Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учетная политика для целей управленческого учета предполагает максимальное количество альтернатив. Данный вид учета никак не регламентируется, и бухгалтер может выбирать среди неограниченного количества элементов, вплоть до определения таких глобальных позиций, как использование двойной записи, единого денежного измерителя, первичных документов и т.д. В части оформления и раскрытия такой учетной политики также не существует и не может существовать никаких предписаний.
Учетная политика для целей финансового учета организациями формируется на основании законодательства о бухгалтерском учете, определяющем конечный перечень элементов, среди которых разрешен выбор.
В российской практике сложилась определенная структура внутреннего нормативного документа по учетной политике, в отличии от МСФО, которые даже не упоминают его.
Как правило, он включает общие (вводные) положения, методические и организационные вопросы.
В разделе «Общие положения» содержатся сведения об организации, нормативной базе, послужившей основой обработки учетной политики, основных принципов ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, случаях отступления от них. Наиболее важным представляется последнее обстоятельство, поскольку независимо от наличия или отсутствия ссылок на нормативные акты и содержащиеся в них императивные требования, любой экономический субъект обязан их соблюдать. Что касается норм, носящих диспозитивный характер, то именно они и составляют предмет учетной политики – свой выбор организация декларирует соответственно в методическом или организационном разделах приказа.
В «Методическом разделе» излагаются элементы методики бухгалтерского учета, которые определяют варианты отражения в учете информации о производственно-хозяйственной деятельности, исходя из альтернативных приемов и способов. Это выражается в возможности отражения одних и тех же фактов хозяйственной жизни неодинаковыми бухгалтерскими проводками и в различных оценках, что в конечном итоге позволяет получить разные варианты отчетности.
В «Организационном разделе» описываются элементы, определяющие формы ведения и организации бухгалтерского учета хозяйствующим субъектом. Иными словами, в отличии от методического, организационный аспект не влияет на информацию, формируемую на счетах бухгалтерского учета и представляемую в финансовой отчетности, - какими бы ни были применяемые технические средства организационные процедуры, результат (отчетность) во всех случаях будет один. Именно поэтому данный вопрос остается за рамками регулирования в Международных стандартах финансовой отчетности.
Такова общая схема российской практики формирования учетной политики. Управленческий аспект отражает общую идеологию, характерную для всех стран с рыночной экономикой, - он находится в абсолютной компетенции субъектов бизнеса (таким образом, различия с международной практикой отсутствуют). Финансовый аспект имеет определенные отличия, в сравнении с требованиями МСФО, однако, они имеют не принципиальный, а скорее технический характер. И, наконец, особенности налоговой учетной политики достаточно индивидуальны и определяются налоговым законодательством конкретного государства.
Для экономических субъектов, осуществляющих переход на Международные стандарты финансовой отчетности, весьма актуален вопрос: возможно ли сохранить существующую структуру учетной политики, дополнив ее недостающими элементами и изменив при необходимости отдельные положения, либо придется сформировать новую концепцию? При ответе на него определяющую роль играют два обстоятельства:
1.как сказано выше, МСФО представляют собой учетную концепцию, базирующуюся не на узкоспециальных правилах и методиках, а на фундаментальных принципах. Лишь такой подход, по мнению их составителей, способен обеспечить истинный и непредвзятый подход к формированию отчетности. Принципы, положенные в основу Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, соответствуют МСФО. Они, собственно, и послужили основой Концепции;
2.учетная политика – явление, сравнительно новое для российского учета. Отечественная практика пока не может похвастаться большим практическим опытом и теоретическими наработками в данной области. Поэтому это именно тот случай, когда целесообразно воспользоваться зарубежными моделями. Тем не менее, российская нормативная база, со свойственным ей консерватизмом, уделяет особое внимание вопросам организационного характера. Кроме того, она концентрирует свое внимание не только на составлении отчетности, но и предшествующей этому процедуре – ведении учета. Указанные обстоятельства хотя и отличают ее от МСФО, но их вряд ли можно назвать противоречиями. Напротив, повышенное внимание к учетной процедуре в России следует рассматривать как фактор, косвенно способствующий обеспечению качества и достоверности финансовой отчетности.
