Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 293
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. По итогам 2006 года продолжилась тенденция роста объема производства продукции (услуг) на малых предприятиях. За 2006 г. Центральный округ вышел на 1 место по показателю производства продукции в расчете на душу населения. Наименьшее увеличение - в Северо-Западном ФО. Общий объем производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях РФ составил 2273878 млн.руб. Объем продукции (работ, услуг) малых предприятий Поволжского округа в 2007 году составил 184.6 миллиарда руб.
3. Объем инвестиций в основной капитал, осуществленный на малых предприятиях России, сохранился, при этом темпы роста значительно увеличились: если в 2005 и 2006 гг. инвестиции, в целом, по стране выросли на 0,4 и 7,3% соответственно, то к 2007 г. рост составил уже 40,8 %.
Наиболее значительно объем инвестиций увеличился в Южном ФО, заметное увеличение (более чем на 50%) произошло также в Дальневосточном, Сибирском, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. Наименьшее увеличение характерно для Центрального ФО. Общий объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях РФ составил 93969 млн. руб. В 2007 году в Поволжье объем инвестиций на малых предприятиях составил 5.1 млрд. руб.
4. Поступления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по итогам 2005 г. относительно 2004 г. по стране увеличились почти в 1,5 раза. Увеличение объемов налоговых поступлений наблюдалось во всех округах, причем в Центральном, Южном, Приволжском, Сибирском и Дальневосточном они выросли более, чем в 1,5 раза. В 2006 г. положительный прирост поступлений ЕНУС отмечается в 82 субъектах РФ, в то время как в 2005 г. таких регионов насчитывалось 63..
Сумма поступлений единого налога (ЕНУС и ЕНВД), взимаемого с малых предприятий, в Республике Татарстан за 2007 год составила 1.858 миллиарда руб. Предпринимательский сектор экономики Поволжья по своим показателям достиг уровня ведущих отраслей региона. Одной из целью работы было определить, какие проблемы предпринимательства являются сдерживающими организацию системы поддержки предпринимательского сектора экономики региона (ППСЭР). В процессе исследования выявлено, что большинство индикаторов, определяющих эффективность системы поддержки предпринимательского сектора экономики региона, не поддаются количественному измерению. Поэтому основным методом являлись экспертные оценки. В качестве экспертов выступали руководители и ведущие менеджеры малых предприятий. Большинство анкетируемых предприятий (57.8%) имеют опыт работы более 5 лет, среди них свыше 20% предприятий финансово неустойчивы, в критическом положении находится 10.9%, у остальных предприятий финансовое положение стабильное. Численность работающих на предприятиях колеблется от 1 до 100 человек. Доля предприятий, на которых занято от 1 до 10 человек, составляет 37 %, а от 11 до 30 человек - 34%, доля работников с высшим образованием составляет 37.9%.
Постатейный анализ позволил получить основные сведения о наличии проблем, сдерживающих развитие ППСЭР, и наиболее актуальных видах услуг, необходимых для развития малого предпринимательства в регионе, рис. 1, 2.
Наиболее значимыми проблемами, выявленными в исследовании, сдерживающими развитие предпринимательского сектора экономики Республики Татарстан, являются:
- низкие залоговые возможности начинающих предпринимателей для открытия своего дела и получения кредитов (до 90% опрашиваемых);
- незаинтересованность банковской системы в развитии малого предпринимательства: ее громоздкая система кредитования не стимулирует предпринимателей (до 90% опрашиваемых);
- отсутствие инфраструктуры системы поддержки инновационной (венчурной) деятельности предпринимателей (до 100% опрашиваемых);
- отсутствие обоснованной устойчивой системы тарифов, взимаемых монополистами с начинающих предпринимателей, ставящих под угрозу их функционирование (до 100% опрашиваемых);
- отсутствие разграничения полномочий между различными организациями, осуществляющими контроль за деятельностью предпринимателей, сбор налогов (налог на вмененный доход, социальный налог), их узкая, ведомственная направленность (до 100% опрашиваемых).
Таким, образом для успешного развития малого предпринимательства в Поволжье требуется: поддержка предприятий администрацией (46,4% опрошенных); организация доступа к источникам финансирования (30,2%); обеспечение информацией по спросу и предложению на рынках (21,9 %); помощь в организации выставок (21,4%); обеспечение доступа к информации. Исследования показали, что большинство предпринимателей работают по-старому, занимаются шлейфовым сопровождением среднего и крупного бизнеса, не занимаются инновациями (80,8% опрошенных).
2. Виды и формы предпринимательской деятельности
Предпринимательство можно разделить на производственное, коммерческое и финансовое. Каждый вид имеет свою специфику и, следовательно, свою технологию.
Во-первых, производственное предпринимательство - это процесс производства конкретных товаров, осуществления работ и оказания услуг для их реализации потребителям. Поскольку производственное предпринимательство осуществляется в сфере материального производства, оно классифицируется в зависимости от отрасли хозяйственной деятельности на промышленное, строительное, сельскохозяйственное и др. Соответственно выделяют предпринимательство по отраслям.
