Файл: 1. Межгосударственная система и международное право. Понятие, предмет и метод международного права. Международная межгосударственная система.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 401

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

64.Правовое положение иностранцев в международном праве.
65.Право убежища. Правовое положение беженцев.
66.Право международной̆ безопасности: понятие, принципы.

Роль международного права в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению двуединой задачи:
1) обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым мировое сообщество уже располагает, максимальное использование заложенного в действующих нормах потенциала, укрепление существующего международного правопорядка;

2) выработка новых международно-правовых обязательств, новых норм.
Выполнение первой задачи связано с процессом правоприменения, второй - с процессом международного нормотворчества.
Право международной безопасности - совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам международного права, направленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.
Юридическую основу современного права международной безопасности составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения.
Нормативный характер носят и специальные принципы права международной безопасности. Среди них особо следует выделить принципы равенства и одинаковой безопасности, ненанесения ущерба безопасности государств и т. д. Равная безопасность понимается в юридическом смысле: у всех государств существует равное право на обеспечение своей безопасности. Фактического равенства, паритета в вооружениях и вооруженных силах при этом может и не быть. Международному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности.
К ним относятся:
1)коллективная безопасность (всеобщая и региональная);

разоружение;

2)мирные средства разрешения споров;

3)меры по ослаблению международной напряженности и прекращению гонки вооружений;

4)меры по предотвращению ядерной войны;


5)неприсоединение и нейтралитет;

6)меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;

7)самооборона;

8)действия международных организаций;

9)нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз;

10)создание зон мира в различных регионах земного шара;

11)меры по укреплению доверия между государствами.
В ряду вышеперечисленных средств обеспечения международной безопасности самое главное место отводится первым трем.
Система международной безопасности - совокупность средств, обеспечивающих поддержание международной безопасности, в ней различают два момента:
1)коллективные меры - широкое международное сотрудничество

2)превентивная (предупреждающая) дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирование международных споров.
Главная цель международной безопасности сформулирована в Уставе ООН - «поддерживать мир и международную безопасность» путем «принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира».

67.Коллективная безопасность.

Коллективная безопасность – это система совместных действий государств по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности.
Преамбула Устава ООН установила основы международного мира (искоренение войны; утверждение веры в основные права человека; повышение значения международного права; содействие социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе) и определила, что в этих целях необходимо выполнять три основных условия: проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи; объединить силы для поддержания международного мира и безопасности; обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе как в общих интересах.
На Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24 Устава ООН).
Устав ООН устанавливает, что сила может применяться в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии для поддержания или восстановления международного мира и безопасности не иначе

, как в общих интересах, в исключительных случаях, когда другие меры могут оказаться или уже оказались недостаточными, и не должны использоваться в целях, противоречащих Уставу.
Выделяют два вида коллективной безопасности: универсальную и региональную безопасность.
В настоящее время универсальная коллективная безопасность основывается на функционировании ООН. В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план выдвигаются не принудительные, а мирные меры. Это, например, обязательства государств-членов:
А) проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединять силы для поддержания международного мира и безопасности;

Б) создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к международным обязательствам;

В) принимать коллективные меры для предотвращения угрозы миру и для его укрепления, проводить улаживание международных споров или ситуаций мирными средствами;

Г) развивать дружественные отношения между нациями;

Д) не допускать вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;

Е) воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.
Помимо всеобщей системы международной безопасности, Устав ООН предусматривает возможность создания региональных систем поддержания международного мира. Устав, как определено в его ст. 52, не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов по поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий при условии, что эти соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Устава ООН.
Из этого следует, что региональные системы безопасности составляют часть всемирной системы безопасности. Устав ООН установил взаимосвязь между Советом Безопасности и региональными соглашениями, и органами.
Организации коллективной безопасности: ОДКБ, НАТО, СНГ, ОБСЕ, в прошлом ОВД и другие.
68.Разоружение и ограничение вооружений.
69.Международное уголовное право: понятие, особенности, источники. Деятельность Интерпола.

