Файл: Специфика закупки произведений искусства и культуры для государственных нужд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реферат
по предмету: Государственное и муниципальное управление

на тему: Специфика закупки произведений искусства и культуры для государственных нужд







Выполнил:

Проверил:

2023

Содержание
Введение…………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы понятия «государственные закупки………….4

1.1 Понятие, сущность и содержание законодательства, регулирующее закупочную деятельность в РФ ………………………………….………………4

1.2 Участники закупочной деятельности …………………………….…..6

2. Особенности закупок в области культуры и искусства……………….8

2.1 Определение специфики закупок в области культуры и искусства...8

2.2 Особенности отдельных закупок. Основания и условия проведения конкурсов с ограниченным участием и закрытых торгов в сфере культуры и искусства…………………………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………..16

Список использованной литературы…………………………………….17
Введение
Актуальность данной темы, главным образом, обуславливается тем, что система закупок в современной экономике является обязательным инструментом управлении финансами и другими экономическими ресурсами. Также следует признать, что кроме обеспечения общественных потребностей, с помощью системы закупок государство выполняет свои функции регулирования экономики.

Государственные закупки - важный компонент экономики. Число специалистов, занятых в сфере госзаказа, достигло одного миллиона человек. Стоит также заметить признаки роста конкуренция на рынке ведь среднее число участников закупок из расчета на одну закупочную процедуру увеличилось в прошлом году с 4 до 6, а доля электронных аукционов составила 70% от общего количества размещенных извещений, что лишь незначительно меньше уровня 2014 года. Кроме того, прозрачность механизма закупок на всех стадиях позволяет предотвратить сокращение бюджетных расходов при закупках продукции для государственных нужд и повысить экономическую эффективность работы исполнительных органов государственной власти.


Цель настоящей работы состоит в анализе и определении специфики системы закупок в сфере культуры и искусства. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность и нормативно-правовое обеспечение понятия «государственные закупки»

- изучить содержание и участников закупочной деятельности

- определить специфику закупочной деятельности в сфере культуры и искусства

1. Теоретические основы понятия «государственные закупки»
1.1 Понятие, сущность и содержание законодательства, регулирующее закупочную деятельность в РФ
Институт государственных закупок представляет собой элемент системы поддержки стабильности (социальной и экономической), обеспечивает поступательный рост экономики. Государственные закупки реализуются с целью решения задач общенациональной важности. Во главе стоит приоритет по удовлетворению общественных потребностей. Реализация происходит путем выполнения государством собственных хозяйствующих и организационных функций.

Основной целью государственных закупок выступает предоставление контрактов на поставку товаров, услуг и работ подрядчикам с целью поддержания операций непосредственно государства согласно принципам и процедурам, которые установлены в действующих правилах государственных закупок в Российской Федерации.

Сегодня для многих субъектов малого и среднего бизнеса государственные закупки являются законным способом получить большие прибыли в связи с тем, что в сфере государственных закупок обращаются значительные бюджетные средства.

Рассмотрим структуру государственных закупок в Российской Федерации по видам (см. рис. 1).

На данный момент существует довольно много нормативных правовых актов, регламентирующих сферу государственных закупок в нашей стране. Наиболее значимыми являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также иные федеральные законы. Наиболее значимыми являются Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ)[1] и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ) .



Рисунок 1. Структура государственных закупок по видам



44-ФЗ регламентирует государственные закупки для организаций, бюджет которых формируется государственными средствами. К данным организациям относятся администрации городов и округов, министерства, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и многие другие. В свою очередь 223-ФЗ регламентирует процесс государственных закупок для организаций и корпораций, доля государства в которых превышает 50 процентов.

Согласно 44-ФЗ с 1 января 2019 г. все заказчики на этапе выбора поставщика обязаны использовать только электронные закупки. При этом характерен тот факт, что закрытые процедуры, согласно решению Правительства РФ, также могут осуществляться в электронной форме. Введение обязательного использования электронных закупок заказчиками в значительной степени упростило процедуру участия поставщиков, которые находятся в других регионах, а также не требует дополнительной оплаты почтовых и курьерских служб.

Стоит отметить, что с 1 января 2020 г. Правительство РФ предприняло меры для сокращения сроков оплаты государственных заказов. В сентябре 2019 года было подписано постановление, которое сократило до 15 дней максимальный срок оплаты по 223-ФЗ. Данное нововведение вступает в силу с 1 января 2020 г. и распространяется на все контракты, заключаемые после данной даты[3].

