ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2021
Просмотров: 4871
Скачиваний: 1
377
Выдержки времени защиты минимального напряжения должны выбираться в пределах от 0,5 до
1,5 с — на ступень больше времени действия быстродействующих защит от многофазных КЗ, а уставки
по напряжению должны быть, как правило, не выше 70% номинального напряжения.
При наличии синхронных электродвигателей, если напряжение на отключенной секции затухает
медленно, в целях ускорения действия АВР и АПВ может быть применено гашение поля синхронных
электродвигателей ответственных механизмов с помощью защиты минимальной частоты или других
способов, обеспечивающих быстрейшую фиксацию потери питания.
Эти же средства могут быть использованы для отключения неответственных синхронных электро-
двигателей, а также для предупреждения несинхронного включения отключенных двигателей, если
токи выключения превышают допустимые значения.
В электроустановках промышленных предприятий в случаях, когда не может быть осуществлен
одновременный самозапуск всех электродвигателей ответственных механизмов (см. 5.3.10), следует
применять отключение части таких ответственных механизмов и их автоматический повторный пуск
по окончании самозапуска первой группы электродвигателей. Включение последующих групп может
быть осуществлено по току, напряжению или времени.
5.3.53.
Защита минимального напряжения с выдержкой времени не более 10 с и уставкой по напряжению, как
правило, не выше 50% номинального напряжения (кроме случаев, приведенных в 5.3.52) должна уста-
навливаться на электродвигателях ответственных механизмов также в случаях, когда самозапуск меха-
низмов после останова недопустим по условиям технологического процесса или по условиям безопас-
ности и, кроме того, когда не может быть обеспечен самозапуск всех электродвигателей ответственных
механизмов (см. 5.3.52). Кроме указанных случаев эту защиту следует использовать также для обеспе-
чения надежности пуска АВР электродвигателей взаиморезервируемых механизмов.
На электродвигателях с изменяемой частотой вращения ответственных механизмов, самозапуск
которых допустим и целесообразен, защиты минимального напряжения должны производить автома-
тическое переключение на низшую частоту вращения.
5.3.54.
На синхронных электродвигателях должно предусматриваться автоматическое гашение поля. Для элект-
родвигателей мощностью 2 МВт и более АГП осуществляется путем введения сопротивления в цепь
обмотки возбуждения. Для электродвигателей мощностью менее 2 МВт допускается осуществлять АГП
путем введения сопротивления в цепь обмотки возбуждения возбудителя. Для синхронных электродви-
гателей менее 0,5 МВт АГП, как правило, не требуется. На синхронных электродвигателях, которые
снабжены системой возбуждения, выполненной на управляемых полупроводниковых элементах, АГП
независимо от мощности двигателя может осуществляться инвертированием, если оно обеспечивается
схемой питания. В противном случае АГП должно осуществляться введением сопротивления в цепь
обмотки возбуждения.
ЗАЩИТА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1 кВ
(АСИНХРОННЫХ, СИНХРОННЫХ И ПОСТОЯННОГО ТОКА)
5.3.55.
Для электродвигателей переменного тока должна предусматриваться защита от многофазных замыка-
ний (см. 5.3.56), в сетях с глухозаземленной нейтралью — также от однофазных замыканий, а в случа-
ях, предусмотренных в 5.3.57 и 5.3.58, — кроме того, защита от токов перегрузки и защита минималь-
ного напряжения. На синхронных электродвигателях (при невозможности втягивания в синхронизм
с полной нагрузкой) дополнительно должна предусматриваться защита от асинхронного режима со-
гласно 5.3.59.
Для электродвигателей постоянного тока должны предусматриваться защиты от КЗ. При необходи-
мости дополнительно могут устанавливаться защиты от перегрузки и от чрезмерного повышения час-
тоты вращения.
5.3.56.
Для защиты электродвигателей от КЗ должны применяться предохранители или автоматические выклю-
чатели.
Номинальные токи плавких вставок предохранителей и расцепителей автоматических выключате-
лей должны выбираться таким образом, чтобы обеспечивалось надежное отключение КЗ на зажимах
электродвигателя (см. 1.7.79 и 3.1.8) и вместе с тем чтобы электродвигатели при нормальных для дан-
ной электроустановки толчках тока (пиках технологических нагрузок, пусковых токах, токах самоза-
пуска и т.п.) не отключались этой защитой. С этой целью для электродвигателей механизмов с легкими
условиями пуска отношение пускового тока электродвигателя к номинальному току плавкой вставки
должно быть не более 2,5, а для электродвигателей механизмов с тяжелыми условиями пуска (большая
длительность разгона, частые пуски и т.п.) это отношение должно быть равным 2,0—1,6.
