ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2021
Просмотров: 4873
Скачиваний: 1
382
Если главные троллеи имеют две или более секций, каждая из которых получает питание по отдель-
ной линии, то допускается посекционное отключение троллеев с принятием мер, исключающих воз-
можность попадания напряжения на отключенную секцию от других секций.
Выключатель, а при дистанционном управлении — аппарат управления выключателем должны иметь
приспособление для запирания на замок в отключенном положении, а также указатель положения:
«Включено», «Отключено».
5.4.36.
Для кранов, которые работают в тяжелом и очень тяжелом режимах, линию, питающую главные троллеи
до 1 кВ, рекомендуется защищать автоматическим выключателем.
5.4.37.
Главные троллеи должны быть оборудованы световой сигнализацией о наличии напряжения, а при
секционировании троллеев и наличии ремонтных участков этой сигнализацией должны быть оборудо-
ваны каждая секция и каждый ремонтный участок.
Рекомендуется непосредственное присоединение к троллеям сигнализаторов, в которых лампы све-
тятся при наличии напряжения на троллеях и гаснут с его исчезновением. При троллеях трехфазного
тока количество ламп сигнализаторов должно быть равно количеству фаз троллеев — по одной лампе,
включенной на каждую фазу, а при троллеях постоянного тока сигнализатор должен иметь две лампы,
включенные параллельно.
Для обеспечения долговечности ламп должны быть приняты меры (например, включение добавоч-
ных резисторов) по снижению напряжения на их зажимах на 10% номинального значения в нормаль-
ных условиях.
5.4.38.
Присоединение посторонних электроприемников к главным троллеям магнитных кранов, кранов, транс-
портирующих жидкий металл, а также других кранов, при работе которых исчезновение напряжения
может привести к аварии, не допускается.
5.4.39.
Главные троллеи жесткого типа должны быть окрашены, за исключением их контактной поверхности.
Цвет их окраски должен отличаться от цвета окраски конструкций здания и подкрановых балок, при-
чем рекомендуется красный цвет. В месте подвода питания на длине 100 мм троллеи должны быть
окрашены в соответствии с требованиями гл. 1.1.
5.4.40.
Для подачи напряжения на гибкий кабель портальных электрических кранов должны быть установле-
ны колонки, специально предназначенные для этой цели.
ВЫБОР И ПРОКЛАДКА ПРОВОДОВ
И КАБЕЛЕЙ
5.4.41.
Выбор и прокладка проводов и кабелей, применяемых на кранах, должны осуществляться в соответ-
ствии с требованиями гл. 2.1, 2.3 и настоящей главы.
5.4.42.
Прокладку проводов на кранах рекомендуется выполнять на лотках, в коробах и трубах.
5.4.43.
На кранах всех типов могут применяться провода и кабели с медными, алюмомедными или алюминие-
выми жилами.
Сечение жил проводов и кабелей вторичных цепей должно быть не менее 2,5 мм
2
для медных
жил и не менее 4 мм
2
для алюмомедных и алюминиевых жил. Допускается применение проводов
с многопроволочными жилами сечением не менее 1,5 мм
2
для медных жил и не менее 2,5 мм
2
для
алюмомедных и алюминиевых жил, при этом провода не должны нести механической нагрузки
(см. 5.4.44).
Для кранов, работающих в тяжелом и весьма тяжелом режимах, а также для кранов, работающих
с минеральными удобрениями, рекомендуется для вторичных цепей применять провода и кабели с мед-
ными жилами.
Для вторичных цепей напряжением до 60 В разрешается применение проводов и кабелей с медны-
ми многопроволочными жилами сечением не менее 0,5 мм
2
при условии, что присоединение жил вы-
полнено пайкой и провода не несут механической нагрузки.
Вторичные цепи на кранах, работающих с жидким и горячим металлом (разливочные, заливочные
и завалочные краны, краны нагревательных колодцев и др.), должны выполняться проводами и кабеля-
ми с медными жилами, а вторичные цепи на быстроходных кранах (уборочные краны, перегружате-
ли) — с медными или алюмомедными жилами (см. также 5.4.46).
Алюминиевые и алюмомедные жилы проводов и кабелей в первичных цепях кранов должны быть
многопроволочными сечением не менее 16 мм
2
. Применение проводов и кабелей с однопроволочньми
алюминиевыми и алюмомедными жилами в первичных цепях кранов не допускается.
