Файл: Книга об исках и судебный календарь (753г до н э. Iii в до н э.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 379

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Объектом конкретно-социологических исследований является функционирование государственно-правовых институтов. Но так как оно выражается в конечном счете в действиях людей (граждан, должностных лиц), то и конкретно-социологические исследования сводятся к изучению этих действий и их результатов в государственно-правовой сфере. С помощью конкретно-социологических методов может быть исследован кадровый состав тех или иных государственных органов с разных позиций (образование, уровень профессиональной подготовленности, уровень правовой культуры и т. д.), стиль деятельности должностных лиц (формы и методы деятельности, отношение к жалобам и заявлениям граждан).

Целью конкретно-социологических исследований является получение информации о деятельности государственных органов, действенности, эффективности регулирующей роли правовых институтов и т. д.

В результате конкретно-социологических исследований могут быть выявлены дефекты в деятельности отдельных органов, несовершенство норм права, необходимость в новом регулировании, реформе органов управления и т. д.

Основным приемом получения такой информации является наблюдение. Наиболее распространенным является наблюдение опосредствованное. Имеется в виду прежде всего анализ различного рода информации, в которой отражается деятельность того или иного политического института, государственного органа и т. д. Материалами, содержащими такую информацию, могут быть решения судов, административных органов.

Наблюдение поведения соответствующих субъектов охватывает и их различного рода высказывания (мысли) по поводу исследуемого явления. Это могут быть высказывания случайные, связанные с конкретной ситуацией, и высказывания в определенной мере организованные. В последнем случае речь идет об общественных опросах путем анкетирования, когда опрашиваемым предлагается ответить на ряд вопросов, сформулированных в анкете.

Полученные в результате разных форм наблюдения материалы (сведения, информация) подвергаются определенному обобщению, систематизации, классификации, оценке и т. д. Обобщенные, систематизированные выводы становятся эмпирической базой теоретических выводов, практических предложений.

Конкретно-социологические методы основаны на применении методов конкретной социологии для изучения государственно-правовых явлений. Конкретно-социологические исследования – это научное изучение, анализ и систематизация социальных фактов, явлений и процессов, относящихся к различным сферам жизни общества.


К методам конкретно-социологического исследования, применяемым в юридических науках, относятся: изучение документов (документальный метод), опросы в форме анкетирования и интервью, метод экспертных оценок и другие.

Важное значение имеют не только методы получения сведений о государственно-правовых явлениях, но и методы их сбора, обработки и оценки. В связи с этим в социологии выделяют методы:

1) регистрации единичных событий (наблюдение, опрос, изучение документов и т.д.);

2) сбора данных (сплошное, выборочное обследование);

3) обработки и анализа данных (описание и классификация, типологизация, системный анализ, статистический анализ и т.д.).

Социологический метод, как и сравнительный, применяется исключительно широко в государственно-правовой сфере. Используя его, выясняют состояние общественных отношений и соответственно потребность в юридических нормах или их изменении, эффективность законодательных и правоприменительных актов, целесообразность тех или иных юридических процедур и действий юрисдикционных органов, целесообразность.

Рекомендации по укреплению государства, совершенствованию его механизма, развитию законодательства, улучшению правоприменительной деятельности, борьбе с преступностью лишь тогда будут обоснованными и реальными, когда они опираются на достоверные и полные факты повседневной государственной и правовой жизни.

Применение социологического метода в государственно-правовой сфере привело к формированию относительно самостоятельного направления в юридической науке - социологии государства и права. Она также является составной частью теории государства и права.
Билет № 4


4. Постклассическая юриспруденция (IV - VI вв. н.э.) Corpus iuris civilis (Корпус юрис цивилис). Юридическое образование: школы в Бейруте и Константинополе. 

IV–V в. н. э. – постклассический период. Для постклассического права характерна дихотомия, деление права на jus и leges. Jus составлял часть правового порядка, т. е. все юридические установления, созданные в предыдущий период (обычаи, законы, плебисциты, эдикты, senatus consulta и response prudentium) и не отмененные императором. Это право составляло главное содержание трудов классических римских юристов. Leges составляло право, которое проистекало из конституций римских императоров. При регулировании отношений, которые не были санкционированы конституциями императоров, стороны и судьи при разрешении конкретного спора могли ссылаться на решения, содержащиеся в трудах пяти римских юристов: Папиниана, Павла, Гая, Ульпиана и Модестина. Развивается императорское законодательство. Преобладающая форма права и источник норм – закон. Судебный процесс стал неразделим с государственным администрированием. Предпринимались попытки кодификации права.

В 529 – 534 гг. при византийском  императоре Юстиниане великом была проведена громадная кодификация гражданского права. Она соединяла различные ветви римского права.

Сочинения римских юристов в VI в. стали важной частью кодификации Юстиниана (Corpus luris Civilis), которая включала в себя:

1) Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения (для этой части были использованы «Институции» Гая, а также работы Ульпиана, Флорентина и Марциана);

2) Дигесты (или Пандекты), т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (от I в. до н.э. по IV в. н.э.), причем извлечения из работ пяти знаменитых юристов составляют более 70% всего текста Дигест;

3) Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций) Руководил всей этой большой кодификационной работой, в том числе и составлением Дигест, выдающийся юрист VI в. Трибониан.

