Добавлен: 01.02.2019

Просмотров: 1486

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ






Тема № 9: «Рубежный контроль-1»

Факультет: Общая медицина

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Специальность : 051301 «Общая медицина»

Курс: третий






Составил: доцент

________Жарасов М.Ж..

















г. Актобе, 2012 г.

Вопросы для руб контроля1 по Общей иммунологии.

1.Иммунная система. Общее понятие, определение.

2.Центральные и периферические органы иммунной системы.

3.Генез (развитие и дифференцировка) лимфоцитов и их значение в

формировании клеточного и гуморального иммунитета.

4.Понятие о предшественниках Т- и В-лимфоцитов.

5.Сходство и различие Т- и В- лимфоцитов.

6.Рециркуляция лимфоцитов.

7.Понятие об иммунном ответе, его формы.

8.Теории иммунитета.

9.Что такое антиген. Дайте определение. Какова химическая природа антигена.

10.Дайте понятие чужеродности, антигенности, иммуногенности, специфичности антигена.

11.Что такое антигенная детерминанта? Дайте определение валентности антигена.

12.Чем обусловлены особенности химического строения антигенов.

13.Что такое гаптен? Приведите примеры.

14.Укажите виды антигенной специфичности.

15.Назовите изоантигены человека: эритроцитарные, лимфоцитарные, тромбоцитарные.

16.Что такое тимус-зависимые и тимус-независимые антигены. Приведите примеры.

17.Когда возникают аутоантигены? Что это за антигены?

18.Дайте понятие гуморального иммунитета.

19.Какова его роль в иммунологических реакциях?

20.Каковы основные этапы дифференцировки В-лимфоцитов?

21.Как взаимодействуют В-лимфоциты с тимусзависимыми и тимуснезависимыми антигенами?

22.Какие рецепторы имеются на поверхности В-лимфоцитов?

23.Дайте характеристику различных классов Ig. Какова их структура?

24.Строение и функции Fab- и Fc-фрагментов.

25.Роль основных классов Ig в иммунологических реакциях.

26.Какие есть методы исследования В-системы?

27.Каковы основные компоненты системы комплемента.

28.Какую биологическую роль играют компоненты комплемента.

29.Как происходит активация комплемента по классическому и альтернативному пути.

30.Укажите биологическую роль фрагментов системы комплемента.

31.Назовите ингибиторы системы комплемента.

32.Диагностическое значение определения уровня комплемента в сыворотке крови.

33.Система клеточного иммунитета. Тимус - центральный орган.

34.Основные этапы дифференцировки Т-клеток (антигеннезависимая и антигензависимая

дифференцировка).

35.Рецепторы Т-лимфоцитов. Их особенности и их роль в иммунологических реакциях.

36.Функции Т-клеток, их субпопуляции.

37.Роль Т-лимфоцитов в первичном распозновании антигенов, взаимодействии с макрофагами.

38.Т-клеточные рецепторы, структура, роль в процессе развития Т-клеток. Позитивная и негетивная селекция в тимусе.


39.Внетимическая дифференцировка Т-лимфоцитов.

40.Миграция и расселение Т-лимфоцитов в организме. Тимусзависимые зоны периферическихнной системы (селезёнка, лимфатические узлы и др.).

41.Понятие о субпопуляциях Т- и В-лимфоцитов. Основные характеристики. Маркеры и рецепторы, роль в иммунных реакциях. CD3+ и CD4+ субпопуляции Т-клеток, характеристика, развитие. Роль в иммунных процессах. Природа и свойства Т-хелперов типа 1 (Th1) и 2 (Th2). Субпопуляция CD8+ Т-клеток.

42.Методы выявления маркеров и рецепторов. Иммунофенотипирование, принцип.Феномен розеткообращования в иммунологии..

43.Иммунологическая толерантность, ее виды.

44.Основные механизмы формирования иммунологической толерантности.

45.HLA-система человека.

46.Антигены HLA 1 и 2 классов и их роль в межклеточных взаимодействиях.

47.Определение HLA-фенотипа, генотипа, гаплотипа.

48.Практическое значение HLA-типирования.

49.Система HLA и заболевания человека.

50.Понятие об иммунодефицитных состояниях (ИДС).

51.Классификация иммунодефицитов.

