Файл: Территориальной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В свете необходимости улучшения социально-экономической ситуации в России, стоит подчеркнуть, что программы антикризисных мер разных стран мира имеют социальную направленность. Ведь залогом оживления экономики после кризиса является поддержка и развитие потребительского спроса. К основным мероприятиям социальной политики стран мира, которые были направлены на преодоление негативных тенденции вследствие влияния мирового финансово-экономического кризиса, можно отнести: стимулирование и поддержку занятости населения, снижение расходов

населения, применения налоговых стимулов, увеличение социальных платежей и прочее. Для финансирования антикризисных мер различными странами были использованы следующие источники:

  • Увеличение дефицита государственного бюджета в результате предоставления ряда налоговых льгот;

  • Рост государственного долга;

  • Использование валютных резервов для вливания ликвидности в банковскую систему (Корея), поддержки доступа компаний к ликвидности (Бразилия);

  • Использование средств фондов суверенного богатства или национальных фондов (Казахстан, Норвегия);

  • Выпуск казначейских облигаций;

  • Использование средств государственных и местных бюджетов;

  • Использование средств государственных банков и банков развития.

Для поддержки национального производителя в различных секторах, был принят ряд законов, регулирующих деятельность предприятий отдельных отраслей (автомобильной, перерабатывающей, строительной, предприятий горно-металлургического комплекса, аграрном секторе и других).

Необходимо
отметить, что практическая реализация средств антикризисной политики происходила непоследовательно, в некоторых случаях промедление с введением необходимой антикризисной политики приводило к нарастанию кризисных явлений до уровня, на котором они уже не могли быть преодолены, отдельные антикризисные меры остаются только стратегическими намерениями. Главным вопросом для правительства на сегодняшний день должно стать недопущение вовлечения России в длительный период экономической стагнации, что невозможно без создания эффективного механизма обеспечения экономической безопасности страны.

Осознание угроз развития реального сектора экономики требует выработки и реализации адекватной политики по противодействию кризису.

Для обеспечения экономической безопасности страны и снижения угроз в реальном секторе экономики в условиях кризиса необходимо решить ряд задач:

  • Поддержка ликвидности предприятий реального сектора экономики и предотвращения их массового банкротства;

  • Проведение эффективной импортозамещающей промышленной политики и насыщения внутреннего рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, в первую очередь потребительского назначения50;

  • Проведение эффективной политики энергосбережения во всех отраслях экономики;

  • Государственная налоговая поддержка роста производства в ведущих отраслях экономики.

Как уже было отмечено, в экономике России острой остается проблема оттока капитала. Необходимо предпринять меры по сокращению темпов оттока капитала за границу и его возврату в страну. Для

поддержания резервов капитала на должном уровне, следует предпринять следующие меры:

  1. Урегулировать систему налогообложения, имеющую

конфискационный и произвольный характер. Часто предпринимателям выгодней уклонятся от налогов и выводить деньги за границу, в связи с этим и требуется усовершенствовать ее таким образом, чтобы учитывать нужды предпринимателей.

  1. Повысить надежность и стабильность банковской системы России, уровень доверия к ней. Провести реструктуризацию банковской системы, уменьшить процентные ставки по займам до уровня, который будет доступен всем компаниям.







50 Ю.П. Березуцкая Л.А. Березуцкая – Проблемы реализации государственной политики ипортозамещения в современной России: статья 2015 - с.74

  1. Усовершенствовать механизмы защиты права собственности и борьбы с коррупцией в целях повышения доверия инвесторов.

  2. Урегулировать взаимоотношения между российскими банками и банками-нерезидентами в оффшорных зонах.

  3. Трансформировать стратегию инвестиций таким образом, чтобы улучшить инвестиционный климат и уравнять условия для российских и зарубежных фирм. В этих целях следует предпринять:

  • Повышенный контроль количества и потоков российского капитала за границей;

  • Сделать обязательным для российских компаний ведение отчетности и бухучета по международных стандартам. Это посодействует доверию со стороны зарубежных инвесторов.

Следующая рассматриваемая проблема России в том, что она имеет один из самых высоких показателей теневой экономики в Европе. Экономическая преступность (незаконная торговля энергоносителями, минеральными ресурсами, должностные преступления, криминализация государственной власти, коррупция, взяточничество, рэкет, уклонение от уплаты налогов и т.д.) подрывает стабильность национального хозяйства.

Важным условием снижения уровня теневой экономики является устранение пробелов в правовом поле, связанных с отсутствием четких трактовок и определений в понятийном аппарате. Противодействие теневой
экономике является постоянным направлением деятельности государства и должно стать заботой всего общества. В этой связи должна быть разработана государственная программа ограничения распространения и самовоспроизводства секторов теневой экономики, рассчитанная на долгосрочную перспективу, поскольку противодействие теневой экономике затрагивает интересы каждого гражданина, общества и государства.

В целях борьбы с теневым сектором, следует конкретизировать какие именно стороны налоговой системы стимулируют теневую деятельность. В этом отношении практический опыт и новые исследования выявили роль

отдельных элементов налогообложения, например, прямых налогов по сравнению с косвенными, уровня налоговых ставок, жесткости государственного контроля, сложности и громоздкости налоговой системы.

Большое значение для формирования теневой экономики имеют жесткость государственного контроля и сложность налоговой системы. Для ограничения теневого сектора государственная политика должна ориентироваться скорее на твердое и последовательное проведение в жизнь принятых законов и методических указаний. В странах с мощной налогово- полицейской службой (США, Германия), ужесточение наказаний и аудит могут способствовать некоторому уменьшению теневой экономики, возможно, и России стоит обратить внимание на подобные меры.

Значительное место в обеспечении национальной экономической безопасности России занимает решение угроз, исходящих из проблем промышленности и энергетики. Следует разработать ряд мер, связанных с серьезной проблемой морального и физического устаревания основных фондов, высокого уровень износа техники.