Добавлен: 01.02.2019

Просмотров: 1678

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Специальность : 051301 «Общая медицина»

Курс: третий







Составил: доцент

________Жарасов М.Ж..
















г. Актобе, 2012 г.

ТЕМА: «Роль комплемента в иммунном ответе.»


Цель:

- Ознакомить студентов с системой комплемента и путями его активации.

Студент должен знать:

1.Определение системы комплемента.

2.Основные компоненты системы комплемента.

3.Основные пути активации комплемента.

4.Биологические свойства комплемента.

Студент должен уметь:

1.Ставить реакцию определения титра комплемента.

Основные вопросы темы:

1.Каковы основные компоненты системы комплемента.

2.Какую биологическую роль играют компоненты комплемента.

3.Как происходит активация комплемента по классическому и альтернативному пути.

4.Укажите биологическую роль фрагментов системы комплемента.

5.Назовите ингибиторы системы комплемента.

6.Диагностическое значение определения уровня комплемента в сыворотке крови.

Методы обучения

- опрос,

  • дискуссии, лабораторная работа

  • тестирование

Содержание занятия:

1.Контроль домашнего задания.

2.Опрос

3.Тест контроль.

4.Подведение итогов.

Рекомендуемая литература:

основная:

1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002

2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007

3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999

4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008


дополнительная:

1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004

2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005


1.С3в. Что обозначает этот значок? ______________________________________.

2.Укажите, где синтезируются белки системы комплемента_________________________________

3.Отметьте пути активации комплемента ________________________________________________

___________________________________________________________________________________.

4.Что такое опсонирующий эффект комплемента?__________________________________________

___________________________________________________________________________________.

5.Укажите какие факторы активируют комплемент по альтернативному пути? ___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________.

6.Какой класс иммуноглобулинов является самым сильным активатором комплемента по классическому пути, если он входит в комплекс АГ-АТ: ________________.

7.Что такое мембраноатакующий комплекс системы комплемента (напишите его формулу) _______________________________________________________.

8.Укажите биологический эффект С3а __________________________________________________

____________________________________________________________________________________

9.Какой компонент системы комплемента является центральным? _________.


20.При каких заболеваниях снижается комплементарная активность сыворотки крови и почему?_____________________________________________________________________________
















РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ






Тема № 6: «Система клеточного иммунитета, основные функции

Антигеннезависимая и антигензависимая дифференцировка Т-

лимфоцитов».

ВН. СРС: Моноклональные антитела. Гибридомная

технология. Основные области применения МКАТ в

иммунологии».

Факультет: Общая медицина

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Специальность : 051301 «Общая медицина»

Курс: третий






Составил: доцент

________Жарасов М.Ж..











г. Актобе, 2012 г.

ТЕМА: «Система клеточного иммунитета, основные функции Антигеннезависимая и антигензависимая дифференцировка Т-лимфоцитов».

ВН. СРС: Моноклональные антитела. Гибридомная технология. Основные области применения МКАТ в иммунологии.

Цель:

- Ознакомить студентов с функцией клеточного иммунитета и дифференцировкой Т-лифоцитов.

Студент должен знать:

1.Основные функции клеточного иммунитета.

2.Стадии антигеннезависимой дифференцировки Т-лимфоцитов.

3.Стадии антигензависимой дифференцировки Т-лимфоцитов.

4.Методы определения функции клеточного иммунитета.

Студент должен уметь:

1.Ставить реакцию розеткообразования .

Основные вопросы темы:

1.Система клеточного иммунитета. Тимус - центральный орган.

2.Основные этапы дифференцировки Т-клеток (антигеннезависимая и антигензависимая

дифференцировка).

3.Рецепторы Т-лимфоцитов. Их особенности и их роль в иммунологических реакциях.

4.Функции Т-клеток, их субпопуляции.

5.Роль Т-лимфоцитов в первичном распозновании антигенов, взаимодействии с макрофагами.