52.Первичные иммунодефициты. Патогенетическая классификация Р.В.Петрова и

В.М.Лопухина.

53.Клинические проявления, диагностика и лечение первичных ИДС.





































РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ






Тема №10: «Регуляция иммунного ответа.

ВН. СРС: Нейро-эндокринная регуляция иммунного ответа.».

Факультет: Общая медицина

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Специальность : 051301 «Общая медицина»

Курс: третий






Составил: доцент

________Жарасов М.Ж..
















г. Актобе, 2012 г

ТЕМА: «Регуляция иммунного ответа.

ВН. СРС: Нейро-эндокринная регуляция иммунного ответа.».

Цель:

- Изучить механизмы регуляции иммунного ответа.

Студент должен знать:

- Основные механизмы регуляции иммунного ответа

Студент должен уметь:

- Анализировать иммунограмму.

Основные вопросы темы:

1.Гормоны иммунной системы (гормоны вилочковой железы) и их

функции.

2.Медиаторы иммунной системы (пептиды костного мозга, интерфе-

роны).

3.Медиаторы синтезируемые лимфоцитами (лимфокины). Их характе-

ристика.

4.Медиаторы продуцируемые макрофагами.

5.Характеристика фактора переноса. МИФ.

6.Генетический контроль иммунного ответа и синтеза иммуногло-

булинов.

7.Теории иммунитета, клонально-селекционная теория Ф.Бернета.

Методы обучения

- опрос,

- дискуссии, лабораторная работа

- тестирование

Содержание занятия:

1.Контроль домашнего задания.

2.Опрос

3.Тест контроль.

4.Подведение итогов.

Рекомендуемая литература:

основная:

1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002

2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007


3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999

4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008

дополнительная:

1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004

2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005









1.Какие клетки презентируют антиген в иммуногенной форме?____

___________________________________________________________.

2.Какие клетки участвуют в регуляции иммунного ответа?_______

___________________________________________________________.

3.Какими клетками продуцируются:

лимфокины -________________________________________________;

монокины - ________________________________________________.

4.Какую основную функцию выполняет:

ИЛ-1 -_____________________________________________________;

ИЛ-2 -_____________________________________________________.

5.Какими клетками вырабатывается интерферон?_________________

___________________________________________________________.

6.Как ингибирует рост вирусов интерферон?____________________

___________________________________________________________.

7.Какой фактор переносит состояние сенсибилизации к различным

антигенам (бактериальным, грибковым, вирусным, транспланта-

wbонным)?__________________________________________________.


























РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ






Тема №11: «Основные принципы современной иммунокоррекции.

ВН. СРС: Новейшие достижения в трансплантологии.».

Факультет: Общая медицина

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Специальность : 051301 «Общая медицина»

Курс: третий






Составил: доцент

________Жарасов М.Ж..
















г. Актобе, 2012 г.

ТЕМА: «Основные принципы современной иммунокоррекции.

ВН. СРС: Новейшие достижения в трансплантологии.».

Цель:

-Изучить основные принципы и препараты иммунокоррекции.

Студент должен знать:

-принципы иммунокоррекции

- препараты, используемые для иммунокоррекции

Студент должен уметь:

- анализировать иммунограмму.

Основные вопросы темы:

1.Какое значение имеет лабораторная диагностика Т- и В-систем в выборе метода

иммунокоррекции.

2.Повышение антигенности клеток и применение гетерологических сывороток.

3.Создание искусственных вакцин. Искусственные иммуностимуляторы.

4.Применение препаратов костного мозга.

5.Применение препаратов тимуса.

6.Трансплантация костного мозга.

7.Предотвращение иммунологического конфликта матери и плода.

Методы обучения

- опрос,

- дискуссии, лабораторная работа

- тестирование

Содержание занятия:

1.Контроль домашнего задания.

2.Опрос

3.Тест контроль.

4.Подведение итогов.

