Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 474
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
трудовой деятельности в будущем". Постановле- нием Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 утвер- ждено Положение о признании лица инвалидом, в котором наряду с тремя группами инвалидности вводится категория
"ребенок-инвалид" — лицо в возрасте до 16 лет", что про- тиворечит Гражданскому кодексу, Семейному кодексу, нор- мативным положениям и практике ряда реабилитационных центров, где обслуживание детей планируется до 18 лет.
В соответствии с Основами законодательства Российс- кой Федерации по охране здоровья граждан
1
медико-соци- альная экспертиза (по нормативно-правовым актам СССР —
Врачебно-трудовая экспертная комиссия (ВТЭК)) устанав- ливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сро- ки проведения их реабилитации и меры социальной защи- ты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.
Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г.
№ 59 утверждена Федеральная комплексная программа "Со- циальная поддержка инвалидов", состоящая из следующих федеральных целевых программ:
• медико-социальная экспертиза и реабилитация ин- валидов;
• научное обеспечение и информатизация проблем ин- валидности и инвалидов;
• формирование доступной для инвалидов среды жиз- недеятельности;
• разработка и производство средств протезирования,
строительство, реконструкция и техническое перевоору- жение протезно-ортопедических предприятий;
• разработка и производство технических средств ре- абилитации для обеспечения инвалидов.
Кроме того, были изданы указы Президента РФ, на- правленные на государственную поддержку инвалидов, в
Приняты постановлением Верховного Совета Российской Федерации от г.
33
том числе Указы Президента РФ "О мерах по формирова- нию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"
(1992 г.),
дополнительных мерах государственной под- держки инвалидов" (1992 г.), "О мерах по профессиональ- ной реабилитации инвалидов и обеспечению занятости ин- валидов", постановление Правительства Российской Феде- рации № 1151 от 25 ноября 1995 г., которым утвержден федеральный перечень гарантированных государством со- циальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальны- ми учреждениями социального обслуживания.
В настоящее время в мире инвалиды составляют при- близительно 10% населения, причем колебания по различ- ным странам достаточно значительны. Так, в Российской
Федерации официально зарегистрированные и стоящие на учете инвалиды составляют менее 6% населения
1
, в то вре- мя как в США — почти пятую часть всех жителей. Это связано, разумеется, не с тем, что граждане нашей стра- ны значительно здоровее американцев, а с тем, что со ста- тусом инвалидности в России связаны определенные соци- альные льготы и привилегии. Лица с ограниченными воз- можностями стремятся получить официальный статус ин- валидности с его льготами, существенными в условиях де- фицита социальных ресурсов; государство же ограничива- ет число получателей таких льгот достаточно жесткими рамками.
Несмотря на все более впечатляющие успехи медици- ны, численность инвалидов не только не сокращается, но неуклонно возрастает, причем практически по всем типам обществ и всем социальным категориям населения. В осно- ве возникновения инвалидности лежит множество разнооб- разных причин. В зависимости от причины возникновения условно можно выделить три группы
2
: а) наследственно
См.: Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации /
Под ред. А. И. Осадчих.
1999.
См.: Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работни- ков в обслуживании инвалидов и пожилых людей. Тюмень, 1995.
34
(1992 г.),
дополнительных мерах государственной под- держки инвалидов" (1992 г.), "О мерах по профессиональ- ной реабилитации инвалидов и обеспечению занятости ин- валидов", постановление Правительства Российской Феде- рации № 1151 от 25 ноября 1995 г., которым утвержден федеральный перечень гарантированных государством со- циальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальны- ми учреждениями социального обслуживания.
В настоящее время в мире инвалиды составляют при- близительно 10% населения, причем колебания по различ- ным странам достаточно значительны. Так, в Российской
Федерации официально зарегистрированные и стоящие на учете инвалиды составляют менее 6% населения
1
, в то вре- мя как в США — почти пятую часть всех жителей. Это связано, разумеется, не с тем, что граждане нашей стра- ны значительно здоровее американцев, а с тем, что со ста- тусом инвалидности в России связаны определенные соци- альные льготы и привилегии. Лица с ограниченными воз- можностями стремятся получить официальный статус ин- валидности с его льготами, существенными в условиях де- фицита социальных ресурсов; государство же ограничива- ет число получателей таких льгот достаточно жесткими рамками.