Методы обучения

- опрос,

- дискуссии, лабораторная работа

- тестирование

Содержание занятия:

1.Контроль домашнего задания.

2.Опрос

3.Тест контроль.

4.Подведение итогов.

Рекомендуемая литература:

основная:

1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002

2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007

3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999

4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008


дополнительная:

1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004

2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005

1.Как и где происходит антигеннезависимая дифференцировка Т-лимфоцитов? ________________________________________________________________________


2.Как и где происходит антигензависимая дифференцировка Т-лимфоцитов? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

3.Какова основная функция:

Т-супрессоров _____________________________________________________________________

Т-хелперов ________________________________________________________________________

Т-киллеров _______________________________________________________________________.

4.Назовите нулевые клетки _____________________________________________________________

________________________________________________________________________

5.Основные рецепторы Т-лимфоцитов

___________________________________________________________________________________.

6.Методы определения Т-лимфоцитов ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________.

7.Назовите дифференцировочные антигены на поверхности

Т-супрессоров _______________________________________________________________________

Т-хелперов_________________________________________________________________________.

8.Напишите все синонимы Тк: ________________________________________________________________________
















РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ






Тема № 7: «Основные субпопуляции Т-лимфоцитов и их основные

функции. Иммунологическая толерантность».

Вн. СРС: Местный иммунитет. Лимфоидные ткани,

ассоциированные со слизистыми оболочками, легкими, кожей».

Факультет: Общая медицина

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Специальность : 051301 «Общая медицина»

Курс: третий






Составил: доцент

________Жарасов М.Ж..













г. Актобе, 2012 г.

ТЕМА: «Основные субпопуляции Т-лимфоцитов и их основные функции. Иммунологическая толерантность».

Вн. СРС: Местный иммунитет. Лимфоидные ткани, ассоциированные со слизистыми оболочками, легкими, кожей.

Цель:

- Ознакомить студентов с основными субпопуляциями Т-лимфоцитов, их функциями, также с механизмами иммунологической толерантности.

Студент должен знать:

1.Основные субпопуляции и функции Т-лимфоцитов.

2.Основные маркеры и рецепторы Т-лимфоцитов.

3.Механизмы развития иммунологической толерантности.

4.Методы определения количества и качества Т-лимфоцитов.

Студент должен уметь:

1.Ставить реакцию розеткообразования .

Основные вопросы темы:

1.Т-клеточные рецепторы, структура, роль в процессе развития Т-клеток. Позитивная и негетивная селекция в тимусе.

2.Внетимическая дифференцировка Т-лимфоцитов.

3.Миграция и расселение Т-лимфоцитов в организме. Тимусзависимые зоны периферических органов иммунной системы (селезёнка, лимфатические узлы и др.).

4.Понятие о субпопуляциях Т- и В-лимфоцитов. Основные характеристики. Маркеры и рецепторы, роль в иммунных реакциях. CD3+ и CD4+ субпопуляции Т-клеток, характеристика, развитие. Роль в иммунных процессах. Природа и свойства Т-хелперов типа 1 (Th1) и 2 (Th2). Субпопуляция CD8+ Т-клеток.


5.Методы выявления маркеров и рецепторов. Иммунофенотипирование, принцип.Феномен розеткообращования в иммунологии..

6.Иммунологическая толерантность, ее виды.

7.Основные механизмы формирования иммунологической толерантности.

Методы обучения

- опрос,

- дискуссии, лабораторная работа

- тестирование

Содержание занятия:

1.Контроль домашнего задания.

2.Опрос

3.Тест контроль.

4.Подведение итогов.

Рекомендуемая литература:

основная:

1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002

2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007

3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999

4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008


дополнительная:

1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004

2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005


1.Какие лимфоциты называют «нулевые клетки» ?________________________________________________________________________

2. Назовите нулевые клетки ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

3.Какова основная функция::

Т-хелперов1 типа _____________________________________________________________________

Т-хелперов 2 типа ___________________________________________________________________

Т-киллеров _______________________________________________________________________.