5.4.44.
На электроталях, работающих как отдельно, так и входящих в состав других грузоподъемных машин,
допускается применение защищенных проводов с медными жилами сечением: во вторичных цепях
383
и цепях электромагнита тормоза не менее 0,75 мм
2
, в цепях электродвигателей не менее 1,5 мм
2
; кроме
того, в указанных случаях допускается применение защищенных многопроволочных проводов с алю-
миниевыми жилами сечением 2,5 мм
2
.
5.4.45.
Прокладка проводов и кабелей на кранах, работающих с жидким и горячим металлом, должна выпол-
няться в стальных трубах. На этих кранах не допускается прокладка в одной трубе силовых цепей
разных механизмов, цепей управления разных механизмов, силовых цепей и цепей управления одного
механизма.
5.4.46.
На кранах, работающих с жидким и горячим металлом, должны применяться теплостойкие провода
и кабели. Токовые нагрузки на них следует определять, исходя из температуры окружающего воздуха
60°С.
5.4.47.
В местах, где изоляция и оболочка проводов и кабелей могут подвергаться воздействию масла, следует
применять провода и кабели с маслостойкими изоляцией и оболочкой. В этих местах допускается при-
менение проводов и кабелей с немаслостойкими изоляцией и оболочкой при условии прокладки их
в трубах, имеющих герметичные вводы в электродвигатели, аппараты и т.п.
5.4.48.
Допустимые длительные нагрузки на провода и кабели должны определяться в соответствии с гл. 1.3.
5.4.49.
Напряжение на зажимах электродвигателей и в цепях управления ими при всех режимах работы элект-
рооборудования крана должно быть не ниже 85% номинального.
5.4.50.
Жилы проводов и кабелей всех цепей должны иметь маркировку.
УПРАВЛЕНИЕ, ЗАЩИТА, СИГНАЛИЗАЦИЯ
5.4.51.
Напряжение цепей управления и автоматики должно быть не выше 400 В переменного и 440 В постоян-
ного тока. На кранах, предназначенных для предприятий с электрической сетью 500 В, допускается
применение напряжения 500 В.
5.4.52.
Защита электрооборудования кранов должна выполняться в соответствии с требованиями гл. 3.1 и 5.3.
ОСВЕЩЕНИЕ
5.4.53.
В сетях до 42 В для питания цепей управления и освещения допускается использование в качестве
рабочего провода металлических конструкций крана в соответствии с требованиями гл. 2.1.
5.4.54.
Номинальное напряжение светильников рабочего освещения крана при переменном токе не должно
превышать 220 В. При напряжении сети трехфазного тока 380 В и выше питание светильников следует
осуществлять от понижающих трансформаторов. Допускается включать светильники в силовую сеть
трехфазного тока 380 В на линейное напряжение, соединяя их в звезду.
Для передвижных кранов, присоединяемых к сети 380/220 В гибким четырехжильным кабелем,
питание светильников необходимо осуществлять на напряжении фаза — нуль.
Допускается включать светильники в силовую есть напряжением до 600 В постоянного тока, соеди-
няя их последовательно.
Для освещения места работы крана он должен быть снабжен светильниками (прожекторами, фона-
рями).
5.4.55.
Для светильников ремонтного освещения должно применяться напряжение не выше 420 В с питанием
от трансформатора или аккумулятора, установленных на кране или в пункте ремонта крана; при пита-
нии от трансформатора должны быть выполнены требования гл. 6.2.
ЗАЗЕМЛЕНИЕ И ЗАНУЛЕНИЕ
5.4.56.
Заземление и зануление должны быть выполнены в соответствии с требованиями гл. 1.7. Считается
достаточным, если части, подлежащие заземлению или занулению, присоединены к металлическим
конструкциям крана, при этом должна быть обеспечена непрерывность электрической цепи металли-
ческих конструкций. Если электрооборудование крана установлено на его заземленных металлических
конструкциях и на опорных поверхностях предусмотрены зачищенные и незакрашенные места для
обеспечения электрического контакта, то дополнительного заземления не требуется.
