ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 424
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) В лососе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами.
2) В шпроте содержится наибольшая доля жиров по сравнению с остальными рыбами.
3) Карасей и окуней рекомендуется включить в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни.
4) Вобла самая низкокалорийная рыба.
5) Все указанные рыбы являются представителями отряда Сельдеобразные.
23. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему теплица в эксперименте должна быть строго герметичной. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что в теплице было естественное освещение?
* Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Учёный изучал влияние различных экологических факторов на процесс фотосинтеза. Свой эксперимент исследователь проводил в специальной теплице, где были высажены 300 растений томата сорта Шапка Мономаха. В герметичную теплицу с определённой периодичностью закачивался углекислый газ разной концентрации. С помощью датчиков учёный фиксировал показатели скорости фотосинтеза, которые приведены на графике ниже.
24. Как называется метод, используемый исследователем? Из молекул воды или углекислого газа атомы кислорода попадают в молекулы кислорода? В какой фазе фотосинтеза происходит образование кислорода? В какой части хлоропласта протекает данная фаза? Образуется ли кислород в растениях в темноте?
Исследователь решил установить, откуда атомы кислорода попадают в молекулы кислорода при фотосинтезе — из молекул воды или из молекул углекислого газа. В эксперименте он снабжал растения водой и углекислым газом, содержащими изотоп кислорода 18О и анализировал наличие 18О в выделяемом растением кислороде. При снабжении растения водой, содержащей изотоп 18О, выделяемые молекулы кислорода содержали изотоп 18О, тогда как при снабжении растения углекислым газом с изотопом 18О образующийся кислород не имел изотопа 18О.
25. Рассмотрите рисунки. Опишите отличительные особенности данных растений и определите к какому отделу они относятся.
26. Докажите, что корневище растений является видоизмененным побегом.
27. В чём проявляется относительный характер любого приспособления организмов к среде обитания?
28. Молекулы тРНК, несущие соответствующие антикодоны, входят в рибосому в следующем порядке: ГУА, УАЦ, УГЦ, ГЦА. Определите последовательность нуклеотидов смысловой и транскрибируемой цепей ДНК, иРНК и аминокислот в молекуле синтезируемого фрагмента белка. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При выполнении задания учитывайте, что антикодоны тРНК антипараллельны кодонам иРНК.
Генетический код (иРНК)
Первое основание | Второе основание | Третье основание | |||
У | Ц | А | Г | ||
У | Фен Фен Лей Лей | Сер Сер Сер Сер | Тир Тир — — | Цис Цис — Три | У Ц А Г |
Ц | Лей Лей Лей Лей | Про Про Про Про | Гис Гис Глн Глн | Арг Арг Арг Арг | У Ц А Г |
А | Иле Иле Иле Мет | Тре Тре Тре Тре | Асн Асн Лиз Лиз | Сер Сер Арг Арг | У Ц А Г |
Г | Вал Вал Вал Вал | Ала Ала Ала Ала | Асп Асп Глу Глу | Гли Гли Гли Гли | У Ц А Г |
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
29. Мужчина, страдающий глухонемотой и дальтонизмом, женился на женщине, нормальной по зрению и слуху. У них родились глухонемой сын с нормальным зрением и дочь – дальтоник с нормальным слухом. Какова вероятность рождения здорового ребенка от этого брака? Какова вероятность рождения ребенка, страдающего двумя аномалиями? Дальтонизм – рецессивный сцепленный с полом признак, а глухонемота – рецессивный аутосомный признак.
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.
1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень | Пример |
организменный | работа мышцы под воздействием нервных импульсов |
| нервная клетка (строение нейрона) |
2. Экспериментатор при пикировке капусты произвёл прищипывание главного корня. Как с течением времени изменились длина главного корня и количество боковых корней?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличилась
2) не изменилась
3) уменьшилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Длина главного корня | Количество боковых корней |
| |
3. Сколько хромосом имеет соматическая клетка животного, если гаметы содержат 38 хромосом? В ответе запишите только соответствующее число.
4. Сколько разных фенотипов получается при самоопылении растений с розовыми лепестками венчика (гетерозигота) в случае неполного доминирования?
5. Каким номером на рисунке обозначен органоид, который в нервной ткани отвечает за секрецию нейромедиаторов?
Рассмотрите рисунок и выполните задания 5 и 6.
6. Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Сливается с эндосомами
Б) Синтезирует собственные белки
В) Состоит из триплетов
Г) Немембранный органоид
Д) Окисляет органические вещества до углекислого газа и воды
Е) Синтезирует трансмембранные белки
ОРГАНОИДЫ
1) (2)
2) (3)
3) (4)
4) (10)
Запишите в ответ цифры 1-4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на схеме. Расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
7. Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используются для описания митоза. Определите три признака, выпадающих из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Способствует поддержанию генетического постоянства в ряду поколений при бесполом размножении.
2) Происходит при образовании спор папоротников.
3) Обеспечивает комбинативную изменчивость.
4) Способствует поддержанию постоянного количества хромосом в ряду поколений при половом размножении.
5) Происходит при образовании гамет мхов.
6) Лежит в основе клонального размножения.
8. Установите правильную последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.
1) восстановление НАДФ+ до НАДФ · 2Н
2) поглощение квантов света молекулами хлорофилла
3) фиксация СО2
4) переход электронов в возбуждённое состояние
5) синтез глюкозы
9. Каким номером на рисунке обозначен процесс образования гаметофита?
Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.
10. Рассмотрите схему жизненного цикла хвоща. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Имеет специальные нитевидные выросты — элатеры
Б) Образует половые клетки
В) Даёт начало гаплоидному поколению
Г) Передвигается в водной среде
Д) Образуется в антеридиях
Е) Клетка формирующаяся митозом
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
11. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение корня. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) слой клеток, защищающий от повреждений
2) зона роста
3) зона деления клеток
4) зона проведения
5) корневой волосок
6) придаточный корень
12. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.
1) семейство Волчьи (Псовые)
2) класс Млекопитающие
3) вид Обыкновенная лисица
4) отряд Хищные
5) тип Хордовые
6) род Лисица
13. Какой цифрой на рисунке обозначен гипофиз?
Рассмотрите рисунок и выполните задания 13 и 14.
14. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Участвует в поддержание мышечного тонуса
Б) Продолжение спинного мозга
В) Выполняет проведение зрительной и слуховой информации
Г) Находится дыхательный и сосудодвигательный центр