Несмотря на все более впечатляющие успехи медици- ны, численность инвалидов не только не сокращается, но неуклонно возрастает, причем практически по всем типам обществ и всем социальным категориям населения. В осно- ве возникновения инвалидности лежит множество разнооб- разных причин. В зависимости от причины возникновения условно можно выделить три группы
2
: а) наследственно
См.: Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации /
Под ред. А. И. Осадчих.
1999.
См.: Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работни- ков в обслуживании инвалидов и пожилых людей. Тюмень, 1995.
34
обусловленные формы; б) связанные с внутриутробным по- ражением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка; в) приобретенные в процессе развития индивида в результате заболеваний,
травм, иных событий, повлекших за собой стойкое рас- стройство здоровья.
Существуют формы инвалидности, в происхождении которых взаимодействуют наследственные и другие (инфек- ционные, травматические) факторы. Кроме того, нередко инвалидом человека делает не столько объективное состо- яние его здоровья, сколько неспособность (в силу разных причин) его самого и общества в целом организовать пол- ноценное развитие и социальное функционирование в ус- ловиях именно такого состояния здоровья.
Немаловажны также факторы медицинской и педаго- гической запущенности, под воздействием которых, напри- мер, ребенок, объективно способный обучаться и разви- ваться в социальном окружении, попадает в условия вспомогательной школы или ока- зывается удален из семьи, изолирован от общества, что препятствует его нормальной интеграции в социум, даль- нейшему развитию и самообеспечению. В таких случаях осо- бенно важно своевременное предоставление помощи, так как со временем способности к коррекции личности, интел- лекта и поведения утрачиваются, и патология приобретает стойкий характер.
К сожалению, нельзя не отметить, что значительная часть как детских, так и взрослых патологий вызвана недо- статочным или некачественным развитием медицинских ус- луг. Это, например, может являться прямым следствием неточной диагностики, ошибок при родовспоможении, не- правильного, непоследовательного или недостаточного ле- чения- Современного диагностического оборудования в стра- не недостаточно, оно сосредоточено только в крупных цен- трах, его услуги недоступны для большинства населения по стоимости. Следует указать также на низкий уровень
35
травм, иных событий, повлекших за собой стойкое рас- стройство здоровья.
Существуют формы инвалидности, в происхождении которых взаимодействуют наследственные и другие (инфек- ционные, травматические) факторы. Кроме того, нередко инвалидом человека делает не столько объективное состо- яние его здоровья, сколько неспособность (в силу разных причин) его самого и общества в целом организовать пол- ноценное развитие и социальное функционирование в ус- ловиях именно такого состояния здоровья.
Немаловажны также факторы медицинской и педаго- гической запущенности, под воздействием которых, напри- мер, ребенок, объективно способный обучаться и разви- ваться в социальном окружении, попадает в условия вспомогательной школы или ока- зывается удален из семьи, изолирован от общества, что препятствует его нормальной интеграции в социум, даль- нейшему развитию и самообеспечению. В таких случаях осо- бенно важно своевременное предоставление помощи, так как со временем способности к коррекции личности, интел- лекта и поведения утрачиваются, и патология приобретает стойкий характер.
К сожалению, нельзя не отметить, что значительная часть как детских, так и взрослых патологий вызвана недо- статочным или некачественным развитием медицинских ус- луг. Это, например, может являться прямым следствием неточной диагностики, ошибок при родовспоможении, не- правильного, непоследовательного или недостаточного ле- чения- Современного диагностического оборудования в стра- не недостаточно, оно сосредоточено только в крупных цен- трах, его услуги недоступны для большинства населения по стоимости. Следует указать также на низкий уровень
35
культуры ряда родителей, их недостаточную мотивацию в поиске адекватной помощи для детей-инвалидов, в настой- чивом осуществлении реабилитационных процедур и ме- роприятий.
Разумеется, интенсивное развитие техники, транспорт- ных технологий и урбанистических процессов, не сопро- вождающееся гуманизацией технических воздействий, при- водит к росту техногенного травматизма, что также ведет к росту инвалидности. Напряженное состояние окружаю- щей среды, рост антропологической нагрузки на вмещаю- щий ландшафт, экологические катастрофы, подобные взры- ву на Чернобыльской АЭС, ведут к тому, что техногенные загрязнения влияют на повышение частоты генетических патологий, снижение защитных сил организма, возникно- вение новых болезней, неизвестных ранее.
