Файл: Римское общество эпохи ранней республики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 403

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.

Патриции - старейшее население Рима, имевшее полные права членов римского общества, объединенных в курии и роды: в частности, те, кто мог заявить о своих отцах (patres), то есть предках. Отсюда и их название.

Cемей патрициев было примерно 300. Каждые 10 родов были объединены в одну курию, а они, в свою очередь, - в трибы. Но , толкование  исторических источников,  по предоставленной проблеме в  нынешних исследованиях, весьма не однозначна.

Советскими исследователями курия интерпретировалась кaк фpaтия19, «союз мужей или воинов»20. Ия Леонидовна Мaяк считаaет, что генетическaя связь курии с древними фратиями была вполне возможна. Но, как известно, кyрии охватывали исключительно мужское население, а фратрии – всех представителей рода. Возможно, римские курии предшествовали «мужские тайные союзы», которые были свойствены некоторым поздним родовым общинам21. Патрици имели правом совместно использовать земли курий и родов . Они  служили в куриатном боевом ополчении а также коннице, а кроме того пребывали участниками  комиций. . После принятия в римское войско и общину плебеев , патриции вошли в римское обществo,  равно как носители культовых обычаев, а также древнейших  традиций,одаренных божественной благодатью. Исключительно патриции имели возможность осуществлять главные  для сyeвeрных римлян  священные ритуалы  . По этой пречине диктаторами , и консулами избирались только патриции. Также за ними сохранились право образовывать Сенат.

Ключевыми правамиримского гражданина в Римском обществе эпохи Ранней республики были: распоряжаться  собственностью,  вступать в легальный  брачный союз, быть избранным и выбирать.

Плебеи- население Рима, вне родовой организации. Данную группу составляли покинувшие место предыдущего обитания, привлечённые коммерческими интересами и принудительно покинувшие , в следствие войн люди. Они и стали одним из основных источников пополнения плебейского класса.

Класс плебеев, это низший слой населения, который не имел политических и юридических прав, а также не имел доступа к высшим должностям в государстве, так как они не яылялись частью родовой организации патрициев. Исключительно, некоторые плебеи состояли в ней как клиенты.

Плебеи занимались ремеслом, торговлей и земледелием. Они не имели права голоса на комициях, не могли занимать должности в государстве и не имели доступа к законодательной власти. В то же время, они обязаны были выполнять обязательства перед государством, такие как уплата налогов и выполнение военной службы. Из их числа,  в ходе  общественной стратификации  достаточно стремительно выделился слой обеспеченныйх и состоятельных граждан .. Некоторые представители данного слоя стремились к равноправию с патрициями. Прежде всего они желали получить допуск к коллегиям и магистратурам. Плебеи так же добивались решения земельного и долгового вопросов. Патриции, в свою очередь, не имели желания д елиться даже малой долей своих полномочий и привилегий в пользу плебеев .


И.Л. Маяк говорит о появлении плебеев : «По смерти Тулла Гостилия вновь было установлено междуцарствие. Назначенный сенаторами интеррекс (междуцарь) созвал народное собрание, на котором царем был избран внук сабиняна Нумы Анк Марций. Судьба ведет его по уже проторенному пути. Он уделяет особенное внимание фециальному праву и вместе с тем упорно и удачно воюет с латинами. Ему удается продвинуть римское господство к югу, завладеть устьем Тибра, где добывалась соль, перебросить свайный мост на правобережье реки и, таким образом, закрепить за собой холм Яникул. Анк побеждает в боях жителей латинских городов Политория, Теллен, Фиканы и более северного Медуллии, города разрушает, земли захватывает, а большую часть их жителей переселяет в Рим. Для обитания им определяется Авентинский холм и близ него - долина Мурции. Эти деяния Анка Марция нашли не только археологическое, но и лингвистическое подтверждение.

Е.М. Штаерман, пришла к следующему ввыводу о взаимоотношениях плебеев и патрициев и их статусе: «…Возникновение в Риме сословий плебеев и патрициев было аналогично возникновению сословий знати и простого народа во всех обществах, стоявших на сходной стадии развития. Как и в других случаях, знать и простой народ входили входили в одни и те же общины и различались по социальному статусу, по месту руководства в общине в мирное и военное время, а не по своим владельческим правам, т.е отношению к средствам производства, и не по месту в процессе производства, т.е не так как различаются классы и классы-сословия.»22

Ученые обнаружили в языке классических римлян слова из древнего лексикона как южного, так и северного Лация. Они могли утвердиться в римской языковой среде только в условиях массового обитания употреблявших их людей, что вполне соответствует преданию о политике четвертого царя. Население Рима заметно возросло. Масса новых римлян стала называться плебсом»23.

Е.М. Штаерман замечает, «плебеи не составляли такую группу людей, труд которых могла использовать другая группа благодаря их месту в общественном производстве»24. Плебеев не эксплуатировали в экономическом плане.

