Файл: Дипломная работа по специальности Право и организация социального обеспечения.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 2730
Скачиваний: 85
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика предоставления социальных услуг в Российской Федерации
1.2 Понятие, сущность и признаки социальных услуг
1.3 Система предоставления социальных услуг
2. Виды и порядок предоставления социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
2.1 Правовая основа оказания социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
2.2 Порядок предоставления социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация
«Уральский промышленно-экономический техникум»
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Директор
___________В.И. Овсянников
«___» июня 2023 г.
Социальные услуги: понятие, виды, правовое регулирование в России
Дипломная работа
по специальности «Право и организация социального обеспечения»
ДР 40.02.01 325 58 23
Нормоконтроль _______П.П. Петров ___.06.2023 г. | Выполнил студент ___________А.А. Винокурова ____.06.2023 г. |
Рецензент _______Ю.П. Сидоров ___.06.2023 г. | Руководитель ___________Е.О. Диордиева ____.06.2023г. |
Содержание
Введение 5
1. Общая характеристика предоставления социальных услуг в Российской Федерации 9
1.1 Нормативно-правовая основа предоставления социальных услуг по законодательству Российской Федерации 9
1.2 Понятие, сущность и признаки социальных услуг 14
1.3 Система предоставления социальных услуг 19
2. Виды и порядок предоставления социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре 40
2.1 Правовая основа оказания социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 40
2.2 Порядок предоставления социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 50
3. Деятельность по оказанию социальных услуг на примере Автономной некоммерческой организации «Центр предоставления социально-полезных услуг «Душевные люди» в городе Нягани 54
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Введение
Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».[10] Закон направлен на совершенствование системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Закон содержит в себе все права граждан на социальное обслуживание, регламентирует информационные системы в сфере социального обслуживания, описывает механизмы межведомственного взаимодействия и общественного контроля.
Российская Федерация, являясь правовым социальным государством, осуществляет политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения и утверждение в обществе социальной справедливости. В соответствии с Концепцией развития социального обслуживания населения Российской Федерации одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне.
Актуальность исследования социальных услуг, предоставляемых гражданам, определяется необходимостью реализации конституционного положения о том, что Российская Федерация является социальным государством, а также необходимостью обеспечения достойного уровня жизни людей, которые, либо в силу возрастных причин, либо проблем со здоровьем, не могут самостоятельно обеспечить себе таковой уровень жизни.
Социальные услуги призваны облегчить материальное положение наименее защищенных и материально уязвимых групп населения, а также осуществить поддержку в сфере реабилитации, лечения, нуждающихся граждан. Их оказание, осуществляемое за счет бюджетных средств как, федерального уровня, так и уровня субъектов, испытывает многочисленные проблемы, связанные как с экономическими, так и организационными факторами. Кроме этого, несовершенство законодательства, в сфере социального обеспечения, не только не позволяет совершенствовать организацию по оказанию социальных услуг, но и позволяет недобросовестным субъектам правоотношений по оказанию социальных услуг нарушать права нуждающихся лиц.
Таким образом, с практической точки зрения, актуальность исследования можно определить насущной необходимостью совершенствования организации и правового регулирования оказания социальных услуг нетрудоспособным гражданам.
Данная тема имеет актуальность и в теоретической сфере, так как среди правоведов данным проблемам не уделялось достаточное внимание. Также существует и ряд дискуссионных вопросов, в том числе и
принципах оказания социальных услуг, определения доли государственного и частного участия в сфере оказания данного вида услуг и многие другие.
Все это негативно сказывается на формировании социального законодательства и, в конечном итоге, и в правоприменительной практике.
Целью работы является анализ правового регулирования и организации предоставления социальных услуг нетрудоспособным гражданам.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие, цели и социальную обусловленность предоставления социальных услуг;
— определить правовой статус нетрудоспособных граждан
— рассмотреть виды социальных услуг предоставляемых нетрудоспособным гражданам;
— рассмотреть правоотношения по предоставлению социальных услуг нетрудоспособным гражданам: статус субъектов, особенности объекта правоотношений;
— определить проблемы правового регулирования и организации предоставления социальных услуг нетрудоспособным гражданам;
— сформулировать предложения по совершенствованию правового регулирования и организации предоставления социальных услуг нетрудоспособным гражданам.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере оказания социальных услуг гражданам.
Предмет исследования – нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в исследуемой сфере.
Степень разработанности проблемы.
Проблемам реализации целей и задач социального государства посвящали свои работы такие авторы как А.А. Овчаренков, О.А. Тимошин и другие.
Вопросы исследования государственных услуг, а также порядку предоставления социальной помощи анализировали в работах Д. М. Бахрах, М. Е. Панкин, В. М. Баранов, М. В. Филиппова, И. С. Морозова и ряд других авторов.
Проблемам организации и правового регулирования государственной социальной помощи, уделяли внимание такие исследователи как М.Н. Демакова, Ю.Б. Корсаненкова, Е.А. Литвинова, и др.
Непосредственно оказанию социальных услуг посвятили научные статьи В.Р. Галиев, Т.Н. Корчагина, П.С. Мароев и др. авторы.
Защите прав нетрудоспособных граждан были посвящены работы Р.Н. Жаворонкова, А.В. Ефремова, А.В. Мелихова и др.
Однако, многие вопросы как теории так и практики остаются не решенными, что обуславливает продолжение исследований данной сфере.
Методологическую основу исследования составили философские, общенаучные, специально-юридические и теоретико-методологические средства и приемы познания явлений и процессов. В частности, с помощью диалектического метода исследовались определение понятия, сущность и элементы социальных услуг, предоставляемых нетрудоспособным гражданам. С помощью формально-логического метода исследовались нормы действующего законодательства, регулирующих порядок и условия предоставления социальных услуг, и практика их применения; при помощи сравнительно-правового метода – проведен анализ договора предоставления социальных услуг с точки зрения гражданского законодательства и права социального обеспечения, осуществлено сравнение оказания социальных услуг в РФ и зарубежных странах.[27] Использование системно-функционального метода позволило определить содержание социальных услуг, предоставляемых гражданам. В ходе изучения судебной практики и договорной работы был применен эмпирический метод исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников литературы и нормативного материала.
1. Общая характеристика предоставления социальных услуг в Российской Федерации
1.1 Нормативно-правовая основа предоставления социальных услуг по законодательству Российской Федерации
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на социальную защиту.
Это право закреплено в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В ст. 39 Конституции РФ регламентировано, что каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.[1]
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 02.07.2021, указывает, что «национальная безопасность обеспечивается путем достижения целей и решения задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, в частности речь о сбережении народа России и развитие человеческого потенциала, где целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала предполагают устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан, сокращение бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства, повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина.
Достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала обеспечивается путем решения многообразных задач, среди которых повышение качества социальных услуг и их доступности для всех граждан, формирование условий для активного участия в жизни общества лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц старших возрастных групп».
Мы полагаем, что сфера предоставления социальных услуг во время неопределенности развития общественных отношений, нестабильности экономических систем является возможностью приоритетного развития отдельных отраслей и направлений деятельности.