Как ни парадоксально, сами успехи науки, в первую очередь медицины, имеют своей оборотной стороной рост ряда заболеваний и числа инвалидов в целом. Это вызвано тем, что во всех странах на стадии промышленного разви- тия происходит значительный рост продолжительности жизни и заболевания пожилого возраста становятся неиз- бежным спутником значительной части населения. Многих людей спасают от болезней и травм, которые прежде были смертельными, однако полного восстановления здоровья добиться не всегда возможно, и они продолжают жить ин- валидами.
Появились возможности спасать многих детей, кото- рые, родившись с определенными дефектами, прежде были обречены на "естественное выбывание". Появление новых лекарственных и технических средств сохраняет им жизнь и во многих случаях позволяет компенсировать последствия дефекта. Но в других случаях, в то же время, растет чис- ло лиц с определенными патологиями, которые берут на- чало как раз в этих пренатальных и перинатальных откло- нениях, обстоятельствах первых дней или месяцев жизни ребенка.
Разумеется, интенсивное развитие техники, транспорт- ных технологий и урбанистических процессов, не сопро- вождающееся гуманизацией технических воздействий, при- водит к росту техногенного травматизма, что также ведет к росту инвалидности. Напряженное состояние окружаю- щей среды, рост антропологической нагрузки на вмещаю- щий ландшафт, экологические катастрофы, подобные взры- ву на Чернобыльской АЭС, ведут к тому, что техногенные загрязнения влияют на повышение частоты генетических патологий, снижение защитных сил организма, возникно- вение новых болезней, неизвестных ранее.
Как ни парадоксально, сами успехи науки, в первую очередь медицины, имеют своей оборотной стороной рост ряда заболеваний и числа инвалидов в целом. Это вызвано тем, что во всех странах на стадии промышленного разви- тия происходит значительный рост продолжительности жизни и заболевания пожилого возраста становятся неиз- бежным спутником значительной части населения. Многих людей спасают от болезней и травм, которые прежде были смертельными, однако полного восстановления здоровья добиться не всегда возможно, и они продолжают жить ин- валидами.
Появились возможности спасать многих детей, кото- рые, родившись с определенными дефектами, прежде были обречены на "естественное выбывание". Появление новых лекарственных и технических средств сохраняет им жизнь и во многих случаях позволяет компенсировать последствия дефекта. Но в других случаях, в то же время, растет чис- ло лиц с определенными патологиями, которые берут на- чало как раз в этих пренатальных и перинатальных откло- нениях, обстоятельствах первых дней или месяцев жизни ребенка.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 19
36
На рост инвалидности могут оказывать влияние также ситуативные факторы, краткосрочные по сравнению с дол- говременными тенденциями социально-демографических процессов. Обострение социально-экономического кризиса в нашей стране в настоящее время усиливает влияние фак- торов, обусловливающих причины инвалидности. Бюджет- ные трудности, недостаток кадров и современного обору- дования снижают возможности системы здравоохранения по поддержанию и восстановлению здоровья населения. Менее последовательной и результативной становится охрана тру- да, особенно на предприятиях негосударственной формы собственности — это ведет к росту производственного трав- матизма и, соответственно, инвалидности. Ухудшение со- стояния окружающей среды, неблагоприятная экологичес- кая обстановка ведет к нарастанию патологий здоровья как детей, так и взрослых.
Отставание уровня доходов от роста стоимости жизни,
снижение стандартов потребления, испытываемый большин- ством населения белково-витаминный дефицит впрямую влияют как на здоровье взрослых, так и особенно на здоро- вье детей, затрудняют возможности корригировать разви- тие тех, кто нуждается в усиленном уходе, дополнитель- ной помощи для своей медицинской, психологической, пе- дагогической и социальной реабилитации. Отсутствие на- выков здорового образа неудовлетворительные стан- дарты питания, употребление суррогатов спиртных напит- ков также патогенно влияют на здоровье. Есть прямая и значимая корреляция между социально-экономическими трудностями и ростом инвалидизации.
В результате транспортных травм гибнет беспрецедент- ное количество жителей, однако число потерявших здо- ровье многократно выше. Военные конфликты также име- ют своим результатом массовую инвалидизацию как непос- редственных участников военных действий, так и граждан- ского населения.
37
Таким образом, для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадле- жит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет дан- ных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.
Кроме того, общая негативная характеристика процес- сов воспроизводства населения, депопуляционные процес- сы, снижение рождаемости предъявляют высокие требо- вания к социальным и трудовым ресурсам будущего. Инва- лиды являются не только гражданами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также возможным значи- тельным резервом развития общества. Считается, что в первом десятилетии XXI в. они будут составлять не менее
10% всей рабочей силы в промышленно развитых странах
1
,
причем отнюдь не только на примитивных ручных опера- циях и процессах. Необходимо максимально реализовать индивидуальный реабилитационный потенциал всех лиц с ограниченными возможностями
2
, дать им возможность обес- печить себя материально, наиболее полно участвовать в социальной жизни, самореализоваться.
