Файл: Римское общество эпохи ранней республики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 394

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§2. Борьба патрициев и плебеев.
Борьба патрициев и плебеев в Древнем Риме началась в период ранней Республики и продолжалась в течение нескольких столетий. Она была вызвана социальными противоречиями между знатными патрициями и простым народом, который составлял большинство населения.
Патриции были знатными родами, которые контролировали государственные ресурсы, владели землей и имели политическую власть. Они составляли элиту общества и считали себя выше простых граждан.
Плебеи же были простыми гражданами, которые не имели политической власти и не могли участвовать в правительстве. Они были бедными и зависели от работы на земле или в городе.
Одной из основных причин борьбы было неравенство в правах и возможностях между патрициями и плебеями. Патриции имели больше прав и возможностей, чем простые граждане, что вызывало недовольство и протесты.

Другой причиной было экономическое неравенство между патрициями и плебеями. Патриции владели землей и имели доступ к ресурсам, тогда как простые граждане часто жили в бедности и нуждались в помощи. Плебеи были устремлены к увеличению своих прав, в первую очередь, требуя допуска к общественной земле. Так же как и в Греции, само понятие римского гражданства было непосредственно связано с землей, поэтому допуск к ней являлся важным этапом к гражданскому полноправию, и в следствии – к политическому равенству с патрициями. Обеспеченные плебеи особенно добивались политического равноправия. Более бедная часть плебса выступала за уменьшение ссудных процентов и против долговой кабалы. Данные проблемы вызвали борьбу между плебеями и патрициями, в следствии чего, в VI–III вв. до н.э. формировалась республиканская государственность.

Борьба патрициев и плебеев начала зарождаться ещё в царскую эпоху Древноего Рима, а именно с реформ Сервия Туллия, и условно датируется VI веком до н.э. Время проведения данной реформы и её авторство вызывают сомнения многих исследователей. Наиболее правдоподобной представляется гипотеза о том, что реформа не была одномоментным результатом государственно-правового мероприятия, но несет в себе результат целого комплекса изменений произошедших в разное время. Оценивая эту реформу, Ф.Энгельс писал: «Так и в Риме, еще до упразднения так называемой царской власти, был разрушен древний общественный строй, покоившийся на личных кровных узах, а вместо него создано было новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях»
32

По данной реформе, на место старого принципа родовой принадлежности пришли новые принципы- территориальный и имущественный. Всё население, включая плебеев и патрициев, разделили на 5 классов. Основой деления был имущественный критерий. В первом разряде были те граждане, у которых во владении было имущество в 100 тысяч ассов33. Граждане второго разряда владели имуществом в 75 тысяч ассов, третьего – в 50 тысяч ассов, четвёртого – 25 тысяч ассов, пятого – 11 тысяч.

Каждый из имущественных разрядов обязывался выставлять конкретное количество подразделений военных – центурий. Центурия, в свою очередь, была и военной и политической и податной единицей одновременно. Первый разряд должен был выставлять 80 центурий, последущие – по 20 и т.д. Так, насчитывалось 170 классных центурий. Вместе с учётом внеклассных центурий (ремесленников, всадников, «пролетариев» и музыкантов) их количество составляло 193. В возникавших народных собраниях по центуриатным комициям каждая центурия имела один голос.

С помощью этого обстоятельства большинство голосов заранее было обеспечено за более состоятельными гражданами: граждане первого класса и всадники, в сумме составляли 98 центурий. Мнение граждан остальных

разрядов практически не имело значения, поэтому их голоса даже не всегда подсчитывались. Каждые 5 лет происходила новая оценка имущества граждан и осуществлялось перераспределение по центуриям и разрядам.

Другой, не менее важный, принцип реформы, предписанной Сервию Туллию выражался в делении всего населения (без учёта плебейского или патрицианского происхождения) на территориальные округа – трибы. В результате, было учреждено 4 городских и 17 сельских триб. Во главе такой трибы был выборный староста; его важная обязанность заключалась в сборе налогов и податей. В трибутных комициях, каждая триба также имела один голос.

Реформы, проводимые в VI в. до н. э., способствовали изменению внешнеполитического положения Рима. Рим открыл эпоху внешнеполитической экспансии, создав армию, значительно превышающую военный потенциал соседних народов, что обеспечило ему через несколько веков полное господство в Средиземноморье34.

В результате реформы Сервия Туллия воинами, плебеи получили право участвовать в центуриатных комициях, т.е. обрели некоторые гражданские права. Плебеи активно приняли участие в становлении эпохи республики, так как они были обременены тяжелыми повинностями, которыми их обложил царь Тарквиний Гордый. Но они не получили разрешения пользоваться общественным полем, которые были источником благополучия родов патрицие.



Весомой угрозой для плебеев стало кабальное рабство, из-за чего они были вынуждены арендовать землю у патрициев. Малейшая просрочка в выплате процентов превращала плебея и его семью, в кабальных рабов, откуда невозможно было выбраться. В начале V века до н.э. долговое рабство распространялось настолько, что поставило под угрозу существования самих плебеев как свободного сословия, тем самым, вынудив их к борьбе за свои права.

