Файл: Дипломная работа по специальности Право и организация социального обеспечения.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 2740
Скачиваний: 85
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика предоставления социальных услуг в Российской Федерации
1.2 Понятие, сущность и признаки социальных услуг
1.3 Система предоставления социальных услуг
2. Виды и порядок предоставления социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
2.1 Правовая основа оказания социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
2.2 Порядок предоставления социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
представителями различных слоев населения, наций, трудовых коллективов, профессионально-квалификационных и других социальных групп.
Обобщая выше изложенное и учитывая тематику работы, можно сформулировать следующие тезисы относительно термина «социальный», который: связан с наличием и удовлетворением социальных интересов и потребностей личности, социально уязвимых групп населения, реализацией принципа социальной справедливости; связан с деятельностью в сфере таких услуг; указывает на субъектов, которые получают и предоставляют такие услуги; указывает на степень удовлетворения потребностей человека в таких услугах, уровень развития социальной сферы.
Термин «услуга» трактуется как действие, поступок, который приносит пользу, или деятельность предприятий, организаций и отдельных лиц, выполняемая для удовлетворения чьих-либо потребностей. В экономическом энциклопедическом словаре понятие «услуга» истолковывается как особая потребительская стоимость процесса труда, выраженная в полезном эффекте, который удовлетворяет потребности человека, коллектива и общества.
Услуги – это определенные блага в форме деятельности и направленные на удовлетворение потребностей населения. С экономической точки зрения особенностью услуги является то, что она полезна не как вещь, а как деятельность. То есть получение услуги связано с процессом ее создания. Такая деятельность не связана с изменением и преобразованием форм материи, сил природы. Особенностью услуги является невозможность ее накопления, хранения и транспортировки большинства из них. То есть, услуга является предметом потребления со стороны отдельного человека, социальных слоев, но ее невозможно измерить или накопить в отличие от товара, финансового и других видов капитала.
В политэкономическом контексте услуга означает экономические отношения, возникающие в процессе ее предоставления (отчуждения) производителями (поставщиками) и их одновременного присвоения потребителями за определенную плату, а также между собственниками соответствующих организаций (которые предоставляют услугу) и занятыми на них наемными работниками. Различают личные услуги, удовлетворяющие потребности отдельного человека (в культурно-бытовом обслуживании, получении образования, здравоохранении и т.д.) и коллективные услуги, удовлетворяющие коллективные и общественные потребности (охрана общественного порядка, управления обществом и т.д.). В экономике услуги делятся на материальные и нематериальные. Выделяют также услуги нерыночные – это услуги, предоставляемые государством и некоммерческими организациями с целью бесплатного или льготного удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей населения. К таким услугам относятся, например, и социальные услуги.
В ХХ веке социальные услуги получили свое распространение и развитие благодаря концепции социального долга. Термин «социальная услуга» ассоциируется с профессиональной деятельностью, связанной с предоставлением таких услуг. Распространенным в отечественной науке термин «государственные услуги», который иногда отождествляется с услугами управленческими (административными). Отдельные представители отечественной юридической науки вообще ставят под сомнение возможность применения категории «услуги» в сфере деятельности органов государственной власти.[31]
Социальные услуги отличаются направленностью на определенную целевую аудиторию, лицо, группу лиц, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и не могут самостоятельно их преодолеть, а также тем, что первый вид услуг не предусматривает оформление административного акта, как результата их предоставления и т.п.
Стоит отметить, что социальные услуги является термином, который определяет законодатель. В соответствии с статьей 3 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Итак, социальные услуги – совокупность приемов, которые совместно формируются и принимаются органами государственной власти, физическими лицами и негосударственными организациями, направленными на смягчение или преодоление сложных жизненных обстоятельств, социального положения отдельных лиц или групп населения и возвращение их к полноценной жизнедеятельности.
Социальные услуги являются неотъемлемым атрибутом современного социального государства.
Рассмотрим признаки социальных услуг, вытекающие из анализа нормативно-правовой базы.
