ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2021

Просмотров: 4858

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

362

5.1.13.

Расстояние в свету между корпусом машины и стеной здания или между корпусами, а также между
торцами рядом стоящих машин при наличии прохода с другой стороны машин должно быть не менее
0,3 м при высоте машин до 1 м от уровня пола и не менее 0,6 м при высоте машин более 1 м.

Ширина прохода обслуживания между машинами и фасадом (лицевой стороной обслуживания)

пульта управления или щита управления должна быть не менее 2 м. При установке щитов в шкафу это
расстояние выбирается от машины до закрытой двери или стенки шкафа.

Указанные требования не относятся к постам местного управления приводами.
Ширина прохода между корпусом машины и торцом пульта управления или щита управления должна

быть не менее 1 м.

5.1.14.

Ширина прохода обслуживания в свету между рядом шкафов с электрооборудованием напряжением до
1 кВ и частями здания или оборудования должна быть не менее 1 м, а при открытой дверце шкафа — не
менее 0,6 м; при двухрядном расположении шкафов ширина прохода в свету между ними должна быть
не менее 1,2 м, а между открытыми противоположными дверцами — не менее 0,6 м.

Допускается установка машин мощностью до 10 кВт и малогабаритного оборудования в проходах

обслуживания за распределительными щитами, стеллажами, пультами и другими подобными элемен-
тами РУ до 1 кВ за счет местного сужения проходов в свету до значения не менее 0,6 м, при этом
расстояние от корпуса машины или аппарата до токоведущих частей щита должно быть не менее ука-
занного в 4.1.21, п. 2.

Размеры проходов обслуживания для РУ, щитов и другого оборудования должны удовлетворять

требованиям, приведенным в 4.1.21—4.1.23 и 4.2.86.

В подвальном этаже ЭМП следует предусматривать выполнение кабельного этажа или кабельного

туннеля при открытой прокладке более 350 силовых и контрольных кабелей или более 150 силовых
кабелей в наиболее загруженном кабелями сечении подвала.

Ширина проходов в кабельных сооружениях должна приниматься в соответствии с 2.3.123 и 2.3.125.

Ряды кабельных конструкций с кабелями в этих сооружениях не должны образовывать тупиков длиной
более 7 м. Во избежание образования тупиков допускается устройство прохода под кабелями высотой
в свету не менее 1,5 м от пола. Над таким проходом допускается уменьшенное расстояние между пол-
ками, обеспечивающее возможность демонтажа кабелей, но не менее 100 мм.

5.1.15.

Непосредственно в ЭМП допускается открыто устанавливать:

1. Маслонаполненные пусковые и пускорегулирующие  устройства для электрических машин до

и выше 1 кВ (автотрансформаторы, реакторы, реостаты и т.п.) при массе масла до 600 кг.

2. Трансформаторы мощностью до 1,6 MB 

А, автотрансформаторы, измерительные трансформа-

торы и другие аппараты с массой масла до 2 т, которые имеют повышенную прочность баков и уплотне-
ния, исключающие течь масла, а также (для трансформаторов и автотрансформаторов) газовую защиту
или реле давления, работающие на сигнал.

Допускается совместная установка группы, состоящей не более чем из двух указанных трансфор-

маторов (аппаратов), при расстоянии между отдельными группами не менее 10 м в свету.

3. Трансформаторы сухие или наполненные негорючими жидкостями без ограничения мощности

и количества.

4. Металлические КРУ, подстанции до 1 кВ и выше, батареи конденсаторов или отдельные конден-

саторы.

5. Аккумуляторные батареи закрытого типа при условии устройства вытяжного приспособления

или зарядки в специальных помещениях или шкафах.

6. Полупроводниковые преобразователи.
7. Щиты управления, защиты, измерения, сигнализации, а также щиты блоков и станций управле-

ния с установленными на них аппаратами, имеющими на лицевой или задней стороне открытые токо-
ведущие части.

8. Неизолированные токопроводы до 1 кВ и выше.
9. Оборудование охлаждения электрических машин.

5.1.16.

При расположении в ЭМП маслонаполненного электрооборудования в закрытых камерах с выкаткой
внутрь ЭМП масса масла в оборудовании, установленном в одной камере или в группе смежных камер,
должна  быть не более 6,5 т, а расстояние в свету между двумя камерами или группами камер — не
менее 50 м.

