Файл: Тема Направления развития стран Европы на рубеже веков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 566
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 1.
Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.)
Тема 1.1. Направления развития стран Европы на рубеже веков.
1.Развитие стран Европы, Америки, Азии и Африки в XX-XXI вв. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США.
2.Перестройка в СССР.
3.Советская культура.
4. Распад СССР.
1.Развитие стран Европы, Америки, Азии и Африки в XX-XXI вв.
Истории XX в. ярко проявилась связь между географическим пространством и политикой. Это нашло отражение в радикальном изменении границ государств и территориальном распространении различных социально-политических систем на все большее географическое пространство. Так, в частности, этнические, региональные, исторические, конфессиональные и общественные различия внутри многонациональных империй сделали невозможным существование в XX в. искусственно созданных государств путем механического объединения земель и населяющих их народов. На протяжении столетия происходило политическое освоение географического пространства, что выразилось в становлении независимых государств, политическая и социальная система которых имела различные формы. В течение истекших ста лет проходил процесс формирования основных пространственно-политических центров современной цивилизации, эволюционирующих от традиционно-географических к политико-экономическим: на смену «великим империям» с их многочисленными колониями пришли межгосударственные объединения, включающие в себя страны и народы на основе общих политических, экономических, культурно-исторических и военных интересов.
Именно в XX в. определились геополитические основы исторического развития мира. Пространственно-географическое положение стран и народов все больше влияло на политическую модель государственности, социальные и экономические отношения: значимыми, стратегически важными стали не только природная среда и природные ресурсы, но и географическое положение, соседство с другими государствами и народами.
Характерными чертами мира в начале XX в. были европоцентризм, деление на метрополии и колонии, зависимые и суверенные государства. Это было порождением предыдущего исторического развития. Политическое развитие теперь определялось балансом сил и интересов в глобальном масштабе.
На смену развивавшимся в предыдущие века теориям «цивилизованности» и «нецивилизованности» отдельных народов и государств постепенно приходило понимание разницы культурно-исторических, а точнее, цивилизационных начал в различных географических регионах Земли. Их взаимодействие оказало решающее влияние на мировое политическое пространство. На смену противопоставлению географических понятий Европа, Азия, Африка, имевших культурно-политические и исторические определения, пришли новые понятия — Запад и Восток, которые содержали уже идейно-политические характеристики и свидетельствовали о разделении мира в глобальном масштабе. Однако и эти пространственно-политические характеристики оказались недолговечными, так как в их основе лежал принцип объединения стран по политико-идеологическому признаку. Развитие России и зарубежных стран в XX в. показало многообразие форм культурно-политического пространства и выявило общие тенденции их исторической эволюции.
Фактически войны XX в. являлись борьбой за пространство — господство в конкретном регионе или даже во всем мире. Войны как политический, социальный, экономический и культурный феномен были событиями глобального масштаба из-за количества участников, колоссальных жертв и материальных потерь, а также того, как мир менялся по их окончании.
В истории XX в. войны сыграли огромную роль как катализаторы крупных политических, социальных и экономических перемен. Психологическая атмосфера конфликта не могла не повлиять как на побежденных, так и на победителей. На протяжении прошедших 100 лет результатом каждой из мировых, не говоря уже о локальных, войн так или иначе становилось перераспределение баланса сил на мировой арене; усиливалось значение тех социальных и политических слоев, которые влияли на принятие военных и политических решений.
Войны превратились не только в способ урегулирования политических вопросов на межгосударственном или внутригосударственном (гражданские войны) уровне, но и в метод, позволяющий с помощью угрозы войны добиваться желаемых или компромиссных результатов. Угроза войны в XX в. стала особым социально-политическим феноменом, способствовавшим изменению характера международных отношений, а нередко и влиявшим на внутриполитическое положение в конкретных странах. Вторая мировая война стала водоразделом между непрочной системой международных отношений 20—30-х гг. в довоенный период и стабильным разделением мира на противостоящие военно-политические блоки, Западный и Восточный, после войны. «Холодная война» стала новой формой войны XX в. Пятьдесят послевоенных лет, за небольшим исключением периодов снижения накала противостояния, вошли в историю международных отношений как особый этап развития мира во второй половине века.