Противостояние плебеев и патрициев было борьбой за демократизацию и равенство вновь образованного государства. Древняя знать патрициев сохраняла древние обычаи и институты предков и объективно замедляла социальный прогресс. Плебеи были вынуждены заниматься в основном торговлей и ремеслами из-за ограничения доступа к общественным землям. Они также выступали за активное развитие римской экономики, создание демократических институтов общинного управления и отмену племенных отношений. Фактически, действия плебеев привели к тому, что они смогли добиться ограничения долговых процентов и отмены долгового рабства, политического равенства, ограничения патрицианского землевладения и допуска к государственным землям.35

В результате преобразований Сервия Туллия плебеи стали значительной частью римской армии, в то время как патриции занимали главные должности. Воспользовавшись этим, плебеи, выбрали достаточно своеобразный метод борьбы за свои права - военную забастовку. Когда Риму угрожали враги, плебеи покинули город и отправились на Священную гору недалеко от Рима, откуда они выдвинули свои требования к патрициям. Первая сецессия произошла во то время, когда Рим воевал с племенем эквов в 494 г. до н.э. В результате долгих переговоров патриции согласились учредить должность трибунов.

Поэтому в середине III века до н.э. плебеи получили право на законодательную инициативу, которое нарушило монополию патрициев на власть. Также было создано собрание плебеев, которое вошло в государственную систему Римской республики и было призвано защищать интересы плебеев.

. Сецессия в 449 году до нашей эры стала важным шагом на пути к равенству и справедливости в Древнем Риме. Она также показала, что плебеи могут объединиться и бороться за свои права, что в конечном итоге приведет к изменениям в обществе. Это положило конец борьбе плебеев за действующее право. В результате чего были составлены законы XII таблиц,
что установило равенство перед законом и возможность участвовать в принятии решений в государственных делах для всех граждан Рима, независимо от их социального статуса. Законы XII таблиц являются древнейшим памятником права Древнего Рима, и, помимо норм обычного права, содержат нормы, отражающие динамику развития римского общества в V в. до н.э., отношения собственности, новые тенденции в семейных отношениях, развитие рабства, и т.д. Плебеи смогли снизить процент задолженности и закрепить его в законах, но одним из наиболее важных результатов стало то, что запись самого закона существовала, поскольку произвол судей-патрициев при разборе дел, связанных с плебеями, теперь был устранен. Длительная борьба плебеев за равноправие с патрициями завершилась постепенной и окончательной интеграцией плебеев в римскую общину.

Таким образом, борьба патрициев и плебеев стала важным аспектом общественно-политической жизни, потому – отправной точкой истории раннего Рима. В результате борьбы были достигнуты некоторые успехи. Плебеи получили право на создание своих собственных собраний и избрание своих представителей в правительство. Они также получили право на брак между патрициями и плебеями, а также на равенство перед законом.
Борьба патрициев и плебеев была вызвана социальными противоречиями между знатными патрициями и простым народом в Древнем Риме. Она проявлялась в различных формах и привела к некоторым изменениям в правах и возможностях для простых граждан.

§3. Политический строй Ранней республики Древнего Рима.

Римская община (civitas) - собрание граждан, имеющих полные права и объединенных в гражданское сообщество, подобное греческому полису. Высшой властью считался сам римский народ (группа граждан, пользовавшихся полными правами). Это было во время окончания борьбы плебеев и патрициев, то есть в начале III в. В конце XII века до нашей эры высшим государственным органом в республиканском Риме считалось народное собрание, сенат и разветвленная сеть органов исполнительной власти – магистратур. За ним было право издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, избирать магистратов. Народное собрание также было высшей судебной инстанцией.
Одним из первых источников, описывающих раннюю республиканскую эпоху Рима, является "Истории" Тита Ливия. В книге I этого труда Ливий описывает создание консульской власти в Риме и ее дальнейшее развитие. Он также упоминает о первых законах, принятых после свержения монархии.
36

В республиканский период, Народное собрание было основным законодательным органом, наделенным избирательными и судебными полномочиями. В Риме выделялись три вида народных собраний, или комиций (comitia): куриатные, центуриатные, калатные. Большую роль имели центуриатные комиции, когда войны собирались по центуриям решали политические вопросы, избирались цензоры, преторы, консулы.37 В V в. до н. э трибутные комиции стали новым видом народного собрания, собрание плебеев по трибам.38 Во II в. до н. э. они стали основным видом народных собраний в Риме, после реформы Квинта Гортензия к ним перешло законодательное право, как и центуриатные, они созывались высшими магистрами. Изначально их различие заключалось в демократичном характере. Квесторы, эдилы и плебейские трибуны избирались в комитеты трибунов. Первоначально, комиции не имели законодательного права: законопроекты вносились магистратами после того, как ранее обсуждались в Сенате.

Три типа народных собраний в раннереспубликанском Риме, исключало возможность влияния народа на принятие решений, при том, что собрания имели разные, хоть и недостаточно разграниченные обязанности. Единственным полномочием было рассмотрение предложений судей. В этих условиях Сенат взял на себя важную роль.

Главное различие в функционировании трех видов римских комиций - принцип комплектования народных собраний. Авл Гелий по этому поводу считает следующее «Когда голосуют на основе родов - это куриатные комиций, когда на основе ценза и возраста - центуриатные, когда на основе регионов и местностей - трибутные». Рассматривая данное свидетельство, И.Л. Маяк уточняет, что в основе куриатных комиций лежали роды отцовского характера, включавшие и клиентов39

В III в. до н.э. была проведена реформа комиций, так как избирательная цензура вызывала протест, сторонников демократизации системы. После чего, каждый имущественный класс стал иметь одинаковое количество голосов.

Сенат, считался высшим органом власти и состоял из 300 членов, имел значительную роль в системе римской государственности, так как осуществлял функции правительства. Термин senatus возник если не изначально (с появлением совета старейшин), то сразу вскоре после его возникновения.40 Законы вступали в силу, только одобрения сенатом (до 287 г. до н. э.). Так же, распоряжение финансами, вопросы религии и руководство внешней политикой принадлежали ему. Цензоры составляли список сенаторов.