Файл: Дефекты деталей. Приемка автомобилей и агрегатов в ремонт.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изменение физико-механических свойств материала детали чаще всего проявляется в снижении твердости и упругих свойств. Снижение твердости является следствием износа упрочнённого поверхностного слоя в процессе работы до температуры влияющей на термообработку.
Упругие свойства деталей снижаются в следствии усталости металла из которого они изготовлены. Этот дефект чаще всего наблюдается на пружинах клапанов, рессорах.
Направление автомобилей и их составных частей в ремонт.
Направление автомобилей и их составных частей в КР производится на основании анализа результатов технического состояния с применением средств контроля (диагностирования) с учетом пробега, суммарной стоимости израсходованных частей с начала эксплуатации.
Таблица 4.2.1 Параметры и характеристики технического состояния АМТС
N п/п | Физическая характеристика состояния АМТС | Оценка состояния | Коэффициент износа, % |
1 | Новое, не зарегистрированное в органах ГИБДД автомототранспортное средство в отличном состоянии, после выполнения предпродажной подготовки, без признаков эксплуатации | Новое | 0 - 10 |
2 | Практически новое АМТС на гарантийном периоде эксплуатации, с выполненными объемами технического обслуживания и не требующее ремонта или замены каких-либо частей | Очень хорошее | 10 - 20 |
3 | АМТС на послегарантийном периоде эксплуатации, с выполненными объемами технического обслуживания, не требующее текущего ремонта или замены каких-либо частей. АМТС после капитального ремонта | Хорошее | 20 - 40 |
4 | Бывшее в эксплуатации АМТС, с выполненными объемами технического обслуживания, требующее текущего ремонта или замены некоторых деталей, имеющее незначительные повреждения лакокрасочного покрытия | Удовлетворительное | 40 - 60 |
5 | Бывшее в эксплуатации АМТС, в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации после выполнения работ текущего ремонта (замены) агрегатов, ремонта (наружной окраски) кузова (кабины) | Условно пригодное | 60 - 75 |
6 | Бывшее в эксплуатации АМТС, требующее капитального ремонта или замены номерных агрегатов (двигателя, кузова, рамы), полной окраски | Неудовлетворительное | до 80 |
7 | Бывшее в эксплуатации АМТС, требующее ремонта в объеме, превышающем экономическую целесообразность его выполнения; отсутствие технической возможности осуществления такового; непригодное к эксплуатации и ремонту | Предельное | 80 и более |
Заказчик сдает в ремонт авто и агрегаты, выработавшие установленный ресурс, достигшие предельного состояния и имеющие аварийные повреждения, которые могут быть устранены только на АРП.
Автобусы и легковые автомобили направляются в КР, при необходимости КР кузова.
Грузовые автомобили направляются в КР при необходимости КР рамы, кабины, а так же не менее 3-х других агрегатов в любом их сочетании.
Агрегат направляется в КР, если базовые и основные детали требуют ремонта с полной разборкой агрегата.
При наличии соответствующего акта, авто и агрегаты должны быть комплектными и иметь лишь те неисправности, которые возникали в результате износа.
Для автомобилей и агрегатов установлены первая и вторая комплектности.
Автомобиль первой комплектности – это автомобиль, со всеми составными частями включая запасные колеса.
Автомобиль второй комплектности – сдают в капитальный ремонт без платформы, металлического кузова, и специального оборудования.
Двигатель первой комплектности – это двигатель в сборе со всеми составными частями, установленными на нем, включая сцепление, компрессор, вентилятор, насос гидроусилителя рулевого управления, топливную аппаратуру, приборы системы охлаждения и смазочной системы, воздухоочиститель, электрооборудования.
Двигатель второй комплектности – это двигатель в сборе со сцеплением.
-Для грузовых автомобилей и их агрегатов установлены первая и вторая комплектности.
-Для автобусов и легковых автомобилей только первая.
-Силовых агрегатов – первая.
-Для дизельных двигателей – первая,
-Для карбюраторных двигателей первая и вторая.
В КР не принимаются – грузовые автомобили, если их кабины и рамы подлежат списанию. Автобусы и легковые автомобили, если их кузова не могут быть восстановлены. Агрегаты и узлы, у которых базовые или основные детали подлежат списанию.
Авто и агрегаты должны быть: очищены от грязи и не должны иметь деталей, которые отремонтированы способами, исключающими возможность последующего ремонта. Все сборочные единицы детали и приборы должны быть закреплены на машине в соответствии с конструкцией.
Техническое состояние автомобилей сдаваемых в КР – должно обеспечить, как правило, возможность запуска двигателя и испытание пробегом до 3 км.
Автомобили, имеющие повреждения аварийного характера или неисправности при которых запуск двигателя и движение невозможно, или может повлечь дальнейшее разрушение деталей, сдается в КР не на ходу.
Сборочные единицы, сдаваемые в ремонт, должны иметь справку, подтверждающую необходимость КР, составленную заказчиком. Двигатель и другие агрегаты должны быть укомплектованы деталями, предусмотренными конструкцией. Допускается отсутствие на двигателе и сборочных единицах отдельных крепежных деталей.
Двигатели и их сборочные единицы не должны иметь деталей, отремонтированных таким способом, исключающих их дальнейшее использование. Они должны быть очищены и вымыты, смазка и вода слиты. Все отверстия, через которые могут проникнуть атмосферные осадки и грязь должны быть закрыты крышками или пробками- заглушками.
