Добавлен: 01.02.2019

Просмотров: 1471

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № 1

от " 27 " 08. 2012 г.



Руководитель кафедры микробиологии,

вирусологии и иммунологии д.м.н., профессор _______________ Ордабаев Ж.К.
























































РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ











Специальность : «Стоматология»

Дисциплина: Общая иммунология

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Курс: третий









Осенний семестр













г. Актобе, 2012 г.

РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ








Тема № 1: «Строение иммунной системы».

Факультет: Общая медицина

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Специальность : 051301 «Общая медицина»

Курс: третий






Составил: доцент

___________Жарасов М.Ж..

















г. Актобе, 2012 г.

ТЕМА: «Строение иммунной системы. Теории иммунитета.»

Цель:

- Ознакомить студентов со строением иммунной системы и теориями иммунитета.

Студент должен знать:

1.Центральные и периферические органы иммунной системы.

2.Строение центральных и периферических органов иммунной системы

3.Теории иммунитета

Студент должен уметь:

1.Выделять из крови клетки иммунной системы.

2.Определять их жизнеспособность.

Основные вопросы темы:

1.Иммунная система. Общее понятие, определение.

2.Центральные и периферические органы иммунной системы.

3.Генез (развитие и дифференцировка) лимфоцитов и их значение в

формировании клеточного и гуморального иммунитета.

4.Понятие о предшественниках Т- и В-лимфоцитов.

5.Сходство и различие Т- и В- лимфоцитов.

6.Рециркуляция лимфоцитов.

7.Понятие об иммунном ответе, его формы.

8.Теории иммунитета.

Методы обучения

- опрос,

  • дискуссии, лабораторная работа

  • тестирование

Содержание занятия:

1.Контроль домашнего задания.

2.Опрос

3.Тест контроль.

4.Подведение итогов.

Рекомендуемая литература:

основная:

  1. Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002

  2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007

  3. Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999

  4. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008


дополнительная:

  1. Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004

  2. Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005




СМОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕТИТЬ?


1.Органом иммунной системы не имеющим ни афферентных, ни эфферентных (приносящих и выносящих) лимфатических сосудов является ___________________________________________________________________________________.

2.Органом иммунной системы не имеющим афферентных лимфатических сосудов является ___________________________________________________________________________________.

3.HSC - является сокращенным названием ______________________________________________

______________________________клетки. Какой орган является источником

этих клеток_______________________________________________________________________.

4.Укажите первичные органы иммунной системы:________________________________________,

_____________,____________________. А какие относятся к центральным?

__________________________________________________________________________________.

5.Что относится к периферическим органам иммунной системы?___________________________

__________________________________________________________________________________

6.Почему лимфоциты делятся на Т- и В-?________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________.

7.Укажите различия между Т- и В-лимфоцитами __________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

8.Где расположены в лимфатическом узле Т-зависимые зоны?______________________________

_________________________________________________________________________________.

9.Какой лимфоидный орган принимает главное участие в выработке антител при попадании или введении антигена внутривенно? ____________________________ _________________________.







РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ






Тема № 2: «Антигены».

Факультет: Общая медицина

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Специальность : 051301 «Общая медицина»

Курс: третий







Составил: доцент

________Жарасов М.Ж..















г. Актобе, 2012 г.


ТЕМА: «Антигены»

Цель:

- Ознакомить студентов со строением и свойствами антигенов.

Студент должен знать:

1.Химическую природу антигенов.

2.Строение антигенов.

3.Классификацию антигенов.

Студент должен уметь:

1.Определять антигены серологическими методами.

Основные вопросы темы:

1.Что такое антиген. Дайте определение. Какова химическая природа антигена.

2.Дайте понятие чужеродности, антигенности, иммуногенности, специфичности антигена.

3.Что такое антигенная детерминанта? Дайте определение валентности антигена.

4.Чем обусловлены особенности химического строения антигенов.

5.Что такое гаптен? Приведите примеры.

6.Укажите виды антигенной специфичности.

7.Назовите изоантигены человека: эритроцитарные, лимфоцитарные, тромбоцитарные.

8.Что такое тимус-зависимые и тимус-независимые антигены. Приведите примеры.


9.Когда возникают аутоантигены? Что это за антигены?

Методы обучения

- опрос,

  • дискуссии, лабораторная работа

  • тестирование

Содержание занятия:

1.Контроль домашнего задания.

2.Опрос

3.Тест контроль.

4.Подведение итогов.

Рекомендуемая литература:

основная:

1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002

2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007

3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999

4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008


дополнительная:

1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004

2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005


О Т В Е Т Ь Т Е Н А В О П Р О С Ы

1.Укажите изоантигенные системы человеческих эритроцитов ______________________________

___________________________________________________________________________________.

2.Почему многократные, частые переливания крови опасны?________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________.

3.Является ли глюкоза антигеном (гаптеном) для человека?_________________________________

__________________________________________________________________________________.

4.К фармакологическим веществам, которые не являются антигенами, на них не происходит иммунного ответа, следовательно они не вызывают аллергию относятся

___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________. При их парентеральном введении кожную пробу ставить не надо.