Рельсы кранового пути должны быть надежно соединены на стыках (сваркой, приваркой перемы-
чек достаточного сечения, приваркой к металлическим подкрановым балкам) одна с другой для созда-
ния непрерывной электрической цепи. В электроустановках, для которых в качестве защитного ме-
роприятия применяется заземление или зануление, рельсы кранового пути должны быть соответственно
заземлены или занулены.
384
При установке крана на открытом воздухе рельсы кранового пути, кроме того, должны быть соеди-
нены между собой и заземлены, при этом для заземления рельсов необходимо предусматривать не ме-
нее двух заземлителей, присоединяемых к рельсам в разных местах.
5.4.57.
При питании крана кабелем должны быть выполнены кроме требования 5.4.56 также требования гл. 1.7,
предъявляемые к передвижным электроустановкам.
5.4.58.
Корпус кнопочного аппарата управления крана, управляемого с пола, должен быть выполнен из изоля-
ционного материала или заземлен (занулен) не менее чем двумя проводниками. В качестве одного из
проводников может быть использован тросик, на котором подвешен кнопочный аппарат.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ КРАНОВ
НАПРЯЖЕНИЕМ ВЫШЕ 1 кВ
5.4.59.
Требования, приведенные в 5.4.60—5.4.69, распространяются на краны напряжением выше 1 кВ и яв-
ляются дополнительными к требованиям, приведенным выше в настоящей главе.
5.4.60.
Электрооборудование выше 1 кВ, расположенное на кранах как открыто, так и в электропомещениях,
должно выполняться в соответствии с требованиями гл. 4.2.
5.4.61.
Секционирование, устройство ремонтных вагонов и световой сигнализации на главных троллеях кра-
нов не требуются.
5.4.62.
Расстояние в свету между главными троллеями и краном должно быть по горизонтали не менее
1,5 м (исключение см. в 5.4.63) и 5.4.64). При расположении главных тролеев над площадками кра-
на, на которых при работе или при ремонте крана могут находиться люди, троллеи должны распо-
лагаться на высоте не менее 3 м от уровня площадки, а площадка должна быть ограждена сверху
сеткой.
5.4.63.
Площадка для установки токосъемников главных троллеев должна иметь ограждение с дверью (лю-
ком). Расстояние по горизонтали от главных троллеев до этой площади должно быть не менее 0,7 м.
5.4.64.
Конструкция токосъемников главных троллеев должна позволять разъединение их с троллеями, при
этом разъединитель перед выключателем (см. 5.4.65) может не устанавливаться. Между троллеями и от-
веденными от них токосъемниками расстояние должно быть не менее 0,7 м.
Привод токосъемников должен иметь приспособление для запирания на замок, при отведенных
токосъемниках, а также указатель: «Включено», «Отключено».
5.4.65.
Отключение и включение посредством токосъемников главных троллеев рабочего тока, тока холостого
хода трансформатора и электродвигателя напряжением выше 1 кВ не допускаются. На кране должен
быть установлен выключатель на стороне высшего напряжения, рассчитанный на отключение рабочего
тока.
На стороне высшего напряжения трансформатора допускается установка коммутационного аппара-
та, рассчитанного на отключение только тока холостого хода трансформатора, при этом перед отключе-
нием трансформатора на высшем напряжении должно быть произведено предварительное отключение
всей нагрузки.
5.4.66.
Дверь (люк) на площадку для установки токосъемников (см. 5.4.63), привод токосъемников (см. 5.4.64)
и выключатель (см. 5.4.65) должны иметь блокировки, обеспечивающие следующее:
1. Работа привода токосъемников на отсоединение от троллеев и присоединение к ним должна быть
возможной только после отключения выключателя.
2. Открывание двери на площадку для установки токосъемников должно быть возможным только
после отведения токосъемников от троллеев в крайнее отключенное положение.
3. Работа привода токосъемников на соединение их с троллеями должна быть возможной только
после закрытия двери на площадку для установки токосъемников.
4. Включение выключателя должно быть возможным только после соединения токосъемников с трол-
леями и после отведения токосъемников от троллеев в крайнее отключенное положение.
5.4.67.
Должна быть предусмотрена возможность установки перемычки, соединяющей между собой и зазем-
ляющей все фазы токосъемников.
5.4.68.