Другими словами, возникновение системы государственного регулирования экономики, ускоренное мировыми войнами и кризисом начала 30-х гг., сопровождалось формированием систем социального обеспечения, призванных уменьшить зависимость жизненного уровня населения среднего класса — опоры демократии прежде всего от колебаний рыночной конъюнктуры. Крах тоталитарных режимов в Центральной и Восточной Европе показал, что и фашистский, и коммунистический пути развития являются тупиковыми. В то же время мощный рывок, который совершили во второй половине XX в. страны Европы, США, Канада, Австралия, Япония, а в последние два десятилетия и новые индустриальные государства — Сингапур, Южная Корея, Малайзия, Бразилия и другие, явился свидетельством адекватности демократической модели государственного регулирования требованиям индустриального и постиндустриального общества. Не случайно перспективы экономического роста Китая и возрождения России определяются темпом перестройки их национальных хозяйств на новой, рыночной основе.
Самой заметной тенденцией мировой экономики второй половины XX в. была научно-техническая революция (НТР), подготовившая качественное изменение типа экономического роста — от экстенсивного к интенсивному увеличению выпуска товаров и предложению услуг, что означает резкий скачок в эффективности использования основных факторов производства — трудовых и природных ресурсов, капитала, информации. Мощными стимулами для первой волны НТР (50—60-е гг.) явились политические события. Имеется в виду соревнование капитализма и социализма во всех сферах деятельности, включая военную, которое требовало колоссальных материальных затрат, а также распад колониальной системы, продемонстрировавший бывшим метрополиям ограниченность прежней политики безудержного выкачивания ресурсов из регионов Азии и Африки.
Современный, второй этап НТР, получивший название «технологическая революция», имеет точку отсчета в середине 70-х гг., когда кризис индустриальной модели экономического развития достиг своего апогея. Он связан с комплексной информатизацией мирового хозяйства и внедрением безмашинных, ресурсосберегающих технологий на базе компьютеров, роботов, современных средств транспорта и связи. В новых условиях на первый план выходит не количество, а качество выпускаемой продукции при повышении удельного веса наукоемких отраслей и невиданном расширении рынка услуг. Кроме того, в отличие от первой волны НТР ее второй этап протекает на фоне окончания «холодной войны», преодоления раскола мира на блоки по идеологическому принципу, осознания большинством стран всей масштабности задач, стоящих перед ними на пороге третьего тысячелетия.
В последнее десятилетие специалисты заговорили о плавном переходе к третьей фазе НТР — «биологической революции», открывающей перед человечеством новые горизонты в сфере медицины, генетики и экологии.
На протяжении 70—90-х гг. все более заметное место в экономической жизни государств занимали международные организации, интеграционные группировки и транснациональные компании (ТНК). Среди первых наряду с универсальными (ООН) получили развитие специализированные, отраслевые объединения представителей большинства государств планеты либо отдельных ее регионов. Самой влиятельной экономической организацией второй половины XX в. стал Международный валютный фонд (МВФ), решающее слово в котором остается за Соединенными Штатами Америки. В то же время процессы хозяйственного сближения и взаимопроникновения национальных экономик привели к бурному росту интеграционных структур на всех континентах — от создания зон свободной торговли до формирования таможенных и экономических союзов. Наглядным примером служит наиболее продвинутое по пути интеграции объединение — Европейский Союз (ЕС) в составе 15 стран. Очевидно, что задача использования опыта ЕС стоит и перед постсоветскими экономиками на пространстве СНГ. К этому надо добавить значительное усиление влияния ТНК — ядра системы современных международных экономических отношений.
2. Перестройка в СССР 1985 – 1991гг.
-
-
В середины 80-х годов произошел переход истории советского общества в принципиально новое качество. Новая эпоха, начало которой было положено в марте-апреле 1985 года, получила наименование «перестройки». Научных оценок этих событий пока еще достаточно немного. Сторонники перемен обуславливают события объективными причинами, противники считают, что эти меры были искусственными, проведенными посредством иностранного влияния или даже при участии потусторонних сил.
