ВУЗ: Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М. Оспанова
Категория: Рабочая программа
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 01.02.2019
Просмотров: 1679
Скачиваний: 8
РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Тема №13: «Оценка иммунного статуса человека. Подсчет лейкоцитарной
формулы, абсолютного и относительного количества
лимфоцитов. Анализ лейкограммы».
Факультет: Общая медицина
Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии
Специальность : 051301 «Общая медицина»
Курс: третий
Составил: доцент
________Жарасов М.Ж..
г. Актобе, 2012 г.
ТЕМА: «Оценка иммунного статуса человека. Подсчет лейкоцитарной формулы, абсолютного и относительного количества лимфоцитов. Анализ лейкограммы.».
Цель:
Ознакомить студентов с методами оценки иммунного статуса человека.
Студент должен знать:
Определение понятия оценка иммунного статуса.
Методы определения иммунного статуса.
Студент должен уметь:
Читать и анализировать лейкограмму.
Основные вопросы темы:
-
Определение понятия иммунный статус.
-
Определение абсолютного и относительного количества лейкоцитов.
-
Лейкоцитарная формула. Методика определения.
-
Изменение лейкограммы при разных патологических состояниях
Методы обучения
- опрос,
- дискуссии, лабораторная работа
- тестирование
Содержание занятия:
1.Контроль домашнего задания.
2.Опрос
3.Тест контроль.
4.Подведение итогов.
Рекомендуемая литература:
основная:
1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002
2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007
3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999
4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008
дополнительная:
1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004
2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005
РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Тема №14: «Оценка иммунного статуса человека. Лабораторные методы
оценки Т- и В-систем иммунитета в клинике».
Факультет: Общая медицина
Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии
Специальность : 051301 «Общая медицина»
Курс: третий
Составил: доцент
________Жарасов М.Ж..
г. Актобе, 2014 г.
ТЕМА: «Оценка иммунного статуса человека. Лабораторные методы оценки Т- и В-систем иммунитета в клинике.».
Цель:
Ознакомить студентов с методами оценки иммунного статуса человека.
Студент должен знать:
Основные методы оценки Т-и В-системы иммунитета
Студент должен уметь:
Читать иммунограмму и оценивать иммунный статус человека.
Основные вопросы темы:
1.Методы выделения лимфоцитов из крови.
2.Градиент плотности, виды.
3.Методы определения Т- и В-лимфоцитов.
4.Метод розеткообразования. Техника постановки реакции.
5.Изменение числа Т- и В-лимфоцитов при различных патологических состояниях.
Методы обучения
- опрос,
- дискуссии, лабораторная работа
- тестирование
Содержание занятия:
1.Контроль домашнего задания.
2.Опрос
3.Тест контроль.
4.Подведение итогов.
Рекомендуемая литература:
основная:
1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002
2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007
3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999
4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008
дополнительная:
1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004
2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005
РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Тема №15: «Оценка иммунного статуса человека. Метод ИФА, принцип
постановки и его применение для определения концентрации
иммуноглобулинов, цитокинов и растворимых форм
рецепторов».
Факультет: Общая медицина
Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии
Специальность : 051301 «Общая медицина»
Курс: третий
Составил: доцент
________Жарасов М.Ж..
г. Актобе, 2012 г.
ТЕМА: «Оценка иммунного статуса человека. Метод ИФА, принцип постановки и его применение для определения концентрации иммуноглобулинов, цитокинов и растворимых форм рецепторов».
Цель:
Ознакомить студентов с методами оценки иммунного статуса человека.
Студент должен знать:
Основные методы оценки иммунного статуса человека.
Студент должен уметь:
Читать иммунограмму и оценивать иммунный статус человека.
Основные вопросы темы:
1.ИФА. Принцип постановки реакции.
2.Техника постановки ИФА.
3.Определение концентрации иммуноглобулинов с помощью ИФА.