Производственное предпринимательство с народнохозяйственной точки зрения является определяющим, так как в этих организациях осуществляется производство продуктов производственно-технического назначения и товаров массового потребления, необходимых для домохозяйств, фирм, государства в целом. Все виды товаров, работ и услуг для конкретных потребителей производятся субъектами производственного предпринимательства. Разумеется, производственное предпринимательство не является абсолютно самостоятельным, но от его развития зависят экономический рост и уровень социального развития общества. Естественно, не обязательно производить все виды товаров в одной стране. На основе международного разделения труда происходит международная специализация производственных предприятий по выпуску важных видов товаров и их экспорт (импорт) в другие страны. Но этот процесс не так прост, как может показаться на первый взгляд. Специализация и рост объемов производства какого-то вида товаров на основе новейших технологий приводят к увеличению объема производства, сокращению издержек производства, повышению уровня качества товаров. Поэтому продукции отечественных предпринимателей-производственников трудно конкурировать с зарубежными товарами, так как те дешевле отечественных, и предприниматели, занимающиеся торговлей, отдают предпочтение импортным товарам.
Структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства, поэтому производственное предпринимательство в России является наиболее рисковым занятием. Риск не реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины тормозят развитие предпринимательства в производственной сфере, хотя относительно высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство как второй вид предпринимательской деятельности.
Коммерческо-торговое предпринимательство, эта деятельность мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, так как непосредственно связана с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства необходимы как минимум два основных условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому обязательно хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.
Третьим видом предпринимательства является финансово-кредитное. Это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальные деньги (российский рубль). Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка России и Минфина РФ. В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке цепных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками. Государство в лице Минфина РФ также выступает в качестве предпринимателя на рынке ценных бумаг. В этом качестве выступают субъекты РФ и муниципальные образования, выпуская в оборот соответствующие ценные бумаги. Участниками рынка ценных бумаг являются коммерческие организации, осуществляющие эмиссию ценных бумаг.
Рынок финансовых услуг - сфера деятельности финансовых организаций на территории РФ или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям.
Предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг представляет совокупность этой деятельности (с учетом специфики и особенностей) на следующих рынках:
- на рынке ценных бумаг;
- на рынке страховых услуг;
- на рынке банковских услуг;
- на рынке иных финансовых услуг.
В хозяйственной практике виды предпринимательства: индивидуальное, партнерское и корпоративное - облекаются во множество конкретных организационно-правовых форм. В процессе исторического развития в способы ведения предпринимательской деятельности включались все новые формы хозяйственного взаимодействия, усложнялись отношения собственности и механизмы объединения и перелива капитала, появлялись все более развитые способы распределения доходов и рисков, меры по обращению ответственности, формы управления капиталом. Складывалось предпринимательское право как важнейший элемент гражданского и хозяйственного права. Происходила определенная дифференциация норм предпринимательства по регионам мира - континентальное (европейское) право, англосаксонские правовые нормы, американская правовая модель предпринимательства и др.
Важно понимать в связи с этим, что процесс становления современных организационно-правовых форм предпринимательства по-разному происходит в странах с развитой рыночной и с переходной экономикой. Если в рыночной экономике этот процесс был исторически эволюционным и сопровождал естественный прогресс экономического и общественного уклада, то странам с переходной экономикой приходится переживать все трудности ломки общественных, экономических и организационных отношений. Правовые предпринимательские нормы, поэтому менее стабильны, нередко внутренне противоречивы, страдают приверженностью интересам тех или иных общественных групп. Однако большинству постсоциалистических стран удалось относительно быстро создать основы организационно-правовых форм предпринимательства, в целом приближенных к рыночным.
Особая проблема - государственное предпринимательство, которое осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении). Распространенный тезис о преимуществах смешанной экономики, то есть такой, где государство осуществляет хозяйственную деятельность наряду с частными предпринимателями, требует уточнения. Популярное положение о равноправии всех форм собственности справедливо только в одном - в выборе частной или государственной формы предпринимательской деятельности. Когда же такая деятельность уже осуществляется на практике, государство как предприниматель обязано неукоснительно следовать общим нормам гражданско-правовых и хозяйственных отношений. В рыночной экономике эти отношения строятся при безусловном примате частной собственности и ее правопорядка. Есть некоторые особенности функционирования публичных (общественных) предприятий. Но принцип один в сфере предпринимательских отношений государственные предприятия должны следовать нормам частного правопорядка, то есть действительно пользоваться равными правами (и ответственностью) с частными предпринимателями, о случаях, когда государство преследует определенные специфические цели, отличные от предпринимательских, должны существовать и специфические правовые нормы, в том числе и организационные. Однако в сфере общих норм хозяйственных отношений такие организации действовать не могут.
3. Основные организационные и правовые формы предпринимательской деятельности