Удовлетворение потребностей социальными услугами людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах является одной из ключевых задач деятельности системы предоставления социальных услуг. Эффективность деятельности этой системы напрямую влияет на социальную и политическую стабильность государства. Учитывая эти факты возникает необходимость в изучении всех составляющих этого процесса и осуществлении более тщательного анализа категории «система предоставления социальных услуг».
Система предоставления социальных услуг состоит из следующих секторов:
— государственного, в который входят субъекты, предоставляющие социальные услуги, которые находятся в государственной собственности;
— коммунального, который включает учреждения и заведения коммунальной собственности, которые предоставляют социальные услуги и находятся в подчинении соответствующих органов местного самоуправления, наделенных полномочиями создавать такие учреждения, учреждения и управлять ими;
— негосударственного, к которому относятся общественные, благотворительные, религиозные организации и физические лица, деятельность которых связана с предоставлением социальных услуг.
Несмотря на то, что ст. 7 ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[10] предусмотрено, что субъекты, предоставляющие социальные услуги на договорных началах могут привлекать для выполнения этой работы другие предприятия, учреждения, организации, физических лиц, в частности волонтеров, в прочем состоянию на настоящее время, законодательством не предусмотрена реальная возможность предоставления социальных услуг физическими лицами – предпринимателями, которые существенно сужает, на рынке предоставления социальных услуг, круг их субъектов и снижает конкуренцию в этой системе.
К государственным и коммунальным социальным учреждениям и заведениям относятся:
— территориальные центры социального обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан;
— центры социальных служб для молодежи;
— центры занятости;
— центры профессиональной, медицинской и социальной реабилитации инвалидов;
— приюты для несовершеннолетних;
— центры социально-психологической реабилитации несовершеннолетних;
— дома ночного пребывания бездомных граждан;
— центры учета бездомных граждан;
— социальные гостиницы;
— центры социальной адаптации;
— другие учреждения.
Основными формами предоставления социальных услуг является материальная помощь и социальное обслуживание. Материальная помощь предоставляется лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации, в виде денежной или натуральной помощи: продуктов питания, средств санитарии и личной гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также технических и вспомогательных средств реабилитации.
Социальное обслуживание осуществляется:
1) по месту жительства (дома)в стационарных интернатных учреждениях и заведениях;
2) в реабилитационных учреждениях и заведениях;
3) в учреждениях и заведениях дневного пребывания;
4) в учреждениях и заведениях временного или постоянного пребывания;
5) в территориальных центрах предоставления социальных услуг;
6)в других заведениях социальной поддержки (ухода)
Социальные услуги по месту их предоставления можно сгруппировать:
- стационарные – социальные услуги, предоставляемые постоянно, временно (на срок, определенный договором о предоставлении социальных услуг) или в течение пяти дней в неделю в условиях круглосуточного пребывания (проживания) получателей у поставщиков социальных услуг; получатели стационарных социальных услуг обеспечиваются жилым помещением. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 — 7 статьи 20 Федерального закона № 442-ФЗ.[10]
— полустационарные – социальные услуги, предоставляемые их получателю в помещении у поставщика социальной услуги в течение определенного времени суток: с условиями для ночного пребывания (проживания) получателей у поставщиков социальных услуг; с местом для приема или дневного пребывания лиц в течение определенного времени суток;
— в обществе – социальные услуги, предоставляемые по месту нахождения получателей, в том числе на улице;
— по месту жительства – социальные услуги, предоставляемые в домашних условиях получателей.
Федеральный закон предусматривает обязательность обеспечения получателям социального обслуживания в стационарной или полустационарной форме следующих прав и возможностей:
Обобщая выше изложенное и учитывая тематику работы, можно сформулировать следующие тезисы относительно термина «социальный», который: связан с наличием и удовлетворением социальных интересов и потребностей личности, социально уязвимых групп населения, реализацией принципа социальной справедливости; связан с деятельностью в сфере таких услуг; указывает на субъектов, которые получают и предоставляют такие услуги; указывает на степень удовлетворения потребностей человека в таких услугах, уровень развития социальной сферы.