4.Определение концентрации цитокинов с помощью ИФА.
5.Определение концентрации растворимых форм рецепторов с помощью ИФА.
Методы обучения
- опрос,
- дискуссии, лабораторная работа
- тестирование
Содержание занятия:
1.Контроль домашнего задания.
2.Опрос
3.Тест контроль.
4.Подведение итогов.
Рекомендуемая литература:
основная:
1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002
2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007
3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999
4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008
дополнительная:
1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004
2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005
РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Тема №16: «Оценка иммунного статуса человека. Лабораторные методы
оценки системы комплемента и фагоцитарной системы.
Анализ иммунограммы».
Факультет: Общая медицина
Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии
Специальность : 051301 «Общая медицина»
Курс: третий
Составил: доцент
________Жарасов М.Ж..
г. Актобе, 2012 г.
ТЕМА: «Оценка иммунного статуса человека. Лабораторные методы оценки системы комплемента и фагоцитарной системы. Анализ иммунограммы.».
Цель:
Ознакомить студентов с методами оценки иммунного статуса человека.
Студент должен знать:
Методы оценки фагоцитоза и системы комплемента.
Студент должен уметь:
Определять стадии фагоцитоза в микропрепаратах.
Основные вопросы темы:
-
История открытия фагоцитоза.
-
Стадии фагоцитоза.
-
Завершенный и незавершенный фагоцитоз (примеры).
-
Методы изучения фагоцитарной активности клеток.
-
Тест-обьекты для изучения фагоцитарной активности.
-
Морфологический метод учета реакции фагоцитоза.
-
Радиометрический метод учета реакции фагоцитоза.
-
Показатели фагоцитарной активности.
-
Фагоцитароное число.
-
Бактериальное число.
-
Фагоцитарный показатель.
-
Абсолютный фагоцитарный показатель.
-
НСТ-тест. Механизм реакции.
-
Показатель НСТ-теста в норме и при патологии.
-
Методы учета результатов НСТ-теста.
-
Методы определения уровня комплемента сыворотки крови.
-
Определение уровня комплемента сыворотки по 50% и 100% гемолизу.
-
Дефекты фагоцитоза и системы комплемента.
-
Анализ иммунограммы.
Методы обучения
- опрос,
- дискуссии, лабораторная работа
- тестирование
Содержание занятия:
1.Контроль домашнего задания.
2.Опрос
3.Тест контроль.
4.Подведение итогов.
Рекомендуемая литература:
основная:
1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002
2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007
3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999
4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008
дополнительная:
1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004
2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005
РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Тема №17: «Роль клеточных и гуморальных механизмов в
противоопухолевом иммунитете. Иммуногенетические аспекты
канцерогенеза».
ВН. СРС: Противораковые вакцины».
Факультет: Общая медицина
Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии
Специальность : 051301 «Общая медицина»
Курс: третий
Составил: доцент
________Жарасов М.Ж..
г. Актобе, 2012 г.
ТЕМА: «Роль клеточных и гуморальных механизмов в противоопухолевом иммунитете. Иммуногенетические аспекты канцерогенеза».
ВН. СРС: Противораковые вакцины».
Цель:
Ознакомить студентов с основами противоопухолевого иммунитета и иммунологическими методами диагностики, профилактики и лечения опухолей.
Студент должен знать:
Основы противоопухолевого иммунитета.
Иммунодиагностику, иммунопрофилактику и иммунотерапию опухолей.
Студент должен уметь:
Определять альфа-фетопротеин в сыворотке крови.
Основные вопросы темы:
1. Канцерогенез и концепция иммунологического надзора.
2. Дайте понятие об опухолевых антигенах, антигенах вирусинду-
цированных и канцерогениндуцированных опухолей.
3. Формы иммунного ответа на опухоль. Какую роль играет систе-
ма клеточного иммунитета.
4. Какую роль играют гуморальные факторы и К-клетки.