Однако, не взирая на совершенствование института государственных закупок, на сегодняшний день наблюдаются проблемы в данной отрасли, среди которых можно выделить не профессиональное поведение заказчиков, недобросовестное отношение поставщиков, применение устаревших методик для оценки первоначальной цены контракта, регулярное применение неконкурентных методов определения поставщика, а также сложнейшая структура законодательного регулирования государственных закупок. Устранение данных проблем будет способствовать прозрачности и гласности всех процедур государственных закупок, что в целом позволит более эффективно расходовать бюджетные средства.
1.2 Участники закупочной деятельности
Законодательно установлен достаточно широкий круг лиц, которые могут выступать в качестве участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ):

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения таких лиц и места происхождения их капитала);

  • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе один или несколько ИП).


Кроме того, участниками закупки могут быть аффилированные между собой лица. Такое мнение выразило Минэкономразвития в своем письме от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371.

Форма объединения лиц для участия в закупке российским законодательством прямо не определена. На практике же подавляющее большинство подобных объединений основывается на договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности)[2].

Участником закупки не может выступать:

  • организатор закупки, заказчик,

  • работники организатора или заказчика (п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон № 135-ФЗ)).

Кроме того, родственники заказчика так же не смогут принять участие в закупках по 223-ФЗ. Минфин подготовил поправки в Закон № 223 — ФЗ, устанавливающие запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих родственные связи с заказчиком. Текст законопроекта опубликован на едином портале проектов нормативных актов. В Минфине предполагают, что поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.

Заказчик должен точно определить, кто и в каких случаях признается участником закупки. Так как в Законе № 223-ФЗ такие указания отсутствуют, то термин «участник закупки», а также условия приобретения этого статуса, должны быть закреплены в положении о закупке.

Почему этот вопрос имеет существенное значение? Частью 9 и 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участникам закупки предоставлено право обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, как в судебном, так и во внесудебном порядке (в соответствии со ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ), а положением о закупке предусматриваются и иные права. Например, может быть предусмотрено право обжалования действий организатора закупки в вышестоящий ведомственный орган (специализированную комиссию по рассмотрению споров).
2. Особенности закупок в сфере культуры и искусств
2.1 Определение специфики закупок в сфере культуры и искусств
Рассматривая особенности закупок в сфере культуры и искусства, необходимо определить основное понятие «закупок в сфере культуры и искусства». В первую очередь, данное понятие относится к закупкам учреждений культуры, но осуществление закупок возможно и органами управления. Как пример, Министерство культуры Российской Федерации проводит аукционы на закупку необходимых товаров и услуг для государственных нужд[6].

Имея четкое направление, так называемый, профиль, как и любая другая сфера, сфера культуры и искусств включает в себя общехозяйственные и социально-значимые нужды. Поэтому целесообразным будет
принять разделение на две группы закупок, которые осуществляют учреждения культуры и органы управления в этой сфере:

- закупки товаров, работ, услуг, необходимых для повседневного функционирования учреждений и органов власти, осуществляющих деятельность в сфере культуры (среди них канцелярские товары, необходимая офисная техника, мебель и др.)

- закупки, которые обозначить как закупки в области культуры любые товары, работы, услуги, которые имеют непосредственное отношение к культурным ценностям, объектам культурного наследия. Таким образом, к ним относятся:

- поставка товаров, представляющие собой культурные ценности, например, музейные экспонаты или предметы для пополнения библиотечных фондов;

- сохранение и реставрация культурных ценностей, объектов культурного наследия

- обеспечение охраны культурных ценностей и культурных объектов

- страхование культурных ценностей, объектов культурного наследия

- организация выставок, выступлений, фестивалей, гастролей

- разработка программного обеспечения для учета культурных ценностей, музейных экспонатов

- работы, услуги, связанные с доступом в помещении, где находятся культурные ценности

- повесочные и упаковочные работы, затрагивающие культурные ценности

Из подобного разделения следует, что закупки первой группы не имеет каких-либо особенностей в процедуре осуществлении закупок и выборе поставщика. В свою очередь, закупки второй группы могут осуществляться только с учетом определенных обстоятельств, связанные со спецификой сферы культуры и искусства.

Следует выделить несколько особенностей, учет которых необходим при осуществлении государственных и муниципальных закупок в сфере культуры и искусства.

Во-первых, культурные ценности, а также объекты культурного наследия требуют особо бережного обращения. Подобный фактор следует учитывать при проведении реставрационных работ, ремонте и транспортировке. В противном случае неаккуратное обращение может привести к порче или утрате объектов культуры[5].

Во-вторых, культурные ценности нуждаются в особо усиленной охране, что приводит к выводам о том, что перевозку необходимо осуществлять с помощью специализированных охранных предприятий, которые по степени обучения и навыкам могут обеспечить подобную услугу с гарантией качества.

В-третьих, как культурные ценности, так и объекты культурного наследия, необходимо оборудовать пожарно-охранной сигнализацией, установка которых возможно только при соблюдении специфики объекта. Также