Если это расстояние не может быть выдержано или если масса масла в одной камере или в группе

смежных камер более 6,5 т, то маслонаполненное электрооборудование должно размещаться в камерах
с выкаткой наружу или в коридор, специально предназначенный для этой цели, либо в производствен-
ное помещение с производством категорий Г или Д по СНиП Госстроя России.


background image

363

5.1.17.

Отметка верхней поверхности фундаментных плит вращающихся машин, не связанных с механиче-
ским оборудованием (преобразовательные, возбудительные, зарядные агрегаты и т.д.), должна быть
выше отметки чистого пола не менее чем на 50 мм. Отметка верхней поверхности фундаментных плит
вращающихся машин, связанных с механическим оборудованием, определяется требованиями, предъяв-
ляемыми к его установке.

5.1.18.

Сквозной проход через ЭМП трубопроводов, содержащих взрывоопасные газы, горючие или легковос-
пламеняющиеся жидкости, не допускается. В ЭМП разрешается прокладывать только трубопроводы,
непосредственно относящиеся к установленному в них оборудованию. Холодные трубопроводы долж-
ны иметь защиту от отпотевания. Горячие трубопроводы должны иметь тепловую несгораемую изоля-
цию в тех местах, где это необходимо для защиты персонала или оборудования. Трубопроводы должны
иметь отличительную окраску.

5.1.19.

В случаях, когда верхняя отметка фундаментной плиты машины находится выше или ниже отметки
пола ЭМП более чем на 400 мм, вокруг машины должна быть предусмотрена несгораемая площадка
шириной не менее 600 мм с поручнями и лестницами. Площадки обслуживания, расположенные на
высоте до 2 м над уровнем пола, должны ограждаться перилами, а на высоте более 2 м — перилами
и бортовыми барьерами. Для входа на площадки должны предусматриваться ступеньки.

5.1.20.

При наличии на предприятии железнодорожной сети, связанной с железной дорогой общего пользова-
ния, и при доставке тяжеловесного оборудования по железной дороге рекомендуется предусматривать
железнодорожную ветку нормальной колеи с тупиковым заходом в ЭМП. Длина тупикового захода
должна обеспечивать возможность снятия оборудования с открытой платформы при помощи грузо-
подъемных устройств ЭМП.

Если доставка оборудования производится автотранспортом, рекомендуется предусматривать воз-

можность заезда автотранспорта в ЭМП, в зону действия грузоподъемных устройств.

5.1.21.

Электрические машины должны быть установлены таким образом, чтобы их работа не вызвала шума
и вибрации самой машины, фундамента или частей здания выше допустимых пределов.

5.1.22.

Для производства монтажных и ремонтных работ в ЭМП должны быть предусмотрены специальные
площадки  (монтажные площадки) или использованы свободные площадки между  оборудованием,
рассчитанные на наиболее тяжелую, практически возможную нагрузку от оборудования и располо-
женные в зоне действия грузоподъемных  устройств  ЭМП. Внешние контуры пола монтажной пло-
щадки должны быть обозначены краской или метлахской плиткой, отличающимися по цвету от дру-
гих частей пола.

Участки ЭМП, по которым транспортируется оборудование, должны быть рассчитаны на нагрузку

транспортируемого оборудования. Контуры этих участков следует обозначить краской или плиткой.

Размеры монтажных площадок определяются по габариту наибольшей детали (в упаковке), для

размещения которой они предназначены, с запасом в 1 м на сторону. Места установки стоек для разме-
щения якорей крупных электрических машин на монтажных площадках должны быть рассчитаны на
нагрузку от веса этих якорей и стоек и иметь отличительную окраску. На монтажных площадках долж-
ны быть нанесены надписи с указанием значения наибольшей допустимой нагрузки.

5.1.23.

Электрические светильники в ЭМП не следует располагать над открытыми шинами РУ и открытыми
токопроводами. Электрические светильники, обслуживаемые с пола, не следует располагать над вра-
щающимися машинами.

СМАЗКА ПОДШИПНИКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

5.1.24.

Системы циркуляционной смазки электрических машин и технологических механизмов рекомендует-
ся объединять при условии, если применяемый сорт масла пригоден для тех и других и если технологи-
ческие механизмы не являются источником засорения масла металлической пылью, водой или другими
вредными примесями.

5.1.25.

Оборудование централизованных систем смазки, в том числе предназначенной только для электриче-
ских машин, следует устанавливать вне ЭМП.

5.1.26.

Система смазки электрических машин мощностью более 1 МВт должна быть снабжена указателями
уровня масла и приборами контроля температуры масла и подшипников, а при наличии циркуляцион-
ной смазки, кроме того, приборами контроля протекания масла.