Тара и транспортные средства, применяемые для перевозки двигателя и агрегатов должны обеспечивать их сохранность. К каждому двигателю и отдельно сдаваемому топливному насосу прилагается паспорт и справка.
Поступающие в ремонт автомобили и их составные части называют ремонтным фондом.
Приемка автомобилей и агрегатов в ремонт.
Прием ремонтного фонда производятся представителями ремонтного предприятия, которые проверяет его комплексность и соответствие техническим требованиям. Предприятие, эксплуатирующее авто (заказчик) направляет в ремонт авто и агрегаты, руководствуясь существующими положениями ГОСТов и руководством на КР, а представители АРП принимают их на основании тех же положений.
Техническое состояние агрегатов осуществляется на контрольно-измерительных стендах (диагностирование). Составляется заключение о техническом состоянии автомобиля или агрегата с указанием места, вида и причин дефектов.
Процесс приемки автомобиля в КР состоит из следующих стадий:
1 - Предварительный технический осмотр и выявление комплектности.
2 - Наружная мойка, окончательный технический осмотр, с правом вскрывать любую сборочную единицу.
3 - Составляется приемо-сдаточный акт по установленной форме в трех экземплярах. В акте отмечается техническое состояние и комплектность. Акт подписывается представителями от АРП и от заказчика. Первый и третий экземпляр остаются на ремонтном предприятии, а второй выдаётся заказчику.
Если машина или сборочная единица не отвечает техническим требованиям на приемку, то она в капитальный ремонт не принимается, но может быть принята на восстановительный ремонт.
Принятые в ремонт автомобили и агрегаты отправляются в склад ремонтного фонда, где хранятся до поступления в ремонт. Рем. фонд можно хранить под навесами, на площадках с твердым покрытием (автомобили) или на складах, (агрегаты) оборудованных стеллажами, подъёмными механизмами, средствами транспортировки.
Топливную аппаратуру и электрооборудование хранят в отдельных, закрытых, вентилируемых помещениях. Не допускается совместное хранение топливной аппаратуры, электрооборудования и веществ, вызывающих коррозию.
Сортировка деталей и дефектация деталей.
Дефектация деталей проводится с целью определения их технического состояния и сортировки в соответствии с техническими условиями. В результате дефектации все детали разделяют на три группы
-годные для дальнейшего использования,
-подлежащие восстановлению
-негодные, брак.
Результаты дефектации и сортировки фиксируются путём маркировки деталей краской.
Зеленой краской отмечают годные детали, которые отправляют на комплектовочный склад.
Красной краской - негодные, которые транспортируются на склад утиля.
Желтой краской детали требующие восстановления.
Для последних, при маршрутной технологии ремонта, устанавливается номер маршрута, после чего они направляются на склад деталей ожидающих ремонта.
В целях экономии времени на дефектации следует контролировать только те дефекты по которым деталь относят к группе негодных. К таким дефектам относят сквозные внутренние трещины блока цилиндров, трещины в блоках и картерах выходящие на посадочные поверхности или ребра жесткости или пробоины которые превышают оговоренные в технических условиях.
Основным документом, которым руководствуются при дефектации и сортировке деталей, являются технические требования на дефектацию, составляемые в виде карт на деталь каждого наименования.
Они содержат;
-наименование,
-номер детали по каталогу,
-ее материал и твердость поверхностей,
-перечень возможных дефектов
-эскиз детали с указанием мест расположения дефектов,
-способы их выявления и необходимый для этого инструмент,
-номинальные размеры детали по рабочему чертежу,
-допустимые без ремонта размеры и в ряде случаев предельные размеры,
-рекомендации по устранению дефектов.
Результаты контроля и сортировки де
талей заносятся в дефектовочные ведомости. Статистическая обработка указанных ведомостей позволяет определить необходимые для целей планирования работы и обеспечения запасными частями авторемонтного предприятия. Для учета ввелены показатели — коэффициенты годности (Кг),восстановления (Кв) и сменности (Ксм),показывающие соответственно, какая часть деталей данного наименования может быть использована при ремонте повторно без восстановления, какая часть подлежит восстановлению и какая часть подлежит замене. Численно их значения определяются по следующим зависимостям:
Кг = nr/N; Кв = nB/N; KC = nсм/N, (9.1)
где nг, nв , nсм — соответственно число годных, требующих восстановления и негодных деталей в выборке;
N — число деталей выборки (обычно N > 100 шт. каждого наименования деталей).
Полученные коэффициенты используют при планировании восстановления деталей.
Комплектование деталей.
Комплектование предшествует сборке. Оно выполняется с целью обеспечения ритмичной работы постов сборки. При этом детали накапливаются в комплектовочном отделении, поступая в него из:
- дефектовочного отделения,
- со склада запасных частей,
- из отделений цеха восстановления и изготовления деталей.
В процессе комплектования выполняют следующий комплекс работ:
-накопление, учет и хранение деталей, сборочных единиц и комплектующих деталей;
-накопление оперативной информации о недостающих деталях, сборочных единиц, комплектующих изделий;
-подбор сопряженных деталей по ремонтным размерам, размерным и массовым группам;
-подбор и подгонка деталей в отдельных соединениях;
-подбор составных частей сборочного комплекта по номенклатуре и количеству;
-доставка сборочных комплектов к постам сборки до начала выполнения