Файл: 1. Межгосударственная система и международное право. Понятие, предмет и метод международного права. Международная межгосударственная система.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 409
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
спора может угрожать международному миру, то он либо действует в соответствии со ст.
36, либо рекомендует «такие условия разрешения спора, какие он найдет подходящими» (ст. 37).
В учредительных актах региональных организаций содержатся положения о разрешении споров, которые могут возникнуть между государствами-членами. Например, подробно этот вопрос регламентирован в Хартии ОАЕ. Для практического претворения в жизнь принципа мирного урегулирования споров в ст. 7 и 19 предусмотрено создание Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу, являющейся постоянным и одним из главных органов ОАЕ. Ее состав, структура и полномочия определены Протоколом от 21 июля 1964 г.
Роль посредника ограничивается примирением мнений и претензий сторон; посредник в возможно кратчайший срок делает предложения сторонам в письменной форме; если меры примирения, предложенные посредником, приняты, они становятся основой Протокола о соглашении между сторонами (ст. 21 Протокола).
Основанием процедуры примирения служит поданная на имя председателя Комиссии петиция одной или обеих спорящих сторон (ст. 22 Протокола). По получении петиции с согласия сторон создается Совет примирителей, в обязанности которого входят выяснение проблем спора и принятие усилий для обеспечения согласия между сторонами на взаимоприемлемых условиях.
34.Понятие, цели и основания международно-правовой̆ ответственности. Кодификация норм об ответственности.
Международно-правовая ответственность - это юридические последствия, наступающие для субъекта МП, нарушившего действующие нормы МП и свои международные обязательства.
Юридические последствия нарушения договорных или обычных норм МП могут затрагивать государство-правонарушителя, потерпевшее государство или группу государств, или все международное сообщество в целом, а также международные правительственные и неправительственные организации. Эти последствия, а также формы и объем ответственности могут быть различными в зависимости от тяжести правонарушения, размера нанесенного ущерба, от характера и степени опасности правонарушения и, в частности, могут включать:
а) ответственность за агрессию, геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, за нарушение законов и обычаев войны, за отказ от предоставления независимости колониальным странам и народам;
б) обязанность государства-правонарушителя (группы государств- правонарушителей) возместить причиненный ущерб другим субъектам международного права, а в
отдельных случаях и их юр и физ лицам;
в) применение в соответствии с международным правом к государству-правонарушителю принудительных мер в ответ на правонарушение, вплоть до установления экономической блокады и использования вооруженной силы по ст. 41 или 42 Устава ООН (например, против Ирака и Югославии в 90-х годах и КНДР в 1950-1958 гг.).
Ушли в прошлое "право на войну" и "право победителя", изменился сам характер принудительных мер, применяемых к государствам-правонарушителям, в значительной мере возросла роль ООН и особенно ее Совета Безопасности, появились новые субъекты международно-правовой ответственности - международные межправительственные организации.
Научно-технический прогресс и расширение хозяйственной деятельности государств в современных условиях поставили вопрос об ответственности субъектов международного права за сохранение окружающей среды и природных ресурсов, в значительной мере инициировали работу Комиссии международного права ООН по кодификации норм ответственности государств. Вопросы международно-правовой ответственности государств и других субъектов международного права получили закрепление в Уставе ООН, в конвенциях, запрещающих геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, в многочисленных конвенциях, направленных на защиту окружающей человека среды (морского, воздушного и космического пространства, животного и растительного мира, Антарктики и др.) и регламентирующих использование источников повышенной опасности (например, за ущерб, причиненный космическими объектами, летательными аппаратами на поверхности Земли, судами с ядерными энергетическими установками и др.), а также за нарушение законов и обычаев войны, развитых и дополненных в специальных Дополнительных протоколах I и II 1977 г. к Конвенциям о защите жертв войны 1949 г.
Получила международное признание и юридическое закрепление уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления, а также другие международные преступления с неприменимостью срока давности к таким преступлениям. Ответственность наступает, если деяния отдельных лиц связаны с преступной деятельностью государства и государственных органов.
35.Виды и формы международно-правовой̆ ответственности.
Существуют два вида международно-правовой ответственности государств - политическая и материальная.
Политическая
ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.
Наиболее распространенной формой полит ответственности являются реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций.
Санкции - это принудительные меры, применяемые к государству- нарушителю. Они могут быть применены международными организациями (универсальными и региональными), например, ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба.
Санкции как форма принуждения применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления. Применение таких санкций в других случаях нельзя считать правомерным, ибо, по существу, санкции являются реакцией государств (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба.
Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав. К реторсиям относятся: отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства и т.д.
Репрессалии (невооруженные) - это правомерные принудительные действия одного государства против другого государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.
