Файл: 1. Межгосударственная система и международное право. Понятие, предмет и метод международного права. Международная межгосударственная система.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 407

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Различие между добрыми услугами и посредничеством касается:

а) способа их происхождения;

б) прав и обязанностей посредника;

в) окончательной цели посредничества

Посредник — именно примиритель, а не судья над спорящими. Он располагает большими правами.

Основные признаки посредничества:

-участие в переговорах и внесение предложений по существу спора.
Посредник имеет и определенные обязанности:

-оказывать помощь конфликтующим сторонам в решении ими спора; воздерживаться от оказания помощи одной стороне в ущерб другой;

уважать достоинство, честь и суверенные права спорящих сторон.
Формы участия посредника в переговорах: предложения, советы, рекомендации как по существу спора, так и по процедуре его решения. Однако окончательное решение по существу спора принимают спорящие стороны. Для осуществления своих функций посредник должен получить согласие обоих спорящих государств. В этом также посредничество отличается от добрых услуг.

Следственные и согласительные комиссии

Для урегулирования споров государства иногда создают:

-следственные (согласно ст. 33 Устава ООН "обследование")- имеют своей задачей точное установление фактов, связанных со спором.

-согласительные (согласно ст. 33 Устава ООН "примирение") комиссии-

помимо установления фактической стороны спора вносят предложения в целях урегулирования спора.
Комиссии не решают спор по существу. Это делают сами спорящие стороны на основании выводов согласительных или следственных комиссий.
Порядок формирования и функционирования следственных и согласительных комиссий регулируется Конвенцией о мирном решении международных столкновений 1907 г. Комиссии создаются на основе особого соглашения между спорящими сторонами, как правило, из граждан спорящих сторон с участием представителей государств, не участвующих в споре. Решения комиссий по существу спора принимаются большинством голосов в присутствии всех членов комиссии, и они не обязательны для спорящих сторон.
32.Судебные средства мирного урегулирования международных споров.
Судебные средства решения международных споров включают в себя:

-международный арбитраж (третейское разбирательство);

-судебное разбирательство в Международном суде ООН.

Отличие арбитража от Международного суда носит главным образом организационный характер
. Состав арбитража для рассмотрения каждого конкретного спора зависит от воли конфликтующих сторон.

Международный арбитраж (третейский суд) — это разбирательство конкретного спора, осуществляемое третьей стороной (арбитром).

Это временный судебный орган, характерными чертами которого являются: согласие обеих сторон на разбирательство спора; назначение арбитра самими спорящими сторонами; сами спорящие стороны определяют процедуру рассмотрения спора; обязательность решения арбитража для спорящих сторон. Компетенция, процедура, порядок, организации арбитража закрепляются в Гаагской конвенции 1907 г. о мирном разрешении международных столкновений.

В соответствии с Конвенцией создана Постоянная палата третейского суда (находится в Гааге). Она представляет собой не судебное учреждение, а механизм для создания третейских судов. Ее цель — облегчить государствам обращение к третейскому суду в случае, если между ними возникает спорная ситуация. В состав Палаты назначаются специалисты в области МП сроком на 6 лет. Каждое государство — участник Конвенции 1907 г. назначает 4 своих представителей, кот вносятся в особый список, рассылаемый государствам.
Переданные в Палату дела рассматриваются не самой Палатой, а третейским судом, образуемым из судей, включенных в список. Ныне арбитраж как мирное средство решения споров между государствами предусмотрен Уставом ООН (ст. 33).

В последние годы государства стали редко прибегать к арбитражному разбирательству споров.

Международный суд является главным судебным органом ООН.

Учрежден Уставом ООН в 1945 г. для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение между народных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».
Суд функционирует в соответствии со Статутом. Он начал работать в 1946 г. Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды). Из шести главных органов ООН он является единственным органом, расположенным вне Нью-Йорка.
На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с МП юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых уполномоченными органами и специализированными учреждениями ООН.