378
Для электродвигателей ответственных механизмов с целью особо надежной отстройки предохра-
нителей от толчков тока допускается принимать это отношение равным 1,6 независимо от условий
пуска электродвигателя, если кратность тока КЗ на зажимах электродвигателя составляет не менее ука-
занной в 3.1.8.
Допускается осуществление защиты от КЗ одним общим аппаратом для группы электродвигателей
при условии, что эта защита обеспечивает термическую стойкость пусковых аппаратов и аппаратов
защиты от перегрузок, примененных в цепи каждого электродвигателя этой группы.
На электростанциях для защиты от КЗ электродвигателей собственных нужд, связанных с основ-
ным технологическим процессом, должны применяться автоматические выключатели. При недоста-
точной чувствительности электромагнитных расцепителей автоматических выключателей в системе
собственных нужд электростанций могут применяться выносные токовые реле с действием на незави-
симый расцепитель выключателя.
Для надежного обеспечения селективности защит в питающей сети собственных нужд электро-
станций в качестве защиты электродвигателей от КЗ рекомендуется применять электромагнитные рас-
цепители-отсечки.
5.3.57.
Защита электродвигателей от перегрузки должна устанавливаться в случаях, когда возможна перегруз-
ка механизма по технологическим причинам, а также когда при особо тяжелых условиях пуска или
самозапуска необходимо ограничить длительность пуска при пониженном напряжении. Защита долж-
на выполняться с выдержкой времени и может быть осуществлена тепловым реле или другими устрой-
ствами.
Защита от перегрузки должна действовать на отключение, на сигнал или на разгрузку механизма,
если разгрузка возможна.
Применение защиты от перегрузки не требуется для электродвигателей с повторно-кратковремен-
ным режимом работы.
5.3.58.
Защита минимального напряжения должна устанавливаться в следующих случаях:
для электродвигателей постоянного тока, которые не допускают непосредственного включения в сеть;
для электродвигателей механизмов, самозапуск которых после останова недопустим по условиям
технологического процесса или по условиям безопасности;
для части прочих электродвигателей в соответствии с условиями, приведенными в 5.3.52.
Для ответственных электродвигателей, для которых необходим самозапуск, если их включение про-
изводится при помощи контакторов и пускателей с удерживающей обмоткой, должны применяться в цепи
управления механические или электрические устройства выдержки времени, обеспечивающие вклю-
чение электродвигателя при восстановлении напряжения в течение заданного времени. Для таких элект-
родвигателей, если это допустимо по условиям технологического процесса и условиям безопасности,
можно также вместо кнопок управления применять выключатели, с тем чтобы цепь удерживающей
обмотки оставалась замкнутой помимо вспомогательных контактов пускателя и этим обеспечивалось
автоматическое обратное включение при восстановлении напряжения независимо от времени переры-
ва питания.
5.3.59.
Для синхронных электродвигателей защита от асинхронного режима должна, как правило, осуществ-
ляться с помощью защиты от перегрузки по току статора.
5.3.60.
Защита от КЗ в электродвигателях переменного и постоянного тока должна предусматриваться:
1) в электроустановках с заземленной нейтралью — во всех фазах или полюсах;
2) в электроустановках с изолированной нейтралью:
при защите предохранителями — во всех фазах или полюсах;
при защите автоматическими выключателями — не менее чем в двух фазах или одном полюсе, при
этом в пределах одной и той же электроустановки защиту следует осуществлять в одних и тех же фазах
или полюсах.
Защита электродвигателей переменного тока от перегрузок должна выполняться:
в двух фазах при защите электродвигателей от КЗ предохранителями;
в одной фазе при защите электродвигателей от КЗ автоматическими выключателями.
Защита электродвигателей постоянного тока от перегрузок должна выполняться в одном полюсе.
5.3.61.
Аппараты защиты электродвигателей должны удовлетворять требованиям гл. 3.1. Все виды защиты
электродвигателей от КЗ, перегрузки, минимального напряжения допускается осуществлять соответ-
ствующими расцепителями, встроенными в один аппарат.
5.3.62.