Понимание социальной реабилитации также прошло свой достаточно содержательный путь развития. Первона- чально здесь преобладал чисто медицинский подход: Все- мирная организация здравоохранения полагала, что сущ- ность реабилитации заключается в том, чтобы "не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и разви- вать его физические и психологические функции до опти- мального
Очевидно, что здесь акцент сделан преж- де всего на психосоматических качествах вос-
См.: Социально-демографическое развитие в Западной Европе. М., 1992. С. 71.
См.: Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы. Методические рекомендации. М.;
СПб., 1998.
С. 10.
Восстановление трудоспособности: Хроника ВОЗ. 1969. Т. 23а. С. 255.
38
становления которых было достаточно для достижения им социального благополучия. Правда, здесь содержится ука- зание на необходимость развития "до оптимального уров- ня", что можно рассматривать в качестве некоторой пред- посылки к сверхреабилитации, развертыванию свойств ин- дивида сверх того уровня, который он имел до наступле- ния инвалидности.
Постепенно происходит переход от чисто медицинско- го подхода к социальной модели, а в рамках социальной модели реабилитация рассматривается не только как вос- становление трудоспособности, но как восстановление всех социальных способностей индивида. Комитет экспертов ВОЗ
дает следующую развернутую трактовку: "Реабилитация инвалидов должна включать все мероприятия, призванные сократить последствия возникшей непригодности и позво- лить инвалиду полностью интегрироваться в общество. Ре- абилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей его среде, но и ока- зывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает его интеграцию в об- щество- Сами инвалиды, их семьи и местные органы долж- ны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации"
1
. С точки зрения Л. П. Храпылиной, дан- ное определение неоправданно расширяет обязанности об- щества перед инвалидами, в то же время не фиксируя никаких обязанностей самих инвалидов "выполнять свои гражданские функции с определенными затратами и уси- лиями"
2
. К сожалению, этот односторонний акцент сохраня- ется во всех последующих документах.
В 1982 г. Организацией Объединенных Наций была при- нята Всемирная программа действий в отношении инвали- дов, которая предусматривала такие направления, как:
• раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;
Л. П. Основы реабилитации инвалидов.
С.
Там же. С. 9.
3 9
Постепенно происходит переход от чисто медицинско- го подхода к социальной модели, а в рамках социальной модели реабилитация рассматривается не только как вос- становление трудоспособности, но как восстановление всех социальных способностей индивида. Комитет экспертов ВОЗ
дает следующую развернутую трактовку: "Реабилитация инвалидов должна включать все мероприятия, призванные сократить последствия возникшей непригодности и позво- лить инвалиду полностью интегрироваться в общество. Ре- абилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей его среде, но и ока- зывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает его интеграцию в об- щество- Сами инвалиды, их семьи и местные органы долж- ны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации"
1
. С точки зрения Л. П. Храпылиной, дан- ное определение неоправданно расширяет обязанности об- щества перед инвалидами, в то же время не фиксируя никаких обязанностей самих инвалидов "выполнять свои гражданские функции с определенными затратами и уси- лиями"
2
. К сожалению, этот односторонний акцент сохраня- ется во всех последующих документах.
В 1982 г. Организацией Объединенных Наций была при- нята Всемирная программа действий в отношении инвали- дов, которая предусматривала такие направления, как:
• раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;
Л. П. Основы реабилитации инвалидов.
С.
Там же. С. 9.
