Файл: Решение практической задачи 12 Список использованных источников 13 Правовое положение рабов в римском частном праве Для того, чтобы наиболее полно ответить на данный вопрос, прежде всего, необходимо раскрыть понятие правового положения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) |
ЭССЕ
по дисциплине «Римское право»
Институт финансов и права Направление подготовки 40.03.01. Юриспруденция Направленность (профиль) Гражданско-правовой Дата защиты: ________________ Оценка: ________________ | | Студент Замахов Денис Эдуардович Группа ИДО ОЗБ ЮГП-20КП Руководитель Сидоров С.Г. |
Екатеринбург
2020 г.
Оглавление
«Уральский государственный экономический университет» 1
Екатеринбург 1
1. Правовое положение рабов в римском частном праве 3
2.Договор найма вещей в римском частном праве 6
3. Решение практической задачи 12
Список использованных источников: 13
1. Правовое положение рабов в римском частном праве
Для того, чтобы наиболее полно ответить на данный вопрос, прежде всего, необходимо раскрыть понятие «правового положения», которое представляет собой совокупность прав и обязанностей того или иного лица, а применительно к римскому праву, правовое положение сочетало в себе правоспособность и дееспособность.
Все население Древнего Рима подразделялось на свободных и рабов.
Основным принципом, определявшим правовое положение рабов на протяжении всей истории Рима, было признание рабов не субъектами, а объектами прав. Однако формы практического осуществления этого принципа менялись в ходе экономического и политического развития Рима и изменений идеологии господствующих классов. При этом возрастание, особенно в период империи, числа правовых норм, якобы направленных на улучшение положения рабов, шло параллельно с ухудшением фактических условий их жизни.
Варрон определял рабов как говорящие орудия (instrumentum vocale). Соответственно власть рабовладельца над рабом была беспредельна, господин мог продать раба, наказать его и даже убить, хотя в классическую эпоху в римском обществе под влиянием стоической философии укрепляется представление о человеческой природе раба и уменьшается степень произвола над рабами.1
Раб не имел своего имущества. Убийство раба или членовредительство долгое время рассматривалось как имущественное преступление. Раб не мог вступить в брак, признаваемый законом. Союз раба и рабыни был лишь фактическим отношением. Дети рабыни тоже были рабами.
Способы установления рабства. Основным способом установления рабства был плен, захват чужеземца в войне с государством, к которому он принадлежал. Но такой же захват допускался и в отношении чужеземца, с государством которого Рим не состоял в войне, если у Рима в то же время не было договорных отношений с этим государством, ибо чужеземец, как уже сказано, был, в принципе, вне права и правовой охраны, и создать для него какой бы то ни было правовой режим мог только договор с его государством.2
Другим основанием возникновения рабского состояния было рождение от матери-рабыни: заключение брака с рабыней не допускалось, а ребёнок, рождённый вне брака, следовал состоянию матери. При этом первоначально ребёнок признавался рабом, если мать его была рабыней в момент родов, независимо от ее состояния с момента зачатия ребенка до его рождения. Однако в период империи, в силу приведённого выше правила infans conceptus pro nato habetur (п. 102), ребёнок признавался свободным, если мать была свободна в какой бы то ни было момент беременности. Это было и одним из проявлений упомянутого уже состояния свободы.
Точно так же и в сфере частноправовой господин имеет права не по отношению к рабу, а на раба - так же, как он имеет права на животное или любую материальную вещь. Но раб является вещью своеобразной, вещью, наделенной разумом и волею, существование которых рабовладельцу не столько невозможно сколько невыгодно было отрицать.
Поэтому невозможно было безоговорочно применять к рабу правовые нормы о материальных вещах, и ряд особых норм составил в совокупности то, что называется личным и имущественным положением раба в римском частном праве.
Не будучи субъектом прав, рабы, с точки зрения права, не имели семьи. Связь раба с женщиной не признается браком.
В сфере имущественных отношений раб может быть объектом права собственности индивидуальной и общей, узуфрукта (п. 221), залога (п. 406). Он мог быть предметом сделок: купли-продажи, имущественного найма и т. п.3 Если рабу причинено телесное повреждение, над ним учинено насилие, соответствующий иск предъявляется не рабом, а господином, так же как в случаях когда повреждение причинено животному или кем-нибудь испорчена вещь принадлежащая господину. Отказ господина от своих прав не делало раба свободным.
Имущественное положение рабов. Будучи не субъектами, а объектами прав, рабы не имели имущества. Вещью, находящейся в обладании раба, независимо от того, как она в это обладание попала, с точки зрения права, обладал господин. Но раб был объектом прав, наделенным сознательной волей и способным служить интересам господина путем проявления этой воли.
Поэтому уже в древнейшее время раба называли «говорящим орудием» — instrumentum vocale,4 а когда того потребовали экономические интересы господина, было признано, что при помощи раба может быть расширен круг правовых отношений господина. За рабом была признана способность вступать в имущественные сделки "от имени господина", создавая при помощи этих сделок права для господина. Господин предъявлял иски из таких сделок, как если бы совершил их сам. Наоборот, обязательства из совершенных рабом сделок для господина не возникали.