Специальные виды защиты от работы на двух фазах допускается применять в порядке исключения на
электродвигателях, не имеющих защиты от перегрузки, для которых существует повышенная вероят-
ность потери одной фазы, ведущая к выходу электродвигателя из строя с тяжелыми последствиями.
379
Глава 5.4
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ КРАНОВ
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ
5.4.1.
Настоящая глава Правил распространяется на электрооборудование мостовых, портальных, башенных,
кабельных и других кранов напряжением до 10 кВ, устанавливаемых на фундаменте или на рельсовом
крановом пути, а также на электрооборудование однорельсовых тележек и электроталей внутри и вне
зданий и сооружений. Кроме того, электрооборудование кранов должно отвечать требованиям действу-
ющих «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора России.
Глава не распространяется на судовые, плавучие, железнодорожные, автомобильные и другие по-
добные краны.
5.4.2.
Электрооборудование кранов*, устанавливаемых во взрыво- и пожароопасных помещениях и зонах,
должно соответствовать кроме требований настоящей главы также требованиям гл. 7.3 и 7.4 соответ-
ственно.
*В тексте настоящей главы под термином «краны» подразумеваются не только собственно краны, но и одно-
рельсовые тележки и электротали.
5.4.3.
Главными троллеями называются троллеи, расположенные вне крана.
Троллеями крана называются троллеи, расположенные на кране.
5.4.4.
Малогабаритным троллейным токопроводом (шинопроводом) называется закрытое кожухом устрой-
ство, состоящее из троллеев, изоляторов и каретки с токосъемниками. При помощи малогабаритного
троллейного токопровода могут осуществляться питание крана или его тележки, управление однорель-
совыми тележками и электроталями и т.д.
5.4.5.
Ремонтным загоном называется место, где кран устанавливается на время ремонта.
Ремонтным участком главных троллеев называется участок этих троллеев в пределах ремонтного
загона.
5.4.6.
Секцией главных троллеев называется участок этих троллеев, расположенный вне пределов ремонт-
ных загонов и отделенный изолированным стыком от каждого из соседних участков, в том числе от
ремонтных участков.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
5.4.7.
Электроснабжение крана должно осуществляться при помощи:
1) главных троллеев, в том числе при помощи малогабаритного троллейного токопровода;
2) стационарных питательных пунктов, по токосъемным контактам которых скользят укрепленные
на кране отрезки троллеев («контактные лыжи»);
3) кольцевого токоподвода;
4) гибкого кабеля;
5) стационарного токопровода (для кранов, установленных на фундаменте).
5.4.8.
Исполнение электрооборудования (электродвигателей, аппаратов и т.п.) кранов должно соответство-
вать условиям окружающей среды.
5.4.9.
Напряжение электродвигателей переменного и постоянного тока и преобразовательных агрегатов (ста-
тистических или вращающихся), устанавливаемых на кранах, должно быть не выше 10 кВ. Примене-
ние напряжения выше 1 кВ должно быть обосновано расчетами.
5.4.10.
На кранах допускается установка трансформаторов напряжением до 10 кВ и конденсаторов для повы-
шения уровня компенсации реактивной мощности. Трансформаторы должны быть сухими или с запол-
нением негорючим жидким диэлектриком. Конденсаторы должны иметь пропитку из негорючей синте-
тической жидкости.
5.4.11.
Неизолированные токоведущие части электрооборудования крана должны быть ограждены, если их
расположение не исключает случайного прикосновения к ним лиц, находящихся в кабине управления,
на галереях и площадках крана, а также возле него. В отношении троллеев — см. 5.4.30—5.4.33.
Электрооборудование с неизолированными токоведущими частями (магнитные контроллеры, ящи-
ки резисторов и др.), с которого автоматически снимается напряжение при входе в места его располо-
жения, а также электрооборудование, установленное в аппаратных кабинах и других электропомеще-
ниях, запертых во время эксплуатации крана, может не ограждаться.
380
Расстояния от настила моста крана и его тележки до незащищенных изолированных проводов при-
ведены в гл. 2.1, до неизолированных токопроводов — в гл. 2.2 и до светильников — в гл. 6.1.
5.4.12.
Аппараты ручного управления в кабинах кранов должны быть размещены так, чтобы машинист крана
мог работать сидя. Направление движения рукоятки и маховиков аппаратов должно по возможности
соответствовать направлению вызываемых ими движений.
5.4.13.
Панели управления, расположенные в кабине управления, должны иметь сплошные или сетчатые ограж-
дения. Ширина проходов обслуживания этих панелей должна быть не менее указанной в 5.4.14. Уста-
новка в кабине управления резисторов для электродвигателей не допускается.