5.1.27.

Трубопроводы масла и воды могут прокладываться к подшипникам открыто или в каналах со съемны-
ми покрытиями из несгораемых материалов. В необходимых случаях допускается также скрытая про-
кладка трубопроводов в земле или бетоне.

Соединение труб с арматурой допускается фланцами.


background image

364

Диафрагмы и вентили должны устанавливаться непосредственно у мест подвода смазки к подшип-

никам электрических машин.

Трубы, подводящие масло к подшипникам, электрически изолированным от фундаментной плиты,

должны быть электрически изолированы от подшипников и других деталей машины. Каждая труба
должна иметь не менее двух изоляционных промежутков или изолирующую вставку длиной не менее
0,1 м.

5.1.28.

В необходимых случаях ЭМП должны быть оборудованы резервуарами и системой трубопроводов для
спуска грязного масла из маслонаполненного электрооборудования. Спуск масла в канализацию запре-
щается.

ВЕНТИЛЯЦИЯ И ОТОПЛЕНИЕ

5.1.29.

Для ЭМП должны быть предусмотрены меры  по удалению избыточной теплоты, выделяемой электри-
ческими машинами, резисторами и аппаратурой.

Температура воздуха в ЭМП, в которых работают люди, должна соответствовать санитарным нормам.
Температура воздуха для охлаждения работающих электрических машин не должна превышать

плюс 40°С. Воздух для охлаждения электрических машин должен быть очищен от пыли. Воздух, по-
ступающий в остановленные электрические машины, должен иметь температуру не менее плюс 5°С.

Для машин с разомкнутым циклом вентиляции должны быть предусмотрены на подводящих и от-

водящих воздухопроводах жалюзи, закрываемые для предотвращения всасывания окружающего воз-
духа в остановленную машину.

Электромашинные помещения должны быть оборудованы приборами контроля температуры.

5.1.30.

Помещения открытой аккумуляторной батареи и конденсаторной установки, расположенные внутри
ЭМП, должны иметь отдельные системы вентиляции согласно требованиям, приведенным соответ-
ственно в гл. 4.4 и 5.6.

5.1.31.

В местностях с загрязненным воздухом здания ЭМП следует выполнять таким образом, чтобы обеспе-
чивалась возможность попадания в них только очищенного воздуха. Для этого двери, ворота и другие
проемы должны иметь уплотнения. Эти здания рекомендуется выполнять без окон и фонарей или с пы-
ленепроницаемыми световыми проемами, например с заполнением стеклоблоками. Система общей вен-
тиляции здания ЭМП должна предотвращать возможность подсоса неочищенного воздуха.

5.1.32.

В вентиляционных камерах и каналах санитарно-технической вентиляции прокладка кабелей и прово-
дов не разрешается. Допускается только пересечение камер и каналов проводами и кабелями, проло-
женными в стальных трубах.

В камерах и каналах вентиляции электрических машин допускается прокладка проводов и кабелей

с оболочками из несгораемых и трудносгораемых материалов, а также неизолированных шин. Устанав-
ливать в вентиляционных каналах и камерах машин кабельные муфты и другое электрооборудование
не допускается.

5.1.33.

В ЭМП рекомендуется предусматривать раздельные системы вентиляции для первого этажа, подвала
и других изолированных помещений. Допускается устройство общей системы вентиляции при наличии
управляемых заслонок, позволяющих отсечь подачу воздуха в отдельные помещения в случае пожара.

В ЭМП не следует размещать установки для вентиляции смежных пожароопасных помещений (на-

пример, маслоподвалов).

СТРОИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5.1.34.

В ЭМП с постоянным дежурством персонала должны быть предусмотрены комфортные помещения
для дежурного персонала, оборудованные необходимыми средствами сигнализации, измерения и связи
с подачей кондиционированного воздуха, и санузел для обслуживающего персонала, а также отопление
в соответствии с действующими санитарными требованиями.

5.1.35.

Стены  ЭМП до высоты не менее 2 м должны окрашиваться светлой масляной краской, а остальная
поверхность — светлой клеевой краской в соответствии с указаниями по рациональной цветовой от-
делке производственных помещений. Вентиляционные каналы, в том числе каналы в фундаментах ма-
шин, по всей внутренней поверхности должны окрашиваться светлой, не поддерживающей горения
краской или должны быть облицованы глазурованными плитками или пластикатовым покрытием, не
поддерживающим горения.