4. Основные рецепторы Т-лимфоцитов _____________________________________________________________

5. Назовите основные дифференцировочные антигены (CD антигены) на поверхности: Т-цитотоксических____________Т-хелперов_____________

___________________________________________________________________________________.

6.Методы определения Т-лимфоцитов ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________.

7.Назовите дифференцировочные антигены на поверхности

Т-супрессоров _______________________________________________________________________

8.Какова роль естественных киллеров?

____________________________________________________ _______________________________________________________________________ 9.Какие маркеры ЕК вы знаете ?_________________________________________________________________________

10.К каким органам и тканям не развивается естественная иммунологическая толерантность?

________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________.








РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ






Тема № 8: «Система HLA, строение, функции локусов. Основы

трансплантационного иммунитета».

ВН. СРС: Связь антигенов HLA с наследственной

предрасположенностью к заболеваниям»

Факультет: Общая медицина

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Специальность : 051301 «Общая медицина»

Курс: третий






Составил: доцент

________Жарасов М.Ж..















г. Актобе, 2012 г.

ТЕМА: «Система HLA, строение, функции локусов. Основы трансплантационного иммунитета».

ВН. СРС: Связь антигенов HLA с наследственной предрасположенностью к заболеваниям

Цель:

- Ознакомить студентов со строением и функцией HLA системы.

Студент должен знать:

1.Строение HLA системы.

2.Функции HLA системы.

Студент должен уметь:

1.Решать задачи.

Основные вопросы темы:

1.HLA-система человека.

2.Антигены HLA 1 и 2 классов и их роль в межклеточных взаимодействиях.

3.Определение HLA-фенотипа, генотипа, гаплотипа.

4.Практическое значение HLA-типирования.

5.Система HLA и заболевания человека.

Методы обучения

- опрос,

- дискуссии, лабораторная работа

- тестирование

Содержание занятия:

1.Контроль домашнего задания.

2.Опрос

3.Тест контроль.

4.Подведение итогов.

Рекомендуемая литература:

основная:

1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002

2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007

3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999

4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008

дополнительная:

1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004

2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005












ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

1.В какой паре хромосом локализуется главный комплекс гистосовместимости у человека?

______________________.

2.В каких органах и тканях содержатся трансплантационные антигены?

_________________________________________________________________________________

3.В каких тканях не обнаруживаются антигены системы HLA? _______________________________

___________________________________________________________________________________.

4.Из каких локусов, сублокусов состоят гены HLA:

I класса ____________________________________________________________;

П класса ___________________________________________________________;

Ш класса ___________________________________________________________.

5.Какими методами выявляют HLA антигены I класса?______________________________________

6.У типируемого субьекта выявлены 6 возможных антигена HLA-A, HLA-B, HLA-C. Как называется эта ситуация? ______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________.

7.Какой антиген гистосовместимости часто встречается при анкилозирующем спондилите?

____________________________________.


З А Д А Ч А

Каковы возможные комбинации эритроцитарных антигенов у ребенка, если изоантигенный состав эритроцитов отца : AO, NM, ss, dd, Cc, Ee, а матери : AB, MM, SS, DD, Cc, EE

Выберите правильный ответ:

A. AO, MN, Ss, DD, CC, EE B. AA, MM, Ss, Dd, cc, ee

C. OO, NN, Ss, Dd, CC, Ee D. AB, MN, Ss, Dd, cc, EE

E. AO, NN, Ss, Dd, Cc, EE F. AB, MM, SS, Dd, cc, Ee

Cоставьте еще один правильный вариант ответа: _____, _____, _____, _____, _____, _____.

~~~ Гаплотип - гаплоидный тип комбинации, т.е. сочетание генов в одной из двух парных хромосом.






РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»