Позднее была добавлена еще и четвертая часть «Новеллы», в ней содержалось 168 новых законов, опубликованных после выхода кодификации. Данная кодификация проводилась специально созданной комиссией под руководством Трибониана.

Однако кодификация Юстиниана – это была не первая официальная кодификация права. До этого в 435 г. по распоряжению императора Восточной Римской империи Феодосия был составлен сборник распоряжений римских императоров с начала IV в. Составлению кодекса Феодосия предшествовали так же кодификации Грегориана и Гермогениана. Кодекс Грегориана состоял из распоряжений – конституций императоров с 196 по 295 гг. А в кодексе Гермогениана содержались только поздние императорские конституции. Оба эти кодекса известны лишь в отрывках и полностью не сохранились. Кодекс Феодосия составлял единое целое с кодексами Грегориана и Гермогениана и таким образом их официально санкционировал, поскольку на момент составления кодекса Феодосия они были уже устаревшими.


Кодификация Юстиниана способствовала дальнейшему развитию юридической науки и юридического образования, прежде всего в пределах Восточной Римской империи. Одновременно с опубликованием Дигест 16 декабря 533 г. Юстинианом была издана и Конституция Отпет, адресованная профессорам права — составителям Дигест и предусматривавшая существенные изменения в юридическом образовании.

Константинополь, после того как он в IV веке был провозглашен столицей государства и резиденцией августов, стал главным центром просвещения в империи. Центром юридического образования наряду с Константинополем был Бейрут, достигшая своего высшего процветания в V в. В основу преподавания в высших школах права было положено изучение текстов юристов классической эпохи.

В Константинопольской и Бейрутских школах было учреждено по 4 должности профессоров права. Вместо четырехлетнего был введен пятилетний курс обучения. Все годы пребывания в высшей школе студенты изучали только Институции, Дигесты и Кодекс Юстиниана. На основе новой программы студенты 1-го курса проходили Институции и первые четыре книги Дигест. Юстиниан, в знак особой милости, отменил старое унизительное название первокурсников — «незначительные» (dupondii) и заменил его более приятным — Justiniani novi. Второй, третий и четвертый годы обучения были целиком посвящены усвоению Дигест. На пятом курсе студенты штудировали Кодекс Юстиниана; они получали почетное наименование prolytae — «освобожденные» от слушания лекций. В правление Юстиниана большую знаменитость приобрели профессора права Феофил, Анатолий, Фалалей из Константинополя, Дорофей и Исидор из Бейрута и Иоанн Схоластик из Антиохии. Они не только участвовали в кодификации права, но широко занимались педагогической деятельностью.
25. Формально-юридический метод в правовом исследовании.

Формально-юридический метод исследования. Он представляет собой определенную систему обработки и анализа действующих норм права и существующей юридической практики. Суть его заключается в определении юридических понятий, в выявлении внешних признаков правовых явлений, их отличия друг от друга, установлении классификаций, создании логических конструкций на базе законодательных (легальных) понятий и определений. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права, связанных с материальным и классовым его содержанием. Задача, которая при этом ставится, в уяснении и объяснении его систематического устройства для целей правоприменительной и правотворческой практики. Поэтому в содержание формально-юридического метода включены законодательная техника и приемы толкования норм права, равно как и изучение тех факторов и условий, в которых действуют правовые нормы и которые оказывают влияние на их содержание.


Его суть заключается в том, что право изучается как таковое: оно ни с чем не сравнивается, не увязывается с экономикой, политикой, моралью и другими социальными явлениями.

Предметом исследования в этом случае является право в чистом виде — его категории, определения, признаки, структура, конструкции, юридическая техника. Один из основателей «чистой» теории права (нормативистской школы права) австрийский ученый Ганс Кельзен, с 1948 г. работавший и живший в США, писал, что «учение о праве называется «чистым» потому, что оно занимается одним только правом и «очищает» познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле».

Формально-юридический метод среди других специальных методов можно с наибольшим основанием назвать частным, поскольку он применяется только при изучении права. Пользуясь этим инструментом, можно проникнуть в глубины правовой материи, детально разобраться в анатомии права. Только «препарируя» право и его элементы, законодательство, отдельные правовые предписания, применяя данный метод как скальпель, можно выяснить, из каких элементов состоит юридическая норма, как должна строиться ее санкция, какие составные части обязательны для каждого нормативно-правового акта и т.д.

Помня об узко-целевом назначении этого метода, нельзя придавать ему преимущественное значение и всегда результаты его применения следует увязывать с другими способами исследования права.

Применение формально-юридического метода ведет к формированию в правоведении направления, которое называется догмой права. Догма права — составная часть теории права.

Формально-юридический метод порой неправомерно отождествляют с методами толкования норм права, сводя тем самым научный метод к техническому средству правоприменительной и правотворческой деятельности и умаляя его значение не только для разработки концептуальных средств правопознания, но и для получения определенной информации о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования.
Билет № 5
5. Толкование законов XII Таблиц: словесная и торжественная форма. Деятельность децемвиров, ее греческие истоки. Особая роль республиканских юристов в развитии и применении преторского права.