3 9
• медицинское обслуживание;
• консультирование и оказание помощи в социальной области;
• подготовка к самостоятельному индивидуальному ухо- ду, независимому образу жизни;
• обеспечение вспомогательными техническими сред- ствами, средствами передвижения, социально-бытовыми приспособлениями и пр.;
• специальные услуги в области образования;
• услуги по восстановлению профессиональной трудо- способности (включая профессиональную ориентацию, про- фессионально-техническую подготовку, трудоустройство)
1
Все дальнейшие международные документы в той или иной мере включали данные направления: меры медицинс- кой реабилитации, профилактика ухудшения здоровья и усилия по его восстановлению; реабилитация личности,
восстановление социофункциональных способностей инди- вида; максимально раннее и полное возвращение инвали- дов к трудовой деятельности; обеспечение внешних воз- можностей для интеграции инвалидов в общество; создание системы реабилитации, объединяющей централизованные
(государственные) и децентрализованные ресурсы. На дан- ный момент итоговым является определение реабилитации,
принятое в результате обсуждения в ООН процитирован- ных выше Стандартных правил обеспечения равных воз- можностей для инвалидов: "Реабилитация означает процесс,
имеющий целью предоставить инвалидам возможность дос- тичь оптимального физического, интеллектуального, пси- хического и/или социального уровня деятельности и под- держивать его, тем самым предоставляя им средства, при- званные изменить их жизнь и расширить рамки их незави- симости. Реабилитация может включать меры по обеспече- нию и/или по восстановлению функций или компенсации
А. Развитие многопрофильных программ реабилитации и их эффективность. Вена, 1989. С. 23.
40
утраты или отсутствия функций или функционального ог- раничения. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широ- кий круг мер и деятельности... Необходимо изменить обще- ство, с тем чтобы создать условия для инвалидов, а не из- менять индивидуума, имеющего инвалидность, с тем чтобы приспособить его к жизни общества"
1
Рассмотрение многочисленных международных докумен- тов потребовалось для того, чтобы выяснить, как транс- формировалось понимание инвалидности и обязательств общества по отношению к инвалидам. От чисто медицинс- кого подхода постепенно происходило движение к соци- альному подходу; от представления о том, что общество должно поддерживать инвалидов и окружать их заботой и уходом, произошел переход к признанию приоритета осо- бых нужд инвалида перед потребностями общества в целом.
Социальная реабилитация в настоящее время признается неотъемлемым правом инвалида и неотменимой обязаннос- тью общества перед инвалидом.
Вопросы для самоконтроля
1. Что означает термин "инвалид" и когда он стал упот- ребляться в
2. Назовите международные документы по правам ин- валидов.
3. Перечислите Стандартные правила обеспечения рав- ных возможностей для инвалидов, утвержденные ООН в
1994 г.
4. Какими законодательными актами защищаются пра- ва инвалидов в России?
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.
Вена, 1993.
43.
4 1
1
Рассмотрение многочисленных международных докумен- тов потребовалось для того, чтобы выяснить, как транс- формировалось понимание инвалидности и обязательств общества по отношению к инвалидам. От чисто медицинс- кого подхода постепенно происходило движение к соци- альному подходу; от представления о том, что общество должно поддерживать инвалидов и окружать их заботой и уходом, произошел переход к признанию приоритета осо- бых нужд инвалида перед потребностями общества в целом.
Социальная реабилитация в настоящее время признается неотъемлемым правом инвалида и неотменимой обязаннос- тью общества перед инвалидом.
Вопросы для самоконтроля
1. Что означает термин "инвалид" и когда он стал упот- ребляться в
2. Назовите международные документы по правам ин- валидов.
3. Перечислите Стандартные правила обеспечения рав- ных возможностей для инвалидов, утвержденные ООН в
1994 г.
4. Какими законодательными актами защищаются пра- ва инвалидов в России?
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.
Вена, 1993.
43.
4 1
5. Дайте определение "реабилитации" и в чем состоит особенность "социальной реабилитации"?
Рекомендуемая литература
1. Преодолевая барьеры инвалидности. М,, 1997.
2. Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов.
1998.
3. Руководство по экспертизе и ре- абилитации / Под ред. А. И.
М., 1999.
4. Социально-демографическое развитие в Западной
Европе. М., 1992.
5.
Л. П. Основы реабилитации инвалидов.
1996.
6. Стандартные правила обеспечения равных возмож- ностей для инвалидов. Вена, 1993.
§ 3. Социальные ограничения инвалидов и модели инвалидности
Для того чтобы выяснить содержание процесса реаби- литации, нужно проанализировать сущность социальных ограничений, рассмотреть те барьеры, которые воздвигает перед человеком инвалидность. Социальные ограничения,
порожденные дефектами здоровья, носят комплексный ха- рактер и поэтому особенно трудно поддаются компенса- ции. В первую очередь можно говорить о физическом огра-
ничении, пли изоляции инвалида,
это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально- психическими недостатками, которые мешают ему самосто- ятельно передвигаться и/или ориентироваться в простран- стве. С другой стороны, факторы внешней среды могут усу- губить либо, наоборот, компенсировать влияние этих ин-
42