Файл: 1. Межгосударственная система и международное право. Понятие, предмет и метод международного права. Международная межгосударственная система.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 406

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правопреемство в отношении государственных долгов. Государственный долг означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

Переход государственных долгов влечет за собой прекращение обязательств государства-предшественника и возникновение обязательств государства-преемника в отношении государственных долгов, которые переходят к государству-преемнику. Датой перехода государственных долгов является момент правопреемства государств. Правопреемство государств как таковое не затрагивает прав и обязательств кредиторов.

Если государство-преемник является новым независимым государством, никакой государственный долг государства-предшественника не переходит к новому независимому государству, если соглашение между ними не предусматривает иное.

Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. была первым международным документом, в котором закреплено "право каждого человека на гражданство". Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Конвенция о правах ребенка 1989 г. признают право каждого ребенка на приобретение гражданства.

Любое лицо, которое на дату правопреемства государств имело гражданство государства-предшественника, независимо от способа приобретения этого гражданства имеет право на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств. Причем не имеет значения, приобрели ли они гражданство государства-предшественника по рождению, в силу принципа jus soli (права почвы) или jus sanguinis (право крови), либо путем натурализации, либо даже в результате предыдущего правопреемства государств.

Каждое государство обязано без неоправданной задержки принять законодательство, касающееся гражданства и других связанных с ним вопросов, возникающих в связи с правопреемством государств. Именно так обстояло дело в случае возникновения ряда новых независимых государств. Предоставление гражданства в связи с правопреемством государств происходит на дату правопреемства государств. То же самое касается приобретения гражданства вследствие осуществления оптации, если в период между датой правопреемства государств и датой осуществления такой оптации затрагиваемые лица оказались бы лицами без гражданства. Государство-преемник не обязано предоставлять свое гражданство затрагиваемым лицам, если они имеют свое обычное место жительства в другом государстве и также имеют гражданство этого или любого иного государства. Государство-преемник не предоставляет свое гражданство затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства в другом государстве, против воли затрагиваемых лиц, если только они в противном случае не станут лицами без гражданства.


Когда часть или части территории государства отделяются от этого государства и образуют одно или несколько государств-преемников, в то время как государство-предшественник продолжает существовать, государство-преемник предоставляет свое гражданство:

а) затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства на его территории;

б) имеющим надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое стало частью этого государства-преемника.

30.Сущность мирного урегулирования международных споров. Понятие международного «спора» и международной̆ «ситуации».

Мирное разрешение международных споров – отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют порядок урегулирования споров между субъектами международного права (государствами и международными организациями) мирными средствами.

Процедуры мирного разрешения споров разработаны рядом международно-правовых актов. Наиболее важные  Гаагских КонвенцияхЖеневских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Мирная конференция в Гааге была созвана по инициативе императора России Николая II 29 августа 1898 года. Участвовало 26 государств

Приняла 3 конвенции:

  • О мирном решении международных столкновений;

  • О законах и обычаях сухопутной войны;

  • О применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 года.

А также 3 декларации:

  • О запрещении на пятилетний срок метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов;

  • О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы;

  • О неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле[4].

В международном праве нет общепризнанного определения понятия «международный спор».

Международный спор - формально (объективно) выраженное противоречие между субъектами международного права по вопросу факта или права. 

Международный спор - это юридический факт, констатация наличия которого требует от его участников и других заинтересованных субъектов международного права

реализации принципа мирного разрешения международных споров.

В МП распространено разделение споров на:

- юридические (правовые - предметом правового спора является конфликт сторон относительно толкования или применения существующей международно-правовой нормы.

-политические (неправовые) - когда спор сводится к требованию одной из сторон изменить содержание действующей нормы

Одним из важнейших элементов всеобщей системы коллективной безопасности является мирное разрешение международных споров. Государствам запрещается обращаться к войне для разрешения возникающих между ними споров.

Принцип мирного разрешения международных споров, закрепленный в Уставе ООН, обязывает государства разрешать «свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость» (п. 3 ст. 2),

При разрешении разногласий между государствами часто возникает необходимость разграничения таких понятий, как «спор» и «ситуация».

Ситуация (международная) — это состояние напряженности между двумя или несколькими государствами;

Спор возникает по вопросу факта или права (например, толкования или применения международного договора).

Спор образуется не сразу, а «вызревает» в определенной ситуации. Разногласия между государствами — это еще не спор.