5.4.14.
В аппаратных кабинах и других электропомещениях проходы обслуживания щитов и отдельных пане-
лей (магнитных контроллеров и др.) должны отвечать следующим требованиям:
1. Ширина проходов, расположенных как с лицевой, так и с задней стороны щитов и панелей, име-
ющих сплошные или сетчатые ограждения, должна быть не менее 0,6 м.
2. Расстояние от неогражденных неизолированных токоведущих частей, расположенных на высоте
менее 2,2 м по одну сторону прохода, до стены и оборудования с изолированными или огражденными
токоведущими частями, расположенных по другую сторону прохода, должно быть не менее 0,8 м.
Расстояние между неизолированными токоведущими частями, расположенными на высоте менее 2,2 м
на разных сторонах прохода, должно быть не менее 1 м.
5.4.15.
Электрические отопительные приборы, устанавливаемые в кабине управления крана, должны быть без-
опасными в пожарном отношении, а их токоведущие части должны быть ограждены. Эти приборы
следует присоединять к электрической сети после вводного устройства. Корпус отопительного прибо-
ра должен быть заземлен.
5.4.16.
В пролетах, где на общих рельсовых крановых путях работают два или более кранов, для каждого из
них должен быть предусмотрен свой ремонтный загон. Он должен быть совмещен с местом устройства
площадки для посадки на кран обслуживающего персонала.
Допускается совмещение ремонтных загонов двух или более кранов, если это не приводит к недо-
пустимому ограничению технологического процесса во время внепланового ремонта любого крана.
Устройство ремонтных загонов не требуется при питании кранов от гибких главных троллеев (гиб-
кого кабеля).
ТРОЛЛЕИ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1 кВ
5.4.17.
Ремонтный участок главных троллеев должен быть электрически изолирован при помощи изолирован-
ных стыков от продолжения тех же троллеев и соединен с ними посредством разъединяющих аппара-
тов таким образом, чтобы во время нормальной работы этот участок мог быть включен на напряжение,
а при остановке крана на ремонт надежно отключен.
Изоляция стыков главных троллеев должна быть выполнена в виде воздушного зазора, ширина
которого зависит от конструкции токосъемника, но должна быть при напряжении до 1 кВ не менее
50 мм. Ширина токосъемника должна быть такова, чтобы при нормальной работе крана были исключе-
ны перерывы в подаче напряжения и неожиданная его остановка при пересечении токосъемником изо-
лированных стыков троллеев.
Разъединяющие аппараты, служащие для соединения ремонтного участка с продолжением главных
троллеев, должны быть закрытого типа и иметь приспособление для запирания на замок в отключен-
ном положении.
5.4.18.
Ремонтный участок главных троллеев, расположенный у торца кранового пролета, должен быть обору-
дован одним изолированным стыком и одним разъединяющим аппаратом.
Ремонтный участок главных троллеев, расположенный в середине пролета, должен быть оборудо-
ван двумя изолированными стыками (по одному с каждой стороны) и тремя разъединяющими аппа-
ратами, включенными таким образом, чтобы было возможно осуществлять непрерывное питание трол-
леев, минуя отключенный ремонтный участок, а также отключать отдельно как ремонтный участок, так
и секции троллеев, расположенные по обе его стороны.
5.4.19.
Длина ремонтного участка главных троллеев, расположенного у торца кранового пролета, должна быть
не менее ширины моста крана плюс 2 м, а длина участка, расположенного в середине пролета, — не
менее ширины моста крана плюс 4 м.
Если для ремонта крана установлена электроталь (тельфер), то длину ремонтного участка следует
определять в зависимости от крайних положений моста при ремонте:
1. На ремонтном участке у торца кранового пролета должно оставаться не менее 2 м от изолирован-
ного стыка до моста, занимающего во время ремонта положение, наиболее удаленное от торца.
381
2. На ремонтном участке в середине пролета должно быть не менее 2 м от изолированных стыков до
моста при всех возможных положениях его во время ремонта.
5.4.20.
На главных троллеях, а в случае их секционирования на каждой секции этих троллеев и на каждом их
ремонтном участке должна быть предусмотрена возможность установки перемычки, закорачивающей
между собой и заземляющей все фазы (полюсы) на период осмотра и ремонта самих троллеев или
ремонта крана.
5.4.21.