Для производства ремонтных работ должно быть обеспечено электроснабжение крана трехфазным на-
пряжением не выше 380/220 В.
5.4.69.
При установке кранов на открытом воздухе следует:
1) главные троллеи защищать от атмосферных перенапряжений и конструкции их заземлять в соот-
ветствии с требованиями гл. 2.5;
2) трансформатор и электродвигатели напряжением выше 1 кВ, установленные на кране, защищать
от атмосферных перенапряжений.
385
Глава 5.5
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЛИФТОВ
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ
5.5.1.
Настоящая глава Правил распространяется на электрооборудование лифтов (подъемников) напряжением до
600 В, грузоподъемностью 50 кг и более, устанавливаемых в жилых и общественных зданиях, в промыш-
ленных предприятиях и других сооружениях. В остальном лифты (подъемники) должны отвечать требова-
ниям действующих «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» Госгортехнадзора России.
Настоящие Правила не распространяются на лифты (подъемники), устанавливаемые во взрывоопас-
ных помещениях, в шахтах, горной промышленности, на судах и иных плавучих сооружениях, на само-
летах и других летательных аппаратах, а также на лифты специального назначения.
5.5.2.
Лифтом (подъемником) в настоящих Правилах называется подъемное устройство, предназначенное для
перемещения людей и груза в кабине или на платформе, движущихся в жестких вертикальных направ-
ляющих при помощи подъемного механизма, приводимого в действие электродвигателем непосред-
ственно или через редуктор, связанный с ним жесткой или упругой муфтой.
5.5.3.
Групповой лифтовой установкой в настоящих Правилах называется установка, состоящая из несколь-
ких лифтов, имеющих машинное помещение и связанных между собой общей системой управления.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
5.5.4.
Напряжение силовых электрических цепей в машинных помещениях должно быть не выше 660 В, в ка-
бинах, шахтах и на этажных площадках — не выше 380 В, а для цепей управления, освещения и сигна-
лизации во всех помещениях — не выше 220 В (допускается использование фазы и нуля сети 380/
220 В). При использовании фазы и нуля должны быть соблюдены следующие требования:
1. Питание цепей управления, освещения и сигнализации должно производиться от одной фазы.
2. Один конец обмотки аппаратов должен быть наглухо присоединен к нулевому проводу.
Напряжение цепи питания переносных ламп должно быть не выше 42 В.
Применение автотрансформаторов с целью понижения напряжения не допускается.
5.5.5.
Уровень помех радиоприему от электрических машин, аппаратов и электропроводки, входящих в комп-
лект электрооборудования лифта (подъемника) или групповой лифтовой установки, не должен превы-
шать значений, установленных действующими положениями.
ЭЛЕКТРОПРОВОДКА И ТОКОПОДВОД К КАБИНЕ
5.5.6.
Электропроводка в машинном помещении, шахте лифта (подъемника) и кабине должна соответство-
вать требованиям гл. 2.1 и 3.4, а также следующим требованиям:
1. Электропроводка должна выполняться изолированными проводами или кабелями с резиновой
или равноценной ей изоляцией; применение силовых и контрольных кабелей с изоляцией из пропитан-
ной кабельной бумаги не допускается.
2. Сечение жил кабелей и проводов должно быть не менее 1,5 мм
2
для медных жил и 2,5 мм
2
для
алюминиевых жил.
На участках цепей управления от этажных рядов зажимов и рядов зажимов на кабине до аппаратов,
устанавливаемых в шахте и на кабине, а также на участках цепей управления, обеспечивающих безопас-
ность пользования лифтом или подверженных частым ударам и вибрации, должны применяться прово-
да и кабели с медными жилами. При применении проводов и кабелей с медными многопроволочными
жилами сечение их может быть снижено: в цепях присоединения аппаратов безопасности до 0,5 мм
2
,
в остальных цепях до 0,35 мм
2
.
3. Внутренний монтаж лифтовых аппаратов и комплектных устройств должен выполняться медны-
ми проводами.
4. Концы проводов должны иметь маркировку согласно проекту.
5.5.7.
Токоподвод к кабине, а также к противовесу в случае установки на нем выключателя-ловителя или
других аппаратов должен выполняться гибкими кабелями или гибкими проводами с медными жилами
сечением не менее 0,75 мм
2
, заключенными в общий резиновый или равноценный ему шланг.