В то же время, с развитием экстраординарного процесса, раб постепенно приобрел право обращаться к магистрату для рассмотрения последним личных и имущественных претензий раба к другим лицам. В частности, раб мог обратиться к перфекту города и потребовать принудительного осуществления своей обязанности лицом, которое, получив от раба определенную сумму денег, обязалось выкупить раба и затем освободить из рабства. Таким образом, институт пекулия послужил к облегчению положения наиболее предприимчивых и энергичных рабов, умевших извлекать доходы из имущества пекулия.5
Несколько лучше положения других рабов было положение рабов государственных. В частности, за ними прямо признавалось право распоряжаться по завещанию половиной предоставленного им пекулия (Dip. Regulae, 20.16).
Таким образом, необходимо сделать выводы:
Во-первых, раб- это человек, лишенный средств производства и являющийся полной собственностью своего господина — рабовладельца, представитель угнетенного класса при рабовладельческом строе;
Во-вторых, основной принцип, определяющий правовое положение рабов - признание рабов не субъектами, а объектами прав;
В-третьих, рабы переходили в собственность граждан двумя способами: по цивильному праву и по праву народа.
В-четвертых, рабы как объекты права, не имели имущества. Вещью, находящейся в обладании раба, независимо от того, как она в это обладание попала, с точки зрения права, обладал господин.
Так же необходимо подчеркнуть то, что несмотря на то, что раб являлся вещью, он был наделен разумом и волею, поэтому нельзя было безоговорочно применять к рабу правовые нормы о материальных вещах, и ряд особых норм составил в совокупности то, что называется личным и имущественным положением раба в римском частном праве.
2.Договор найма вещей в римском частном праве
Для начала необходимо рассмотреть понятие договора в римском праве.
Важнейшим и наиболее распространенным видом образования обязательств было соглашение двух сторон-лиц относительно возникновения между ними обязательства определенного содержания —договора (contractus). “Контракт есть взаимное обязательство”, “контракт узаконивается через соглашение” — B этих классических для римского права определениях содержания договора самым важным было понимание необходимости для признания договора правовым обязательством наличия согласованной воли двух сторон.
Для договора, таким образом, подразумевалось необходимым:
а) наличие объективного элемента —дозволенной хозяйственной цели сторон;
б) субъективный элемент — собственно контрактус (соntractus) — взаимное согласие и выражение воли двух сторон относительно одной и той же цели. Последний момент — наличие согласия в отношении той же цели — особенно важен, ибо его отсутствие дискредитирует волю сторон.
В римском праве не было абстрактного договора вообще с подразумеваемыми всеобщими требованиями к содержанию вытекающего из него обязательства даже в самом общем виде.
Каждый договор-контракт имел точно и однозначно признанный цивильным правом источник возникновения обязательства.
В зависимости от этого источника договоры-контракты подразделялись на четыре типа.6
Во-первых, контракты могли быть вербальными, т. е. заключаться словами (verbis); для действительности обязательства достаточно было произнесения сторонами слов
, свидетельствующих об их договорной воле (“даю” — “беру”, “обещаешь дать” — “обещаю”), причем в древнейший период эти слова имели строго предписанный законами смысл и форму, позднее формализм был заменен буквальным значением словесного волеизъявления.
Во-вторых, контракты могли быть литеральными, т. е. заключаться в письменной форме (literis); для действительности обязательства между сторонами достаточно было действия, создавшего согласованную сторонами запись (расписку, запись в долговой книге и т. п.).
В-третьих, контракты могли быть реальными, т. е. заключаться непосредственной передачей вещи, не сопровождающейся ни обменом словесными формулами, ни записями (per re); для действительности обязательства достаточно было удостоверения добровольной передачи и, соответственно, приема вещи.
В-четвертых, контракты могли быть консенсуальными, т. е. заключаться неформальным соглашением пер консенсум (per consensum); для их действительности достаточно было удостоверить факт согласия в отношении содержания обязательства.
Перейдем к характеристике договора найма, которого стоит отнести к консенсуальным договорам.
Этот договор состоит в том, что одно лицо обязуется предоставить другому свои вещи или свой труд, а другое лицо (контрагент) обязуется за это уплатить вознаграждение. Различаются три вида найма.
1. Наем вещи (locatio-conductio rei) – это наем одним лицом у другого лица одной вещи или нескольких определенных вещей во временное пользование на определенный срок и за определенную плату.7
Предметом найма могли быть движимые вещи, которые не принадлежат к числу потребляемых, а также недвижимые вещи. Отдавать внаем можно было как свою собственную вещь, так и вещь, принадлежащую третьему лицу. Помимо материальных вещей внаем могли сдаваться и нематериальные вещи, например узуфрукт. Вместе с вещью передавались ее принадлежности.
Срок не являлся обязательным элементом договора найма. Договор найма считался действительным с момента соглашения, и обязанности сторон определялись также с момента соглашения: даже если исполненная работа погибнет или не состоится без вины подрядчика, наниматель обязан оплатить ее полностью в соответствии с первоначальным соглашением.
Обязанностью арендодателя было обеспечение беспрепятственного пользования вещью: «Нанимателю дается actio conducti. Этот иск он получает почти только по следующим основаниям: например, если для него оказывается невозможным пользование (быть может, потому, что ему не предоставляется владение всем участком или частью его, либо если не ремонтируется дом,