Суд состоит из 15 судей, и его обслуживают Секретариат и административный аппарат. Официальными языками являются английский и французский.

Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учрежденная в 1920 г. под эгидой Лиги Наций, преемником которой в 1945 г. стал Международный суд.
Деятельность Палаты была прервана Второй мировой войной, и в 1946 г. она была распущена вместе с Лигой Наций.



Создание в рамках ООН нового Международного суда. Участники Конференции в Сан-Франциско 1945 г., на которой было принято решение об учреждении ООН и Международного суда, привели несколько причин необходимости образования нового судебного органа: поскольку Суд должен являться главным судебным органом ООН, а все государства — члены ООН — участниками его Статута, было признано нецелесообразным наделять такими функциями ППМП, которая была связана с Лигой Наций, к тому времени практически прекратившей свое существование;

ППМП ассоциировалась со старым порядком, в котором доминировала Европа, и считалось, что создание нового суда позволит сделать круг его участников более универсальным.


Вместе с тем в значительной мере была сохранена преемственность между ППМП и Международным судом (МС). Статут МС является практически идентичным Статуту ППМП, как и Регламенты обоих учреждений; правда, в 1978 г. Суд принял пересмотренный Регламент в целях упрощения и ускорения разбирательств.


Процесс передачи полномочий от ППМП к Международному суду. В октябре 1945 г. ППМП на своей последней сессии приняла решение о передаче своих архивов и имущества МС, который так же должен был заседать во Дворце мира в Гааге. 31 января 1946 г. судьи ППМП ушли в отставку, и 5 февраля 1946 г. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН избрали первых членов МС.

Связь между Судом и другими органами ООН, в функции которых входит поддержание мира.
Устав ООН возлагает главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности на Совет Безопасности
. Совет Безопасности может расследовать любой спор и рекомендовать меры для его урегулирования с учетом того, что юридические споры должны, как правило, передаваться сторонами на рассмотрение Международного суда.
Со своей стороны, Генеральная Ассамблея может обсуждать вопросы, касающиеся поддержания международного мира и безопасности, и выносить рекомендации.
При осуществлении своих функций как Совет Безопасности, так и Генеральная Ассамблея могут обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения по любому юридическому вопросу.

Кроме того, Суд может выносить решения по спорам, связанным с поддержанием международного мира и безопасности и представленным на его рассмотрение, даже если такие споры также рассматриваются Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей. Суд ограничивается правовыми аспектами этих споров. Тем самым он вносит особый вклад в дело поддержания международного мира и безопасности.
15 судей Международного суда избираются на срок девять лет. Они могут быть переизбраны.
Суд имеет постоянный административный орган — Секретариат, который помогает Суду в выполнении им своих обязанностей.

33.Разрешение международных споров в рамках международных организаций.

Споры между государствами могут разрешаться и в международных организациях (универсальных и региональных). Так, Устав ООН уделяет большое внимание вопросам мирного урегулирования споров (об этом говорится в 20 из 111 статей Устава). В Уставе ООН определяются права и обязанности Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Международного суда в деле разрешения споров.

Так, согласно ст. 14 Устава Генеральная Ассамблея уполномочена «рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации», которая может привести к угрозе международному миру. Широкими полномочиями обладает Совет Безопасности ООН- может оказывать добрые услуги и посредничество, осуществлять расследование и примирение. Мирное разрешение споров — одно из его полномочий. Совет Безопасности рассматривает прежде всего такие споры и ситуации, продолжение которых угрожает международному миру и безопасности. Если характер спора или ситуации не установлен, то Совет Безопасности может расследовать их в целях определения, не могут ли они представлять угрозу международному миру (ст. 34). Государства — члены ООН могут доводить до сведения Совета Безопасности о любом таком споре или ситуации. Совет Безопасности может в любой стадии спора рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования спора; при этом он исходит из того, что споры юридического характера передаются в Международный суд ООН (ст. 36). Если Совет Безопасности считает, что продолжение