Репрессалии могут выражаться в приостановлении или разрыве дипломатических отношений, введения эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.
Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения.
Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН, на обращение в Международный суд ООН или арбитраж.
Сатисфакция (удовлетворение) - это предоставление государством- нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству. Сатисфакция может быть выражена в виде официального принесения извинения, выражения сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем, оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т.д.
Ресторация как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).
Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации, реституции и субституции.
Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма репараций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного войной.
Реституции - это возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со ст. 75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 г. Италия обязалась вернуть "в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций".
Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т.е. вне связи с военными действиями.
Субституция - разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т.п.
Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение права голоса, права на представительство в главных органах, права на получение помощи и обслуживание и др.), и как крайняя мера - исключение из международной организации.
36.Международно-противоправное деяние и его элементы.
Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения.
Международное правонарушение - это действие или бездействие субъекта международного права, в результате чего нарушаются нормы международного права и международные обязательства этого субъекта, допустившего неправомерные действия или бездействие, наносящие другому субъекту или группе субъектов международного права или всему международному сообществу в целом ущерб материального или нематериального характера (например, акты агрессии, незаконное ограничение суверенитета, посягательство на территориальную целостность, оккупация, вооруженное вмешательство, нарушение обязательств по договорам и др.).
Таким образом, составными элементами международного правонарушения, влекущего за собой международно-правовую ответственность, являются:
-действие или бездействие субъекта (субъектов) МП, нарушающее действующие нормы международных соглашений или международные обычаи;
-вменяемость правонарушения субъекту международного права;
-причинение ущерба или вреда другому субъекту (субъектам) МП.
Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению норм международного права и нанесению ущерба или вреда, недопустимы. Также недопустимы ссылки и на незнание норм международного права или на неправильное их толкование или применение должностными лицами государства.
Противоправные действия или бездействие, приводящие к возникновению международно-правовой ответственности субъектов международного права, могут совершаться государственными органами (вне зависимости от их положения в системе органов государственной власти или управления), должностными лицами государства, выступающими по его поручению или от его имени, а также специальными органами государства (например, военными кораблями или военными летательными аппаратами), наделенными властными полномочиями и выступающими от имени государства.
Ответственность государства может наступить за принятие закона или другого нормативного акта, противоречащего нормам международного договора, участником которого оно является, или, наоборот, за непринятие закона, которое оно было обязано принять в соответствии со своими международными обязательствами и которое предотвратило бы противоправное событие или действие.
36, либо рекомендует «такие условия разрешения спора, какие он найдет подходящими» (ст. 37).
В учредительных актах региональных организаций содержатся положения о разрешении споров, которые могут возникнуть между государствами-членами. Например, подробно этот вопрос регламентирован в Хартии ОАЕ. Для практического претворения в жизнь принципа мирного урегулирования споров в ст. 7 и 19 предусмотрено создание Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу, являющейся постоянным и одним из главных органов ОАЕ. Ее состав, структура и полномочия определены Протоколом от 21 июля 1964 г.
Роль посредника ограничивается примирением мнений и претензий сторон; посредник в возможно кратчайший срок делает предложения сторонам в письменной форме; если меры примирения, предложенные посредником, приняты, они становятся основой Протокола о соглашении между сторонами (ст. 21 Протокола).
Основанием процедуры примирения служит поданная на имя председателя Комиссии петиция одной или обеих спорящих сторон (ст. 22 Протокола). По получении петиции с согласия сторон создается Совет примирителей, в обязанности которого входят выяснение проблем спора и принятие усилий для обеспечения согласия между сторонами на взаимоприемлемых условиях.
34.Понятие, цели и основания международно-правовой̆ ответственности. Кодификация норм об ответственности.
Международно-правовая ответственность - это юридические последствия, наступающие для субъекта МП, нарушившего действующие нормы МП и свои международные обязательства.
Юридические последствия нарушения договорных или обычных норм МП могут затрагивать государство-правонарушителя, потерпевшее государство или группу государств, или все международное сообщество в целом, а также международные правительственные и неправительственные организации. Эти последствия, а также формы и объем ответственности могут быть различными в зависимости от тяжести правонарушения, размера нанесенного ущерба, от характера и степени опасности правонарушения и, в частности, могут включать:
а) ответственность за агрессию, геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, за нарушение законов и обычаев войны, за отказ от предоставления независимости колониальным странам и народам;
б) обязанность государства-правонарушителя (группы государств- правонарушителей) возместить причиненный ущерб другим субъектам международного права, а в
отдельных случаях и их юр и физ лицам;
в) применение в соответствии с международным правом к государству-правонарушителю принудительных мер в ответ на правонарушение, вплоть до установления экономической блокады и использования вооруженной силы по ст. 41 или 42 Устава ООН (например, против Ирака и Югославии в 90-х годах и КНДР в 1950-1958 гг.).