Электрооборудование в ЭМП должно быть окрашено в соответствии с указаниями по рациональ-

ной цветовой отделке оборудования.


background image

365

Полы ЭМП должны иметь покрытие, не допускающее образования пыли (например, цементное

с мраморной крошкой, из метлахской плитки).

5.1.36.

В качестве опор для перекрытия подвала ЭМП допускается использовать фундаменты машин при со-
блюдении требований СНиП Госстроя России на проектирование фундаментов машин с динамически-
ми нагрузками.

В перекрытиях ЭМП следует предусматривать монтажные люки или проемы для транспортировки

тяжелого и громоздкого оборудования с одного этажа на другой. Люки должны располагаться в зоне
действия грузоподъемного устройства. Перекрытие люка должно иметь ту же степень огнестойкости,
что и перекрытие, в котором расположен люк.

5.1.37.

Подвал ЭМП должен иметь дренажное устройство, а при высоком уровне грунтовых вод, кроме того,
и гидроизоляцию.

5.1.38.

Кабельные туннели, входящие в ЭМП, в месте примыкания к ЭМП должны быть отделены от них
перегородками с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч или дверями с пределом огнестойкости не
менее 0,6 ч. Двери должны открываться в обе стороны и иметь самозапирающийся замок, открываемый
без ключа со стороны туннеля.

ГЛАВА 5.2

ГЕНЕРАТОРЫ И СИНХРОННЫЕ КОМПЕНСАТОРЫ

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

5.2.1.

Настоящая глава Правил распространяется на стационарную установку в специальных помещениях
(машинных залах) или на открытом воздухе генераторов тепловых и гидравлических электростанций,
а также синхронных компенсаторов. Указанные установки должны отвечать также требованиям, при-
веденным в гл. 5.1, за исключением 5.1.2, 5.1.14, п. 8, 5.1.17, 5.1.31—5.1.33. Установка вспомогательно-
го оборудования генераторов и синхронных компенсаторов (электродвигателей, РУ и пускорегулиру-
ющей аппаратуры, щитов и др.) должна соответствовать требованиям соответствующих глав Правил.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.2.2.

Генераторы, синхронные компенсаторы и их вспомогательное оборудование, устанавливаемые на от-
крытом воздухе, должны иметь специальное исполнение.

5.2.3.

Конструкция генераторов и синхронных компенсаторов должна обеспечивать их нормальную эксплуа-
тацию и течение 20—25 лет с возможностью замены изнашивающихся и повреждаемых деталей и уз-
лов при помощи основных грузоподъемных механизмов и средств малой механизации без полной раз-
борки машины.

Конструкциями гидрогенератора и системы его водоснабжения должна быть предусмотрена воз-

можность полного удаления воды и отсутствия застойных зон при ремонте в любое время года.

5.2.4.

Генераторы и синхронные компенсаторы должны быть оборудованы контрольно-измерительными при-
борами в соответствии с гл. 1.6, устройствами управления, сигнализации, защиты в соответствии
с 3.2.34—3.2.50 и с 3.2.72—3.2.90, устройствами АГП защиты ротора от перенапряжений, АРВ в соот-
ветствии с 3.3.52—3.3.60, а также устройствами автоматики для обеспечения автоматического пуска,
работы и останова агрегата. Кроме того, турбогенераторы мощностью 100 МВт и более и синхронные
компенсаторы с водородным охлаждением должны быть оборудованы устройствами дистанционного
контроля вибрации подшипников. Турбо- и гидрогенераторы мощностью 300 МВт и более должны
быть оборудованы также осциллографами с записью предаварийного процесса.

5.2.5.

Панели управления, релейной защиты, автоматики, возбуждения и непосредственного водяного охлаж-
дения гидрогенератора должны, как правило, размещаться в непосредственной близости от него.

5.2.6.

Электрические и механические параметры мощных турбо- и гидрогенераторов должны, как правило,
приниматься оптимальными с точки зрения нагрузочной способности. При необходимости обеспече-
ния устойчивости работы параметры генераторов могут приниматься отличными от оптимальных с точки
зрения нагрузочной способности при обосновании технико-экономическими расчетами.

5.2.7.

Напряжение генераторов должно приниматься на основе технико-экономических расчетов по согласо-
ванию с заводом-изготовителем и в соответствии с требованиями действующих ГОСТ.


background image

366

5.2.8.

Установка дополнительного оборудования для использования гидрогенераторов в качестве синхрон-
ных компенсаторов должна быть обоснована технико-экономическими расчетами.