От сюда следует, что социальная борьба плебеев и патрициев не была классовой. «Плебеи…представляли собой не класс и не класс-сословие, а архаическое сословие подобно таким же сословиям в других стадиально близких обществах»

25.


Клиентская система была распространена во всем Римском государстве и играла важную роль в политической жизни Республики. Она позволяла знатным родам укреплять свою власть и контролировать государственные ресурсы, а также обеспечивала бедным гражданам защиту и помощь.


Зaвиcимыe в экономическом плане и политически неполноправные люди в римском обществе эпохи Ранней республики составляли довольно многочисленную социальную группу клиентов. Они зависели от патрона, т.е. знатного рода, который обеспечивал им защиту и помощь в обмен на лояльность и поддержку. Клиенты возникли в период ранней Республики в результате социальных противоречий между патрициями и простым народом.
Клиенты были обычно бедными гражданами, которые не имели своих собственных ресурсов и не могли обеспечить себе защиту и помощь. Они зависели от патрона, который обеспечивал им жилье, работу и защиту, а также предоставлял им займы в случае необходимости.
Взаимоотношения между патроном и клиентом были основаны на личной связи и взаимной выгоде. Патрон предоставлял клиенту защиту и помощь, а клиент в свою очередь обязан был поддерживать патрона, голосовать за него на комициях и выполнять другие обязательства.
Их происхождение по сей день вызывает многочисленные споры. Возможно, это чужестранцы, переселившиеся в Рим и вынужденные искать покровительство и защиту у патрициев, отпущенные на волю рабы или обедневшие члены «младших» родов, в составе римской общины.26 Не имея политических и гражданских прав, но лично свободные, они существовали только, благодаря патронату коренных римских граждан: «Для древнейшего периода, представления об архаическом рабстве усложнялись… тем, что наряду с ним существует как очень близкое ему и весьма распространённое явление, институт патроната-клиентелы»27. Клиенты и рабы не представляли самoстoятельной сoциальной силы и не oсoзнавали свои интересы. «Революционные выступления рабов и клиентов, - пишет Л.А. Ельницкий, - происходили преимущественно по инициативе их владельцев и патронов, стремившихся использовать недовольство и потенциальную политическую активность подвластных им лиц для достижения своих собственных, впрочем, более или менее демократических целей.

Лишь по мере увеличения числа иноплеменных и иноземных рабов и ожесточения форм рабовладения рабы начинают восставать по собственной инициативе и под предводительством собственных вождей почти всегда, однако, в контексте с другими угнетёнными элементами»
28 . Т. Моммзен пишет про клиентов: «…это не гости, то есть не члены других однородных обществ, временно пребывавшие в чужом доме, и не рабы, считавшиеся по закону не членами семейства, а его собственностью, но люди не менее зависимые, то есть такие, которые, не будучи свободными гражданами какой-либо общины, тем не менее живут в общине и пользуются свободой благодаря чьему-либо покровительству»29. Клиенты вместе с рабами составляли фамилию, зависевшую от произвола грaждaнина. Поэтому древние постановления предоставляли гражданину право изымать имущество у клиентов, а в случае необходимости снова обращать клиента в рабство или наказывать смертью; фактическое же различие между клиентом и рабом состояло в том, что этими правами господина во всем их объеме было пользоваться затруднительно в как в отношении клиентов, так и в отношении рабов. Юридическая свобода клиента должна была близко подходить к Фактической, особенно в случае, когда между патроном и его клиентом непрерывные отношения длились в течение нескольких поколений.30 К III в. до н. э. многие клиенты были освобождены от зависимости и государство выдало им землю, благодаря чему пополнился класс мелких свободных производителей.

Рабы, в свою очередь, были бесправны. В раннерабовладельческом обществе рабство имело патриархальный характер: в этот период экономика обеспечивала примитивное воспроизводство, работая на потребление, при том что основным хозяйством было натуральное, тогда как товарное производство находилось в начальном состоянии. В VI - III в. до н.э. рабский труд находит все большее применение в производстве. Главными источниками рабовладельчества являлись долговая кабала и порабощение военнопленных. Рабов было не много. Однако, их эксплуатация не была черезвычайно запредельной. Рабы не были "вещью" для своего хозяина, а само состояние рабства ослаблялось фактом переходных категорий от рабства к зависимости, как долговая кабала или институт клиентелы. В VI - III в. до н.э. не было восстания рабов. Недовольство своей участью рабы иногда выражали в виде бегства и порче орудий. Между свободными и рабами не было резкой грани. Было не мало переходных категорий от рабства к свободным людям: клиенты, кабальные должники, обедневшие плебеи.

Таким образом, изучение общественного строя ранней Римской Республики позволяет лучше понять формирование и развитие римского государства, его социальные институты. Рассмотрение социальной структуры римского общества древнейшего периода проливает свет и на проблему возникновения древнеримской государственности. Можно согласиться с мнением Е. М. Штаерман, «Рим возник не из объединения родов, так сказать в чистом виде, а из объединения общин-пагов, которые строились на смешанном кровнородственном и соседском принципе».
31