В токоподводе должно быть предусмотрено не менее 5% резервных жил от общего числа использу-
емых, но не менее двух жил.
386
Кабели и шланги должны быть рассчитаны на восприятие нагрузок от собственного веса. Допуска-
ется их усиление закреплением к несущему стальному тросу.
5.5.8.
Кабели и шланги токоподвода должны быть размещены и укреплены таким образом, чтобы при движе-
нии кабины исключалась возможность их зацепления за находящиеся в шахте конструкции и их меха-
нического повреждения. При применении для токоподвода нескольких кабелей или шлангов они долж-
ны быть скреплены между собой.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МАШИННОГО ПОМЕЩЕНИЯ
5.5.9.
Проходы обслуживания между фундаментами или корпусами электрических машин, между электри-
ческими машинами и частями здания или оборудования в машинных помещениях, кроме помещений
для малогрузных (до 160 кг) подъемников, должны быть шириной не менее 1 м в свету. Допускаются
местные сужения проходов между выступающими частями машин и строительными конструкциями до
0,6 м.
Допускается не более чем с двух сторон уменьшить до 0,5 м ширину прохода обслуживания элект-
рических машин; со сторон машины, не требующих обслуживания, расстояние не регламентируется.
5.5.10.
В машинных помещениях проходы обслуживания должны отвечать следующим требованиям:
1. Ширина (в свету) прохода обслуживания с передней и задней сторон панели управления должна
быть не менее 0,75 м. При ширине панели управления не более 1 м и возможности доступа к панели
с обеих сторон расстояние от выступающих частей задней стороны панели до стены машинного поме-
щения допускается уменьшить до 0,2 м, а при ширине панели более 1 м или наличии доступа к панели
с одной боковой стороны — до 0,5 м.
Панель управления, у которой монтаж и демонтаж электрических аппаратов и подсоединение к ним
проводов производятся только с передней стороны, допускается устанавливать вплотную к стене ма-
шинного помещения, а также в нишах глубиной не более толщины панели вместе с аппаратурой управ-
ления.
2. Расстояние от неогражденных неизолированных токоведущих частей, расположенных на высоте
менее 2 м по одну сторону прохода, до стены и оборудования с изолированными или огражденными
токоведущими частями, расположенными по другую сторону прохода, должно быть не менее 0,75 м.
3. Расстояние между неогражденными токоведущими частями, расположенными на высоте менее
2 м на разных сторонах прохода, должно быть не менее 1,2 м.
5.5.11.
На щите управления каждого лифта должен быть установлен аппарат, отключающий первичную цепь
и цепь управления. В машинном помещении непосредственно у входа должен быть установлен ввод-
ный аппарат для снятия напряжения со всей лифтовой установки.
5.5.12.
В машинном помещении у входа необходимо предусматривать свободный проход шириной не менее 1 м.
ЗАЩИТА
5.5.13.
Защита первичных цепей и цепей управления лифта и группы лифтов должна быть выполнена в соот-
ветствии с требованиями гл. 3.1.
Лифты с электромашинными преобразовательными агрегатами должны иметь защиту от длитель-
ной перегрузки и от КЗ электродвигателя преобразовательного агрегата.
ОСВЕЩЕНИЕ
5.5.14.
Кабина и шахта при сплошном ее ограждении для лифтов (подъемников) всех типов, за исключением
малых грузовых, а также машинное помещение, помещение верхних блоков, площадки перед дверями,
шахты, проходы и коридоры, ведущие к лифту, к помещению верхних блоков и к приямку, должны быть
оборудованы стационарным электрическим освещением. Питание электрического освещения, кроме
освещения кабины, должно производиться от сети внутреннего освещения здания. Освещение глухих
шахт подъемников с автоматическими дверями допускается осуществлять путем установки одной лам-
пы на кабине и одной лампы под кабиной подъемника.
Освещенность в шахтах должна составлять не менее 5 лк.
В остекленных или огражденных сетками шахтах выполнение стационарного освещения является
необязательным, если наружное освещение обеспечивает достаточную освещенность внутри шахты.
5.5.15.
В машинном помещении, в помещении верхних блоков и на крыше кабины должно быть установлено
по одной или более розеток для переносной лампы напряжением не выше 42 В.