5.2.9.

Для монтажа, разборки и сборки генераторов, синхронных компенсаторов и их вспомогательного обору-
дования должны быть предусмотрены стационарные, передвижные или инвентарные подъемно-транс-
портные приспособления и механизмы.

5.2.10.

При применении наружных грузоподъемных кранов гидроэлектростанций должны быть предусмотре-
ны простые мероприятия для исключения воздействия дождя и снега на оборудование при продолжи-
тельном раскрытии помещений и монтажных площадок.

5.2.11.

Электростанции должны иметь помещения для хранения резервных стержней обмотки статора. Поме-
щения должны быть сухими, отапливаемыми, с температурой не ниже плюс 5°С, оборудованными спе-
циальными стеллажами.

ОХЛАЖДЕНИЕ  И СМАЗКА

5.2.12.

При питании морской или aгpecсивнo воздействующей пресной водой газоохладители, теплообменни-
ки и маслоохладители, трубопроводы и арматура к ним должны выполняться из материалов, стойких
к воздействию коррозии.

5.2.13.

Генераторы и синхронные компенсаторы с разомкнутой системой охлаждения и гидрогенераторы мощ-
ностью 1 МВт и бoлее с частичным отбором воздуха для отопления должны быть снабжены фильтрами
для очистки входящего в них извне воздуха, а также устройствами для быстрого прекращения его пода-
чи в случае возгорания генератора или синхронного компенсатора.

5.2.14.

Для генераторов и синхронных компенсаторов с замкнутой системой воздушного охлаждения должны
быть выполнены следующие мероприятия:

1. Камеры холодного и горячего воздуха должны иметь плотно закрывающиеся остекленные смот-

ровые лючки.

2. Двери камер холодного и горячего воздуха должны быть стальными, плотно закрывающимися,

открывающимися наружу и иметь самозапирающиеся замки, открываемые без ключа с внутренней
стороны камер.

3. Внутри камер холодного и горячего воздуха должно быть оборудовано освещение с выключате-

лями, вынесенными наружу.

4. Короба горячего воздуха, а также конденсаторы и водопроводы паровых турбин, если они нахо-

дятся в камерах охлаждения, должны быть покрыты тепловой изоляцией во избежание подогрева хо-
лодного воздуха и конденсации влаги на поверхности труб.

5. В камерах холодного воздуха должны быть устроены кюветы для удаления сконденсировавшей-

ся на воздухоохладителях воды. Для турбогенераторов конец трубы, выводящей воду в дренажный
канал, должен снабжаться гидравлическим затвором, при этом рекомендуется  установка  устройства
сигнализации, реагирующего на появление воды в сливной трубе.

6. Корпус, стыки, воздуховод и другие участки должны быть тщательно уплотнены для предотвра-

щения присоса воздуха в замкнутую систему вентиляции. В дверях камер холодного воздуха турбоге-
нераторов и синхронных компенсаторов должен быть выполнен организованный присос воздуха через
фильтр, который устанавливается в области разрежения (после воздухоохладителя).

7. Стены камер и воздушных коробов должны быть плотными, они должны быть окрашены свет-

лой, не поддерживающей горения краской или облицованы глазурованными плитками либо пластико-
вым покрытием, не поддерживающим горения. Полы камер и фундаменты должны иметь покрытие, не
допускающее образования пыли (например, цементное с мраморной крошкой, из керамической плитки).

5.2.15.

Турбогенераторы и синхронные компенсаторы с водородным охлаждением должны быть оборудованы:

1. Установкой централизованного снабжения водородом с механизацией погрузки и разгрузки газо-

вых баллонов, газопроводами подпитки газом и приборами контроля за параметрами газа (давление,
чистота и др.) в генераторе и синхронном компенсаторе.

Для подачи водорода от газовых резервуаров в машинный зал предусматривается одна магистраль

(при необходимости могут быть проложены две). Схема газопроводов выполняется кольцевой секцио-
нированной. Для синхронных компенсаторов выполняется одна магистраль.

Для предупреждения образования взрывоопасной газовой смеси на питающих водородных линиях

и на линиях подачи воздуха должна быть обеспечена возможность создания видимых разрывов перед
турбогенератором и синхронным компенсатором.

2. Установкой централизованного снабжения инертным газом (углекислым газом или азотом) с ме-

ханизацией погрузки и разгрузки газовых баллонов для вытеснения водорода или воздуха из генерато-