Рассмотрим достоинства и недостатки каждого варианта.
Традиционный вариант близок по своей структуре и форме изложения к применяемому большинством российских организаций и включает три традиционных блока.
В раздел «Общие положения» целесообразно включить: общие сведения об организации; основную цель ее учетной политики как обеспечение формирования достоверной информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении данной организации; указание на стремление посредством избранной и задекларированной в приказе учетной политики обеспечить соответствие финансовой отчетности организации требованиям всех Международных стандартов финансовой отчетности и интерпретаций Постоянного комитета по интерпретациям как в отдельности, так и в совокупности. Особо следует выделить случаи отступления от общепринятых допущений при ведении учета и составлении отчетности, когда это допустимо и оправдано с указанием причин и следствий. «Методический раздел» должен содержать конкретные способы отражения информации в финансовой отчетности, выбранные исходя из альтернатив, которые предлагают МСФО. Как известно, способы, по которым возможен выбор, МСФО классифицируют на две категории, называя их соответственно «основной подход» и «допустимый альтернативный подход». Если не существует веских оснований поступить иначе, организациям, формирующим учетную политику по МСФО впервые, целесообразно пойти по «основному» (рекомендуемому) пути.
Составители приказа должны ясно осознавать, что довольно сложно, а порой невозможно осуществить выбор в отношении объектов, характеризующихся высокой степенью индивидуальности и (или) еще не встречающихся в хозяйственной жизни организации. Поэтому, во-первых, не надо пытаться предугадать в приказе все возможные ситуации, варианты развития событий и объекты бухгалтерского наблюдения – МСФО делают упор на принципы, а не на детальные процедуры. А, во-вторых, конкретный способ учета вновь появившегося объекта бухгалтерского наблюдения можно определить непосредственно в момент принятия к учету, даже середине года, а не обязательно по состоянию на 1 января. Данный факт будет признан дополнением, а не изменением учетной политики и поэтому не противоречит ни российским, ни международным стандартам.
Что же касается изменений, то МСФО допускает их лишь в случае значительного изменения характера операций компании или изменений в самих МСФО и интерпретациях к ним.
«Организационный раздел» может по-прежнему содержать существенные вопросы, определяющие лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета, организационную структуру бухгалтерии и распределение должностных обязанностей ее сотрудников, описание применяемой формы ведения бухгалтерского учета, рабочий план счетов и др. Все это позволяет упорядочить работу бухгалтерии, точно идентифицировать, оценить, классифицировать и систематизировать информацию в момент ее появления, что значительно упрощает работу при составлении отчетности. Кроме того, в данном разделе приказа возможно описание процедуры трансформации российской отчетности на язык МСФО.
Альтернативный вариант предлагает не только и не столько механическое переложение принципов, приемов и способов ведения учета и составления отчетности, предусмотренных МСФО, а выработку системного подхода к решению данной задачи. При этом изложение может осуществляться в разрезе основных групп элементов учетной политики, таких, как оценка, группировка, амортизация, резервирование, признание доходов и расходов, капитализация затрат, налогообложение, влияние изменения валютных курсов, гиперинфляция, существенность и т.д. Такой вариант не исключает возможности изложения вопросов общего и организационного характера, а также организационных и методических аспектов, отражающих специфику деятельности организации. При этом документ будет разработан на основе единых, взаимоувязанных и взаимообусловленных подходов, что существенно повысит его уровень и эффективность применения.
В любом случае выбор остается за конкретной организацией. Наиболее рациональное решение видится в использовании «традиционного» подхода для осуществления перехода к МСФО, который позволит сохранить статус и структуру приказа об учетной политики, одновременно обеспечив соответствие документа новым требованиям. А затем, получив непосредственный опыт и практику составления отчетности по международным стандартам, с учетом происходящих в них изменений, разработать «альтернативный» вариант.