Термин «услуга» трактуется как действие, поступок, который приносит пользу, или деятельность предприятий, организаций и отдельных лиц, выполняемая для удовлетворения чьих-либо потребностей. В экономическом энциклопедическом словаре понятие «услуга» истолковывается как особая потребительская стоимость процесса труда, выраженная в полезном эффекте, который удовлетворяет потребности человека, коллектива и общества.
Услуги – это определенные блага в форме деятельности и направленные на удовлетворение потребностей населения. С экономической точки зрения особенностью услуги является то, что она полезна не как вещь, а как деятельность. То есть получение услуги связано с процессом ее создания. Такая деятельность не связана с изменением и преобразованием форм материи, сил природы. Особенностью услуги является невозможность ее накопления, хранения и транспортировки большинства из них. То есть, услуга является предметом потребления со стороны отдельного человека, социальных слоев, но ее невозможно измерить или накопить в отличие от товара, финансового и других видов капитала.
В политэкономическом контексте услуга означает экономические отношения, возникающие в процессе ее предоставления (отчуждения) производителями (поставщиками) и их одновременного присвоения потребителями за определенную плату, а также между собственниками соответствующих организаций (которые предоставляют услугу) и занятыми на них наемными работниками. Различают личные услуги, удовлетворяющие потребности отдельного человека (в культурно-бытовом обслуживании, получении образования, здравоохранении и т.д.) и коллективные услуги, удовлетворяющие коллективные и общественные потребности (охрана общественного порядка, управления обществом и т.д.). В экономике услуги делятся на материальные и нематериальные. Выделяют также услуги нерыночные – это услуги, предоставляемые государством и некоммерческими организациями с целью бесплатного или льготного удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей населения. К таким услугам относятся, например, и социальные услуги.
В ХХ веке социальные услуги получили свое распространение и развитие благодаря концепции социального долга. Термин «социальная услуга» ассоциируется с профессиональной деятельностью, связанной с предоставлением таких услуг. Распространенным в отечественной науке термин «государственные услуги», который иногда отождествляется с услугами управленческими (административными). Отдельные представители отечественной юридической науки вообще ставят под сомнение возможность применения категории «услуги» в сфере деятельности органов государственной власти.[31]
Социальные услуги отличаются направленностью на определенную целевую аудиторию, лицо, группу лиц, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и не могут самостоятельно их преодолеть, а также тем, что первый вид услуг не предусматривает оформление административного акта, как результата их предоставления и т.п.
Стоит отметить, что социальные услуги является термином, который определяет законодатель. В соответствии с статьей 3 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Итак, социальные услуги – совокупность приемов, которые совместно формируются и принимаются органами государственной власти, физическими лицами и негосударственными организациями, направленными на смягчение или преодоление сложных жизненных обстоятельств, социального положения отдельных лиц или групп населения и возвращение их к полноценной жизнедеятельности.
Социальные услуги являются неотъемлемым атрибутом современного социального государства.
Рассмотрим признаки социальных услуг, вытекающие из анализа нормативно-правовой базы.
-
Социальные услуги оказываются гражданам в рамках государственной социальной политики и реализации социальных целевых программ. -
Они имеют адресную субъектная направленность (социальные услуги получают те слои населения, которые нуждаются в оказании помощи). -
Перечень социальных услуг закрыт и нормативно регламентирован. -
Оказание социальных услуг производится за счет финансирования затрат, связанных с оказанием социальных услуг и осуществляется в основном за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов. -
Ограничен круг субъектов, оказывающих социальные услуги. -
Также к признакам социальных услуг следует относить и то, что условия договора по предоставлению социальных услуг, а также обязанность сторон вступить в договор предусмотрены нормативными правовыми актами и полностью исключают свободу договора. -
Социальные услуги регулируются нормами специальных законов и образуют особый блок законодательства, в рамках которого можно объединить законодательство об образовании, здравоохранении, культуре, частично жилищное и семейное законодательство, трудовое законодательство и законодательство о социальном обеспечении. -
Следующий признак - преобладание императивного метода регулирования, характерного для публичного права, над диспозитивным, характерным для частного права. Использование императивного метода привело, в частности, к тому, что ряд социальных услуг непосредственно вытекает из системы обязательного социального страхования и обязательного медицинского страхования. -
Немаловажных признак - принятие государством (или иными публичными структурами, например, местным самоуправлением) на себя ответственности (полной или частичной) за социальные услуги. Учитывая, что большинство социальных услуг не имеют материального результата, что создает значительные сложности в определении их качества, важное значение имеет деятельность государства по созданию системы стандартов и регламентации самой процедуры оказания услуг.
