ВУЗ: Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М. Оспанова
Категория: Рабочая программа
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 01.02.2019
Просмотров: 1678
Скачиваний: 8
Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии
Специальность : 051301 «Общая медицина»
Курс: третий
Составил: доцент
________Жарасов М.Ж..
г. Актобе, 2012 г.
ТЕМА: «Роль комплемента в иммунном ответе.»
Цель:
- Ознакомить студентов с системой комплемента и путями его активации.
Студент должен знать:
1.Определение системы комплемента.
2.Основные компоненты системы комплемента.
3.Основные пути активации комплемента.
4.Биологические свойства комплемента.
Студент должен уметь:
1.Ставить реакцию определения титра комплемента.
Основные вопросы темы:
1.Каковы основные компоненты системы комплемента.
2.Какую биологическую роль играют компоненты комплемента.
3.Как происходит активация комплемента по классическому и альтернативному пути.
4.Укажите биологическую роль фрагментов системы комплемента.
5.Назовите ингибиторы системы комплемента.
6.Диагностическое значение определения уровня комплемента в сыворотке крови.
Методы обучения
- опрос,
-
дискуссии, лабораторная работа
-
тестирование
Содержание занятия:
1.Контроль домашнего задания.
2.Опрос
3.Тест контроль.
4.Подведение итогов.
Рекомендуемая литература:
основная:
1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002
2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007
3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999
4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008
дополнительная:
1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004
2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005
1.С3в. Что обозначает этот значок? ______________________________________.
2.Укажите, где синтезируются белки системы комплемента_________________________________
3.Отметьте пути активации комплемента ________________________________________________
___________________________________________________________________________________.
4.Что такое опсонирующий эффект комплемента?__________________________________________
___________________________________________________________________________________.
5.Укажите какие факторы активируют комплемент по альтернативному пути? ___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
6.Какой класс иммуноглобулинов является самым сильным активатором комплемента по классическому пути, если он входит в комплекс АГ-АТ: ________________.
7.Что такое мембраноатакующий комплекс системы комплемента (напишите его формулу) _______________________________________________________.
8.Укажите биологический эффект С3а __________________________________________________
____________________________________________________________________________________
9.Какой компонент системы комплемента является центральным? _________.
20.При каких заболеваниях снижается комплементарная активность сыворотки крови и почему?_____________________________________________________________________________
РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Тема № 6: «Система клеточного иммунитета, основные функции
Антигеннезависимая и антигензависимая дифференцировка Т-
лимфоцитов».
ВН. СРС: Моноклональные антитела. Гибридомная
технология. Основные области применения МКАТ в
иммунологии».
Факультет: Общая медицина
Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии
Специальность : 051301 «Общая медицина»
Курс: третий
Составил: доцент
________Жарасов М.Ж..
г. Актобе, 2012 г.
ТЕМА: «Система клеточного иммунитета, основные функции Антигеннезависимая и антигензависимая дифференцировка Т-лимфоцитов».
ВН. СРС: Моноклональные антитела. Гибридомная технология. Основные области применения МКАТ в иммунологии.
Цель:
- Ознакомить студентов с функцией клеточного иммунитета и дифференцировкой Т-лифоцитов.
Студент должен знать:
1.Основные функции клеточного иммунитета.
2.Стадии антигеннезависимой дифференцировки Т-лимфоцитов.
3.Стадии антигензависимой дифференцировки Т-лимфоцитов.
4.Методы определения функции клеточного иммунитета.
Студент должен уметь:
1.Ставить реакцию розеткообразования .
Основные вопросы темы:
1.Система клеточного иммунитета. Тимус - центральный орган.
2.Основные этапы дифференцировки Т-клеток (антигеннезависимая и антигензависимая
дифференцировка).
3.Рецепторы Т-лимфоцитов. Их особенности и их роль в иммунологических реакциях.
4.Функции Т-клеток, их субпопуляции.
5.Роль Т-лимфоцитов в первичном распозновании антигенов, взаимодействии с макрофагами.
