Файл: Уральский государственный педагогический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 437
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы патриотического воспитания старших подростков в школе
Психолого-педагогическая характеристика старших подростков
Методы и формы патриотического воспитания старших
Глава 2.Эмпирическое изучение патриотического воспитания старших подростков в школе
Екатеринбурга по патриотическому воспитанию старших подростков
Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию старших подростков
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций Кафедра психологии и социальной педагогики
Патриотическое воспитание старших подростков в школе
Выпускная квалификационная работа
Выпускная квалификационная работа допущена к защите
зав. кафедрой социальной педагогики
Исполнитель:
Захарова Елена Владимировна, студент 402 группы
очного отделения
дата Б.М. Игошев,
докт. пед. наук, профессор
дата подпись
Руководитель ОПОП: Иваненко М.А., канд. пед. наук, доцент кафедры психологии
и социальной педагогики
Научный руководитель: Капустина Н.Г., канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики
дата подпись дата подпись
Екатеринбург 2016
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания старших подростков в школе 7
-
Понятие патриотического воспитания и ретроспектива его развития 7 -
Психолого-педагогическая характеристика старших подростков 18 -
Формы и методы патриотического воспитания старших подростков 27
Глава 2. Эмпирическое изучение патриотического воспитания старших подростков в школе 41
-
Анализ деятельности школы МБОУ СОШ № 107 г. Екатеринбурга по патриотическому воспитанию старших подростков 41 -
Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию старших подростков 51
Заключение 66
Список использованной литературы 68
Приложения 74
Введение
Актуальность исследования. Проблему патриотического воспитания по своей научной и социальной значимости можно отнести к одной из классических проблем прошлого, настоящего и будущего. Патриотическое воспитание молодого поколения во все времена являлось неотъемлемой частью воспитательного процесса, за исключением периода 90-х годов XX в., когда, по мнению академика А.В. Усовой, стал отрицаться социальный заказ на патриотическое воспитание, на зависимость его содержания и методов от социально-экономических и политических задач, стоящих перед страной [54].
В современных, резко изменившихся социально-экономических и политических условиях происходит постепенный перенос акцентов с интересов государства на интересы личности. По этой причине патриотизм сегодня рассматривается в качестве одного из ключевых ориентиров в воспитании. В современном государственном заказе школе, сформулированном в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации сделан акцент на воспитании патриотических ценностей у подрастающего поколения.
Согласно концепции государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», понятие патриотического воспитания представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского
общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [48].
В нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании»,
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российского образования на период до 2020 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации) определены приоритетные направления образования, одним из которых является усиление воспитательного потенциала образовательного процесса и организация эффективного процесса патриотического воспитания[48].
В поисках решения данной проблемы особая роль отводится образовательным учреждениям, в частности школе, которая является главным звеном в системе патриотического воспитания молодого поколения. Период обучения в школе является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на старших подростков, так как образы восприятия культурного пространства очень ярки и сильны, и остаются в памяти надолго, что очень важно при воспитании патриотизма.
Анализ работы образовательного учреждения показал недостаточность методического обеспечения процесса патриотического воспитания старших подростков в условиях общеобразовательной школы. Таким образом, деятельность педагогов
по организации процесса патриотического воспитания не всегда носит системный характер и, как следствие, не приводит к должному результату. Этим характеризуется научно- методический уровень актуальности исследования.
На основании вышеизложенных положений, мы можем сделать вывод, что, на сегодняшний день существует противоречие между потребностью государства в личности, имеющей высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, которая готова к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и недостаточной разработанностью методического обеспечения процесса патриотического воспитания старших подростков в школе.
Проблема исследования □ каковы методы и формы патриотического воспитания старших подростков в школе?
Тема исследования □ «Патриотическое воспитание старших подростков в школе».
Объект исследования □ процесс патриотического воспитания старших подростков.
Предмет исследования – содержание патриотического воспитания старших подростков в школе.
Цель исследования – на теоретико-эмпирическом уровне изучить, как организован процесс патриотического воспитания старших подростков в школе и разработать комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию старших подростков.
Гипотеза исследования: вероятно, комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию старших подростков в школе, должен включать методы патриотического
воспитания (методы формирования сознания, метод убеждения, метод примера) и формы патриотического воспитания (беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, лекция, рассказ, военно-патриотическая игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер).
Задачи исследования:
-
Проанализировать понятие патриотического воспитания и проследить ретроспективу его изменений. -
Дать психолого-педагогическую характеристику старших подростков. -
Выявить и охарактеризовать на основе теоретических данных методы и формы патриотического воспитания старших подростков. -
Проанализировать процесс патриотического воспитания старших подростков в школе МБОУ СОШ № 107 г Екатеринбурга. -
Разработать комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию старших подростков в школе
Методы: теоретические □ обобщение, анализ, синтез; эмпирические □ анализ документов, анкетирование.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 107 г. Екатеринбурга.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, 3 приложения.