: электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). К участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием. Таким образом, если сегодня дополнительные требования к участникам закупок для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда Правительством Российской Федерации не установлены, то такие работы и услуги не могут закупаться путем проведения конкурсов с ограниченным участием. Учитывая положения ч. 2, 2.1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ невозможно и проведение открытых и закрытых конкурсов без установления дополнительных требований к участникам на такие работы и услуги. Следовательно, до тех пор пока Правительством Российской Федерации не будут установлены соответствующие дополнительные требования, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда, возможно закупать только путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, за- проса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), причем без установления дополнительных требований.
Одним из актуальных вопросов в осуществлении закупок в сфере культуры и искусства является выбор закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких как: закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, при которых в соответствии с положениями ст. 85 и ст. 86 Закона №44-ФЗ информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Законом №44-ФЗ, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Анализируя в настоящей главе наиболее редкие способы определения поставщика, следует отметить, что выбор вышеупомянутых форм обуславливается спецификой сферы, для которой осуществляется те или иные закупки. Сфера культуры и искусства отличается определенными особенностями, учет которых необходим при осуществлении закупок, особенно специфических товаров и услуг, этим фактором и руководствуются при выборе способа определения поставщика. Зачастую это закрытые формы или конкурс с ограниченным участием. Закон №44-ФЗ во многом учитывает специфику сферы культуры и искусств, что и было рассмотрено в настоящем параграфе.
Заключение
Контрактная система в Российской Федерации представляет собой сложное явление, а сам процесс закупок во многом вызывает те или иные опросы у всех участников. Большой список, законодательной базы, нормативно-правовых актов, регулирующую сферу закупок, во многом усложняет понимание и осуществления государственных и муниципальных заказов. Не редки случаи, когда один из участников процесса закупок несет различного вида ответственность только лишь по причине не учета нюансов контрактной системы.
В настоящей работе были рассмотрены основные понятие, законодательство в области закупок, участники и некоторые особенности закупок в сфере культуры и искусства. Что касается закупок в сфере культуры и искусства, то интерес представляют отдельные способы определения поставщика, которые бы удовлетворяли потребность специфики сферы. Открытые торги в практике закупок рассматриваются как исходный способ определения поставщика. Возможность применения других форм всегда обуславливается определенными обстоятельствами, которыми и является особенность выбранной сферы. Так, проведение конкурса и аукциона на товары, работы и услуги, которые по причине специализированных технических или технологических, узкопрофильного характера, не способны подойти в такому виду закупки а, следовательно, эффективность выполнения государственного или муниципального заказа резко падает. Сфера культуры и искусств по-прежнему остается зеркалом нашей нации и все необходимые товары, работы и услуги идут во благо воспитания нового поколения путем знакомства с историческими документами и архивами, музейными экспонатами и архитектурным достоянием.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Учебная и справочная литература
1. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" / А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова. - М.: Деловой двор, 2017. - 592 c.
2. Госзакупки. Новые правила игры: моногр. . - М.: Инфотропик Медиа, 2017. - 368 c.
3. Доронин, С. Н. Госзакупки. Законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления / С.Н. Доронин, Н.А. Рыхтикова, А.О. Васильев. - М.: Форум, 2019. - 232 c.
4. Костенников, М. В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы: моногр. / М.В. Костенников, А.В. Куракин. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2019. - 128 c.
В-четвертых, существуют случаи необходимости страхования культурных ценностей. Страхование подобных объектов имеют ряд особенностей по части условий и специальных требований, которые предъявляет страховщик.
Кроме всего вышеупомянутого государственные муниципальные закупки в сфере культуры и искусств могут представлять собой так называемые «творческие» товары. Это декорации, аудио и видео инсталляции, сценические костюмы, экспозиции, которые по своей сути иногда тоже оказываются произведениями искусства, а к их созданию необходимо не только умение и тщательность работы, но и особый творческий подход, вдохновение и внутреннее состояние.
Рассматриваемый в первой части работы Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» содержит попытки учесть специфику закупок в сфере культуры и искусства, а именно им предусмотрены следующие особенности:
-
на закупки так называемой «творческой» продукции – произведения литературы и искусства можно проводить «творческий» конкурс -
при закупке работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), кроме научно-методического руководства, технического и авторского надзора, предусмотрены особенности обоснования начальной (максимальной) цены контракта - проектно-сметный метод (п. 2 ч.9 ст. 22) -
при проведении конкурса на поставку товара, выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и искусства установлена возможность продлить срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 53) -
при закупке выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейного фонда РФ, документов архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов возможный способ – конкурс с ограниченным участием (ч.2. ст. 56) -
на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей государственного фонда драгметаллов и драгкамней РФ, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных предметов, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение, установлена возможность проводить закрытые торги (п. 3 ч. 2 ст. 84, ч. 4 ст. 85, ч. 5 ст. 86); -
также установлена возможность закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя по целому ряду специфических оснований (п. 5, 10, 13, 17, 18, 19, 37 ч. 1 ст. 93): – осуществление закупки государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей.
