Файл: Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 437

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций Кафедра психологии и социальной педагогики

Патриотическое воспитание старших подростков в школе


Выпускная квалификационная работа


Выпускная квалификационная работа допущена к защите

зав. кафедрой социальной педагогики

Исполнитель:

Захарова Елена Владимировна, студент 402 группы

очного отделения


дата Б.М. Игошев,

докт. пед. наук, профессор

дата подпись


Руководитель ОПОП: Иваненко М.А., канд. пед. наук, доцент кафедры психологии

и социальной педагогики

Научный руководитель: Капустина Н.Г., канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики


дата подпись дата подпись

Екатеринбург 2016

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания старших подростков в школе 7

    1. Понятие патриотического воспитания и ретроспектива его развития 7

    2. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков 18

    3. Формы и методы патриотического воспитания старших подростков 27

Глава 2. Эмпирическое изучение патриотического воспитания старших подростков в школе 41

    1. Анализ деятельности школы МБОУ СОШ 107 г. Екатеринбурга по патриотическому воспитанию старших подростков 41

    2. Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию старших подростков 51


Заключение 66

Список использованной литературы 68

Приложения 74

Введение


Актуальность исследования. Проблему патриотического воспитания по своей научной и социальной значимости можно отнести к одной из классических проблем прошлого, настоящего и будущего. Патриотическое воспитание молодого поколения во все времена являлось неотъемлемой частью воспитательного процесса, за исключением периода 90-х годов XX в., когда, по мнению академика А.В. Усовой, стал отрицаться социальный заказ на патриотическое воспитание, на зависимость его содержания и методов от социально-экономических и политических задач, стоящих перед страной [54].

В современных, резко изменившихся социально-экономических и политических условиях происходит постепенный перенос акцентов с интересов государства на интересы личности. По этой причине патриотизм сегодня рассматривается в качестве одного из ключевых ориентиров в воспитании. В современном государственном заказе школе, сформулированном в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации сделан акцент на воспитании патриотических ценностей у подрастающего поколения.

Согласно концепции государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», понятие патриотического воспитания представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского

общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [48].

В нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании»,

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российского образования на период до 2020 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации) определены приоритетные направления образования, одним из которых является усиление воспитательного потенциала образовательного процесса и организация эффективного процесса патриотического воспитания[48].

В поисках решения данной проблемы особая роль отводится образовательным учреждениям, в частности школе, которая является главным звеном в системе патриотического воспитания молодого поколения. Период обучения в школе является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на старших подростков, так как образы восприятия культурного пространства очень ярки и сильны, и остаются в памяти надолго, что очень важно при воспитании патриотизма.

Анализ работы образовательного учреждения показал недостаточность методического обеспечения процесса патриотического воспитания старших подростков в условиях общеобразовательной школы. Таким образом, деятельность педагогов
по организации процесса патриотического воспитания не всегда носит системный характер и, как следствие, не приводит к должному результату. Этим характеризуется научно- методический уровень актуальности исследования.

На основании вышеизложенных положений, мы можем сделать вывод, что, на сегодняшний день существует противоречие между потребностью государства в личности, имеющей высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, которая готова к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и недостаточной разработанностью методического обеспечения процесса патриотического воспитания старших подростков в школе.

Проблема исследования □ каковы методы и формы патриотического воспитания старших подростков в школе?

Тема исследования «Патриотическое воспитание старших подростков в школе».

Объект исследования □ процесс патриотического воспитания старших подростков.

Предмет исследования содержание патриотического воспитания старших подростков в школе.

Цель исследования – на теоретико-эмпирическом уровне изучить, как организован процесс патриотического воспитания старших подростков в школе и разработать комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию старших подростков.

Гипотеза исследования: вероятно, комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию старших подростков в школе, должен включать методы патриотического
воспитания (методы формирования сознания, метод убеждения, метод примера) и формы патриотического воспитания (беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, лекция, рассказ, военно-патриотическая игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер).

Задачи исследования:

  1. Проанализировать понятие патриотического воспитания и проследить ретроспективу его изменений.

  2. Дать психолого-педагогическую характеристику старших подростков.

  3. Выявить и охарактеризовать на основе теоретических данных методы и формы патриотического воспитания старших подростков.

  4. Проанализировать процесс патриотического воспитания старших подростков в школе МБОУ СОШ 107 г Екатеринбурга.

  5. Разработать комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию старших подростков в школе

Методы: теоретические обобщение, анализ, синтез; эмпирические анализ документов, анкетирование.

База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 107 г. Екатеринбурга.

Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, 3 приложения.