II. Расчетно-аналитическая часть
Таблица №1
Состав экономических ресурсов и источников их образования ОАО «Мир шерсти» на 1 октября 2010г.
№ п/п | Наименование отдельных видов имущества, источников их формирования и обязательств предприятия (в рублях) | Сумма, руб. | Дебет | Кредит | |
1 | Незавершенные капитальные вложения | 6120000 | 08 | | |
2 | Пальто женские зимние на складе готовой продукции | 2907000 | 43 | | |
3 | Пальто детские зимние на складе готовой продукции | 1531020 | 43 | | |
4 | Производственное оборудование в цехах по первоначальной стоимости | 17881212 | 01 | | |
5 | Износ основных средств | 7534026 | | 02 | |
6 | Прочие материалы на складе | 326400 | 10 | | |
7 | Комплектующие изделия и покупные полуфабрикаты на складе | 1938000 | 10 | | |
8 | Ткань шерстяная с лавсаном на складе | 1428000 | 10 | | |
9 | Здания производственных цехов | 10848414 | 01 | | |
10 | Здания материальных складов и готовой продукции | 1020000 | 01 | | |
11 | Здание административного корпуса | 6278100 | 01 | | |
12 | Детали и изделия не прошедшие всех стадий технологической обработки в цехах в т.ч. Пальто женские зимние (изделия А) Пальто детские зимние (изделия Б) | 102000 51000 | 20А 20Б | | |
13 | Оборудование склада готовой продукции | 561000 | 01 | | |
14 | Задолженность за прочими дебиторами | 38760 | 76.1 | | |
15 | Долгосрочные (на срок более 1 года) вложения (инвестиции) на приобретение акций других предприятий | 2040000 | 58 | | |
16 | Задолженность за Сурским домом торговли за отгруженную в его адрес готовую продукцию | 1838550 | 62 | | |
17 | Предоставленные краткосрочные (сроком до 1 года) займы другим предприятиям | 5100000 | 58 | | |
18 | Авансы поставщикам за материалы и комплектующие изделия | 1301010 | 60.1 | | |
19 | Задолженность предприятия поставщикам за материалы | 644130 | | 60 | |
20 | Авансы, полученные от покупателей и заказчиков | 663000 | | 62.1 | |
21 | Инструмент и хозяйственные принадлежности на складе предприятия | 144840 | 01 | | |
22 | Кредиторская задолженность за электроэнергию | 178500 | | 60 | |
23 | Краткосрочные кредиты | 1785000 | | 66 | |
24 | Долгосрочные кредиты | 5100000 | | 67 | |
25 | Товарные знаки продукции предприятия | 663000 | 04 | | |
26 | Брокерское место на товарной бирже | 1020000 | 04 | | |
27 | Лицензия на внешнеторговую деятельность | 66300 | 04 | | |
28 | Денежные средства в кассе предприятия | 21420 | 50 | | |
29 | Расчетный счет | 3213000 | 51 | | |
30 | Уставный капитал | 30090000 | | 80 | |
31 | Доходы будущих периодов | 438600 | | 84 | |
32 | Резервный фонд | 2040000 | | 82 | |
33 | Прибыль отчетного года | 3585300 | | 99 | |
34 | Целевые финансирования и поступления | 586500 | | 86 | |
35 | Машины швейные универсальные | 1081200 | 01 | | |
36 | Задолженность работникам предприятия по оплате труда | 7813200 | | 70 | |
37 | Задолженность бюджету а) по налогу на прибыль б) по налогу на добавленную стоимость в) по налогу на имущество г) по налогу с доходов физ.лиц | 1075590 612000 153000 1023060 | | 68 68 68 68 | |
38 | Задолженность предприятия в фонды социальной защиты | 1648320 | | 69 | |
39 | Нераспределенная прибыль прошлых лет | 1530000 | | 84 | |
40 | Создан резерв предстоящих расходов в т.ч. для оплаты отпусков для ремонта основных средств | 1020000 510000 510000 | | 96 | |
| Итого | | |