Различие между спором и ситуацией состоит в следующем. В параметрах спора всегда есть конкретные участники, поскольку его возникновение обусловлено совпадением взаимных претензий государств относительно предмета спора.

Ситуация шире спора. Она может существовать до возникновения спора, в процессе спора и после его разрешения.

Практическое значение такого разграничения состоит в процедуре их рассмотрения в СовБезе:

При рассмотрении спора сторона, участвующая в нем, должна воздержаться от голосования;

при рассмотрении ситуации воздержание от голосования не требуется.
31.Международно-правовые средства разрешения международных споров.

Средства решения международных споров

Правовые средства разрешения международных споров — это международно-правовые
способы, приемы, методы урегулирования споров между государствами без применения вооруженных сил.

Можно дать такую классификацию мирных средств разрешения международных споров:

непосредственные переговоры (двусторонние, многосторонние или на международных конференциях);

--международная примирительная процедура (добрые услуги и посредничество; следственные или согласительные комиссии);

международная арбитражная и судебная процедура (международный арбитраж; Международный суд ООН);

разрешение споров в международных организациях.

Выбор того или иного средства — это суверенная воля государства.

Непосредственные переговоры — это основное, наиболее действенное средство мирного разрешения международных споров.

В ст. 33 Устава ООН они поставлены на первое место, что свидетельствует об их действенности, универсальности и эффективности. Государства не могут миновать эту стадию, где стороны, находящиеся в споре, определяют при этом процедуру, способы решения спорной проблемы. Преимущество переговоров состоит также в том, что спорящие стороны имеют возможность ближе познакомиться с позициями друг друга и взаимными претензиями, достичь взаимоприемлемого решения.

Виды переговоров:

по субъектам переговоров — те, которые ведутся главами государств, правительств или специально на то уполномоченными лицами (решающая роль принадлежит переговорам на высшем уровне, в ходе которых обсуждаются важнейшие международные проблемы);

по числу участников — двусторонними или многосторонними (например, в рамках международных конференций);

по форме проведения — устные, письменные (например, путем дипломатической переписки);

по характеру рассматриваемых вопросов — политические, военные, экономические, торговые и др.

В международном праве нет нормы, регулирующей процедуру начала, ведения, продолжительности переговоров. Однако существуют определенные общие принципы, которым должны следовать государства:

— переговоры должны вестись с учетом суверенного равенства партнеров по переговорам. Например, не могут быть эффективными переговоры, если одно из государств оккупирует часть территории другого государства;

-- переговоры не могут иметь место, если одно государство оказывает давление (политическое, экономическое, военное) на другое государство или предъявляет ему ультиматум;


— переговоры должны вестись на принципах равноправия государств, уважения их суверенитета, учета взаимных интересов, соблюдения принципа мирного сосуществования.

Одной из разновидностей переговоров являются консультации, которые могут проходить как на двусторонней, так и на многосторонней основе; которые проводятся в целях установления общей позиции сторон по интересующим их вопросам, а также по международным проблемам, представляющим взаимный интерес. Особый вид консультаций составляют такие консультации, которые проводятся в целях мирного урегулирования международных споров.

Споры могут возникать между государствами, не имеющими между собой офиц. отношений. В таких случаях они обращаются к третьим государствам с просьбой оказать им помощь в виде посредничества или добрых услуг.

В решении спора принимает участие третья сторона, не принадлежащая к участникам спора.

Однако между добрыми услугами и посредничеством наблюдается различие, обусловленное характером участия в разрешении спора третьего государства, порядком возникновения этих мирных средств и правовым положением третьей стороны. Процедура добрых услуг и посредничества регламентирована в Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г.

Добрые услуги (bonnes offices) имеют своей целью установление прямых контактов между конфликтующими сторонами. Третья сторона может оказать добрые услуги как по собственной инициативе, так и по просьбе одного или нескольких государств — сторон в споре. При этом как предложение добрых услуг, так и отказ от них не считаются недружелюбным актом.

Сторона, оказывающая добрые услуги, не должна оказывать влияние на сам ход переговоров.
Посредничество предусматривает большую степень участия третьей стороны в решении споров. Сущность посредничества состоит в том, что государства в споре ведут переговоры с участием третьей стороны и на основе сделанных ею предложений. Посредник выступает здесь как активный и непосредственный участник переговоров. Его задача заключается "в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре" (ст. 4 Гаагской конвенции 1907 г.).