Методы обучения
- опрос,
- дискуссии, лабораторная работа
- тестирование
Содержание занятия:
1.Контроль домашнего задания.
2.Опрос
3.Тест контроль.
4.Подведение итогов.
Рекомендуемая литература:
основная:
1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002
2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007
3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999
4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008
дополнительная:
1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004
2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005
1.Как и где происходит антигеннезависимая дифференцировка Т-лимфоцитов? ________________________________________________________________________
2.Как и где происходит антигензависимая дифференцировка Т-лимфоцитов? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
3.Какова основная функция:
Т-супрессоров _____________________________________________________________________
Т-хелперов ________________________________________________________________________
Т-киллеров _______________________________________________________________________.
4.Назовите нулевые клетки _____________________________________________________________
________________________________________________________________________
5.Основные рецепторы Т-лимфоцитов
___________________________________________________________________________________.
6.Методы определения Т-лимфоцитов ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
7.Назовите дифференцировочные антигены на поверхности
Т-супрессоров _______________________________________________________________________
Т-хелперов_________________________________________________________________________.
8.Напишите все синонимы Тк: ________________________________________________________________________
РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Тема № 7: «Основные субпопуляции Т-лимфоцитов и их основные
функции. Иммунологическая толерантность».
Вн. СРС: Местный иммунитет. Лимфоидные ткани,
ассоциированные со слизистыми оболочками, легкими, кожей».
Факультет: Общая медицина
Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии
Специальность : 051301 «Общая медицина»
Курс: третий
Составил: доцент
________Жарасов М.Ж..
г. Актобе, 2012 г.
ТЕМА: «Основные субпопуляции Т-лимфоцитов и их основные функции. Иммунологическая толерантность».
Вн. СРС: Местный иммунитет. Лимфоидные ткани, ассоциированные со слизистыми оболочками, легкими, кожей.
Цель:
- Ознакомить студентов с основными субпопуляциями Т-лимфоцитов, их функциями, также с механизмами иммунологической толерантности.
Студент должен знать:
1.Основные субпопуляции и функции Т-лимфоцитов.
2.Основные маркеры и рецепторы Т-лимфоцитов.
3.Механизмы развития иммунологической толерантности.
4.Методы определения количества и качества Т-лимфоцитов.
Студент должен уметь:
1.Ставить реакцию розеткообразования .
Основные вопросы темы:
1.Т-клеточные рецепторы, структура, роль в процессе развития Т-клеток. Позитивная и негетивная селекция в тимусе.
2.Внетимическая дифференцировка Т-лимфоцитов.
3.Миграция и расселение Т-лимфоцитов в организме. Тимусзависимые зоны периферических органов иммунной системы (селезёнка, лимфатические узлы и др.).
4.Понятие о субпопуляциях Т- и В-лимфоцитов. Основные характеристики. Маркеры и рецепторы, роль в иммунных реакциях. CD3+ и CD4+ субпопуляции Т-клеток, характеристика, развитие. Роль в иммунных процессах. Природа и свойства Т-хелперов типа 1 (Th1) и 2 (Th2). Субпопуляция CD8+ Т-клеток.
5.Методы выявления маркеров и рецепторов. Иммунофенотипирование, принцип.Феномен розеткообращования в иммунологии..
6.Иммунологическая толерантность, ее виды.
7.Основные механизмы формирования иммунологической толерантности.
Методы обучения
- опрос,
- дискуссии, лабораторная работа
- тестирование
Содержание занятия:
1.Контроль домашнего задания.
2.Опрос
3.Тест контроль.
4.Подведение итогов.
Рекомендуемая литература:
основная:
1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002
2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007
3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999
4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008
дополнительная:
1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004
2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005
1.Какие лимфоциты называют «нулевые клетки» ?________________________________________________________________________
2. Назовите нулевые клетки ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
3.Какова основная функция::
Т-хелперов1 типа _____________________________________________________________________
Т-хелперов 2 типа ___________________________________________________________________
Т-киллеров _______________________________________________________________________.