Международное уголовное право (МУП)
— отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью, включая ее предупреждение.
Источники международного уголовного права.  К ним относятся: Конвенция относительно рабства от 25 сентября 1926 г., с изменениями от 7 декабря 1953 г., Конвенция о предупреждений геноцида и наказании за него 1948 г., Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществах от 21 февраля 1971 г., Международная конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми от 30 сентября 1921 г.
Международное уголовное право имеет свою специфику, обусловленную предметом пра­вового регулирования, характером уголовно наказуемых дея­ний, связью с другими отраслями международного права и национальным законодательством. К числу таких особенностей можно отнести комплексный характер международного уголовного права; наличие в нем особых принципов и источников, субъектов и других признаков преступлений и т.п.

1). Комплексный характер международного уголовного права проявляется в объединении в единую отрасль материальных норм уголовного/уголовно-исполнительного права и уголов­но-процессуальных нopм , регулирование отношений по рас­следованию и судебному разбирательству дел о преступлени­ях с так называемым «иностранным элементом».

2). Международное уголовное право тесно связано с крими­нологией. Его нормы содержат комплекс обязанностей госу­дарств по претворению в жизнь "мероприятии по предупреж­дению преступлений как в общем плане, так и среди отдель­ных категорий населения, по отдельным видам преступлений, совершенствованию законодательства и т.п.

3). Связь с другими отраслями международного права, которые содержат в себе и нормы об уголовной ответственности за отдельные виды преступле­ний. Так, в международном гуманитарном праве — это ответственность за систематические и массовые нарушения прав че­ловека, военные преступления в период вооруженных кон­фликтов и др.; в международном морском праве — за пиратство, повреждение подводных кабелей и трубопроводов, неока­зание помощи на море и др.: в международном воздушном праве — за преступления на воздушном транспорте;: в дипломатическом и консульском праве — за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, r том числе диплома­тических агентов; в международном экономическом праве — за фальшивомонетничество в отношении иностранной валю­ты и ценных бумаг, а также «отмывание» преступных денег.


Хорошо известна роль в борьбе с преступностью Интер­пола (действует на основании Устава Интерпола 1956 г.) — Международной организации уголовной полиции. Ее зарождение относится к периоду после первой мировой войны: в 1923 г. была создана Международная комиссия уголовной по­лиции. Современный облик Интерпола сложился после 1956 г., когда было введено его новое наименование и был принят Устав организации.
Международная организация уголовной полиции Интерпол включает:

-Генеральную Ассамблею;

-Исполнительный комитет;

-Генеральный секретариат;

-Национальное центральное бюро;

-Советников.
Целями организации являются взаимное сотрудничество органов уголовной полиции в пределах законодательства соот­ветствующих стран и создание учреждений, способствующих предупреждению и борьбе с общей уголовной преступностью. Важное значение имеет взаимодействие этих органов в розы­ске подозреваемых в совершении деяний, характеризуемых международной общественной опасностью и (или) совершаемых лицами, занесенными в картотеку "международных преступ­ников". Статья 3 запрещает вмешательство организации в дела политического, военного, религиозного или расового характера.
Входящее в состав Интерпола государство делегирует "в качестве члена организации" (ст. 4) любой официальный поли­цейский орган, функции которого соответствуют характеру дея­тельности организации.
В сентябре 1990 г, СССР вступил в Международную орга­низацию уголовной полиции; ныне ее членом является Россий­ская Федерация. В структуре МВД РФ имеется Национальное центральное бюро Интерпола в РФ (НЦБ РФ) как орган по со­трудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных го­сударств — членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.
В штаб-квартире Интерпола во Франции (ранее в пригоро­де Парижа, ныне в Лионе) работает группа штатных сотрудни­ков, ведется картотека, включающая фотографии и дактило карты многих тысяч "международных преступников" и описа­ния наиболее опасных преступлений.
70.Международные преступления: понятия и виды. Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера.