Файл: Книга об исках и судебный календарь (753г до н э. Iii в до н э.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 378

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отлучил короля от церкви и освободил его подданных от присяги на верность. В Германии сложилась неблагоприятная для Генриха IV обстановка - воспользовавшись конфликтом, германские князья потребовали, чтобы в течение года король добился от папы снятия отлучения, в противном случае они выберут себе другого короля. Генрих IV вынужден был просить прощения у папы в замке Каносса. В дальнейшем, разгромив своих основных противников, Генрих IV снова пошел на обострение конфликта с папой. Он снова объявил Григория VII низложенным, а Григорий VII вторично отлучил короля от церкви. Генриху IV удалось захватить Рим. Григорий VII бежал в Солерно, где и скончался. Однако борьбу за инвеституру продолжили преемники Григория VII и Генриха IV. Закончилась она заключением Вормсского конкордата. Григорий VII пытался навязать свою волю и другим европейским монархам, но, в основном, безрезультатно. Его преобразования в церковной жизни часто называют грегорианской реформой, имевшей незавершенный характер.

В XII в. под влиянием возрожденной традиции римского права монах Грациан - кодификация канонического права: Декрет Гармония несогласующихся канонов” (1140 г.). Свод разделялся на 3 части. В первой устанавливались исторические права церкви и его субъекты, во второй - “36 причин начала церковного суда”(т.е. права епископов и правила юрисдикции), в третьей - нормы о свободе церкви, браке, литургических обрядах. В целом было сведено воедино около 3 800 канонических текстов. Грациан систематизировал материал и переработал его по схоластическому образцу, добавив правовые вставки (distinctiones), юр.случаи (causae) и правовые проблемы (quaestiones), поступал как глоссаторы. Декрет Грациана (Свод декретов) получил официальное признание папского престола. На его основе возникла школа декретистов (канонистов и легистов). 
29. Синергетика в науке права.

XX век в истории социальной философии поистине стал эпохой открытий.

Особую популярность приобрела синергетика – учение о самоорганизации и саморегулировании. В рамках синергетики описываются закономерности функционирования и трансформации самоорганизующихся систем. Для синергетики свойственно стремление выявить один, главный фактор, который оказывает основное влияние на процесс движения к "порядку". Это называется параметром порядка. Но его действие во многом непредсказуемо. Система постоянно обладает дальнейшего развития.


Синергетика - новое научное направление, которое выступает в качестве методологической основы для раскрытия теории самоорганизации в современном праве. Синергетика ориентирована на поиск неких универсальных законов эволюции и самоконструирования сложных правовых систем, законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы.

К достоинствам синергетики относятся ее гибкость, универсальность практичность, применимость практически в любой сфере. Диалектика, кибернетика, синергетика, формальная логика, системный подход тесно взаимодействуют, обогащают друг друга. Это приводит к достижению качественно новых результатов. Право по своей сути нацелено как раз на устранение элементов самоорганизации из определенной системы путем установления неких "правил игры", не вытекающих из ее существа.

Саморегулирование заменяется регулированием "со стороны". Синергетика - не частная гипотеза, а всеобъемлющая философская парадигма, претендующая на максимальный уровень обобщения. Синергетика не терпит исключений и должна охватывать абсолютно все системные процессы, происходящие в мире.

Одна из тонкостей синергетического анализа состоит в том, что процессы, являющиеся управленческими для одной из систем, одновременно выступают как элементы самоорганизации системы более высокого порядка. Поэтому любые управленческие связи между составляющими правовой системы (например, воздействие правосознания на правоотношения, правотворческая деятельность государственных органов и др.) есть, в сущности, частный случай самоорганизации правовой системы в целом. Чем крупнее и сложнее системный объект, тем выше в нем удельный вес самоорганизации. Поэтому при изучении правовой надстройки в целом синергетика может дать более ощутимый эффект, чем при исследовании ее отдельных подсистем.
Билет № 11
11. Формирование научных представлений об общественно – договорном происхождении государства. Гуманисты (Н. Макиавелли). Возрождение учений Цицерона о «смешанной» форме правления.

Различные естественно-правовые представления о договор ном происхождении государства и закона встречаются уже в древности. Так, договорную концепцию возникновения государства развивал уже древнекитайский мыслитель Мо-цзы (V в. до н.э.). В древности, писал он, между людьми царила вражда, не было управления и наказаний, "у каждого было свое понимание справедливости" . "Беспорядок в Поднебесной был такой же, как среди диких зверей. Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сыном неба... Только сын неба может создавать единый образец справедливости в Поднебесной, поэтому в Под небесной воцарился порядок" . Как результат договора людей между собой об их общей пользе и безопасности трактовал государство и право древне греческий мыслитель Эпикур (IV—III вв. до н.э.). "Справедливость,

происходящая от природы, — писал Эпикур, — есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда" . Идеи договорного происхождения государства и права получили широкое распространение в Новое время. Эти идеи развивались такими представителями раннебуржуазной политико-правовой мысли, как Г. Гроций, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, А.Н. Радищев и др. Г. Гроций (1583—1645), различая право естественное (веления здравого разума) и право волеустановленное (позитивное право), также и государство трактовал как явление воле установленное, возникающее в результате договора людей (их волеизъявления). "Право внутригосударственное, — писал он, —- есть то, которое исходит от гражданской власти. Власть гражданская господствует в государстве. Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы" . К взаимному общению и заключению такого договора, согласно Гроцию, побуждает людей их разумная природа — "мать естественного права".

В культуре социально-политической мысли античной цивилизации мыслители эпохи Возрождения черпали идеи и концепции, которые обеспечивали дальнейшее развитие общества, прогресс. Тогда же к общественно-политическим, социальным системам Платона, Аристотеля, Цицерона и других философов проявлялся особый интерес. Объясняется это стремлением мыслителей использовать их концепции государства и права, социологические, этнические и этические взгляды с целью внедрения в практику, удовлетворения политических и идейных запросов Возрождения.

Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм провозглашает принципы равенства, свободы, справедливости как нормы взаимоотношений между людьми. Гуманизм эпохи Возрождения имел ярко выраженную социалистическую направленность - на человека со своими интересами, потребностями и ценностями. Гуманизм по сути антиклерикален, потому, что находит истинную красоту и радость в земном развитии и существовании, а не в загробном мире.

Наступившая эпоха разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества в XV - начале XVII вв. названа эпохой Возрождения, когда философские и социологические учения, резвившиеся в Европе и ранее всего в Италии, выражали уважение достоинства и прав человека,
заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных условий общественной жизни, возобновление античного философского учения. Гуманистическое понимание мира предполагало антимистическое, свободное его восприятие, требовало полноты чувственной и рациональной жизни, выдвигало личность, ее достоинства и честь.

Одним из первых теоретиков новой эпохи был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы. Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни.

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение. В центре внимания Макиавелли – реальная способность правительства повелевать подданными. В книге «Государь» и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп ,на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств. Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, - посягать на имущество подданных – это неизбежно порождает ненависть. Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, По его учению, блага свободы наилучшим образом в республике. В свободных землях и странах, рассуждал Макиавелли, богатства все время увеличиваются. Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и круговороте форм правления; вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме. Особенность учения Макиавелли в том, что смешанную республику он считал результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп.


Цицерон, так же как и греческий историк, прослеживает путь вырождения и отрицания форм в циклическом кругообороте и, подобно ему, приходит к выводу о «смешанной государственной форме» как лучшей и наиболее стабильной. Он отвергает умозрительные теоретические конструкции (так же поступил в свое время Полибий). Цицерон примыкает к Полибию в стремлении видеть государственный строй Рима практическим осуществлением концепции смешанной формы государства, а также в критике исторических примеров таких государств (Крит, Лакедемон, Карфаген). Смена и круговорот простых форм государства обусловлены, согласно Полибию, их неустойчивостью. То же утверждает и Цицерон. Оба автора полагают, что смешанная форма призвана придать государственному устройству необходимую стабильность.

Вместе с тем их взгляды по данной проблематике не вполне идентичны. Это расхождение в значительной мере обусловлено различием исторических ситуаций, в которых они действовали. На мысль о стабильности смешанной формы правления автора «Всеобщей истории» наводила, как известно, государственно-правовая действительность республиканского Рима его времени. В эпоху Цицерона явно обозначился упадок республиканских институтов и стали формироваться новые центры власти. Говоря о стабильности смешанной формы, он, конечно, имел в виду не стабилизацию новых антиреспубликанских центров и институтов власти, а возрождение и упрочение прежних республиканских учреждений. Отсюда его апелляции к «заветам предков». Одновременно его призывы ко «всеобщему согласию» были нацелены на активизацию тех социально-политических сил современного ему римского общества, которые могли бы предотвратить гибель республики, восстановить и укрепить ее учреждения.