Ушли в прошлое "право на войну" и "право победителя", изменился сам характер принудительных мер, применяемых к государствам-правонарушителям, в значительной мере возросла роль ООН и особенно ее Совета Безопасности, появились новые субъекты международно-правовой ответственности - международные межправительственные организации.
Научно-технический прогресс и расширение хозяйственной деятельности государств в современных условиях поставили вопрос об ответственности субъектов международного права за сохранение окружающей среды и природных ресурсов, в значительной мере инициировали работу Комиссии международного права ООН по кодификации норм ответственности государств. Вопросы международно-правовой ответственности государств и других субъектов международного права получили закрепление в Уставе ООН, в конвенциях, запрещающих геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, в многочисленных конвенциях, направленных на защиту окружающей человека среды (морского, воздушного и космического пространства, животного и растительного мира, Антарктики и др.) и регламентирующих использование источников повышенной опасности (например, за ущерб, причиненный космическими объектами, летательными аппаратами на поверхности Земли, судами с ядерными энергетическими установками и др.), а также за нарушение законов и обычаев войны, развитых и дополненных в специальных Дополнительных протоколах I и II 1977 г. к Конвенциям о защите жертв войны 1949 г.
Получила международное признание и юридическое закрепление уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления, а также другие международные преступления с неприменимостью срока давности к таким преступлениям. Ответственность наступает, если деяния отдельных лиц связаны с преступной деятельностью государства и государственных органов.
35.Виды и формы международно-правовой̆ ответственности.
Существуют два вида международно-правовой ответственности государств - политическая и материальная.
Политическая
ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.
Наиболее распространенной формой полит ответственности являются реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций.
Санкции - это принудительные меры, применяемые к государству- нарушителю. Они могут быть применены международными организациями (универсальными и региональными), например, ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба.
Санкции как форма принуждения применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления. Применение таких санкций в других случаях нельзя считать правомерным, ибо, по существу, санкции являются реакцией государств (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба.
Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав. К реторсиям относятся: отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства и т.д.
Репрессалии (невооруженные) - это правомерные принудительные действия одного государства против другого государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.
Репрессалии могут выражаться в приостановлении или разрыве дипломатических отношений, введения эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.
Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения.
Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН, на обращение в Международный суд ООН или арбитраж.
Сатисфакция (удовлетворение) - это предоставление государством- нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству. Сатисфакция может быть выражена в виде официального принесения извинения, выражения сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем, оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т.д.
Ресторация как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).
Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации, реституции и субституции.
Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма репараций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного войной.
Реституции - это возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со ст. 75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 г. Италия обязалась вернуть "в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций".
Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т.е. вне связи с военными действиями.
Субституция - разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т.п.
Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение права голоса, права на представительство в главных органах, права на получение помощи и обслуживание и др.), и как крайняя мера - исключение из международной организации.
36.Международно-противоправное деяние и его элементы.
Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения.
Международное правонарушение - это действие или бездействие субъекта международного права, в результате чего нарушаются нормы международного права и международные обязательства этого субъекта, допустившего неправомерные действия или бездействие, наносящие другому субъекту или группе субъектов международного права или всему международному сообществу в целом ущерб материального или нематериального характера (например, акты агрессии, незаконное ограничение суверенитета, посягательство на территориальную целостность, оккупация, вооруженное вмешательство, нарушение обязательств по договорам и др.).
Таким образом, составными элементами международного правонарушения, влекущего за собой международно-правовую ответственность, являются:
-действие или бездействие субъекта (субъектов) МП, нарушающее действующие нормы международных соглашений или международные обычаи;
-вменяемость правонарушения субъекту международного права;
-причинение ущерба или вреда другому субъекту (субъектам) МП.
Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению норм международного права и нанесению ущерба или вреда, недопустимы. Также недопустимы ссылки и на незнание норм международного права или на неправильное их толкование или применение должностными лицами государства.
Противоправные действия или бездействие, приводящие к возникновению международно-правовой ответственности субъектов международного права, могут совершаться государственными органами (вне зависимости от их положения в системе органов государственной власти или управления), должностными лицами государства, выступающими по его поручению или от его имени, а также специальными органами государства (например, военными кораблями или военными летательными аппаратами), наделенными властными полномочиями и выступающими от имени государства.
Ответственность государства может наступить за принятие закона или другого нормативного акта, противоречащего нормам международного договора, участником которого оно является, или, наоборот, за непринятие закона, которое оно было обязано принять в соответствии со своими международными обязательствами и которое предотвратило бы противоправное событие или действие.