5.Укажите какие Вы знаете гаптены:_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

______ в т.ч.(медицинские препараты)__________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________.

6.Сколько разных антител вырабатывается к дифтерийному токсину? ______, т.к.__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________.

7.К крупномолекулярным веществам органической природы, не являющимися антигенами, относятся____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________.

8.Рецепторы к несущей части антигена находятся на ____-лимфоцитах.

9.Рецепторы к антигенным детерминантам молекулы антигена находятся на ____-лимфоцитах.







































РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ






Тема № 3: «Система гуморального иммунитета. Дифференцировка В-

лимфоцитов».

Факультет: Общая медицина

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Специальность : 051301 «Общая медицина»

Курс: третий








Составил: доцент

________Жарасов М.Ж..














г. Актобе, 2012 г.


ТЕМА: «Система гуморального иммунитета. Дифференцировка В-лимфоцитов.»

Цель:

- Ознакомить студентов с системой гуморального иммунитета и дифференцировкой В-лимфоцитов.

Студент должен знать:

1.Звенья гуморального иммунитета.

2.Методы изучения гуморального иммунитета.

3.Отличия первичного иммунного ответа от вторичного.

Студент должен уметь:

1.Ставить простые серологические реакции: РГ, РП.

Основные вопросы темы:

1.Дайте понятие гуморального иммунитета.

2.Какова его роль в иммунологических реакциях?

3.Каковы основные этапы дифференцировки В-лимфоцитов?

4.Как взаимодействуют В-лимфоциты с тимусзависимыми и тимуснезависимыми антигенами?

5.Какие рецепторы имеются на поверхности В-лимфоцитов?

6. Первичный и вторичный иммунный ответ.


Методы обучения

- опрос,

  • дискуссии, лабораторная работа

  • тестирование

Содержание занятия:

1.Контроль домашнего задания.

2.Опрос

3.Тест контроль.

4.Подведение итогов.

Рекомендуемая литература:

основная:

1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002

2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007

3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999

4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008


дополнительная:

1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004

2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005


.Расположите классы иммуноглобулинов в порядке убывания их концентрации в крови: Ig____, Ig____, Ig____, Ig____, Ig____.

1.На каких клетках содержатся рецепторы к Fc- фрагменту Ig E? ____________________________

__________________________________________________________________________________.

2.Концентрация какого класса иммуноглобулина в сыворотке крови наименьшая? Ig______.

3.Повышение концентрации какого иммуноглобулина происходит при ряде аллергий? Ig _____.

4.Какой Ig имеет наибольшую молекулярную массу? Ig______.

5.Какой Ig имеет десять антигенсвязывающих центров? Ig______.

6.Какими доменами формируются активные центры антител? ______.

7.Что такое секреторный иммуноглобулин А?____________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________.

8.Что такое моноклональные антитела?__________________________________________________

___________________________________________________________________________________



























РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ






Тема № 4: «Строение и функции основных классов иммуноглобулинов.»

ВН. СРС: Моноклональные антитела. Гибридомная

технология. Основные области применения МКАТ в

иммунологии».


Факультет: Общая медицина

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Специальность : 051301 «Общая медицина»

Курс: третий







Составил: доцент

________Жарасов М.Ж..













г. Актобе, 2012 г.

ТЕМА: «Строение и функции основных классов иммуноглобулинов.»

ВН. СРС: Моноклональные антитела. Гибридомная технология. Основные области применения МКАТ в иммунологии.

Цель:

- Ознакомить студентов со строением и функциями различных классов иммуноглобулинов.

Студент должен знать:

1.Строение молекулы иммуноглобулина.

2.Классы иммуноглобулинов и их свойства.

3.Особенности выработки иммуноглобулинов.

Студент должен уметь:

1.Ставить реакцию Манчини

Основные вопросы темы:

1.Дайте характеристику различных классов Ig. Какова их структура?

2.Строение и функции Fab- и Fc-фрагментов.

3.Роль основных классов Ig в иммунологических реакциях.

4.Какие есть методы исследования В-системы?

Методы обучения

- опрос,

  • дискуссии, лабораторная работа

  • тестирование

Содержание занятия:

1.Контроль домашнего задания.

2.Опрос

3.Тест контроль.

4.Подведение итогов.

Рекомендуемая литература:

основная:

1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002

2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007

3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999

4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008


дополнительная:

1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004

2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005

.Расположите классы иммуноглобулинов в порядке убывания их концентрации в крови: Ig____, Ig____, Ig____, Ig____, Ig____.

1.На каких клетках содержатся рецепторы к Fc- фрагменту Ig E? ____________________________

___________________________________________________________________________________.

2.Концентрация какого класса иммуноглобулина в сыворотке крови наименьшая? Ig______.

3.Повышение концентрации какого иммуноглобулина происходит при ряде аллергий? Ig _____.

4.Какой Ig имеет наибольшую молекулярную массу? Ig______.

5.Какой Ig имеет десять антигенсвязывающих центров? Ig______.

6.Какими доменами формируются активные центры антител? ______.

7.Что такое секреторный иммуноглобулин А?____________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________.

18.Что такое моноклональные антитела?__________________________________________________

___________________________________________________________________________________































РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ






Тема № 5: «Роль комплемента в иммунном ответе».

Факультет: Общая медицина