5. Назовите блокирующие факторы сыворотки крови опухоленосите-
лей.
6. Иммунодефициты, иммуносупрессия и опухоль.
7. Какие есть методы иммунодиагностики в онкологии.
8. Каковы принципы иммунотерапии опухолей.
9. Иммунопрофилактика опухолей.
Методы обучения
- опрос,
- дискуссии, лабораторная работа
- тестирование
Содержание занятия:
1.Контроль домашнего задания.
2.Опрос
3.Тест контроль.
4.Подведение итогов.
Рекомендуемая литература:
основная:
1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002
2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007
3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999
4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008
дополнительная:
1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004
2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005
1. Назовите основные группы опухолевых антигенов______________
_____________________________________________________________.
2. Укажите эмбриональный антиген, обнаружение которого являет-
ся диагностическим критерием нейробластомы _________________ .
3. Укажите эмбриональный антиген, обнаружение которого явля-
ется диагностическим критерием первичного рака печени
_____________________________________________________________.
4. Что относится к неспецифической пассивной иммунотерапии?___
____________________________________________________________ .
5. Иммуноглобулины какого класса обладают противоопухолевой
активностью? _________________________________________________.
6. Клетки участвующие в противоопухолевом иммуните-
те__________________________________________________________ .
7. Укажите виды иммунотерапии опухолей________________________
_____________________________________________________________.
РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Тема №18: «Рубежный контроль-II».
Факультет: Общая медицина
Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии
Специальность : 051301 «Общая медицина»
Курс: третий
Составил: доцент
________Жарасов М.Ж..
г. Актобе, 2012 г.
Вопросы для РК№2 ОИ ОМ
1.Гормоны иммунной системы (гормоны вилочковой железы) и их
функции.
2.Медиаторы иммунной системы (пептиды костного мозга, интерфе-
роны).
3.Медиаторы синтезируемые лимфоцитами (лимфокины). Их характе-
ристика.
4.Медиаторы продуцируемые макрофагами.
5.Характеристика фактора переноса. МИФ.
6.Генетический контроль иммунного ответа и синтеза иммуногло-
булинов.
7.Теории иммунитета, клонально-селекционная теория Ф.Бернета.
8.Какое значение имеет лабораторная диагностика Т- и В-систем в выборе метода
иммунокоррекции.
9.Повышение антигенности клеток и применение гетерологических сывороток.
10.Создание искусственных вакцин. Искусственные иммуностимуляторы.
11.Применение препаратов костного мозга.
12.Применение препаратов тимуса.
13.Трансплантация костного мозга.
14.Предотвращение иммунологического конфликта матери и плода.
15.Вторичные иммунодефициты. Классификация, этиология, основные клинические
синдромы.
16.Клинико-лабораторные критерии ИДС.
17.Оценка иммунологического статуса человека в клинике.
18.Принципы терапии ИДС.
19.История открытия ВИЧ.
20.Этиология ВИЧ-инфекции. Структура вируса, его антигены.
21.Клиническое проявление СПИДа.
22.Нарушение функции иммунной системы при ВИЧ-инфекции.
23.Методы диагностики СПИДа.
24.Лечение СПИДа.
25.Эпидемиология СПИДа.
26.Профилактика СПИДа.
27.Определение понятия иммунный статус.
28.Определение абсолютного и относительного количества лейкоцитов.
29.Лейкоцитарная формула. Методика определения.
30.Изменение лейкограммы при разных патологических состояниях
31.Методы выделения лимфоцитов из крови.
32.Градиент плотности, виды.
33.Методы определения Т- и В-лимфоцитов.
34.Метод розеткообразования. Техника постановки реакции.
35.Изменение числа Т- и В-лимфоцитов при различных патологических состояниях.
36.ИФА. Принцип постановки реакции.
37.Техника постановки ИФА.
38.Определение концентрации иммуноглобулинов с помощью ИФА.