Файл: Дипломная работа по специальности Право и организация социального обеспечения.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 2742
Скачиваний: 85
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика предоставления социальных услуг в Российской Федерации
1.2 Понятие, сущность и признаки социальных услуг
1.3 Система предоставления социальных услуг
2. Виды и порядок предоставления социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
2.1 Правовая основа оказания социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
2.2 Порядок предоставления социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
Особенностью современного развития сферы услуг является ее социальная ориентация на интересы и потребности обеспечения благополучия населения. Соответственно получают импульс к развитию те отрасли и направления деятельности, которые реализуют социально ориентированные услуги.
Применительно к нашей стране можно говорить о традиционно популярных сферах предоставления медицинских, образовательных, социокультурных, производственных и особо - информационных услуг».
Отметим, что «исследователи признают междисциплинарность и многозначность содержания понятия социальной услуги. В научных публикациях на равных используются термины социальная услуга, социально значимая услуга, услуга социального характер», при этом, по сути, отсутствует конкретизация их содержания, однозначность правового закрепление, что в итоге приводит к необходимости изучения данной проблематики».
В актах международного права употребляется понятие «гуманитарные услуги», которые включают услуги в таких социальных сферах, как образование, здравоохранение, психотерапия, благотворительность, профессиональная реабилитация и др.
Услуги, предназначенные для защиты или восстановления благополучия граждан, обычно дополняют помощь семье и рыночные механизмы их получения. Как универсальные услуги, так и услуги для отдельных групп с различными потребностями определяются как гуманитарные. Обычно понятия гуманитарные услуги, социальные услуги и гуманитарные ресурсы используются как однородные. Профессионалы, занятые в любой из этих сфер, именуются работниками в сфере гуманитарных услуг».
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» устанавливает:[10]
1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;
3) права и обязанности получателей социальных услуг;
4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.
Более подробно социальные услуги конкретизируются другими федеральными законами и законами субъектов Федерации
, регулирующими порядок социальной защиты, помощи и поддержки, социального обеспечения.
Кроме этого к нормативно-правовой базе предоставления социальных услуг в Российской Федерации относятся:
- Постановление Правительства РФ от 18 октября 2014 г. №1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» , которым устанавливается порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в целях реализации Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
- Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. №1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг (с изменениями на 14 декабря 2020 года) утверждается перечня социальных услуг для населения"
- Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. №1239 "Об утверждении правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг (ред. от 16.03.2018)" определяются порядок размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт, сеть "Интернет"), за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в целях обеспечения открытости и доступности указанной информации.
- постановление Правительства РФ от 01 декабря 2014 г. №1285 "О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг" (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.12.2020
- Приказ Министерства труда социальной защиты РФ от 28 ноября 2016 г. № 682н "О внесении изменений в форму заявления о предоставлении социальных услуг утвержденную приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2014 г. №159н"
- Приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 24 ноября 2014 г. №940Н " Об утверждении правил организации деятельности организации социального обслуживания, их структурных подразделений "(ред. от 30.03.2020) определяют порядок организации деятельности организаций социального обслуживания и их структурных подразделений, предоставляющих социальные услуги в сфере социального обслуживания (далее соответственно - организации социального обслуживания, социальные услуги), рекомендуемые нормативы штатной численности и перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания (их структурных подразделений), оказывающих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
- Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 939н (ред. от 16.12.2020) "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.02.2021) определяет правила предоставления социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг, в форме социального обслуживания на дому гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, беженцам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому и которым предоставляется социальная услуга или социальные услуги
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 ноября 2014 г. N 938н" Об утверждении примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания"(в редакции от 16.12.2020 N 905н) определяет правила предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, беженцам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в полустационарной форме социального обслуживания и которым предоставляется социальная услуга или социальные услуги (далее - получатели социальных услуг).
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. №889н " Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам(социальном сопровождении)" рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации по организации межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг в субъектах Российской Федерации, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящийся к социальным услугам (социальном сопровождении) (далее соответственно - социальное сопровождение, межведомственное взаимодействие), предусмотренного статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2014 г. №500н "Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг (ред. от 02.12.2020) " рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи субъектам Российской Федерации при определении индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг для принятия решения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.[10]
1.2 Понятие, сущность и признаки социальных услуг
В настоящее время завершена институционализация системы социального обслуживания, сформированы ее все основные составляющие. Этот социальный институт, целью которого является удовлетворение наиболее значимых потребностей общественного развития является системой, компонентами которой являются социальные услуги. Фундаментальные работы в данной области, в том числе посвященные определению сущности категории социальной услуги, содержания, структуры занимаются ученые и специалисты различных отраслей научных знаний: социологи, политологи, философы, экономисты, медики, культурологи и т.д.
Международными нормативно-правовым актами признано право человека на социальную защиту, в том числе и на социальные услуги. В частности, ратифицированная Россией Европейская социальная хартия непосредственно закрепляет право каждого человека пользоваться услугами социальных служб: в статье 14 закрепляется обязанность государств содействовать функционированию или предоставлять услуги, которые благодаря использованию методов социальной работы способствовали бы повышению благосостояния и развития как отдельных лиц, так и групп в обществе, а также их адаптации к социальной среде, и должны поощрять отдельных лиц и добровольные или другие организации к участию в создании и функционировании таких служб.
Закрепление в Конституции Российской Федерации как демократического, социального и правового государства, определение человека его наивысшей социальной ценностью и признание прав и свобод человека содержанием и направленностью деятельности государства обязывает его ориентировать свою социальную политику на поддержание человека в различных жизненных ситуациях, в том числе сложных. Закрепление в законодательстве права человека на социальные услуги являются одним из шагов, который позволяет осуществлять поддержку человека в сложных жизненных обстоятельствах не только через систему выплаты пенсий и пособий, но и путем предоставления социальных услуг.
В контексте данной работы целесообразным является применение термина «социальный», который рассматривается: в широком смысле, как синоним термина «общественный», что касается социальной подсистемы общества и процессов, которые в нем происходят; и в узком смысле, как «совокупность характеристик взаимодействующих индивидов как членов различных групп, которые (характеристики) формируются, а также распределяются и перераспределяются между ними благодаря статусной динамике и изменении характера связанных с этой динамикой взаимодействий и отношений». То есть, в узком смысле «социальное» означает отношения между социальными группами и между людьми,