Рекомендуемая литература:

основная:

1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002

2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007

3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999


4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008

дополнительная:

1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004

2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005

1.Какие препараты бактериального происхождения можно применять с целью

стимуляции фагоцитоза и гуморального иммунного ответа? ___________________

______________________________________________________________________.

А животного происхождения: ____________________________________________

______________________________________________________________________.

2.Какие Вы знаете препараты дрожжевых грибков? ___________________________

______________________________________________________________________.

3.Какими препаратами можно стимулировать Т-лимфоциты, клеточный иммунитет?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

4.Какие лимфокины применяют в клинической практике? ______________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

5.К экстракорпоральным методам иммунокоррекции относятся: ________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

6.При какой патологии применяется трансплантация костного мозга? ____________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

7.Что такое адъюванты? ___________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

8.Почему цитостатики обладают иммунодепрессивным эффектом? ______________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

К цитостатикам с выраженным иммунодепрессивным действием относятся: _____

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

9.LAK. Как расшифровывается это сокращение? Что это такое? _________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

10.Какие рекомбинантные препараты Вы знаете? _____________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

Как их получают? ______________________________________________________

______________________________________________________________________.


















РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ






Тема №12: «Возрастная иммунология».

Факультет: Общая медицина

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Специальность : 051301 «Общая медицина»

Курс: третий






Составил: доцент

________Жарасов М.Ж..

















г. Актобе, 2012 г.

ТЕМА: «Возрастная иммунология».


Цель:

Изучить возрастные особенности иммунной системы.

Студент должен знать:

а) Формирование иммунной системы в эмбриогенезе.

в) Знать возрастные особенности органов иммунной системы, особенности функционирования иммунокомпетентных клеток и возрастные нормативы.

Студент должен уметь:

Применить полученные знания по возрастной иммунологии в клинической практике и в частности выявить патологические изменения в иммунограмме.

Основные вопросы темы:

  1. Как формируется иммунная система в эмбриогенезе?

  2. Каковы возрастные особенности вилочковой железы костного мозга?

  3. Какую роль играет печень плода в иммунопоэзе?

  4. Какие возрастные особенности функционирования Т- и В- лимфоцитов, макрофагов?

  5. Какую роль играет материнский организм в формировании иммунитета ребенка?

  6. Чем отличается иммунная система новорожденных и детей первых лет жизни?

  7. Каковы иммунологические аспекты и теории старения?

Методы обучения

- опрос,

- дискуссии, лабораторная работа

- тестирование

Содержание занятия:

1.Контроль домашнего задания.

2.Опрос

3.Тест контроль.

4.Подведение итогов.

Рекомендуемая литература:

основная:

1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002

2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007

3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999

4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008

дополнительная:

1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004

2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005

  1. Укажите сроки закладки тимуса, лимфоузлов у эмбриона человека. Тимус………………….., лимфоузлы……………………….. .

  2. Где начинается кроветворение у эмбриона?…………………………

В дальнейшем основным источником HSК является ………………….

Является ли селезенка органом кроветворения? …………………………..

  1. Какой иммуноглобулин в высокой концентрации имеется у новорожденного?…………., который трансплацентарно поступает к плоду от ……………… .

  2. Какова динамика концентрации Ig G у ребенка? В период от рождения до3-6 месяцев концентрацияIg G(как изменяется?)……………….в дальнейшем происходит его ………………. .Уровня взрослого Ig G достигает к ………………..годам.

  3. Концентрация Ig G у взрослого составляет…………-…………г/л.

  4. Высокий уровень какого иммуноглобулина у новорожденных свидетельствует о перенесенной внутриутробной инфекции? Ig………..

Какие Вы знаете внутриутробные инфекции?…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Уровень какого Ig быстрее увеличивается у детей и быстро достигает уровня взрослого? Ig…………….

  1. Какие факторы иммунной защиты передаются трансплацентарно плоду?……………………………………………………………………….. .

  2. Какой гуморальный фактор поступает к новорожденному с молоком матери?………….. . Что он обеспечивает у грудных детей?………………………………………………………………………. .

  3. Исчезает ли в старческом возрасте тимус полностью? …………………………………………………………………………….

  4. Какие изменения иммунной системы характерны в старческом возрасте?………………………………………………………………………

  5. Какие заболевания старческого возраста обусловлены возрастными изменениями иммунной системы?………………………………………….

  6. Резкое снижение миграции каких клеток из костного мозга возникает в старческом возрасте?………………………………………………………...

  7. Учитывая динамику уровня Ig, когда возникает опасный период у детей?…………………………………………………………………………

  8. Что такое постнатальный период развития?……………………………………………………………………..

  9. В крови новорожденного содержатся его собственные компоненты комплемента или материнские?…………………………………………….