-
-
В этой связи необходимо отметить, что экономика советского общества к середине 80-х годов действительно вступила в предкризисное состояние: абсолютное господство плановой системы тормозило перевод народного хозяйства на рельсы научно-технической революции, производство развивалось в условиях преобладания в ряде отраслей ручного труда, низкой производительности. Эти проблемы были осознаны руководством страны задолго до 1985 года (в частности, руководством Ю.В. Андропова). Первые два года перестройки были периодом возврата к прежним андроповским планам экономических реформ, с определенными коррективами, внесенными новым главой государства — М.С. Горбачевым. Преобразования в экономике были затем дополнены реформированием политической сферы. Ученые в настоящее время сходятся во мнении, что у руководства страной отсутствовала четкая концепция преобразований, стратегия реформ. Первоначально Горбачев заявил, что все делается для укрепления социализма, не собираясь менять основу советского государства, однако фактически политика демократизации не только привела к крушению советского режима, но и обернулась развалом самого государства — Советского Союза.
Периодизация перестройки. В истории перестройки можно условно выделить три этапа:
март 1985 — январь 1987 —период экономических реформ,разрабатывающихсяв рамках традиционных механизмов хозяйствования. Главным принципом было объявлено «ускорение социально-экономического развития», разрабатываются планы по схеме директивного планирования;
1987 - 1988 гг. Лейтмотивом периода стали решения январского пленума ЦККПСС, на котором заявляется о намерении партии радикально демократизировать общество и внутрипартийную жизнь. Данные решения были дополнены резолюциями XIX партконференции (июнь 1988 г.). направленными на создание гражданского общества;
3) 1989 — 1991 гг. Период размежеваний и расколов в лагере перестройки, ознаменовавшийся резким изменением соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группировок. Кризис политики Горбачева приводит к неудавшейся попытке консерваторов предотвратить распад СССР.
Экономические реформы. Официальной датой отсчета перестройки можно считать апрельский пленум ЦК КПСС 1985 года. Согласно решениям пленума, предполагалось осуществить техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное обновление, прежде всего, машиностроительной отрасли. В дополнении к этим мерам руководство приняло несколько скороспелых решений, в частности, усиление борьбы с пьянством. Несмотря на некоторые достижения, экономический эффект от этих мер был отрицательным: снизились поступления в бюджет, теневая экономика быстро удовлетворяла спрос на алкогольные напитки. В целом, в 1985—1986 гг., реформирование осуществлялось с применением обычных схем государственного управления (пытались, к примеру, повысить ответственность предприятий за выполнение договоров, вводили госприемку продукции), однако, ускорить социально-экономическое развитие посредством этих мер не удалось. К середине 1987 года относится новый этап экономических преобразований, — расширяются права предприятий: часть из них переводится на хозрасчет, самоуправление. Правительство намеревалось ввести договорные цены на некоторую продукцию. В целом, руководство стремилось сформировать экономическую структуру, характеризующуюся функционированием рыночных механизмов в рамках командно-административной системы. При этом роль министерств и ведомств оставалась ведущей. Предприятию навязывали потребителя. Свобода производственной деятельности рассматривалась по остаточному принципу (цены в основном устанавливались сверху). Все же частичная децентрализация производства дала некоторые положительные результаты: показатели советской экономики несколько возросли, в том числе на 5 % в сельском хозяйстве. Необходимо отметить, что данные результаты в значительной степени определялись ростом инвестиций и одновременно сопровождались увеличением бюджетного дефицита (в 1986 году он вырос почти втрое). Отсутствие реальных сдвигов в экономическом развитии и уже проявляющийся финансовый кризис привели руководство Горбачева к мысли о необходимости более радикальных экономических реформ. Выход из тупика виделся политической элитой в легализации частной собственности. Еще в конце 1986 года выходит закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД), в мае 1988 г. — закон о кооперации (здесь разрешалось использовать наемный труд). Колхозники получили возможность создавать арендные и подрядные коллективы. В 1990 году правительство издает закон о малых предприятиях: данные предприятия имели определенный юридический статус, получали в рамках большого предприятия определенную самостоятельность. В том же году выходит закон об аренде, согласно которому трудовой коллектив мог брать в аренду свое предприятие.