Главные троллеи и троллеи крана должны выполняться в соответствии с требованиями гл. 2.2 и насто-
ящей главы.
5.4.22.
На малогабаритные троллейные токопроводы требования гл. 2.2, а также 5.4.23, 5.4.24, 5.4.26, 5.4.39
и второго абзаца 5.4.17 не распространяются.
5.4.23.
Главные троллеи крана должны выполняться, как правило, из стали. Допускается выполнять эти трол-
леи из алюминиевых сплавов. Применение меди и биметалла для главных троллеев и троллеев крана
должно быть специально обосновано.
5.4.24.
Троллеи могут быть жесткими или гибкими; они могут подвешиваться на тросах и располагаться в ко-
робах или каналах. При применении жестких троллеев необходимо предусматривать устройства для
компенсации линейных изменений от температуры и осадки здания.
5.4.25.
Расстояния между местами крепления троллеев должны быть такими, чтобы исключалась возможность
замыкания их между собой и на заземленные части. Это расстояние выбирается с учетом стрелы прове-
са, а на открытом воздухе — кроме того, с учетом отклонения проводника под действием ветра.
5.4.26.
Для кранов напряжением до 660 В, установленных как в помещении, так и на открытом воздухе, рас-
стояния в свету между любыми токоведущими частями троллеев разных фаз (полюсов), а также между
ними и другими конструкциями, не изолированными от земли, должны быть не менее 30 мм для непо-
движных одна относительно другой деталей и 15 мм для деталей, движущихся одна относительно дру-
гой. При напряжении выше 660 В эти расстояния должны быть не менее 200 и 125 мм соответственно.
Указанные расстояния должны быть обеспечены для главных троллеев крана при всех возможных
передвижениях крана, его тележки и т.п.
5.4.27.
Расстояния от главных троллеев и троллеев крана до уровня пола цеха или земли должны быть не
менее: при напряжении до 660 В — 3,5 м, а в проезжей части — 6 м; при напряжении выше 660 В — во
всех случаях 7 м. Уменьшение указанных расстояний допускается при условии ограждения троллеев
(см. 5.4.31—5.4.33).
При гибких троллеях указанные расстояния должны быть обеспечены при наибольшей стреле про-
веса.
5.4.28.
При прокладке троллеев в полу в каналах, закрытых бетонными плитами или металлическими листа-
ми, а также в коробах, расположенных на высоте менее 3,5 м, зазор для перемещения кронштейна
с токосъемниками не должен находиться в одной вертикальной плоскости с троллеями.
Короба троллеев должны быть выполнены в соответствии с требованиями, приведенными в гл. 2.2.
В каналах, расположенных в полу, необходимо обеспечить отвод почвенных и технологических вод.
5.4.29.
Гибкий кабель, используемый для питания электрооборудования крана, в местах, где возможно его
повреждение, должен быть соответствующим образом защищен. Выбор марки кабеля должен произво-
диться с учетом условий его работы и возможных механических воздействий.
5.4.30.
Главные троллеи крана мостового типа следует размещать со стороны, противоположной расположе-
нию кабины управления. Исключения допускаются в случаях, когда главные троллеи недоступны для
случайного прикосновения к ним из кабины управления, с посадочных площадок и лестниц.
5.4.31.
Главные троллеи и их токосъемники должны быть недоступными для случайного прикосновения к ним
с моста крана, лестниц, посадочных площадок и других площадок, где могут находиться люди. Это долж-
но обеспечиваться соответствующим расположением их или ограждением.
5.4.32.
В местах возможного соприкосновения грузовых канатов с троллеями данного крана или крана, распо-
ложенного ярусом ниже, должны быть установлены соответствующие защитные устройства.
5.4.33.
Троллеи крана и их токосъемники, не отключаемые автоматически, должны быть ограждены или рас-
положены между фермами моста крана на расстоянии, недоступном для персонала, обслуживающего
кран. Ограждение троллеев должно производиться по всей длине троллеев и с торцов.
5.4.34.
В районах, где на открытом воздухе возможно образование на троллеях гололеда, следует предусматри-
вать устройства или мероприятия для предупреждения или устранения гололеда.
5.4.35.
Линия, питающая главные троллеи до 1 кВ, должна быть снабжена выключателем закрытого типа,
рассчитанным на отключение рабочего тока всех кранов, установленных в одном пролете. Выключа-
тель должен быть установлен в доступном для отключения месте и отключать троллеи только одного
пролета.