2.2 Особенности отдельных закупок. Основания и условия проведения конкурсов с ограниченным участием и закрытых торгов в сфере культуры и искусства
Основанием для утверждения возможности выбора исполнителя путем такой формы как конкурс с ограниченным участием является п. 2 ст. 56 Закона №44-ФЗ, который предусматривает, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участие, в том числе в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системе обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда[1]. Законодательно определено, что под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении подобного конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (п.1 ст. 56 Закона №44-ФЗ)
В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона № 44-ФЗ, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ. Дополнительные требования устанавливаются для проведения предквалификационного отбора и не могут играть основную роль как критерий оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием. Таким образом, отличительной особенностью конкурса с ограниченным участием является предъявление к участникам дополнительных требований наряду с едиными требованиями, установленными ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ[1].
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона №44-ФЗ дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ и услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации. Стоит отметить, что правом установления дополнительных требований к участникам закупок обладает исключительно Правительство РФ, ни иные органы власти, ни заказчики, никто не уполномочен по данному вопросу.
В нынешнем временном отрезке дополнительные требования к участникам для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда Правительства Российской Федерации не установлены.
Вместе с тем ч. 2.1 ст. 56 установлено, что заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ, путем проведения: электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). К участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием. Таким образом, если сегодня дополнительные требования к участникам закупок для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда Правительством Российской Федерации не установлены, то такие работы и услуги не могут закупаться путем проведения конкурсов с ограниченным участием. Учитывая положения ч. 2, 2.1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ невозможно и проведение открытых и закрытых конкурсов без установления дополнительных требований к участникам на такие работы и услуги. Следовательно, до тех пор пока Правительством Российской Федерации не будут установлены соответствующие дополнительные требования, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда, возможно закупать только путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, за- проса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), причем без установления дополнительных требований.
Одним из актуальных вопросов в осуществлении закупок в сфере культуры и искусства является выбор закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких как: закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, при которых в соответствии с положениями ст. 85 и ст. 86 Закона №44-ФЗ информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Законом №44-ФЗ, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Анализируя в настоящей главе наиболее редкие способы определения поставщика, следует отметить, что выбор вышеупомянутых форм обуславливается спецификой сферы, для которой осуществляется те или иные закупки. Сфера культуры и искусства отличается определенными особенностями, учет которых необходим при осуществлении закупок, особенно специфических товаров и услуг, этим фактором и руководствуются при выборе способа определения поставщика. Зачастую это закрытые формы или конкурс с ограниченным участием. Закон №44-ФЗ во многом учитывает специфику сферы культуры и искусств, что и было рассмотрено в настоящем параграфе.
Заключение
Контрактная система в Российской Федерации представляет собой сложное явление, а сам процесс закупок во многом вызывает те или иные опросы у всех участников. Большой список, законодательной базы, нормативно-правовых актов, регулирующую сферу закупок, во многом усложняет понимание и осуществления государственных и муниципальных заказов. Не редки случаи, когда один из участников процесса закупок несет различного вида ответственность только лишь по причине не учета нюансов контрактной системы.
В настоящей работе были рассмотрены основные понятие, законодательство в области закупок, участники и некоторые особенности закупок в сфере культуры и искусства. Что касается закупок в сфере культуры и искусства, то интерес представляют отдельные способы определения поставщика, которые бы удовлетворяли потребность специфики сферы. Открытые торги в практике закупок рассматриваются как исходный способ определения поставщика. Возможность применения других форм всегда обуславливается определенными обстоятельствами, которыми и является особенность выбранной сферы. Так, проведение конкурса и аукциона на товары, работы и услуги, которые по причине специализированных технических или технологических, узкопрофильного характера, не способны подойти в такому виду закупки а, следовательно, эффективность выполнения государственного или муниципального заказа резко падает. Сфера культуры и искусств по-прежнему остается зеркалом нашей нации и все необходимые товары, работы и услуги идут во благо воспитания нового поколения путем знакомства с историческими документами и архивами, музейными экспонатами и архитектурным достоянием.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
-
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (действующая редакция, 2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (принят ГД ФС РФ 22.03.2013) . – Справочная система КонсультантПлюс. -
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. № 926 «Об утверждении общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельными видами товаров, работ, услуг» -
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характер способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиями. -
Приказ Минкультуры России от 23.06.2015 № 1827
"О наделении ФГКУ "Центрреставрация" полномочиями по осуществлению закупок работ по реставрации, приспособлению для современного использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и об утверждении Порядка взаимодействия Минкультуры России, иных заказчиков, находящихся в ведении Минкультуры России, с ФГКУ "Центрреставрация" при осуществлении централизованных закупок работ по реставрации, приспособлению для современного использования объектов культурного наследия" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.11.2015 N 39740)
Учебная и справочная литература
1. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" / А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова. - М.: Деловой двор, 2017. - 592 c.
2. Госзакупки. Новые правила игры: моногр. . - М.: Инфотропик Медиа, 2017. - 368 c.
3. Доронин, С. Н. Госзакупки. Законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления / С.Н. Доронин, Н.А. Рыхтикова, А.О. Васильев. - М.: Форум, 2019. - 232 c.
4. Костенников, М. В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы: моногр. / М.В. Костенников, А.В. Куракин. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2019. - 128 c.