4. Основные рецепторы Т-лимфоцитов _____________________________________________________________
5. Назовите основные дифференцировочные антигены (CD антигены) на поверхности: Т-цитотоксических____________Т-хелперов_____________
___________________________________________________________________________________.
6.Методы определения Т-лимфоцитов ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
7.Назовите дифференцировочные антигены на поверхности
Т-супрессоров _______________________________________________________________________
8.Какова роль естественных киллеров?
____________________________________________________ _______________________________________________________________________ 9.Какие маркеры ЕК вы знаете ?_________________________________________________________________________
10.К каким органам и тканям не развивается естественная иммунологическая толерантность?
________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________.
РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Тема № 8: «Система HLA, строение, функции локусов. Основы
трансплантационного иммунитета».
ВН. СРС: Связь антигенов HLA с наследственной
предрасположенностью к заболеваниям»
Факультет: Общая медицина
Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии
Специальность : 051301 «Общая медицина»
Курс: третий
Составил: доцент
________Жарасов М.Ж..
г. Актобе, 2012 г.
ТЕМА: «Система HLA, строение, функции локусов. Основы трансплантационного иммунитета».
ВН. СРС: Связь антигенов HLA с наследственной предрасположенностью к заболеваниям
Цель:
- Ознакомить студентов со строением и функцией HLA системы.
Студент должен знать:
1.Строение HLA системы.
2.Функции HLA системы.
Студент должен уметь:
1.Решать задачи.
Основные вопросы темы:
1.HLA-система человека.
2.Антигены HLA 1 и 2 классов и их роль в межклеточных взаимодействиях.
3.Определение HLA-фенотипа, генотипа, гаплотипа.
4.Практическое значение HLA-типирования.
5.Система HLA и заболевания человека.
Методы обучения
- опрос,
- дискуссии, лабораторная работа
- тестирование
Содержание занятия:
1.Контроль домашнего задания.
2.Опрос
3.Тест контроль.
4.Подведение итогов.
Рекомендуемая литература:
основная:
1.Хаитов Р.М. «Иммунология», Москва, 2002
2. Мейл Д., Бростофф Дж., Ройт Д.Б. «Иммунология», Москва, 2007
3.Ярилин А.А. «Основы иммунологии», М., 1999
4.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008
дополнительная:
1.Медуницын Н.В. «Вакцинология», Москва, 2004
2.Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
1.В какой паре хромосом локализуется главный комплекс гистосовместимости у человека?
______________________.
2.В каких органах и тканях содержатся трансплантационные антигены?
_________________________________________________________________________________
3.В каких тканях не обнаруживаются антигены системы HLA? _______________________________
___________________________________________________________________________________.
4.Из каких локусов, сублокусов состоят гены HLA:
I класса ____________________________________________________________;
П класса ___________________________________________________________;
Ш класса ___________________________________________________________.
5.Какими методами выявляют HLA антигены I класса?______________________________________
6.У типируемого субьекта выявлены 6 возможных антигена HLA-A, HLA-B, HLA-C. Как называется эта ситуация? ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________.
7.Какой антиген гистосовместимости часто встречается при анкилозирующем спондилите?
____________________________________.
З А Д А Ч А
Каковы возможные комбинации эритроцитарных антигенов у ребенка, если изоантигенный состав эритроцитов отца : AO, NM, ss, dd, Cc, Ee, а матери : AB, MM, SS, DD, Cc, EE
Выберите правильный ответ:
A. AO, MN, Ss, DD, CC, EE B. AA, MM, Ss, Dd, cc, ee
C. OO, NN, Ss, Dd, CC, Ee D. AB, MN, Ss, Dd, cc, EE
E. AO, NN, Ss, Dd, Cc, EE F. AB, MM, SS, Dd, cc, Ee
Cоставьте еще один правильный вариант ответа: _____, _____, _____, _____, _____, _____.
~~~ Гаплотип - гаплоидный тип комбинации, т.е. сочетание генов в одной из двух парных хромосом.
РКГП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»