1.3 Система предоставления социальных услуг
Удовлетворение потребностей социальными услугами людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах является одной из ключевых задач деятельности системы предоставления социальных услуг. Эффективность деятельности этой системы напрямую влияет на социальную и политическую стабильность государства. Учитывая эти факты возникает необходимость в изучении всех составляющих этого процесса и осуществлении более тщательного анализа категории «система предоставления социальных услуг».
Система предоставления социальных услуг состоит из следующих секторов:
— государственного, в который входят субъекты, предоставляющие социальные услуги, которые находятся в государственной собственности;
— коммунального, который включает учреждения и заведения коммунальной собственности, которые предоставляют социальные услуги и находятся в подчинении соответствующих органов местного самоуправления, наделенных полномочиями создавать такие учреждения, учреждения и управлять ими;
— негосударственного, к которому относятся общественные, благотворительные, религиозные организации и физические лица, деятельность которых связана с предоставлением социальных услуг.
Несмотря на то, что ст. 7 ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[10] предусмотрено, что субъекты, предоставляющие социальные услуги на договорных началах могут привлекать для выполнения этой работы другие предприятия, учреждения, организации, физических лиц, в частности волонтеров, в прочем состоянию на настоящее время, законодательством не предусмотрена реальная возможность предоставления социальных услуг физическими лицами – предпринимателями, которые существенно сужает, на рынке предоставления социальных услуг, круг их субъектов и снижает конкуренцию в этой системе.
К государственным и коммунальным социальным учреждениям и заведениям относятся:
— территориальные центры социального обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан;
— центры социальных служб для молодежи;
— центры занятости;
— центры профессиональной, медицинской и социальной реабилитации инвалидов;
— приюты для несовершеннолетних;
— центры социально-психологической реабилитации несовершеннолетних;
— дома ночного пребывания бездомных граждан;
— центры учета бездомных граждан;
— социальные гостиницы;
— центры социальной адаптации;
— другие учреждения.
Основными формами предоставления социальных услуг является материальная помощь и социальное обслуживание. Материальная помощь предоставляется лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации, в виде денежной или натуральной помощи: продуктов питания, средств санитарии и личной гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также технических и вспомогательных средств реабилитации.
Социальное обслуживание осуществляется:
1) по месту жительства (дома)в стационарных интернатных учреждениях и заведениях;
2) в реабилитационных учреждениях и заведениях;
3) в учреждениях и заведениях дневного пребывания;
4) в учреждениях и заведениях временного или постоянного пребывания;
5) в территориальных центрах предоставления социальных услуг;
6)в других заведениях социальной поддержки (ухода)
Социальные услуги по месту их предоставления можно сгруппировать:
- стационарные – социальные услуги, предоставляемые постоянно, временно (на срок, определенный договором о предоставлении социальных услуг) или в течение пяти дней в неделю в условиях круглосуточного пребывания (проживания) получателей у поставщиков социальных услуг; получатели стационарных социальных услуг обеспечиваются жилым помещением. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 — 7 статьи 20 Федерального закона № 442-ФЗ.[10]
— полустационарные – социальные услуги, предоставляемые их получателю в помещении у поставщика социальной услуги в течение определенного времени суток: с условиями для ночного пребывания (проживания) получателей у поставщиков социальных услуг; с местом для приема или дневного пребывания лиц в течение определенного времени суток;
— в обществе – социальные услуги, предоставляемые по месту нахождения получателей, в том числе на улице;
— по месту жительства – социальные услуги, предоставляемые в домашних условиях получателей.
Федеральный закон предусматривает обязательность обеспечения получателям социального обслуживания в стационарной или полустационарной форме следующих прав и возможностей: